|
|
Клисфен |
VI в. до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
КлисфенТуманс Х.Реформы КлисфенаСразу после падения тирании в Афинах с новой силой вспыхнула борьба за власть. На сей раз в борьбе участвовали две аристократические группировки. Одну из них возглавил Клисфен из рода Алкмеонидов, тот самый, который в 525/24 году до н. э. был архонтом при Писистратидах, а затем снова эмигрировал и развернул кипучую деятельность по свержению тирании. Это он подкупил дельфийский оракул (Hdt, V, 66) и, скорее всего, он же организовал и вооруженную борьбу против Гиппия. Одним словом, Алкмеониды приложили максимум усилий для свержения афинской тирании и понесли при этом людские и финансовые потери 1. Теперь, когда их цель была достигнута, они стремились воспользоваться плодами своей победы и рассчитывали снова занять ведущее положение в Афинах. Но тут они натолкнулись на сопротивление: им противостояла афинская консервативная аристократия. Видимо, традиционная землевладельческая знать сплотилась, чтобы не ___ 1. В качестве подтверждения людских потерь Алкмеонидов приводят иногда упомянутую выше скульптуру юноши Креза с Акрополя (см. прил. 24). На основании этой скульптуры написан стих, в котором говорится, что данный Крез пал славной смертью, сражаясь в передних рядах. Поэтому некоторые ученые полагают, что он был Алкмеонидом, погибшим в битве при Паллене или в другом столкновении с тиранами. См.: Eliot С. W. Th. Where Did the Alkmeonidai Live? // Historia. Bd. 16. 1967. S. 279—286. Однако эта интерпретация встречает серьезные воз-ражения. См.: Welwei K.-W. Athen. Von neolitischen Siedlungsplatz zur archaischen Grosspolis. Darmstadt, 1992. S. 263, Anm. 336. В любом случае остается факт, что Алкмеониды понесли людские потери, сражаясь с Гиппием в местечке Лепсидрии. [370] допустить к власти «выскочек» Алкмеонидов. Лидером этой группировки был знатный аристократ Исагор 2. Следовательно, в Афинах возобновилась борьба между старой, землевладельческой аристократией и «новыми людьми», возглавляемыми новой, «капиталистической» аристократией. «Старые» и «новые» силы снова сцепились в смертельной схватке за власть. Их борьба, как и раньше, приняла вид соперничества двух аристократических кланов. В ней не было сначала никаких политических лозунгов и проектов 3. Исагор опирался на традиционные аристократические объединения — гетерии (Arist. Ath. Pol., 20, 1). Гетерии были старым и хорошо опробованным инструментом политической организации аристократии — с ними мы уже встречались у Гомера (гл. 1, 3 д) и в истории Килона (гл. 3, 2 б) 4. Поэтому Исагору вскоре удалось победить и в 508 году до н. э. он был избран архонтом (Dion. Hal., I, 74, 6). Силы Клисфена были явно недостаточны, чтобы противостоять всей аристократии, и тогда он решил прибегнуть к тому же приему, что и Писистрат, — он обратился за поддержкой к народу. Как выражается Геродот, «побеждаемый Клисфен подружился с народом», или, точнее, «сделал народ своей гетерией» (εσσουμενος δε ο Κλεισθενης τον δημον προεταιριζε ται). По- ____ 2. Аристотель называет Исагора другом тиранов (Ath. Pol., 20, 1), но этому противоречит сообщение Геродота о том, что Исагор был гостеприимцем спартанского царя Клеомена, когда тот вторгся в Аттику для свержения тирании (Hdt, V, 70). М. Чэмберс отмечает, что, если бы Исагор был другом тиранов, он вряд ли мог бы быть избран архонтом уже в 508 г. до н. э. (Chambers М. Aristoteles. Staat der Athener / Ubers. M. Chambers. Berlin, 1990. S. 220; см. также: Rhodes P. J. A Commentary on the Aristotelean Athenaion Politeia. Oxford, 1981. P. 242 f.). Таким образом, скорее всего, что Исагор, также как и Клисфен, был противни-ком Писистратидов, только находился все время в Аттике. 3. Hignett С. A History of the Athenian Constitution to the End of the Fifth Century В. C. Oxford, 1958. P. 125; Siein-Hblkeskamp E. Adelskultur und Polisgesellschaft. Stuttgart, 1989. S. 158. 4. Об этих гетериях см.: Calhoun С. М. Athenian Clubs in Politic and Litigation. Roma, 1964. P. 11 ff.; Stein-Holkeskamp E. 1989. S. 157 ff.. Anm. 16. Конечно, гетерии Исагора не были теми позднейшими аристократическим объединениями, которые хорошо известны в Афинах в IV— V вв. до н. э. (Rhodes P. J. 1981. Р. 243; Chambers М. 1990. S. 221), но сам факт участия гетерии в этой истории отрицать вряд ли возможно, коль скоро они засвидетельствованы уже при Килоне и имеют прототипы у Гомера. [371] скольку Клисфен изображал себя как борца за свободу, он уже не мог претендовать на роль тирана. Ему оставалось только одно — привлечь народ какими-то демагогическими обещаниями. Аристотель говорит, что он пообещал предоставить народной массе политические права (Ath. Pol., 20, 1). Ставка на народ опять оказалась беспроигрышной и, таким образом, Клисфену удалось взять верх над Исагором. Теперь уже Исагор, будучи побежденным Клисфеном, был вынужден искать поддержку и нашел ее за пределами Аттики. Исагор призвал на помощь спартанского царя Клеомена, с которым был связан отношениями гостеприимства. Клеомен потребовал от афинян изгнать из города всех, над кем тяготела скверна «Килонова греха» — при этом подразумевался весь род Алкменоидов. Так в политической борьбе были опять задействованы религиозные представления и религия опять сделалась картой в политической игре. Игра удалась: Клисфен с Исагором восстановили афинян против Алкмеонидов и начался ритуально-политический процесс очищения Аттики от скверны. Клисфен, не дожидаясь расправы, тайно удалился в изгнание, а Исагор, вместе с пришедшим ему на помощь спартанским отрядом Клеомена, принялся изгонять из Афин семьсот запятнанных скверной семей. Было организовано настоящее судилище над Алкмеонидами, так что даже тела мертвых нечестивцев, согласно религиозным предписаниям, были вырьггы из могил и выброшены за пределы страны — «скверна» не имела права оставаться в Аттике и отравлять жизнь людям (Arist. Ath. Pol., 1, 1; Plut. Sol., 12) 5. Однако Исагор увлекся — вместе с Клеоменом он попытался низложить проклисфеновский государственный совет и ____ 5. Мы присоединяемся к мнению Ф. Шахермайра о том, что именно при Исагоре был осуществлен публичный суд над Алкмеонидами, в котором участвовали триста судей из знатных семей, а обвинителем выступал Мирон из дома Флии (Аристотель и Плутарх относят этот суд ко времени сразу после расправы над сторонниками Килона — Arist. Ath. Pol., 1; Plut. Sol., 12). В пользу данного предположения говорит тот факт, что Мирон в тексте назван не по отчеству, а по названию своего дема, что могло иметь место только после реформы Клисфена; а также то, что судили Алкмеонидов триста человек и как раз столько же было сторонников Исагора, когда они при помощи Клеомена пришли к власти. Отсюда же следует, что часть своих реформ Клисфен успел осуществить еще до своего изгнания. См.: Schachermeyr F. Zur Chronologie des Kleisthenischen Reformen // Klio. 1932. S. 338—342. Выбрасывание трупов нечестивцев из страны могло произойти только при Исагоре, т. к. сразу после подавления Килона все убийцы были еще живы. Как раз ко времени Клисфена относятся разрушения на многих афинских и аттических могилах: Schefold К. Kleisthenes. Der Anteil der Kunst an der Gestaltung der jungen attischen Freistaates // Museum Helveticum. Bd. 3. Fasc. 2. 1946. S. 68. [372] взять власть в свои руки. Совет же оказал сопротивление и поднял народ. Чужеземный отряд и на этот раз сыграл роковую роль — как и в истории с Килоном, дело можно было в данном случае представить как иноземную интервенцию, а Исагора — как национального предателя. Агитация подействовала, и народ взялся за оружие. Исагор с отрядом Клеомена и своими сторонниками укрылся на Акрополе 6. Их положение там скоро стало безвыходным и на третий день они были вынуждены сдаться. Клеомену со спартанцами было разрешено покинуть Аттику, а сторонники Исагора были перебиты 7. После этого афиняне вернули изгнанников, а Клисфен стал вождем народа и произвел политические преобразования. Так, в освещении наших источников, выглядят события, последовавшие за падением тирании и приведшие к политической реформе в Афинах (Hat, V, 66, 69-73; Arist. Ath. Pol., 20, 1-4). Став народным вождем, Клисфен осуществил свои знаменитые реформы. Довольно сложно установить точную датировку этих событий 8, но мы принимаем точку зрения Ф. Шахермайра, согласно которой Клисфен начал проводить реформы еще до своего изгнания, ____ 6. Занятие Акрополя и на этот раз имело символическое значение, но означало оно уже не захват власти, а укрытие в религиозном убежище, под защитой богов. В военном отношении бегство на Акрополь было бесполезно, поскольку обе стороны осознавали безвыходность положения для беглецов и поэтому заключили договор. Суть дела состояла в том, что афиняне не дерзнули второй раз совершить святотатство и убить укрывшихся у алтарей людей, и не могли также допустить их голодной смерти там, т. к. это тоже было бы осквернением святилища богов. Расправа над сторонниками Исагора говорит о том, что на них смотрели как на предателей. Ну и конечно же, Алкмеониды проявили особое рвение, чтобы уничтожить своих политических противников. 7. Так излагает события Геродот (Hdt, V, 72—73). Аристотель же утверждает, что афиняне отпустили Клеомена и всех, бывших с ним (Ath. Pol., 20, 3). 8. Вопросы хронологии см.: Бузескул В. История афинской демократии. СПб., 1909. С. 52 сл.; Карпюк С. Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. № 1. С. 17 слл.; Hignett С. 1958. Р. 331-336; Sealey R. Re-gionalism in archaic Athens // Historia. Bd. 9. 1960. S. 175 ff.; Rhodes P. J. 1981. P. 243 f.; Chambers M. 1990. S. 221 f. [373] при Исагоре, а закончил уже после возвращения и окончательной победы над Исагором 9. Следовательно, политические преобразования в Афинах были произведены Клисфеном в период с 508 по 506 год до н. э., с перерывом на время его изгнания. Официальный статус Клисфена и его властные полномочия неизвестны. Скорее всего, архонтом был кто-то другой, а он занимал какую-нибудь иную государственную должность 10. Он мог и вовсе не занимать никакой должности и оставаться «неформальным» народным лидером, поскольку, как справедливо отмечает М. Чэмберс, глава государственного переворота не нуждается в специфической парламентской должности 11. Суть реформ, по Геродоту, очень коротко сводится к тому, что Клисфен заменил четыре старых филы десятью новыми, дал им новые названия и распределил демы по десяти на каждую филу (Hdt, V, 66, 69). Аристотель же уделяет этому вопросу особое внимание и сообщает некоторые важные подробности (Ath. Pol., 21, 1—6). Он особо отмечает, что Клисфен специально разделил страну на десять частей, а не на двенадцать, чтобы избежать совпадения с прежними двенадцатью триттиями и чтобы можно было смешать народ. Аристотель раскрывает и политический смысл нового административного деления страны. Выглядит это следующим образом: на основе новых десяти фил Клисфен вместо солоновского совета четырехсот создал новый совет пятисот, в который избирались пятьдесят человек от каждой филы. Затем он устроил особое разделение внутри каждой филы по одной общей схеме. Всего было десять фил и сто демов. Клисфен позаботился о том, чтобы перемешать все население среди новых десяти фил. Для этого он сначала распределил все демы равномерно по трем традиционным областям Аттики: город (αστυ), прибрежная зона (παραλια) и срединная земля (μεσογειος). Затем на основании этого деления были созданы новые административные единицы — триттии. В каждую триттию входили три-четыре дема из одной области. В одну филу входили три такие триттии — одна из города, одна из паралии и одна из срединной земли. В результате в каждой филе были представлены демы из всех трех областей страны. Так жители Аттики оказались идеально перемешаны. Основной административной ____ 9. Schachermeyr F. 1932. S. 344. 10. Hignett С. 1958. Р. 393; Rhodes Р. J. 1981. Р. 244; Develin R. Athenian Officials 684-371 В. С. Cambrige, 1989. P. 51 f.; Chambers M. 1990. S. 224. 11. Chambers M. 1990. S. 244. [374] единицей стал теперь дем. Отныне дем был локальной гражданской общиной, своего рода самоуправляемой ячейкой. Клисфен ввел и официальную должность старейшины дема — демарха (δημαρχος), которому поручалось заведовать делами своей общины. Чтобы укрепить связь граждан с демом, Клисфен постановил официально называть граждан не по отчеству, как это было раньше, а по имени дема, к которому они приписаны. Наконец, последним мероприятием Клисфена было введение остракизма. По поводу клисфеновского административного деления Аттики написано огромное количество научных комментариев и специальных работ 12. Недавние исследования показывают, что реформа государственного устройства была далека от завершения, т. к. впоследствии, после Клисфена, происходили еще различные преобразования в этой сфере 13. Впрочем, это отнюдь не дает основания отрицать ни сами реформы, ни их историческое значение. Как бы то ни было, ясно, что свои демы Клисфен не придумывал «с нуля», но использовал старые, уже имевшиеся до него административные единицы — навкрарии, как на то указывал Аристотель (Ath. Pol., 21, 5) 14. Однако распределение демов по триттиям было тщательно продумано и составляло определенную систему 15. Показательно, что Клисфен позаботился и о религиозной легитимации для своей реформы: названия новым филам он дал такие, какие избрала пифия из числа предложенных им вариантов (Arist. Ath. Pol., 21, 6). Это было оче- ____ 12. См., например: Строгецкий В. М. Клисфен и Алкмеониды // ВДИ. 1972. № 2. С. 98-105; Карпюк С. Г. 1986. С. 17-35; Hignett С. 1958. Р. 134-145; Lewis D. М. Cleisthenes and Attica 11 Historia. Bd. 12. 1963. S. 22—40; Trail J. S. The Political Organisation of Attica. A Studi of the Demes, Trittyes, and Philai and their Representation in the athenian Council. Princeton, 1975; Rhodes P. J. 1981. P. 251-257; Kinzl K. On the Consequences of Following AP 21, 3 (On the Phylai of Attica) // Chiron. Bd. 19. 1989. P. 347-363; Chambers M. 1990. S. 226-231. 13. Develin В.. Kilmer M. What Kleisthenes did // Historia. Bd. 47. Heft 1. 1997. S. 3-17. 14. Hignett C. 1958. P. 130; Rhodes P. J. 1981. P. 257; Chambers M. 1990. S. 231 f. 15. С. Г. Карпюк, например, отмечает такой факт, что территории, где было сильно влияние Писистратидов, по клисфеновской системе были хуже представлены в совете, а Афидна — родина тираноубийц — намного лучше: Карпюк С. Г. 1986. С. 29. Возможно, новое деление имело целью усилить влияние Алкмеонидов. См.: Hansen М. Н. Die athenische Demokratie im Zeitalter des Demosthenes. Berlin, 1995. S. 48. [375] редной его религиозной манипуляцией с дельфийским оракулом. Клиофену была нужна божественная санкция своим законам и он ее без труда получил, что называется, «по блату». Вообще, в осуществлении реформ проявилась его деликатность по отношению к религии: он считался с консервативностью мышления своих соплеменников и не нарушил священной традиции старых локальных культовых объединений — все они остались нетронутыми и сохранились «по отеческим заветам» (Arist. Ath. Pol., 21, 5). Поэтому не было возмущений и обвинений в ниспровержении исконных устоев. Получалась такая же ситуация, что и у Солона: Клисфен формально не отменял старый порядок, а вводил в дополнение к нему ряд новшеств, которые радикально меняли политическую ситуацию. Формально его реформы состояли только в том, что новые филы должны были заменить старые, но на это он имел «санкцию божества». В политической сфере Клисфен практически ничего не менял — его совет пятисот был лишь модификацией старого солоновского совета, приспособленного к новому административному делению страны. Поэтому его функции, как и функции народного собрания, остались прежними. Политическая активность нового совета стала заметна только спустя несколько десятилетий 16. Все остальное тоже осталось по-прежнему: имущественный ценз при избрании на должности и влияние Ареопага на дела в государстве. Единственным действительно радикальным новшеством в политической сфере было введение остракизма, который имел целью предотвратить возможность появления новой тирании и своевременно избавиться от слишком влиятельной личности в государстве. Эта мера предполагалась как защита для нового государственного строя, но применяться она стала только спустя двадцать лет (Arist. Ath. Pol., 22, 3) 17. ____ 16. Rhodes P. J. The Athenian Boule. Oxford, 1972. P. 17, 351. 17. Датировка введения остракизма представляет собой научную проблему. Тот факт, что впервые остракизм был применен только через 20 лет после реформ, а также кое-какие противоречия в источниках, побудили некоторых исследователей отрицать авторство Клисфена. Но сегодня большинство ученых связывает этот закон все-таки с деятельностью Клисфена. См.: Гинзбург С. И. 1) О дате издания закона об остракизме в Афинах // Город и государство в античном мире. Л., 1987. С. 44—55; 2) Малоизвестный византийский источник об остракизме // Античное общество и государство. Л., 1988. С. 41-51; Chambers М. 1990. S. 239 ff.; Hansen М. Н. 1995. S. 34. [376] Теперь можно задать вопрос: с какой целью Клисфен проводил свои реформы? Первый ответ дает уже Аристотель. Он говорит, что, создавая новые филы, Клисфен хотел смешать население, «чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства» (Ath. Pol., 21, 2). Действительно, смешать население Клисфену удалось превосходно, однако, данное объяснение носит слишком явный «аристотелевский» характер 18. В действительности Клисфен не строил политических теорий и не создавал в одночасье демократический строй, о котором еще никто не имел ни малейшего представления. Он не имел целью создать в Афинах новую политическую систему, а решал вполне конкретные задачи по преобразованию существующего государственного порядка. Другое дело, что введенное им административное устройство страны могло иметь под собою некоторое идеологическое основание, но вот какое — это вопрос. Замечено, что его реформа построена на ясных математических и геометрических принципах и поэтому некоторые ученые предполагают здесь влияние пифагореизма 19. Но это еще ничего не говорит о политических целях Клисфена. Достоверно известно, что он оставил в силе солоновский ценз и солоновские классы, а значит, власть имущие сохранили свои ведущие позиции в обществе 20. Ясно, что Клисфен отнюдь не собирался устраивать _____ 18. Chambers М. 1990. S. 225. 19. Leveque P., Vidal-Naquet P. Cleisthenes the Athenian. New Jersey, 1992. P. 63-72. 20. Raaflaub K. Equalities and Inequalities in Athenian Democracy // Demokratia. A Conversation on Democraties, Ancient and Modem / Ed. by J. Ober, Ch. Hedrick. Princeton, 1996. P. 145. В источниках нет ни малейших намеков на отмену солоновского ценза, следовательно, можно с большой долей вероятности утверждать, что он оставался в силе. См.: Rhodes P. J. 1981. Р. 251. В пользу этого говорит и сообщение Фукидида о том, что, когда во время войны со Спартой афиняне снаряжали экспедицию к берегам Пелопоннеса, их войско комплектовалось из всадников, пентакосиомедимнов и метеков (Thuc., Ill, 16,1). Это значит, что даже во второй половине V в. до н. э. хотя бы только формально, сохранялись еще солоновские классы. Следовательно, Клисфен не отменял их, а свое значение они потеряли много позднее, при дальнейшей демократизации общества. О том, что аристократия еще сохраняла свои позиции после реформ Клисфена, свидетельствует и вазовая живопись в Афинах в первой четверти V в. до н. э. В это время появилось довольно много изображений, показывающих аристократический стиль жизни. При этом обычно изображались группы пирующих аристократов, а зачастую и группы совещающихся между собой мужчин. Возможно, что этим художники хотели подчеркнуть, что власть теперь принадлежит не одному человека, а коллективу, группе аристократов. [377] революцию с захватом и переделом власти. Очевидно, что, осуществляя свои реформы, он исходил из элитарной концепции власти и ориентировался на иерархическое равенство. Поэтому исследователи на редкость едино душно отмечают, что главной целью Клисфена было разрушить старые территориально-родовые объединения аристократии, на которые опирались соперничавшие в борьбе за власть партии и гетерии и которые помогли Исагору в борьбе против самого Клисфена 21. Эту цель ему удалось осуществить полностью. Теперь все знатные роды и прежние группировки оказались разбиты по различным триттиям и филам и не могли уже объединяться в партии и вербовать себе приверженцев на своих территориях. От этого выигрывал прежде всего сам Клисфен и его род, который как раз не имел больших земельных владений и твердой территориальной опоры в Аттике. Теперь Клисфен уравнял шансы Алкмеонидов и традиционных землевладельческих родов. Конечно же, от этого выиграла и верхушка «новых людей», которая теперь была окончательно уравнена в правах и возможностях со «старой» знатью и слилась с ней в один имущественный класс. Кстати, здесь мы возьмем на себя дерзость предположить, что именно Клисфен произвел официальную замену солоновского натурального ценза на денежный ценз. В пользу этого говорят два обстоятельства. Во-первых, после тирании 22 и затем реформы Клисфена куда-то совсем пропал старый конфликт между традиционной аристократией и «новыми людьми». В наших источниках нет _____ 21. Kienast D. Die innenpolitische Entwicklung Athens im 6. Jh. und die Reformen von 508 11 HZ. Bd. 200. 1965. S. 273-280; Tarkiainen T. Die athenische Demokratie. Zurich, 1966. S. 95 f.; Meier Ch. Die Entstehung des politischen bei den Griechen. Frankfurt/Main, 1980. S. Ill; Walter U. An der Polis teilhaben. Stuttgart, 1993. S. 204 f.; Raaflaub K. Kleisthenes, Ephialtes und die Begriindung der Demokratie / / Demokratia. Der Weg zur Demokratie bei den Griechen / Hrsg. K. Kinzl. Darmstadt, 1995. S. 25; Fox R. Cleisthenes and His Reforms // The Good Idea: Democracy and Ancient Greece. Essays in Celebration of the 2500-th Anniversary of its Birth in Athens / Ed. by J. A. Koumoulides. New York, 1995. P. 90. 22. При тирании все сословия оказались под одинаковой властью тирана и конфликт «старых» и «новых» сам собой потерял смысл. [378] больше никаких свидетельств о нем. На этическом и бытовом уровне противопоставление аристократии и нуворишей сохранялось всегда, но оно уже не составляло политическую проблему. Во-вторых, введение денежного ценза как нельзя лучше отвечало задачам и целям Клисфена. Он отражал интересы «новых людей» и целенаправленно стремился подорвать влияние традиционной знати, которая была его главным противником в борьбе за власть. Поэтому с наибольшей вероятностью эту реформу можно приписать именно ему. В-третьих, напрашивается простое логическое рассуждение: за что же тогда Клисфен прослыл в античности основателем равноправия, если он оставил в силе цензовую систему? Административная реформа не может быть тому причиной — она имеет к равноправию только косвенное отношение. Остается одно — замена натурального ценза на денежный. Она действительно уравняла в правах все сословия и отменила аристократическую монополию на власть. Теперь доступ к власти зависел не от происхождения, а от состояния. Вот это-то и было первым равноправием для греков. Побочным продуктом нового устройства фил было принятие в состав граждан проживающих в Аттике иностранцев и, если верить Аристотелю, даже рабов (Pol., 1275 b 36; 1319 b 6) 23. Очень вероятно, что это были те самые граждане, которые незаконно пользовались гражданскими правами еще до тирании и поэтому поддерживали Писистрата (Arist. Ath. Pol., 13, 4). Во время тирании их число могло стать еще больше за счет свиты тиранов. Поэтому сразу же после низвержения Гиппия в Афинах был произведен пересмотр гражданских списков, из которых были вычеркнуты все незаконные граждане (Arist. Ath. Pol., 13, 4) 24. Скорее всего, эту акцию произвела господствующая тогда группировка Исагора 25. Очевидно, что именно этих исключенных из списков людей Клисфен снова сделал афинскими гражданами и смешал их в филах с коренным населением 26. Причем, как говорит Аристотель, демотикон 27 был введен им специ- ____ 23. Hignett С. 1958. Р. 133. 