Родственные проекты:

|
Габриель Марсель

Марсель (Marcel) Габриель (1889-1973) - французский философ, драматург и
критик, основоположник католического
экзистенциализма.
Марсель продолжил традицию философствования, идущую от Августина. На
формирование его взглядов оказали влияние идеи
Ф.В.Й. Шеллинга, С. Кьеркегора,
А. Бергсона, У. Джеймса. В 1929 году принял католичество. После осуждения
папской энцикликой экзистенциализма (1950) Марсель называл свою философию
«неосократизмом» и «христианским сократизмом». Философия Марселя подчеркнуто
антисистемна. Подход к действительности, предлагаемый наукой, по Марселю,
абстрактен и не может служить основанием философского осмысления мира. В своем
философствовании, которое он называет «конкретным», Марсель опирается на
описание опыта религиозных переживаний личности. Антропология Марселя строится
на пути «внутреннего христианства», которое, вслед за Августином, отстаивали Б.
Паскаль и С. Кьеркегор. Человек, по Марселю, представляет собой единство духа и
тела, или «воплощенное бытие». Фиксация конкретного единства духовно-телесных
феноменов - отправной пункт теоретизирования Марселя. Одновременно он
констатировал «сопричастность» личности тотальности божественного бытия, данной
через «озарение». Познать творческую субъективность человека означает понять его
бытие как «тайну», а не как «проблему». Если проблемное рассмотрение
действительности выливается в объектно-вещный подход, то познание «тайны»
предполагает интимную погруженность личности в тотальность бытия. Первичная
рефлексия высвечивает оппозицию субъекта внешнему миру, тогда как вторичная
рефлексия, нацеленная на «тайну», раскрывает примат человеческого существования
по отношению к наличным обстоятельствам. Марсель полагал, что выявление им
«подлинных» и «неподлинных» способов существования человека должно стимулировать
его раскрепощение, вести к снятию Отчуждения. Противопоставляя «бытие» и
«обладание» как два радикально различных способа существования, Марсель
приписывал первому состояние озарения «божественной истиной», в то время как во
втором видел деградацию устремлений личности в погоне за мирскими благами.
Человеческое бытие немыслимо вне общения с другими людьми, вне «коммуникации».
«Неподлинность» межчеловеческих отношений - не продукт социальных обстоятельств,
а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности.
Источник творческой активности человека, «подлинности» его бытия - в постоянном
самопревосхождении, ведущем к Богу, в трансценденции. В 1950-1970-е годы Марсель
уделял большое внимание проблематике "философии истории и, в частности,
обосновывал необходимость синтеза христианства и гуманизма. Критиковал культуру
Нового времени и современности, предлагая предотвратить возрастающую
дегуманизацию, пользуясь рецептами «трагической мудрости» античности и
Средневековья.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О.
Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с.
300-301.
Сочинения: К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в
западной философии. М., 1988; Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Трагическая
мудрость философии. Избранные работы. М., 1995; Пьесы. М., 2002; Опыт конкретной
философии. М., 2004; Метафизический дневник. СПб., 2005; Le mystere de l'Etre.
P., 1951; Les hommes contre l'humain. P., 1951; Le declin de la sagesse. P.,
1954; Pour une sagesse tragique et son au-dela. P., 1968.
Вернуться на главную страницу
Марселя
|