Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич

1820-1892

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Афанасий Афанасьевич Фет

Тархов А.Е.

Поэт «Афанасий Плющихинский»

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) = уроженец орловской земли, один из той великой плеяды художников слова, которую взрастила для отечественной литературы эта особая «почва» - центрально-черноземная Россия. Вместе с тем, по собственному выражению Фета, его <<Перерождение из бессознательного в более сознательное существо» произошло в Москве, в годы студенчества. Это «перерождение» означало не только становление личности Фета, но и рождение его как поэта.

Московские литераторы (П. Кудрявцев, С. Шевырев, А. Галахов) первыми оценили яркое поэтическое дарование двадцатилетнего студента. Его стихи были напечатаны в журнале «Москвитянин» уже в конце 1841 года.

В 1843 году в Москве вышла составленная Галаховым «Полная русская хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей». В ней были помещены восемь стихотворений Фета, причем шесть из них следовали за стихами Пушкина и в ближайшем соседстве с произведениями Жуковского.

В Москве увидели свет почти все поэтические книги Фета: первый, «студенческий» сборник «Лирический пантеон», книга стихотворений 1850 года, итоговый двухтомник 1863 года и, наконец, четыре выпуска «Вечерних Огней» (1883, 1885, 1888, 1891).

Москвичом сделали Фета не только творческие, но и жизненные связи - дружеские и родственные. Среди ближайшего окружения поэта в разные годы - семейства Боткиных, Толстых, Соловьевых, Коршей, Олсуфьевых.

В течение сорока лет в разных местах Москвы, у друзей и родных, находил себе Фет временный кров, пока, наконец, в 1881 году не стал «оседлым москвичом». Поэт поселился в собственном доме на Плющихе. «Афанасием Плющихинским» (по шутливой аналогии с Афанасием Александрийским) назвал Фета его друг, поэт и философ Владимир Соловьев, навсегда соединив имя знаменитого поэта с названием старинной московской улицы.

Фет купил дом именно на Плющихе, в Хамовнической части,

[03]

почти случайно. Но как будто сама судьба привела его сюда под конец жизни: совсем рядом, на Девичьем поле, находилась усадьба Погодина - его первое местожительство в 1838 году. Так сомкнулись в единое целое пять десятилетий московской жизни Фета.

И сейчас без имени Фета - «Афанасия Плющихинского» - мы не представляем себе литературной Москвы прошлого вска.

* * *

Впервые будущий поэт побывал в Москве проездом в 1835 году. Тогда четырнадцатилетний дворянский недоросль Афанасий Шеншин ехал из родной усадьбы Новоселки, что под Мценском, к месту своего учения (этим местом оказался городок Верро в Лифляндии, ныне г. Выру Эстонской ССР).

Новая его встреча с Москвой состоялась через три года. В июне 1838 года ректору Московского университета было подано прошение о допуске к вступительным экзаменам, которое подписал «иностранец Афанасий Фёт», гессен-дармштадтский подданный. За этим странным «превращением» стояла жизненная трагедия, которая многое определила в судьбе и нравственном складе этого человека.

... В сентябре 1820 года владелец Новоселок, сорокачетырехлетний отставной гвардеец Афанасий Неофитович Шеншин, после годового отсутствия (он лечился на водах в Германии) вернулся в родную усадьбу. С ним приехала молодая женщина, немка Шарлотта Фет, бросившая в Дармштадте своего старика отца Карла Беккера и мужа Иоганна Фета. Шарлотту не остановило даже то, что дома у нее осталась годовалая дочь, а сама она была беременна на последних месяцах. Вскоре (в октябре или ноябре) у Шарлотты в Новоселках родился сын, названный Афанасием. Через два года лютеранка Шарлотта Фет крестилась в русской церкви и получила имя Елизаветы Петровны. Добившись развода с Фетом (который, вероятно, получил из Новоселок большие деньги), она обвенчалась с Шеншиным по православному обряду.