24. Этот факт не вызывает никакого сомнения: Hignett С. 1958. Р. 132 ff.; Rhodes P. J. 1981. P. 188, 254 f. 25. Бузескул В. П. 1909. С. 86; Строгецкий В. М. 1972. С. 105; Карпюк С. Г. 1986. С. 86. 26. Строгецкий В. М. 1972. С. 105; Карпюк С. Г. 1986. С. 25. 27. Демотикон — название дема, к которому был приписан гражданин и которое Клисфен постановил употреблять наряду с личным именем и отчеством. [379] ально для того, чтобы афиняне не выделяли новых граждан и все назывались одинаково по имени своего дема (Ath. Pol., 21, 5). Однако естественно возникает вопрос: что это были за новые граждане и почему потребовалось сначала лишать их гражданства, а потом снова его давать? Все становится понятным, если вспомнить, что уже Солон привлекал в Аттику торговцев и ремесленников и делал их афинскими гражданами (Plut. Sol., 24). У них-то как раз и были основания бояться потерять свои права, если бы после Солона победила партия педиаков во главе с Ликургом. Поэтому они и поддержали тогда Писистрата. После падения тирании традиционная аристократия на короткое время восторжествовала и, конечно же, первым делом решила «поставить на место» всех занимающихся позорной деятельностью «подлых» людей, а тем более «нечистых» граждан — иностранцев. Это была попытка консервативной реакции, попытка подорвать силы конкурирующего лагеря «новых людей» и вернуться к традиционному аристократическому порядку. Но из этого ничего не вышло — Клисфен сделал ставку на народ, на новые силы и победил. Мы не знаем, что именно обещал Клисфен народу, когда начинал борьбу с Исагором. Аристотель говорит, что он обещал народу политические права, и вообще изображает Клисфена сознательным демократическим реформатором (Ath. Pol., 20, 1; 22, 1). Но это, как уже сказано, маловероятно. Геродот же совсем ничего не сообщает о политической программе Клисфена. Остается только факт, что какими-то обещаниями Клисфену все-таки удалось привлечь на свою сторону народ. Правда, трудно сказать, что народ получил от реформ Клисфена. На тот момент, кажется, ничего: имущественный ценз сохранился и все осталось по-прежнему. Реально административная реформа сразу улучшила положение только «новых людей», уравняв их шансы на выборах с аристократией. Простой народ получил выгоды от реформы далеко не сразу и это был, скорее, побочный эффект, чем осознанная цель Клисфена. Выгоды эти заключались в том, что в перемешанных филах знать потеряла свое прежнее влияние и народ оказался политически независимым. Новая административная система повысила роль среднего класса в политической жизни, особенно на выборах и в народном собрании, и стимулировала его политическое сознание путем интеграции граждан в демах. Но все это могло проявиться только со временем, а пока что народ ничего осязаемого не получил. Наконец, есть еще один важный аспект реформы Клисфена — это организация воинской службы. Теперь войско комплектовалось по новым демам и триттиям, что должно было обеспечить полный [380] призыв всех военноспособных граждан. Это означало восстановление фаланги, бездействовавшей все годы тирании 28. Вскоре эта фаланга показала себя в действии: спартанский царь Клеомен решил отомстить афинянам за нанесенное ему оскорбление и, собрав войско, вместе с союзниками выступил в поход на Афины. По словам Геродота, он желал поставить там тираном Исагора, который вместе с ним тогда ушел с Акрополя (Hdt, V, 74). Одновременно с двух сторон в Аттику вторглись соседи — беотийцы и халкидяне. Из-за возникших разногласий коалиция быстро распалась и спартанцы покинули страну. Тогда афиняне получили возможность отомстить своим соседям — они напали сперва на беотийцев, разгромили их и взяли много пленных. Затем они переправились на Эвбею, разбили халкидян, взяли пленных и вывели 4000 своих поселенцев на земли халкидских аристократов. За пленных афиняне получили большой выкуп, десятую часть (!) которого они посвятили Афине, поставив ей на Акрополе четверку медных коней (Hdt, V, 77) 29. Можно считать, что эта победа была первым прямым результатом клисфеновской реформы: в Афинах появилась мощная фаланга, сразу же заявившая о силе своего государства. О судьбе самого Клисфена больше ничего не известно. Он незаметно сходит с политической арены, и мы не знаем даже времени его смерти. Спустя несколько столетий Павсаний видел его могилу рядом с могилами тираноубийц — Гармодия и Аристогитона (Paus., I, 29, 6), но это было, скорее всего, позднейшее перезахоронение, вызванное идеологическим почитанием «борцов за демократию» 30. Полное отсутствие свидетельств о последующей жизни и деятельности Клисфена дает основания полагать, что он ____ 28. Siewert P. Die Trittyen Attikas und die Heeresreform des Kleisthenes. Munchen, 1982. S. 154 ff.; Chambers M. 1990. S. 229; Hansen M. H. 1995. S. 34. Как известно, военную силу тиранов составляла их личная гвардия и конница, прежде всего фессалийская (см. гл. 6, 3 в). Поэтому в то время было создано много изображений всадников, найденных на Акрополе (Schefold К. 1946. S. 83). Следовательно, при тиранах доминировал аристократический способ ведения войны. Теперь же, с восстановлением фаланги, на поле боя стало господствовать народное ополчение и в результате на Акрополе перестали появляться новые изображения всадников (Schefold К. 1946. S. 83). 29. Удивительным образом до наших дней сохранилась посвятительная надпись к этой скульптуре (ML, 15). Ее текст приводит и Геродот в своем сочинении. 30. Schefold К. 1946. S. 69. [381] впал в немилость после проведения своих реформ 31. О причинах этой немилости можно только гадать: то ли над ним взяли верх его политические противники, то ли он был осужден как член т. н. «предательского посольства» в Персию 32. Наконец, возможно, что его постигла похожая участь, что и Солона: народ ожидал от него радикальных преобразований власти, и, бьггь может, опять передела земли, а Клисфен ничего этого не сделал. Естественно, что в массах это вызвало разочарование и озлобление. Как бы то ни было, известно только то, что после своих реформ Клисфен исчез из политики, а его дело продолжало жить. Значение реформ Клисфена для афинской демократии осознавали уже сами древние греки. Геродот утверждал, что именно Клисфен своей реформой фил ввел демократию в Афинах (Hdt, VI, 131). Очевидно, это мнение было распространено уже в середине V века до н. э. В следующем столетии появляется интерес к Солону, и уже начиная с Исократа на Клисфена стали смотреть не только как на основателя демократии, но и как на продолжателя курса Солона 33. Аристотель в «Афинской Политие» следует этой концепции и отмечает, что в результате реформ Клисфена государственный строй в Афинах стал более демократичным, чем солоновский (22, 1). В «Политике» Аристотель говорит, что демократия учреждается как раз путем расширения числа граждан за счет иностранцев и через смешение населения, т. к. это усиливает позиции демоса (1319 b 6). Таким образом, античность совершенно определенно рассматривала реформы Клисфена как начало афинской демократии. ____ 31. Ibid., S. 70. 32. Геродот рассказывает, что после того, как Исагор с Клеоменом были изгнаны из страны, афиняне были убеждены, что им предстоит новая война со спартанцами, и поэтому отправили посольство в Сарды заключить союз с персами. Персы потребовали от афинян признать вассальную зависимость от них (потребовали от афинян «земли и воды») и послы на свой страх и риск согласились с этим условием. За это по возвращении в Афины они подверглись суровому осуждению (Hdt, V, 73). Не исключено, что в этом посольстве участвовал и сам Клисфен, чем и могла бьггь вызвана немилость к нему со стороны народа. Возможно, что здесь не обошлось и без происков его политических противников. См.: Лурье С. л. История Греции. СПб., 1993. С. 214; Карпюк С. Г. 1986. С. 33. 33. Ruschenbusch E. ΠΑΤΙΟΣ ΠΟΛΙΤΕΙΑ. Theseus, Drakon, Solon and Kleisthenes in Publizistik und Geschichtschreibung des 5. und 4. Jh. v. Chr. // Historia. Bd. 7. 1958. S. 420 f. [382] Несколько иначе смотрят на это современные ученые. Большая их часть справедливо отмечает, что расширение государственного совета и административное деление населения еще не создают демократии и что характер государства остался при Клисфене аристократическим 34. Демократия не появилась в одночасье по воле Клисфена, но стала результатом длительного процесса, продолжавшегося еще несколько десятилетий, в котором совместился целый ряд различных факторов 35. Тем не менее понятно, что без реформ Клисфена не было бы и никакой демократии и что только благодаря им стало возможным ее возникновение 36. Клисфеновские реформы сделали демократию возможной прежде всего тем, что подорвали влияние родовой аристократии и сделали народ независимой от нее политической силой 37. Теперь политическая борьба перестала быть прерогативой одних только аристократических гетерий, но стала делом всего гражданского коллектива 38. Отныне уже ни одна политическая акция не могла обойтись без участия народа и все по- ____ 34. Meier Ch. 1980. S. 94; Chambers M. 1990. S. 235; Kinzl К. Athen: Zwischen Tyrannis und Demokratie // Demokratia. Der Weg zur Demokratie bei den Griechen / Hrsg. K. Kinzl. Darmstadt, 1995. S. 218, 228; Raaf- laub K. 1995. S. 9 f., 28 f., 30 f. Правда, есть еще мнение, что Клисфен своими реформами произвел настоящую революцию в Афинах: Ober J. The Athenian Revolution: Essays an Ancient Greek Democracy and Political Theory. Princeton, 1996. P. 32—52, 233 f. Эта позиция получила уже серьезную критику: К. Раафлауб доказывает, что после реформ Клисфена феты еще не получили реальной власти, а следовательно, еще не было и демократии в полном смысле слова (Raaflaub К. 1996. S. 146 f., 148). 35. Raaflaub К. 1995. S. 32 f. Д. Лотце, например, убедительно показывает, что особенно важным фактором в демократизации общества стало использование остракизма через двадцать лет после реформ Клисфена, т. к. именно с остракизма началось участие фетов в политической жизни Афин и возросло значение народного собрания: Lotze D. Zwischen Kleisthenes und Ephialtes / / Volk und Verfassung im vorhellenistischen Griechenland / Hrsg. W. Eder, K.-J. Holkeskamp. Stuttgart, 1997. S. 91 f., 93 f. 36. Manville B. The Origins of Citizenship in Ancient Athens. Princeton, 1992. P. 173 ff., 185-209; Fox R. 1995. P. 78-91; O'Neil J. The Origins and Development of Ancient Greek Democracy. Boston, 1995. P. 28 f.; Ehren- berg V. Origins of Democracy // Demokratia. Der Weg zur Demokratie bei den Griechen / Hrsg. K. Kinzl. Darmstadt, 1995. P. 73; Martin J. Von Kleisthenes zu Ephialtes / / Demokratia. Der Weg zur Demokratie bei den Griechen / Hrsg. K. Kinzl. Darmstadt, 1995. S. 183. 37. Stein-Holkeskamp E. 1989. S. 175; Ehrenberg V. 1995. P. 86. 38. Stein-HoIkeskamp E. 1989. S. 176. [383] литики должны были считаться в первую очередь с ним как с главной силой в государстве. Со временем это активизировало народную массу и привело к созданию классической афинской демократии. Таким образом, Клисфен создал все необходимые политические предпосылки для возникновения демократии. Потребовалось только некоторое время, чтобы они были полностью реализованы. При наличии таких предпосылок дальнейший процесс приобретал естественный характер, т. к. механизмы демократизации афинского общества заключались уже в его политической организации. Если высшие архонтские должности и совет Ареопага по- прежнему находились в руках традиционной аристократии и являлись проводниками ее влияния, то совет пятисот и народное собрание представляли ей политический противовес и были местом активности демоса и «новой знати» 39. При этом компетенция двух «народных» органов государственного управления была намного важнее, поскольку она касалась всех актуальных политических дел и насущных проблем дня. Благодаря этому их влияние постоянно росло, и неудивительно, что со временем они приобрели основную силу в государстве. Существовал также и солоновский