Сухово-Кобылин Александр Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

1817-1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Васильевич Сухово-Кобылин

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (17[29].09. 1817—11[24].03.1903), писатель. Родился в Москве в старинной дворянской семье. В 1834—38 учился на философском факультете (физико-математическое отделение) Московского университета. В студенческие годы увлекался театром. Был дружен с К. С. Аксаковым. В 1838—42 изучал философию в Гейдельбергском и Берлинском университетах; проявил интерес к философии Гегеля, сохранившийся на всю жизнь. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы Луизы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом, дважды подвергался тюремному заключению. Хотя следствие не имело доказательств вины Сухово-Кобылина, во время судебного процесса он вынужден был откупаться от вымогателей-чиновников огромными взятками. В итоге дело было прекращено, но светская молва на протяжении всей жизни писателя приписывала ему это преступление.

В 1852—54 написана первая пьеса Сухово-Кобылина — комедия «Свадьба Кречинского». Основная тема ее — моральная деградация дворянства. Духовная пустота и цинизм наглого прожигателя жизни Кречинского оттенены его смелостью, находчивостью, азартом игрока. В системе образов комедии Кречинский связан, с одной стороны, с «высшим обществом», от имени которого он выступает в семействе Муромских, а с др. — с лишенным малейших признаков порядочности Расплюевым. Роли положительных персонажей — старика Муромского и Нелькина — написаны сравнительно бледно, фигуры же Кречинского и Расплюева относятся к замечательным созданиям русской комедиографии. Имя Расплюева «…сделалось… нарицательным» (Боборыкин П. За полвека. М.; Л., 1929). Суть расплюевщины — беззастенчивость порока, естественного цинизма, «благодушие зла». «Свадьба Кречинского», бывшая (недолго) под цензурным запретом, появилась на сцене в 1855 в Малом театре. На протяжении 2-й пол. XIX в. комедия почти не сходила со столичной сцены, ставилась и в провинциальных театрах. «Кречинский, — замечал Сухово-Кобылин в предисловии к драме “Дело”, — …правит службу на русской сцене, службу, которая вместе есть и его суд».

В 1856—61 Сухово-Кобылин работал над сатирической драмой «Дело» (опубл. в Лейпциге в 1861, тираж 25 экз.). В ней воспроизведены многие детали судебного процесса Сухово-Кобылина, и потому автор в предисловии к пьесе предупреждал, что она представляет собой «сущее из самой реальной жизни с кровью вырванное дело». Из «Свадьбы Кречинского» в новую пьесу перешли некоторые прежние персонажи: Муромский, Лидочка, Атуева, Нелькин. Но если раньше их противником был одинокий светский авантюрист и циничный охотник за богатым приданым, то в «Деле» честному семейству противостояла всемогущая бюрократическая машина. Пьеса обличала чиновничью систему — от министра до писаря. Беспомощность «частных лиц» в этом царстве произвола очевидна. Безысходность основной драматической ситуации определила жанровую природу пьесы. В отличие от «Свадьбы Кречинского», «Дело» не сатирическая комедия, но сатирическая драма; на смену веселому комизму и стремительности развития интриги пришла полная горечи саркастическая интонация, мрачная медлительность движения сюжета. Центральные фигуры «Дела» — Варравин и Тарелкин — искусно оттеняют друг друга. Варравин — вымогатель опытный и жестокий, Тарелкин — менее уверенный, но более жадный, бесстыдный в своем хищничестве. С надменностью и силой Варравина контрастирует трусливость и одновременно наглость Тарелкина. Остальные представители «армии чиновников», от возглавляющего департамент «Весьма важного лица» до «колес, шкивов и шестерен бюрократии», дополняют целым спектром оттенков общую картину коррупции и грабительства. Смерть Муромского придает финалу пьесы трагический характер. Цензура не пропускала пьесу на сцену более 20 лет, позднее она шла с купюрами под названием «Отжитое время».

В 1869 Сухово-Кобылин завершил заключительную пьесу трилогии — «Смерть Тарелкина». С двумя предыдущими ее связывали фигуры Расплюева, Тарелкина, Варравина. Но по теме и жанру «Смерть Тарелкина» сильно от них отличалась. Это была первая в русской драматургии пьеса, где объектом сатирического обличения стала полиция. Сухово-Кобылин вторгся в тайную сферу, которая до него оставалась неприкасаемой. Он изобразил картины полицейского произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. То обстоятельство, что в мире откровенного грабежа на видном месте оказался старый Расплюев, явилось находкой автора. Биография беззастенчивого негодяя закономерно увенчивалась должностью квартального надзирателя, мечтающего «всякого подвергнуть аресту», «учинить в отечестве нашем проверку всех лиц: кто они таковы?». В «Смерти Тарелкина» сатира Сухово-Кобылина обрела гротескные формы. Имитация Тарелкиным собственной смерти дала автору возможность смешений комического и трагического, внезапных поворотов действия от повседневных подробностей бытия к фантасмагорическим сдвигам в сферы почти ирреальные. Пользуясь приемами площадного фарса, Сухово-Кобылин создает впечатление крайней бесправности человека в условиях полицейского произвола. Завязав в стенах полицейского участка борьбу между самими вымогателями, Сухово-Кобылин виртуозно ставит персонажей в положения, когда они оказываются разоблачителями и собственных пороков и пороков слоя, их породившего. Смех в этом трагикомическом фарсе звучит зловеще, в нем слышны боль и отчаяние. Цензура запрещала «Смерть Тарелкина» более 30 лет. Только в 1900 в искаженном и урезанном виде под названием «Расплюевские веселые дни» пьеса сыграна в Суворинском театре в Петербурге. В драматургии Сухово-Кобылина наиболее последовательно развита гоголевская традиция. Изучение рукописей Сухово-Кобылина показало, что Тарелкин сперва именовался Хлестаковым, а пьеса «Смерть Тарелкина» имела название «Хлестаков, или Долги». Творчество Сухово-Кобылина высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, который в «Письмах к тетеньке» продолжил «жизнеописание» Расплюева. В начале ХХ века А. А. Блок с восхищением отзывался о Сухово-Кобылине, «…неожиданно и чудно соединившем в себе Островского с Лермонтовым».

После завершения трилогии Сухово-Кобылин занялся философией: переводил Гегеля, писал собственную «философию Всемира». Эти труды сохранились в рукописях, как и 2 сатирических памфлета, для сцены не предназначавшихся: «Квартет» и «Торжественное соглашение батюшки с миром».

К. Р.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народ.

Вернуться на главную страницу Сухово-Кобылина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС