Родственные проекты:

|
Алексей Степанович Хомяков

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) - русский философ, развивал идеи
славянофильства в философии. Он был родом из семьи дворянина-помещика, умер от
холеры. Хомяков заложил основы метафизической философской системы, развитой в
работах последующих русских философов. Он полагал, что Божия истина выходит за
пределы логического постижения. Она есть объект веры, в то же время вера не есть
нечто, противоречащее логическому пониманию, хотя она и обладает металогическим
характером. Он считал, что гармония веры и рассудка дает "всецелый разум".
Человек представляет собой существо, обладающее рациональной волей и
нравственной свободой. Свобода выражается в свободе выбора между праведностью и
грехом. Все, что сотворено, находится в греховном состоянии- или действительном
или возможном. Спасение от греха состоит или в отсутствии искушения или в Божией
милости. Бог указал сотворенному путь спасения от греха. Он явился в образе
Богочеловека - Иисуса Христа, верховного судьи сотворенного во грехе. Он
заставляет человека осознать полную свою вину, однако одновременно проявляет и
любовь отца. Он, по словам Хомякова, объединяет себя с каждым, кто Его не
отвергает, с каждым, кто тянется к правде, которая заключена в церкви. Заложив
основы метафизической религиозной системы. Хомяков наметил основные принципы ее,
которые потом были разработаны в трудах корифеев русской философской мысли - Вл.
Соловьева, Бердяева и др. Хомяков понимал церковь как органическое целое, как
тело, во главе которого стоит Иисус Христос. Человек верующий находит в церкви
более совершенную жизнь. "Песчинка, - говорит Хомяков, - действительно не
получает нового бытия от груды, в которую ее забросил случай... Но всякая
частица вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемой частью его
организма и сама получает от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в
Церкви, в теле Христовом, органическое основание которого есть любовь" [Полн.
собр. соч. Т. II, С. 115].
Церковь обеспечивает многим людям свободу, которая возникает тогда, когда это
единство покоится на самоотверженной и бескорыстной любви. Свобода верующего
возникает в силу того, что он находит в церкви "самого себя, но себя не в
бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего Духовного, искреннего
единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем
совершенстве или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом -
Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого
отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной
любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий" [Полн. собр. соч.
Т. II. С. 114-115]. "Христианство, - указывал Хомяков, - есть свобода во Христе"
[С. 198].
Основным принципом церкви для Хомякова выступала соборность, которая
означала, что абсолютным носителем истины является только церковь, а не
патриарх, духовенство, вселенский собор в отдельности. Для Хомякова церковь
означает всегда православную церковь, поэтому о католицизме и протестантизме
Хомяков не говорит как о церкви. В то же время он не считал, что православная
церковь владеет всей правдой, так как принципы христианства еще нигде не
осуществились в полной мере. Для Хомякова католицизм воплощает в себе единство
без свободы, а протестантизм - свободу без единства. Только христианство, по
Хомякову, воплощает в себе сочетание единства и свободы, т.е. истинный принцип
соборности, который опирается на любовь к Богу и на любовь ко всем, кто любит
Бога. Наиболее ценным в философских работах Хомякова является его акцентирование
важности единства любви и свободы, их неразрывного единства. Для него
христианство воплощает в себе религию любви, что является источником свободы.
Первенствующее значение Хомяков придавал русской деревенской общине, которая
на своих сходках принимала единодушное решение в соответствии с принципами
справедливости, совести и истины. Хомяков выступал за демократию, отстаивая
идеалы гуманности, считая, что каждая народность должна развиваться мирно и
самобытно. Он также выступал против рабства, полагая, что главным злом рабства
является безнравственность.
Хомяков подобно Киреевскому оценивает европейскую культуру как формальную,
сухую и рационалистическую, в то время как русская культура связана с идеями
разумности и цельности. В то же время Хомяков указывал на недостатки русской
жизни, часто осуждая порядки, существовавшие в России. Он полагал, что Россия не
смогла воплотить свой идеал в полной мере в жизнь потому, что очень мало
внимания у русского народа уделяется логическому способу мышления, без
соединения его со сверхлогическим познанием действительности. Однако у Хомякова
была великая вера в значительную миссию русского народа. Он верил, что наступит
время, когда русский народ проявит все свои духовные силы и всецело будет
придерживаться принципов православия.
Россия, по его словам, должна стоять в центре мировой цивилизации, и основной
характеристикой России будет то, что она станет "самым христианским из всех
человеческих обществ". В то же время, превознося Россию и видя в ней идеал, к
которому идет истинное общество. Хомяков ценил в Западной Европе многое, она
являлась для него сосредоточением многих духовных ценностей, страной "святых
чудес". Однако в Западной Европе не была развита идея соборности, которая была
так мила и близка Хомякову. Соборность для Хомякова означала любовь людей к
одним и тем же ценностям, выражающаяся в свободе и единении всех людей.
Соборность - это характерная черта церкви и общины, она применима для разрешения
многих трудных проблем социальной жизни. Для Хомякова именно христианство
являлось той религией, которая соединяла в себе любовь и свободу.
Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.
Вернуться на главную А.С. Хомякова
|