суд — гелиэя, решающее значение в котором имела народная масса. Помимо того, политической активизации демоса в большой мере способствовала организация новых демов. Практически каждый такой дем был маленькой общиной, самостоятельной политической единицей и своего рода «государством в миниатюре», где в условиях face-to-face society осуществлялась повседневная политическая практика граждан и осваивались первые навыки демократии 40. Можно даже сказать, что эти демы стали настоящей «школой демократии». Поэтому не лишена основания интересная гипотеза о том, что само слово «демократия» (δημοκρατια) означало первоначально не «власть народа», а «власть, т. е. правление по демам», и что появилось оно впервые именно для обозначения нового политического устройства, введенного Клисфеном 41. Новую ситуацию отражают и отношения Клисфена с традиционной религией. Он хотя и санкционировал свои реформы посредством Дельфийского оракула, но это был отнюдь не акт веры, а поли- ____ 39. Stein-Holkeskamp Е. 1989. S. 172 f.; Ehrenberg V. 1995. P. 5. 40. Osborne R. Demos: the Discovery of Classical Attica. Cambrige, 1985. P. 64-92; Walter U. 1993. S. 207; Raaflaub K. 1995. S. 24 f. 41. Kinzl К. ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ. Studien zur Friihgeschichte des Begriffs // Gymnasium. Bd. 85. 1978. S. 324. [384] тическая манипуляция, рассчитанная на религиозную часть афинян. Сам же Клисфен не посчитал зазорным подкупить Пифию и заказать ложный оракул для спартанцев. Вряд ли при этом он верил в святость оракула. Мы не знаем, был ли он атеистом, но ясно, что традиционное благочестие ему было чуждо. Поэтому, проводя свои реформы, он начисто отказался от всех религиозных идей и руководствовался только прагматическими соображениями. Так, например, создавая свои новые территориальные объединения, он пренебрег сакральным числом «двенадцать» и во главу угла поставил практические потребности, без какой-либо религиозной подоплеки. На первом месте у него стоял трезвый расчет, в котором не было места вере. Религию он использовал только для формального «прикрытия» своей реформы. Это была уже сугубо секулярная политика, в которой господствовал один голый рационализм. Контраст с предыдущей эпохой просто поразительный: если Писистрат всю свою легитимацию строил на религии и всю свою политику обосновывал религиозными идеями, если он наконец являл собой тип сакральной власти, то Клисфен, напротив, превратил религию в простую внешнюю формальность, второстепенный фактор, никак не связанный с его политикой, — он явил собою первый образец профанной власти. Другими словами, Клисфен оторвал сферу политики от религии и сделал политику секулярным пространством человеческой деятельности 42. Это проявилось уже в концепции самого закона и политического порядка. До сих пор, как мы помним, закон обозначался, как правило, словом θεσμος и воспринимался как обычай, как особое, инспирированное божественной волей священное установление. Теперь же, в связи с реформами Клисфена в политический оборот входит слово νομος 43 — «закон», «установленный, правильный порядок» 44. М. Оствальд убедительно показал, что идея ____ 42. Meier СЛ. 1980. S. 112. 43. Изначально слово νομος тоже имело сакральный характер, оно обозначало священную песню, гимн, закон (см. у Платона: Leg., 700 с; 799 е). Возможно, что устные неписаные законы в древнейшие времена существовали в форме таких священных песен — см.: Фюстелъ де Ку- ланж Н. Д. 1906. С. 208 сл. Не исключено, что именно поэтому Солон хотел издать свои законы в виде поэмы (см. гл. 4, 2 б). Однако уже во времена Клисфена слово «номос» приобрело светское, сугубо политическое значение. 44. Анализ значений слова «номос» см.: Ostwald М. Nomos and the Beginnings of the Athenian Democracy. Oxford, 1969. P. 20—56. [385] профанного, равного для всех закона с наибольшей вероятностью могла быть создана именно Клисфеном на основе аристократического лозунга исономии (ισονομια), т. е. идеи политического равноправия, равенства всех перед законом 45. Таким образом, переход от θεσμος к νομος явился переходом от закона священного и божественного к закону профанному, как к продукту человеческого разума. Это сделало закон общедоступным, «демократичным», т. е. подлежащим обсуждению, улучшению и изменению. Эта перемена означала также кардинальное изменение концепции власти. Власть теперь стала восприниматься не как священный, установленный свыше порядок, а как норма человеческой жизни, как ____ 45. Впервые слово νομος появилось в застольной песне в честь Гармодия и Аристогитона: в ней говорится, что тираноубийцы сделали афинян «исономными», т. е. равноправными. Поэтому целый ряд исследователей полагает, что понятие исономии появилось еще при тирании, в среде аристократии, которая стремилась к равноправию между собой и выдвинула этот термин как лозунг для борьбы с тиранией (Picket Н. W. Isonomia and Cleisthenes // Talanta. V. 4. 1972. P. 70; Sealey R. The Origins of Demokratia // California Studies in Classical Antiquity. V. 6. 1973. P. 275 f.; Meier Ch. Die Bemerkungen zur Vor- und Fruhgeschichte des Begriffs Demokratie // Demokratia. Der Weg zur Demokratie bei den Griechen / Hrsg. K. Kinzl. Darmstadt, 1995. S. 138. Возражения см.: Raaflaub К. Die Anfange des politischen Denkens bei den Griechen / / HZ. Bd. 248, 1.1989. S. 115 f.). M. Оствальд подчеркивает, что Гармодий с Аристогитоном ни тиранию не свергали, ни демократию не основывали, и доказывает, что песня в их честь могла появиться только ко времени Клисфена, который в целях пропаганды использовал славу тираноубийц, изображая себя продолжателем их дела. Так, по мнению М. Оствальда, опираясь на лозунг равноправия, при Клисфене впервые в Греции совершился переход от Оеацое к vopoc, т. е. от сакрального закона к секулярному. См.: Ost- wald М. 1969. Р. 121-136, 158-160, 173. См. также: Kinzl К. 1978. S. 324. Во всяком случае, большинство ученых сходится на том, что лозунг исономии появился впервые в среде аристократии и первоначально