Ребенок Шарлотты, родившийся осенью 1820 года в Новосеках, был записан в метрических документах сыном Шеншина. Этот подлог каким-то образом всплыл в 1834 году, последовал официальный запрос о рождении Афанасия и о браке его родителей. И тут жизнь мальчика испытала катастрофическое «превращение». Прошив четырнадцать лет в Новоселках, он вдруг был отвезен в Верро, помещен в частный пансион немца Крюммера и вскоре поставлен в известность, что ему следует отныне именоваться Афанасием Фетом. Эта «честная» немецкая фамилия (право на которую для Афанасия с большим трудом добились его мать и Афанасий Неофитович у дармштадтских родственни-

[04]

ков) спасала мальчика от позорного клейма незаконнорожденного, которое отбросило бы его на самое дно общества и навсегда закрыло бы перед ним все пути в жизни; но вместе с тем эта короткая фамилия принесла ее новому владельцу долгие жесточайшие нравственные пытки.

Оторванный от семьи, потерявший свою фамилию, отлученный от дома (его не брали в Новоселки даже на летние каникулы), одинокий Афанасий рос в чужом городе, чувствуя себя «собакой, потерявшей хозяина». Но в глубине души юного изгоя уже рождался тот свет, который вскоре станет его торжеством в борьбе с жизненным мраком: «В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность...»

Это подавал голос никому еще не ведомый творческий дар, это просилась к жизни поэзия. Но прежде чем эти тайные цветы появились, Афанасий должен был пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но несравненно более радостную: по воле Шеншипа он сменил Лифляндию на Россию, Верро — на Москву, пансион Крюммера — на пансион профессора Московского университета Погодина.

Осенью 1838 года погодинский пансионер становится студентом университета — и затем происходят события, которые и означают в его жизни момент «рождения поэта»: восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорьевым — тоже студентом университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре друзья стали и совсем неразлучны: в начале 1839 года Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в Замоскворечье, и поселился в комнатке на антресолях. В этом доме друзья готовили к печати первый, «студенческий» сборник стихов Афанасия. Он назывался «Лирический пантеон» и вышел в 1840 году под инициалами «А. Ф.». В этом же доме были созданы и многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре стали появляться в журналах под именем «А. Фет». (Эта полная подпись впервые появилась в конце 1842 года под стихотворением «Посейдон» в журнале «Отечественные записки». Может быть, следует приписать случаю, ошибке наборщика то, что буква «ё» превратилась в «е», но сама перемена была знаменательной: фамилия гессен- дармштадтского подданного отныне обращалась как бы в литературный псевдоним русского поэта...)

* * *

«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

[05]

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь,— но только песня зреет».

В этих шестнадцати строках студента Фета можно было равно видеть и «лирический автопортрет», и поэтическую декларацию нового поэта. Но стихотворение это — еще и одна из самых ранних «весенних песней», того рода лирических созданий, которые составляют, может быть, сердцевину фетовского творчества. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» — воскликнет под впечатлением этих строк критик Василий Боткин, автор одной из лучших статей о творчестве Фета.

Вместе с тем вдумаемся в следующие слова: «Я не видал человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства... Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять... страшное хаотическое брожение его души». Кто это говорит и о ком? Это слова Аполлона Григорьева, и сказаны они о ближайшем и задушевном друге его юности, Афанасии Фете, авторе стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...». Фет всю жизнь отличался склонностью к приступам мрачной хандры. Однако то, о чем рассказывает Григорьев, есть явное свидетельство какого-то тяжелейшего духовного кризиса, пережитого поэтом в студенческие годы.

Но если этот кризис был действительно существенным событием жизни Фета того времени, когда происходило его становление как поэта, то, во-первых, где след этого события в его поэзии? а, во-вторых, как это связано с центральным мотивом Фета — с его «интуицией весны»? Ответ на первый вопрос дает строка, которую мы находим в одном из зрелых фетовских стихотворений

[06]

и в которой нельзя не увидеть признания той самой «духовной болезни», которую перенес поэт в юности:

«Душой и юн и болен...»

Ответ па второй вопрос дает весь тот поэтический текст, которому принадлежит строка; это одно из самых глубоких фетовских стихотворений, опубликованное в 1857 году, но представляющее собой воспоминание о временах московской юности:

«Был чудный майский день в Москве;

Кресты церквей сверкали,

Вились касатки под окном

И звонко щебетали.

Я под окном сидел, влюблен,

Душой и юн и болен.

Как пчелы, звуки вдалеке

Жужжали с колоколен».

Мир вокруг героя стихотворения праздничен: это и праздник природный — весна, и праздник церковный (сверкание крестов, колокольный трезвон). Эта праздничность настраивает на ожидание чего-то радостно-высокого, что предстоит пережить этой юной душе; но переживание это обретает форму весьма таинственную: вдруг «невольно дрогнула душа», ибо до слуха героя донеслись звуки похоронного пения («И шел и рос поющий хор»),— и вот уже поле зрения героя стихотворения заполнено одной траурной процессией. Все последующие строфы посвящены описанию похорон (хоронят юное существо, ибо гробик — розовый) с горем матери и надгробными рыданиями. Финал стихотворения как бы возводит в кульминацию его общую загадочность: все виденное оставляет у героя чувство, что «легко // И самое страданье».

Скажем сразу: ключом к постижению этого стихотворения может стать знание реальной обстановки событий, о которых в нем говорится. Легче всего, пожалуй, угадать место действия: окно, у которого сидит герой,— это, конечно, то самое окно, которое фигурирует в стихотворении «Печальная береза у моего окна...» и о котором сам Фет сказал, что речь идет тут о его комнате на антресолях григорьевского дома. Но столь точно зная место действия, хочется так же точно представить и время — этот «чудный майский день».

По некоторым косвенным свидетельствам можно предположить, что речь идет о первой фетовской весне на Малой Полянке — о мае 1839 года. А в этом году на середину мая пришлись Троицкие дни — важнейший праздник послепасхального периода, корнями уходящий в языческую древность: торжество весеннего

[07]

 «духа растительности», прославление вновь зеленеющего «древа жизни». Именно народно-языческая Троица могла дать почву для того переживания и, скажем шире, мирочувствия, которое запечатлено в стихотворении «Был чудный майский день в Москве...», с его гениально-еретическим сближением церковной культовой музыки — колокольного звона — с жужжанием весенних пчел. Ведь по древнейшим народно-мифологическим представлениям пчела — не только весенний вестник в этом мире, но и посланец иного мира, ибо образ пчелы принимают души ушедших из этой жизни людей. Сравнивая с жужжанием пчел колокольные звуки, Фет тем самым и колокол делает голосом одновременно двух этих миров! Если прибавить к этому и «поющий хор» (особенность похоронного пения во время всего послепасхального периода в том, что погребальные мотивы чередуются с ликующими), то надо будет признать, что духовный центр фетовского стихотворения в строках:

«И непонятной силой

В душе сливался лик небес

С безмолвною могилой».

«Непонятной силой» Фет называл непостижимую бессмертную стихию жизни, которая олицетворялась для него в образе вечно юной Весны. За доказательством этого не надо далеко ходить— поэзия Фета подтверждает это на каждом шагу. Вот одно из самых программных стихотворений фетовской «весенней сюиты»:

«Ты пронеслась, ты победила,

О тайнах шепчет божество,

Цветет недавняя могила,

И бессознательная сила

Свое ликует торжество».

Именно поэтому в стихотворении «Был чудный майский день в Москве...», которое рассказывает об обряде похорон среди торжествующей весны, есть могила — но нет смерти! Ведь смерти принадлежит только «розовый гробик» — вот и все ее обладание: по эту сторону смерти — жизнь (в том числе душа самого героя), и по ту сторону — тоже жизнь (живая, парящая «молодая душа»). Как же после этого не возникнуть чувству, что «легко и самое страданье»!

Таким было то духовное переживание юного Афанасия, которое оказалось ключевым для его лирического дара. И дано было Фету это откровение — если воспользоваться словами его друга Аполлона Григорьева — «в густых садах диковинно-типического Замоскворечья», «в яркое и дразнящее и зовущее весеннее утро,

[08]

под звон московских колоколов», «от вторгающихся в раскрытое окно с ванильно-наркотическим воздухом призывов весны и жизни...».

* * *

Вся жизнь Фета — это чередование периодов то исключительно литературных занятий, то полного погружения в житейские заботы и практическую деятельность. Как-то в письме к великому князю К. Романову он дал свой разноликий портрет: «Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик».

Первым практическим поприщем в жизни поэта стала военная служба, которая сформировала из юного поэта зрелого мужа, оформила весь облик Фета — с тем его парадоксальным сочетанием практика и поэта, рациональности и интуитивности, которое так изумляло всегда близко знавших его людей: «Быть может, ни в ком из выдающихся современных писателей рассудочный элемент не переплетался с бессознательным так тесно и так неожиданно» (Д. Цертелев). Сам Фет однажды в письме к С. Толстой об этом же написал так: «Несмотря на исключительно интуитивный характер моих поэтических приемов, школа жизни, державшая меня все время в ежовых рукавицах, развила во мне до крайности рефлексию. В жизни я не позволю себе ступить шагу необдуманно...»

Вскоре после окончания университета, в 1845 году, Фет направляется в Херсонскую губернию, где квартировал Кирасирский Военного Ордена полк; он избрал «наследственный» для Шеншиных род войск — кавалерию. Сотни дворянских детей подобным же образом шли по стопам своих отцов-военных; но для Фета вступление на эту дорогу имело иной смысл: он вышел на борьбу с судьбой за возвращение в то лоно, откуда он был исторгнут. «Вольноопределяющийся действительный студент из иностранцев» мог снова стать законным членом своего дворянского рода только одним путем — поступить нижним чином в армию п дослужиться до офицера: первый же офицерский чин давал тогда право на потомственное дворянство.

Одиннадцать лет жизни отдал Фет военной службе (сначала в кирасирах в глухой херсонской провинции, а затем в лейб-гвардии уланском полку под Петербургом), беспощадно обуздав себя и упорно стремясь к своей цели. Но все оказалось напрасным: в 1856 году вышел указ нового императора Александра II, по которому потомственное дворянство давал только чин полковника. Чтобы его достигнуть, 36-летнему гвардейскому штабс-ротмистру Фету надо было служить, может быть, до конца жизни.

Это был роковой удар — и Фет отступил: 3 июня 1857 года он уволился в бессрочный отпуск, так и не достигнув своей цели: не получив права на потомственное дворянство, не вернув себе фами-

[09]

лию Шепшина. И если это не стало для него окончательной жизненной катастрофой, то только благодаря Москве, которая, как бы подав руку помощи, помогла ему найти новое жизненное русло.

В начале 1857 года, приехав в Москву, Фет стал появляться у своего старого знакомого, критика Василия Боткина в знаменитой боткинской усадьбе на Маросейке.

Еще студентом Фет не раз бывал в памятном многим литераторам боткинском флигеле. Близкими знакомыми и друзьями B. Боткина были Белинский, Грановский, Станкевич, Бакунин, Тургенев, Некрасов, Григорович. Старший сын крупного московского купца-чаеторговца П. К. Боткина Василий Петрович получил прекрасное образование, знал несколько европейских языков. Его обширные знания, разносторонние интересы и тонкий эстетический вкус привлекали к нему замечательных деятелей русской культуры и литературы.

В семье Боткиных выросли знаменитый врач-терапевт C. П. Боткин, академик живописи М. П. Боткин, крупнейший коллекционер произведений живописи и председатель Общества любителей художеств Д. П. Боткин.

Теперь Фета приводило в дом Боткиных желание общаться не только с Василием Петровичем, но и с его сестрой Марией Петровной.

8 апреля в пасхальную ночь, разговляясь у Боткиных, Фет написал в альбом Марии Петровны стихи:

«Победа! Безоружна злоба.

Весна! Христос встает из гроба,—

Чело огнем озарено.

Все, что манило, обмануло

И в сердце стихнувшем уснуло,

Лобзаньем вновь пробуждено.

Забыв зимы душевный холод,

Хотя на миг горяч и молод,

Навстречу сердцем к вам лечу.

Почуя неги дуновенье,

Ни в смерть, ни в грустное забвенье

Сегодня верить не хочу».

Строки эти оказались гораздо значительнее, чем просто «стихотворение на случай»,— Фет как бы вписывал в альбом Боткиной свою судьбу.

