Родственные проекты:

|
Жозеф Артур де Гобино

И другие создатели расовой
теории
Жозеф Артур де Гобино (1816-82),
французский дипломат и литератор, один из первых
систематически изложил идеи о роли расового
фактора в истории. Его взгляды (“Опыт о
неравенстве человеч. рас”, 1853-55) оказали большое
влияние на развитие понятия “раса” в 19 в. и легли
в основу почти всех последующих теор. построений
антропосоциологии. Гобино важнейшим фактором
истор. процесса считал расу. Он различал три
“чистые” расы (белую, желтую и черную) и
многочисл. “смешанные” типы, возникние в рез. их
истор. контактов. Каждая раса сама по себе
неизменна и обладает специфич. культурными
способностями. Создаваемые разными расами
цивилизации по своей природе некоммуникабельны,
т.к. прирожденные расовые дарования у разных рас
принципиально различны. Судьба каждой истор.
цивилизации определяется ее расовым составом.
При чистоте расы образ мысли всех ее
представителей остается одинаковым в силу
кровной общности, и нац. учрежедения
соответствуют чаяниям и устремлениям всех.
“Смешение крови” создает дисгармонию в
воззрениях об-ва, ведет к моральному и
социальному хаосу; чем более смешанные браки
выхолащивают расовый характер цивилизации, тем
более она утрачивает “жизненную силу” и “творч.
дух”, неумолимо увлекаясь к деградации и гибели.
В качестве примера цивилизаций, сохранившихся в
силу расовой чистоты, Гобино называл Индию и
Китай. Расы неравноценны. Белая (арийская) раса
обладает большей культурной одаренностью и
является единств, творч. культурной силой в
истории, именно она создала все великие
цивилизации (инд., кит., егип., семитскую, антич. и
совр. европ.); европ. история началась с нашествия
германцев. Элитой арийской расы Гобино считал
германцев, под к-рыми понимал франц.
аристократию. Низшие расы неспособны
самостоятельно подняться до вершин цивилизации.
Идеи Гобино не получили признания во Франции, но
были восприняты в Германии (Р. Вагнер, Х.С.
Чемберлен и др.).
Х.С. Чемберлен (1855-1927), политик.
философ-германофил английского происхождения,
был наиболее известным последователем Гобино в
Германии. Чемберлен, не давая определения расы,
активно пользовался этим понятием. Различия
между расами, с его т.зр., являются биол. и
интеллектуальными. Высшее положение в расовой
иерархии Чемберлена занимает “арийская” раса,
или “нордический” тип: “высокие белокурые
долихоцефалы”. Наиболее “чистыми”
представителями арийской расы провозглашались
германцы. Расцвет всех цивилизаций определялся
влиянием герм. племен, а упадок — смешением их с
другими расами. Чемберлен описал европ. культуру
как рез-т совместного действия пяти факторов: 1)
искусства, лит-ры и философии Др. Греции; 2) права,
гос-ва и гражд. об-ва Др. Рима; 3) христ. откровения,
возрожденного Реформацией; 4) организующего
творч. духа германцев; 5) чужеродных и разрушит.
влияний иудаизма и евреев. Первейшей задачей
герм. народов он считал освобождение от
“порабощающих чужих представлений”, а именно от
“семитич. представлений о мире” и “моисеевой
космогонии”; предлагал вернуться к исконному
“арийскому миросозерцанию”, осн. принципом
к-рого он считал “гармонич. слияние с природой”.
Если Чемберлен в основном оперировал
мифологемами, впоследствии нашедшими широкое
употребление в идеологии нацизма, то Аммон и
Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и
превосходство белой расы при помощи научных
обоснований.
О. Аммон (1842-1916), нем.
антропометр и один из родоначальников
антропосоциологии, провел ряд антропометрич.
измерений в Бадене, Карлсруэ и Фрейберге,
воспользовавшись “краниальным индексом”,
введенным швед. антропологом Г.Ретциусом. На
основе этих исследований он пришел к выводам, что
среди горожан и высшего класса выше доля
долихоцефалов, а среди крестьян и низших классов
преобладают брахицефалы; долихоцефалы самой
природой предназначены занимать господствующее
положение в об-ве; существует прямая связь между
долихоцефалией и уровнем интеллектуальных
способностей; каждое об-во прогрессирует до тех
пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е.
наиболее талантливых и одаренных.
Ж. Ляпуж (1854-1936) также
классифицировал человечество по типам головы и
связывал культурные различия с брахицефалич. и
долихоцефалич. типами. Долихоцефалы
(длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или
нордич.) расу, брахицефалы (короткоголовые) —
низшие расы.
Л. Вольтман (1871-1907), нем.
публицист, философ и деятель социалистич.
движения под влиянием воззрений Гобино, Аммона,
Ляпужа и Чемберлена разработал “полит,
антропологию”, центр, идеей к-рой стал тезис, что
“расовый процесс”, состоящий в борьбе рас друг с
другом и в их приспособлении к природным
условиям, образует “естеств. основание
социального процесса”. Вся культурная история
человечества связана с расовой борьбой.
Первоначально “чистые расы” смешивались в ходе
истории. Вольтман редактировал журнал
“Politisch-anthropologische Revue” (1902-07), рупор мистич. веры в
провиденциальную миссию “высокого белокурого
сверхчеловека”. Под влиянием Вольтмана
находились теоретики расизма в Германии (X.
Гюнтер и О. Хаузер) и США (М. Грант).
Л. Гумплович (1838-1909), известный
польский социолог, представил не-расистскую
концепцию “расовой борьбы” в работах “Раса и
гос-во” (1875) и “Расовая борьба” (1883). Он
постулировал наличие у людей врожденной
склонности объединяться в группы и развивать
чувство единения. Группы, едва сформировавшись,
вступают в конфликт друг с другом. Вся история
цивилизации — история непрекращающейся борьбы
между группами: расами, гос-вами и классами.
Расовая борьба является исторически первой
формой межгруппового конфликта.
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
(или антропосоциология) — одна из влиятельных
школ в социологии и антропологии вт.пол. 19 — н. 20
в.; осн. идея — решающее воздействие расового
фактора на истор. и культурное развитие народов.
Р.-а. ш. сформировалась в условиях роста
популярности учения Дарвина о борьбе за
существование и естеств. отборе, господства биол.
подхода в социологии, широкого распространения
всевозможных антропометрич. измерений и попыток
биол. классификации рас. Р.-а. ш. ориентировалась
на позитивистский идеал научности (построение
социального знания по образцу естеств. наук),
носила на себе отчетливый отпечаток
механистичности и биологизма, была тесно связана
с социал-дарвинизмом и, при отсутствии
необходимой фактич. информации, часто прибегала
к домыслам и спекуляциям, подменяя научные
выводы наукообразными спекулятивными
построениями.
Р.-а. ш. была подвергнута в к. 19 — 20 в.
исчерпывающей критике; абсолютное большинство
ее теор. положений было опровергнуто; была
доказана произвольность и
ценносто-предрассудочная подоплека таких
тезисов и понятий, как “раса”, “арийская раса”,
“чистота расы”, связь между физико-анатомич.
расовыми особенностями и интеллектуальными
способностями и т.д. Было показано, что
культурные различия между расами определяются
не физиол. расовыми факторами, а средой, в к-рой
они развивались. Большую роль в этой критике
сыграли работы Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса,
Т. Вайца, С.Оссовского и др. Дж.Хаксли предложил
использовать вместо понятия “раса” понятие
“этнич. группа”. Однако в пер. пол. 20 в. идеи и
мифологемы Р.-а. ш. утвердились в Германии и легли
в основы расистской доктрины
национал-социализма.
Источник: Культурология XX век.
Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская
книга. 1998.
Вернуться на главную страницу
Гобино
|