Родственные проекты:

|
Лев Шестов

Эмигрант
ШЕСТОВ Лев Исаакович (наст. фам. и имя Шварцман Иегуда Лейб) (31.1.1866, Киев
20.11.1938, Париж) - философ-экзистенциалист и литератор. Родился в традиционной
еврейской семье. Отец, Исаак Моисеевич Шварцман, был крупным коммерсантом,
купцом 1-й гильдии.
Выходец из небогатой среды, он создал собственное большое дело -
мануфактурную торговлю «Мануфактурные склады Исаака Шварцмана».
Отличался незаурядным знанием древнееврейской письменности и пользовался
авторитетом в еврейской общине. Интересовался зарождавшимся сионистским
движением, общался с его учредителями и помогал им. Сын, однако, остался чужд
всем этим интересам отца. Свое обучение Ш. начал в Киеве, но заканчивал гимназию
в Москве. В 1884 поступил на физико-математический факультет Московского
университета, затем перешел на юридический факультет, один семестр учился в
Берлине, окончил университет уже в Киеве в 1889. Диссертация его была посвящена
рабочему движению и отвергнута цензурой. По окончании университета, в 1890-91,
проходил военную службу как вольноопределяющийся, короткое время был помощником
присяжного поверенного в Москве.
В 1891 вернулся в Киев, чтобы помочь отцу. Опубликовал ряд статей по
финансовым и экономическим вопросам. Это был период интенсивных литературных и
философских занятий, первых литературных опытов, углубленного изучения
В.Шекспира, оказавшего на Ш. большое влияние. В 27 лет опубликовал книгу
«Шекспир и его критик Брандес».
Участвовал в торговом деле отца до конца 1895, когда заболел острым нервным
расстройством, вызванным, вероятно, гнетущей атмосферой предприятия. В 1896
отправился за границу для лечения, побывал в Вене, Карлсбаде, Берлине, Мюнхене,
Париже и др. В начале 1897 переехал из Берлина в Рим, здесь познакомился, а в
феврале 1897 женился на православной русской девушке Анне Елизаровне
(Елеазаровне) Березовской, студентке-медичке. Религиозная нетерпимость отца
заставила Ш. долгие годы хранить этот брак в тайне и препятствовала возвращению
семьи 1В. в Россию. В течение 10 лет Шестовы жили врозь, в разных городах, чтобы
скрыть брак от родителей. Отец Ш., видимо, так и не узнал о нем, а матери он
признался после смерти отца. По русским законам брак этот был недействительным,
а дети, рожденные в нем, - незаконнорожденными. В 1897 у Ш. родилась дочь
Татьяна, в 1900- дочь Наталья. С согласия Ш. дети были крещены. С осени 1908 Ш.
воссоединился с семьей.
В 1898-1902 Ш. жил в Берлине, Италии, Швейцарии, наезжая на время в Петербург
и Киев. К этому времени относится его знакомство и дружба с С.Дягилевым,
сотрудничество в журнале «Мир искусства». В Лозанне закончил книгу о Толстом и
Ницше, начал работу о Достоевском и Ницше.
В ноябре 1903 из-за болезни отца вернулся в Киев и до осени 1908 работал в
семейном деле. Осенью 1908 поселился с семьей во Фрейбурге (Германия), с марта
1910 жил с семьей, главным образом, в Швейцарии, в маленьком городке Коппе на
берегу Женевского озера, занимаясь классической европейской философией и
богословием. Здесь он открыл для себя нового героя М.Лютера; изучал труды
средневековых мистиков и схоластов, многотомные немецкие истории догматических
учений, средневековой церкви, лютеранства: в этот период (1910-13) практически
не писал. В 1913 начал работу над новой книгой - «Sola fide», однако, не успев
ее закончить, в 1914в связи с началом 1 -и мировой войны вынужден был вернуться
в Россию (начатая рукопись осталась за границей; в 1920, уже находясь в
эмиграции, Ш. удалось ее вернуть: частично главы из этой рукописи и высказанные
в ней идеи вошли в другие его книги или были опубликованы отдельно, а целиком
рукопись «Sola fide» была издана уже после смерти Ш. в Париже в 1966).