Вскоре состоялась помолвка Фета и Марии Петровны. В. Боткин писал сестре 29 июля 1857 года из Диеппа: «...я со своей стороны нахожу Фета во всех отношениях прекраснейшим и рассу-

[10]

дительным человеком и смею надеяться, что ты несчастлива с ним не будешь». Свадьбу сыграли 16 августа в Париже. В сентябре супруги были уже в Москве и поселились в новой квартире, которую Фет отыскал сам — в доме Е. Н. Сердобинской на Малой Полянке.

Он снова оказался в тех местах, где прошла его студенческая юность; жизнь делала круг, вернее, виток спирали. Бывший студент-стихотворец, так самобытно заявивший о себе в 1840-е годы, стал теперь знаменитым поэтом, первым лириком эпохи 1850-х годов.

В 1850 году в Москве в его отсутствие вышел давно приготовленный им вместе с Григорьевым поэтический сборник. Книга стала итогом первого, столь многообещающего этапа поэтического пути Фета. И в том же году во втором номере журнала «Москвитянин» было опубликовано стихотворение, с которого и началась громкая слава Фета,— «Шепот сердца, уст дыханье...». За ним последовали многочисленные публикации в других журналах, прежде всего в «Современнике».

В декабре 1853 года в редакции «Современника» появился «коренастый армейский кирасир» и скоро стал равным в кругу этого журнала, где собрался весь цвет русской литературы. Поэзию Фета хвалят литераторы, издатель «Современника» Некрасов усиленно ее пропагандирует, критика не скупится на самые лестные отзывы, у читателей он в моде и, наконец, «романсы его распевает чуть ли не вся Россия» (по словам М. Салтыкова-Щедрина).

Фет находился на вершине поэтического успеха, но, выйдя в 1858 году в отставку и поселившись в Москве, он должен был думать о средствах к существованию. Отставной штабс-ротмистр решил стать профессиональным литератором и взялся за переводы. «Днем я прилежно был занят переводами из Шекспира, стараясь в этой работе найти поддержку нашему скромному бюджету, а вечера мы почти безотлучно проводили в нашей чайной»,— вспоминал Фет на склоне лет.

Однажды в их чайной комнате появился Лев Толстой (знакомый с Фетом еще по Петербургу, по редакции «Современника») и сообщил, что его брат Николай Николаевич и сестра Мария Николаевна поселились вместе с ним в меблированных комнатах Варгина на Пятницкой. Толстые стали частыми гостями «сердобинки», как называли эту квартиру Фетов. А если добавить, что здесь бывали многие известные литераторы, включая Тургенева (который в начале 1858 года жил у Фетов несколько дней), то нужно признать, что «сердобинка» стала на какое-то время замоскворецким литературным центром.

[11]

И еще одним была известна в это время в Москве фетовская квартира — своими музыкальными «четвергами». Толстой записывает в дневнике 25 января 1858 года, вернувшись от Фета: «Завидно и радостно смотреть на его семейное счастье. Вечер музыкальный прелесть!» А. Григорьев познакомил как-то Фета с двумя музыкантами: с талантливым скрипачом, приятелем их общего друга поэта Полонского, и с молодой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой (впоследствие ставшей женой композитора Бородина). Оба музыканта участвовали в «четвергах» у Фетов.

Поводом для создания многих стихотворений Афанасия Фета была музыка: или инструментальная («Бал», «Шопену»), или, чаще всего, вокальная («Певице», «Сияла ночь...», «Я видел твой млечный, младенческий волос...»).

Фет всегда отстаивал «невольность», непосредственность поэзии, а в отношении себя прямо говорил об «исключительно интуитивном характере» своих поэтических приемов. Неудивительно поэтому, что оп искал музыкальные способы в выражении не только поэтического слова, но и в излиянии своей души, в высказывании мыслей и чувств. Когда мы читаем у Фета: «Дело поэта найти тот звук, которым он хочет затронуть известную струпу нашей души. Если он его сыскал, наша душа запоет ему в ответ», то вспоминаем московскую атмосферу того времени, когда Фет формировался как поэт,— 40-е годы XIX века.

