Родственные проекты:

|
Лев Шестов

Шестов Лев (псевдоним; настоящие имя и фам.— Лев Исаакович Шварцман)
[31.1(12.2).1866, Киев,— 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист
и литератор. В 1895—1914 годы жил преимущественно в Швейцарии, с 1914 года —
в Москве, с 1918 года — в Киеве, с 1920 года — в Париже.
Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Шестов
предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков,
как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Шестов заявляет о трагичности
абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого, но
взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной.
Шестов предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку
зрения с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», он
полемически противопоставляет её академическому стилю мышления как «философии
обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт
против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта
безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости
индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные
нравственные нормы, приводит Шестова к гносеологическому релятивизму и
имморализму. Хотя в начале 1910-х годов безрелигиозный «Апофеоз беспочвенности»
(1905) сменяется религиозным пафосом «sola fide» (лютеровское оправдание «только
верою»), миросозерцание Шестова не избавляется ни от абсурда, ни от произвола.
Вера Шестова не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей
логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла».
Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к основам
жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный
источник; философскому умозрению Шестов противополагает откровение («Афины и Иерусалим»,
1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Шестова с разумом приобретает
гиперболический характер: познавательная устремлённость отождествляется с
грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых
истин». Публицистический темперамент Шестова — мастера философского парадокса и
афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на
Западе (отклики у Г. Марселя,
А. Камю, Д. Г. Лоренса и др.).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.
Панов. 1983.
Сочинения: Собр. соч., т. 1—6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957.
Литература: Асмус В. Ф., Л. Шестов и Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В.,
«Остается одно: произвол», «Вопросы литературы», 1975, № 10; Wernham J. С., Two
Russian thinkers, Toronto, 1968; Л. Ш. Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова,
Paris, 1975; Библиография литературы о Л. Шестове, сост. Н. Баранова-Шестова,
Paris, 1978.

Вернуться на главную страницу
Шестова
|