Родственные проекты:

|
Лев Шестов

"Религиозный философ"
Шестов Лев [наст, имя и фам. Лев (Иегуда Лейб) Исаакович Шварцман] [31 января
(12 февраля) 1866, Киев — 20 ноября 1938, Париж] — русский религиозный философ,
литературный критик. В 1884 поступил на физико-математический факультет
Московского университета, затем перевелся на юридический факультет, семестр
обучался в Берлине, окончил университет в Киеве (1889). Написал диссертацию о
рабочем законодательстве, которая была отвергнута цензурой. В 1890—95 публикует
статьи по социально-экономическим вопросам, управляет семейным предприятием. С
сер. 1890-х гг. посвящает себя занятию литературно-философским трудом. В
творчестве Шестова, обращенном к Св. Писанию, пронизанном «проклятыми вопросами»
русской литературы, насыщенном анализом наследия его философских
единомышленников Лютера, Плотина, Паскаля, Кьеркегора, различают два основных
этапа: литературно-критический (до 1911) и собственно философский. Своим «первым
учителем философии» называл Шекспира. Сочинение «Шекспир и его критик Брандес»
(СПб., 1898) — философский дебют Шестова. Решающее влияние на него оказал Ницще,
которому посвящены книги «Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше» (СПб., 1900) и
«Достоевский и Ницше» (СПб., 1903), принесшие автору известность. Шестов был
захвачен личностью «безумного мыслителя», который один на один со страшной
болезнью искал Бога за пределами морали и культуры. Тема богоискательства
становится главной для Шестова. Его творчество теоцентрично: Бог, о котором
пишет Шестов, — не абстрактный «Бог философов», а живой «Бог Авраама, Исаака,
Иакова». Слова: «Ницше открыл путь. Нужно искать того, что выше... добра, нужно
искать Бога» (Собр. соч. СПб., 1900, т. 1, с. 209) — выражают суть философской
позиции Шестова и приложимы ко всему его творчеству.
С 1896 по 1914 (год возвращения на родину) Шестов жил попеременно в Европе
(гл. о. в Швейцарии) и в России, поддерживая дружеские связи и творческую
полемику с Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым, М. О. Гершензоном,
Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и др. Участвовал в работе
Религиозно-философских собраний, сотрудничал в журнале «Мир искусства», состоял
(с 1915) членом Московского психологического общества. В России опубликованы
книги «Апофеоз беспочвенности» (СПб., 1905), «Начала и концы» (СПб., 1908),
«Великие кануны» (СПб., 1912). Не приняв революции 1917, Шестов эмигрировал во
Францию (1920). В 1922—37 преподавал в Сорбонне историю философии, читал курсы о
Вл. Соловьеве, Достоевском, Толстом, Паскале, Кьеркегоре. Дружеские отношения и
сотрудничество связы-вали Шестова с Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, Л.
Леви-Брюлем, А. Жидом, Ш. дю Бос, К. Бартом, М. Шелером, Б. Фонданом и другими
западными мыслителями. В Европе изданы наиболее значительные произведения
Шестова: «Власть ключей» (Potestas Clavium) (Берлин, 1923), «На весах Иова»
(Париж, 1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (Париж, 1939), «Афины и
Иерусалим» (Париж, 1951), «Умозрение и Откровение» (Париж, 1964), «Sola fide —
только верою» (Париж, 1966). Работы Шестова, переведенные на европейские,
японский и китайский языки, высоко оценены мировым философским сообществом, в
его творчестве, сфокусированном на проблеме трагизма человеческого
существования, обусловленного неизбежностью смерти, страданиями, произволом
случая, предвосхищены и развиты основные идеи экзистенциализма.
Ю. В. Синеокая
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин,
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
IV, с. 382-383.
Вернуться на главную страницу
Шестова
|