«Это были годы стихийного разлива бытовой музыки с ее непосредственной эмоциональностью. В простодушных, написанных на лету песнях и романсах высказывали и изливали свои чувства...» (Б. Асафьев). Все хотели высказаться на том доступном «языке души», каким стало слово, соединившееся с музыкой в романсе. В этом разливе бытовой песенности, захватившей отдаленнейшие уголки русской жизни, был и свой центр: древняя столица, патриархальная и песенная Москва дала России двух творцов бытового романса — А. Алябьева и А. Варламова. Москва же родила и тот неповторимый исполнительский стиль, в котором романс достиг высочайшей вершины как явление искусства,— цыганское пение.

«Страстным цыганистом» (если применить к Фету его слова об Аполлоне Григорьеве) поэт оставался до конца своей жизни. «Скоро раздались цыганские мелодии, власть которых надо мною всесильна» — это слова из рассказа «Кактус», написанного в 1881 году. Рассказ построен на реальных эпизодах биографии поэта — на воспоминании о поездке с Григорьевым к московским цыганам, в Грузины. В целом же он представляет собой как бы важнейший мировоззренческий трактат, центральная тема которого любовь и музыка.

[12]

* * *

Но вот десятилетие, которое вынесло Фета к великой славе, подошло к концу. У порога стояла новая эпоха — 60-е годы — время кардинальных социальных преобразований, новых идейных веяний и резкого размежевания литературных и общественных сил. «Современник» становится органом революционной демократии; Некрасов делает выбор между Чернышевским, Добролюбовым — и Толстым, Тургеневым, Фетом. Резкое изменение «общего воздуха жизни», в котором все труднее дышалось Фету-лирику, разрыв в 1859 году с «Современником», убеждение в невозможности находить материальную опору в литературной деятельности — все это привело Фета в состояние тяжелой депрессии. В этой ситуации спасительным для него оказалось решение оставить литературу и заняться сельским хозяйством.

Сельскохозяйственный сезон 1861 года Фет провел уже на «своей земле»: на юго-западной окраине родного ему Мценского уезда. Среди голой степи оп купил хутор Степановну с двумястами десятинами отличной черноземной пахотной земли. Семнадцать лет жизни отдал оп Степановке, превратив ее в образцовое доходное хозяйство.

Во все время своей фермерской жизни Фет большую часть года проводил в Степановке; в Москву они с Марией Петровной приезжали только на два-три зимних месяца. Основным местом их пребывания в Москве стал дом Д. П. Боткина у Покровских ворот.

Именно в этом доме, на маскараде в январе 1863 года, Фет договаривается с известным московским книгоиздателем К. Т. Солдатенковым о весьма рискованной акции. В крайне неблагоприятное для всей поэзии время он хочет выпустить двухтомник своих оригинальных произведений и переводов, чтобы этим изданием как бы подвести итог своему 25-летнему творческому пути и вместе с тем утвердить свои литературно-эстетические позиции. Трудно сказать, сам ли Фет пришел к решению издать такую книгу или кто-то из его ближайших друзей (возможно, В. Боткин) внушил ему это. Книга вышла. Она была встречена шквалом пародий, насмешек, оскорблений со стороны радикально-разночинной журналистики, не имела никакого успеха у читателей и осталась почти нераспроданной.

Наступил глухой период для творчества Фета и его поэтической репутации — 60—70-е годы. Должно было пройти еще четверть века, и только к следующему его юбилею, к 50-летию творческой деятельности, снова были признаны его поэтический талант и высокое мастерство лирика. Для этого должны были появиться новые поколения его читателей и ценителей — поэтов и критиков, а сам он должен был пережить новый взлет своего поэтического гения, запечатленный в четырех книгах стихов с одинаковым на-

[13]

званием «Вечерние Огни», вышедших в Москве в 1883, 1885, 1888 и 1891 годах.

Поэт сравнивал свои последние книги с незанавешенными окнами дома, которые осветились вечером в ожидании прихода друзей. И друзья, идущие на Плющиху, в дом Фета, знали: за этими окнами живет тот, чьи «стихи проникнуты вечно юной силой вдохновения» (В. Соловьев), чей дар дает всем возможность «вздохнуть на мгновение чистым и свободным воздухом поэзии».

А. Тархов

[14]

Цитируется по изд.: Фет А.А. «Был чудный майский день в Москве…» Стихи, поэмы, страницы прозы и воспоминаний, письма. М., 1989, с. 3-14.

 

Вернуться на главную страницу Фета

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС