Родственные проекты:

|
Томас Mop

«Утопия» Томаса Мора
Канцлер Генриха VIII Томас Мор (1478—1535) воочию наблюдал начало глубокой
перемены в положении трудящихся классов Англии, картину народных бедствий,
вызванных прежде всего системой огораживании. В своём романе-трактате «Золотая
книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о
новом острове Утопии» (латинский текст — 1516 г., первый английский перевод —
1551 г.) Мор в беспощадно резком свете изображает Англию XVI века с тунеядством
её высших классов и кровавым законодательством против экспроприированных,
Англию, где «овцы поедают людей». Из своего описания английской действительности
Мор делал вывод: «Где только есть частная собственность, где всё мерят на
деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение
государственных дел». От имени вымышленного путешественника Рафаила Гитлодея Мор
рассказывает о счастливой стране на далёком острове Утопия (по-гречески —
«несуществующее место»). В этой стране нет частной собственности, Все жители
острова трудятся, занимаясь ремеслом, а поочерёдно — и сельским хозяйством.
Благодаря труду всех членов общества имеется изобилие продуктов, которые
распределяются по потребностям. Образование, основанное на соединении
теоретического обучения с трудовым, доступно всем жителям Утопии. Обществом
руководят избираемые не более чем на год граждане (за исключением князя, чьё
звание остаётся пожизненным, если нет подозрений, что он стремится к
единовластию). Дела, имеющие важное значение, решаются в народном собрании. Своё
презрение к деньгам утопийцы выражают тем, что в их государстве золото служит
лишь для изготовления цепей для преступников и для ночных горшков.
Представление Томаса Мора о коммунизме несёт на себе отпечаток условий
средневековой жизни. Не представляя себе организации ремесла иначе как в форме
идеализированной средневековой семейно-ремесленной системы, Мор всю систему
управления связывает с патриархально-родительским авторитетом. В своём идеальном
государстве, где господствует полное социальное и политическое равенство всех
граждан, он сохраняет элемент рабства (рабами становятся в Утопии в наказание за
совершённое преступление, рабы исполняют тяжёлую, грубую работу). Человек своего
времени, Томас Мор не знал и не мог ещё знать реальных путей для устранения
несправедливого общественного строя, основанного на частной собственности. Но
гениальность его основной идеи достаточно ярко выражена в принципе обязательного
для всех труда, в предвидении уничтожения противоположности между городом и
деревней, между умственным и физическим трудом, в отрицании эксплуатации
человека человеком. Книга Мора была живым откликом на процесс развития
капиталистических отношений в Англии и выражала самые глубокие чаяния английских
народных масс. Коммунистический идеал Мора был как бы фантастическим
предвосхищением будущего.
В средние века критика частной собственности выступала обычно в религиозном
облачении. Мор очистил эту критику от её мистической оболочки и связал её с
политическими, экономическими, моральными и философскими вопросами.
Генрих VIII привлёк Томаса Мора к государственной деятельности. Некоторое
время могло казаться, что такие идеи Мора, как установление мирных отношений
между государствами, сокращение государственных расходов и т. п., оказывают
влияние на политику двора. Тем не менее различие целей неизбежно должно было
привести к резкому конфликту между королём и его канцлером. Мор выступил
решительным противником английской реформации. По требованию короля лорд-канцлер
был осуждён. Послушные судьи приговорили бывшего лорда-канцлера к страшной
казни, которую «милостивый» Генрих VIII заменил отсечением головы.
Отсюда легенда о Томасе Море как о католическом мученике. На самом же деле он
был сторонником полной веротерпимости. В его утопическом государстве каждый
верует во что хочет, и никакие религиозные преследования не допускаются. Даже
атеисты могут излагать свои взгляды в кругу образованных лиц, им не разрешается
только публичная агитация против религии.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 345-346.
Вернуться на главную страницу
Т. Мора
|