В Москве Ш. поселился на Плющихе, общался с Вяч.Ивановым, С.Булгаковым,
Н.Бердяевым, Г.Шпетом, М.Гершензоном и др. Революцию встретил в Москве, отнесся
к ней без энтузиазма. После гибели на фронте единственного сына в 1918 переехал
с семьей в Киев. Здесь читал в Народном университете курс лекций «История
древней философии», выступал с докладами и публичными лекциями. В октябре 1919
семья из Киева перебралось в Ялту в надежде выехать оттуда за границу. По
ходатайству Булгакова и профессора Киевской духовной академии И.Четверикова, а
также благодаря широкой известности своих трудов Ш. с декабря 1919 был зачислен
приват-доцентом Таврического университета. Однако уже в начале 1920 Ш. с семьей
из Ялты выехал в Севастополь, оттуда - в Константинополь, а затем через Италию в
Париж.
Во Франции Ш. прожил до конца жизни. До 1930 жил в Париже, в 1930-38 - в
парижском предместье, где вел очень замкнутую жизнь. С июня 1921 Ш. - член
Русской академической группы. В феврале 1922 он был назначен преподавателем (1
час в неделю) историко-филологического факультета Русского отдела Института
славяноведения при Парижском университете. Здесь Ш. почти 16 лет читал свободные
курсы по философии («свободные» - потому что всегда читал и говорил только о тех
проблемах философии, которые занимали его в данный момент): «Русская философия
XIX столетия», «Философские идеи Достоевского и Паскаля», «Основные идеи древней
философии», «Русская и европейская философская мысль», «Владимир Соловьев и
религиозная философия», «Достоевский и Кьеркегор», «Религиозно-философские идеи
Толстого и Достоевского». В эти годы произведения Ш. публиковались в переводах
на европейские языки; он выступал с публичными лекциями и докладами в Германии и
Франции; в 1936 по приглашению культурного отдела рабочей федерации посетил
Палестину, читал лекции в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе. Репутация Ш. в среде
французских интеллектуалов была очень высока; он находился в тесном творческом
общении с Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, Л,Леви-Брюлем, Б.Фонданом и др. С 1925
член президиума Ницшевского общества, член Кантовского общества.
В декабре 1937 тяжело заболел (кишечное кровотечение), после выздоровления
силы восстановить полностью не смог ив 1938 прекратил чтение лекций. В октябре
1938 заболел бронхитом, который перешел в туберкулез. Умер в клинике Буало,
похоронен на Новом кладбище в Булони, предместье Парижа, в фамильном склепе.
Ш. - один из самых своеобразных мыслителей начала XX в. предвосхитивший
основные идеи позднейшего экзистенциализма. По свидетельству людей, близко
знавших Ш., писать он не любил: вынашивал свои мысли в уединенных прогулках и
только после этого заставлял себя «закрепить» их на бумаге; язык его
произведений отличается классической простотой, точностью и эмоциональностью.
Творчество Ш. насыщено темами великой русской литературы, анализом наследия ряда
крупнейших писателей и мыслителей - Ницше, Достоевского, Толстого, Шекспира,
Паскаля, Лютера, Кьеркегора. После появления первых публикаций Ш. приняли за
литературного критика, и он сам отчасти так считал. Главная тема философии Ш. -
трагизм индивидуального человеческого существования, переживание безнадежности,
Ш. отвергает возможность рационального достоверного суждения о смысле
мироздания, не верит логике как единственному способу познания окружающего и
пытается найти другие формы проникновения в тайны мира. Знание рассматривается
им как источник грехопадения человеческого рода, подпавшего под власть
«бездушных и необходимых истин» и утратившего свободу. Человек - жертва законов
разума и морали, жертва универсального и общеобязательного.Ш. восстает против
диктата разума над сферой жизненных переживаний, борется за личность против
власти общего, за индивидуально-неповторимое. Освобождения от оков
необходимости, от законов логики и морали Ш. ищет в Боге, он хочет вернуться в
рай, к подлинной жизни, которая находится по ту сторону познанного добра и зла.
По существу основная тема размышления Ш. - конфликт библейского откровения и
греческой философии. Вера дает ему возможность прорыва к тайнам мира и их
постижению.
Материал из кн.: В.Шелохаев.Энциклопедия Русской эмиграции, 1997 г.
Электронная версия фрагмента с сайта http://interpretive.ru/
Вернуться на главную страницу
Шестова
|