Родственные проекты:

|
Алексей Степанович Хомяков

Хомяков Алексей Степанович (1.V.1804 - 23.IX.1860) - русский писатель,
публицист, философ, общественный деятель. Один из идеологов славянофилов. Из
старого дворянского рода. Получил домашнее образование и сдал экзамен в
Московском университете на звание кандидата математических наук. В 1822-1825,
1828-1829 годы - на военной службе. Участник русско-турецкой войны 1828-1829
годов. Выйдя в отставку, жил в Москве и в своих тульском и рязанском имениях. В
печати выступал с начала 20-х годов. Сотрудничал в журналах – «Европеец»,
«Москвитянин», «Русская беседа», был председателем Общества любителей российской
словесности при Московском университете (1858-1860). С конца 30-х годов Хомяков
выступал за отмену крепостного права путем реформы. Его проект (1858)
предусматривал упразднение крепостного права с единовременным и обязательным
выкупом крестьянами небольших земельных наделов. В самодержавии Хомяков видел
единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв
Земского собора с выборным представительством, свободное выражение общественного
мнения, отмену смертной казни, установление открытого гласного суда с выборными
от населения заседателями, широкое развитие просвещения.
Общественно-политические и философско-исторические воззрения Хомякова ранее
всего получили выражение в распространявшейся в списках статье «О старом и
новом» (1839), которой датируется возникновение славянофильства как особого
направления русской общественной мысли.
Много писал Хомяков по философским и богословским вопросам, с
религиозно-идеалистических позиций критиковал материализм, доказывал
превосходство православия как «истинного» христианства перед католицизмом и
протестантизмом. Исторические воззрения и труды Хомякова («Записки о всемирной
истории», статья о Т. Н. Грановском, С. М. Соловьеве, Б. Н. Чичерине)
принадлежат к романтической историографии. Историю человечества с древнейших
времен до половины средних веков Хомяков трактовал как борьбу и смену разных
религиозных начал, взаимодействие которых будто бы и определяло характер и
исторические судьбы отдельных племен, народов и государств. Славянский мир и
Россия с общиною и истинным христианством - православием явят, по мнению
Хомякова, человечеству настоящее просвещение и гармоническое общественное
устройство. Отдельные исторические факты и события толковались в работах
Хомякова очень произвольно и служили только для подтверждения его
идеалистической философии истории. Общественно-политические взгляды Хомякова
занимают важное место в истории русского либерализма.
Литературные произведения Хомякова (трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец»,
лирические, философские и публицистические стихотворения) принадлежат к русской
романтической поэзии 20-40-х годов, тесно связаны с любомудрами, с творчеством
Д. В. Веневитинова, Н. М. Языкова, С. П. Шевырева. Лучшие образцы гражданской
лирики Хомякова («Орел», «Киев», «России», «Прощание с Адрианополем») привлекали
широкое внимание русской и зарубежной славянской общественности.
С. С. Дмитриев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Сочинения:
Полн. собр. соч., 4 изд., т. 1-5, М., 1900-14; в кн.: Веневитинов Д., Шевырев
С., Хомяков А., Стихотворения, Л., 1937.
Литература:
"Рус. беседа", 1860, No 2 (ст. П. Бартенева, Н. Гилярова-Платонова, А. А.
Гильфердинга, К. Коссовича, М. Лонгинова, М. Погодина, Ю. Самарина); Завитневич
В. З., А. С. Хомяков, т. 1 (кн. 1-2)-2, К., 1902-13; Бердяев Н. А., А. С.
Хомяков, М., 1912; Щеглов Б., Ранние славянофилы как религиозные мыслители и
публицисты, ч. 1 - К вопросу о сущности учения Хомякова, К., 1917; Чесноков Д.
И., А. С. Хомяков, "Уч. зап. Свердловского пед. ин-та", 1939, в. 2; Gratieux А.,
А. S. Khomiakov et le mouvement slavophile, t. 1-2, P., 1939; Christoff P. K.,
An introduction to nineteenth-century Russian Slavophilism, v. 1 - A. S.
Xomjakov's Gr., 1961.
Вернуться на главную А.С. Хомякова
|