Родственные проекты:

|
Алексей Степанович Хомяков

Хомяков Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне
Данковского района Липецкой области), русский публицист, религиозный философ,
поэт; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Был близок московскому
кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В
самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но
предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное
выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т. п.). Статьёй Хомякова
«О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется
возникновение славянофильства.
Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика
католицизма, протестантизма, западничества, немецкого классического идеализма и
др.). В центре его воззрений — учение о начале «соборности» («кафоличности»,
цельности, внутренней полноте), характеризующем природу не только христианской
церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества.
«Соборность» трактуется Хомяковым как общий метафизический принцип устроения
бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое
единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внеш. соединение
множества элементов). В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ
концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.
Соловьёв, E. H. Трубецкой,
П. А. Флоренский,
Л. П. Карсавин,
С. Л. Франк). Существование
человека, по Хомякову, динамично: он наделён способностью устремляться к бытию,
богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние,
«истинная вера», когда всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано
в живую и стройную цельность (важную роль в этом Хомяков отводил воле). Вера —
это одновременно «познание и жизнь», «живознание».
В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности»
выступает у Хомякова в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»),
«истинного братства» и «условного договора» и т. д.; идеализируя русскую
крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному
идеалу. Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых
мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое
неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Духовные истоки
национальной истории объясняются у Хомякова преобладанием в них
«ассоциативности» или «соборности» (общинности); с этим же связано и возведение
в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам —
«кушитскому» (покорность необходимости — вещественной или логической, религ.
магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремлённость к
творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской
истории Хомяков, как и другие славянофилы, усматривал в православии как
единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования
русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение
высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к
разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в
послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к
созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой консервативной
культурно-исторической и социальной утопии, общей для всех славянофилов,
Хомяков, в отличие от И. В. Киреевского
и К. С. Аксакова, более критически
относился к ранним этапам русской истории.
Автор стихотворных трагедий «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирических
стихотворений, проникнутых гражданским пафосом («России» и др.).
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: Полк. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—04; Соч., кн. 1—6, П., 1915;
Стихотворения и драмы, вступит, ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.
Литература: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157; Лясковский В.
Н., А. С. Хомяков. Его жизнь и соч., М., 1897; Завитневич В. 3., А. С. Хомяков,
т. 1 (кн. 1—2)—2, К., 1902—13 (лит.); История философии в СССР, т. 2, М., 1968;
Gratieux Α., A. S. Khomiakov. 1804—1860, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An
introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. l — A. S. Homjakov,
s'-Gra-venhage, 1961.
Вернуться на главную А.С. Хомякова
|