означал равенство среди благородных. Позднее, благодаря Клисфену, идея равенства была распространена уже на весь гражданский коллектив. См.: Fornara Ch., Samons L. J. (II). Athens from Cleisthenes to Pericles. Berkeley, 1990. P. 40-50; Manville B. 1992. P. 198 f.; Raaflaub K. 1996. S. 145-148. Мы можем добавить к этому еще одно соображение: исономия при Клисфене могла получить еще один, новый смысл — денежный ценз уравнял «новых людей» с аристократией. В этом смысле исономия означала равенство сословий и, быть может, поэтому она стала столь популярным лозунгом в первой половине V в. до н. э. [386] возможности, присущие всему гражданскому коллективу. Данную мысль лучше всего иллюстрирует один эпизод у Геродота: «отец истории» рассказывает, как развивались события на Самосе после смерти тамошнего тирана Поликрата. По его словам, наследник Поликрата Меандрий отказался от тирании и передал власть народу. При этом, слагая с себя властные полномочия, он выступил перед народом и заявил, что, установив теперь власть посередине, он провозглашает гражданам равноправие (εγω δε εσ μεσον την αρχην τιθεις ισονομιην — III, 142, 3). Для нас неважно, было ли так все на самом деле, главное то, что рассказ Геродота содержит в себе аутентичное представление греков той эпохи о равноправии (исономии). Здесь хорошо видно, что исономия предполагает власть «посередине», т. е. среди граждан. Это не власть свыше, со стороны богов, осуществляемая над гражданами кем-то сверху, а власть среди самих граждан. Следовательно, установление исономии в Афинах сменило вертикальную модель власти на горизонтальную. На смену сакральной власти пришла власть секулярная. Это сразу сказалось и на внешнем облике города: Акрополь навсегда лишился политического значения и стал исключительно культовым центром, а центр политической власти переместился окончательно на агору. Так, образно говоря, «агора одержала победу над Акрополем» 46. Итак, все говорит о том, что Клисфен создал новый тип политики, новую концепцию закона и новую модель власти. Сделав политику секулярным пространством, он совершил духовную революцию, которая, быть может, была гораздо важнее, чем его политическая революция. Отторжение религии от политики произвело переворот в сознании, благодаря которому только и стала возможна демократия как форма секулярной власти. В этом пункте традиция пресеклась и началась история нового общества 47. ____ 46. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961. С. 80. 47. Конечно, мы не хотим здесь сказать, что религия и традиция в этот момент были навсегда выброшены из общественной жизни. Нет, внешне все оставалось по-прежнему, только суть изменилась. Мы говорим о перевороте в политическом сознании — именно там религия превратилась в чистую формальность и отныне политики в классических Афинах апеллировали не к религиозным идеям, а к соображениям выгоды и полезности. Клисфеновские реформы обозначают начало перехода к новому политическому мышлению, они являются как бы водоразделом и поэтому мы считаем уместным говорить о революции в сознании, хотя пока это касается еще только политики, а не всего общества и не всех сфер жизни. [387] Понятно, что при Клисфене этот переворот произошел еще только формально и что на полное изменение массового сознания и усвоение новой политической идеи потребовались еще целые десятилетия, но это не умаляет важность совершенной Клисфеном перемены. Рассматривая реформы Клисфена в широкой исторической перспективе, становится очевидным, что они обозначили переломный момент в истории афинского государства. Они подвели черту под всем предыдущим развитием этого полиса, стали его первым историческим результатом, отталкиваясь от которого началась новая история демократических Афин. В этом пункте завершилась давняя борьба «старой» и «новой» знати и были заложены основы политического равноправия. Борьба Исагора и Клисфена явилась последним, решающим столкновением старых и новых сил. Кратковременная победа партии Исагора, изгнание Алкмеонидов и ревизия гражданских списков означали последнюю в век архаики попытку повернуть историю вспять, вернуться к господству землевладельческой аристократии и традиционному укладу жизни. Эта попытка потерпела полное поражение, «новые люди» одержали верх и сильно подорвали могущество старой «героической» аристократии. Харизму сменила власть денег и трезвого расчета; для тех, чей труд считался позорным, открылись невиданные перспективы. Говоря языком современного политического жаргона, произошла «буржуазная революция», свергнувшая власть «феодального» класса. Вместе с тем эта «революция» заложила основы афинской демократии, установив равенство всех перед законом и поместив власть в центре гражданского коллектива. Власть утратила религиозный смысл и стала секулярным явлением повседневной политической жизни. Так закончилась старая эпоха харизмы, аристократических доблестей и традиционных ценностей и началась новая эпоха демократии. Конечно, это еще не значит, что старая эпоха сразу вдруг исчезла, нет, она еще долго жила в сознании людей и в виде различных обычаев, установлений и т. д., но все это стало теперь пережитком, наследием прошлого в новом мире идей и ценностей. Реформы Клисфена только обозначили начало переходного периода, но сам по себе этот период стал достоянием уже новой эпохи. Здесь можно было бы поставить точку и начать новую историю — историю афинской демократии, но это уже тема для другой книги. Наш систематический обзор истории архаических Афин, по существу, заканчивается в этом месте, однако, чтобы довести исследование [388] до логического завершения, нам следует еще вкратце рассмотреть последующий за реформами Клисфена переходный период, закончившийся окончательной победой демократии, и обозначить в общих чертах тенденции последующего развития. [389] Цитируется по изд.: Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). СПб, 2002, с. 370-389.
Вернуться на главную страницу Клисфена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |