Михаил Афанасьевич Булгаков

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891/1940) — русский советский писатель,
драматург. Медицинское образование пригодилось Булгакову для написания
первых произведений. С приходом советской власти Булгаков попытался отразить
в своих сатирических произведениях хаос эпохи, а также невозможность
человеку принять ту или иную сторону в гражданской войне. Однако пиком
литературного творчества становится для Булгакова знаменитый роман «Мастер и
Маргарита».
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 40.

Другие биографические справки:
Муромский В.П. Булгаков Михаил
Афанасьевич. (Из кн.: Русские писатели ХХ в.
Биобиблиографический словарь. М., 1998. Т. 1.):
"Задуманный с самого начала как «роман о дьяволе» (под таким названием он
упоминается в переписке Булгакова с близкими ему людьми), «Мастер и Маргарита»
лишь постепенно обрел своих истинных героев, обозначенных в его заглавии. Новые
герои органично вошли в ранее сложившуюся фабулу, где уже действовал Воланд и
его свита. Тема «дьяволиады», начатая Булгаковым в 20-е, нашла свое завершение в
московских сценах романа. Истекшие годы еще резче выявили в облике людей
печальные последствия духовной и культурной самоизоляции, «нового общества»,
революционной нетерпимости, отбрасывания целых пластов всемирной истории ради
ложно понятых ценностей".
Муромский В.П. Писатель XX века (Из
кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги.
Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 295-301):
"Среди множества ранних произведений, написанных «журналистом поневоле»
(Боборыкин В.Г. — С.31), выделяется своим худож. мастерством рассказ «Ханский
огонь» (Красный журнал для всех. 1924. №2). Это был период становления Б. как
писателя, который проходил уже в зрелом возрасте, при немалом жизненном опыте. В
его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений
современной литературы от А.Белого до Б.Пильняка, воздействие которых испытали
на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым".
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. И при белых, и при красных...
(Из кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический
справочник. Санкт-Петербург, 2000):
"...Булгаков командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве
военврача на Северный Кавказ. Там же начал печатать первые публицистические
статьи в газетах — и всю жизнь впоследствии вынужден был скрывать, что печатался
при белых. В марте 1920 г. из-за тифа не смог эвакуироваться с П. Врангелем,
о чем долго сожалел. В 1920-1921 гг. (после прихода
красных) ставил свои пьесы на сцене 1-го
Советского театра во Владикавказе. В сентября 1921
г. Булгаков приехал в Москву — с тем, как напишет
в автобиографии 1924 г., «чтобы остаться в ней
навсегда»".
Лимонов Э.В. Льстит обывателю (Лимонов
Э.В. Священные монстры, 2019).
"Дело в том, что «Мастер и Маргарита», во-первых, пародия на исторический
роман. Во-вторых: это еще и плутовской роман, и очень очень напоминает
ильфо-петровские "Тринадцать стульев" и "Золотой теленок". В-третьих, добавлен
небольшой элемент сверхъестественного, то есть вкрапления фантастического.
Смешав и встряхнув хорошенько все эти элементы получаем очень лестную для
обывателя книгу..."
Шикман А.П. Несостоявшийся изгнанник (Из кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории.
Биографический справочник. Москва, 1997 г.):
"Написанный Булгаковым роман "Белая гвардия", переделанный им для сцены
под названием "Дни Турбиных" и поставленный МХАТом в 1926, имел зрительский
успех, что, однако, не помешало появлению таких рецензий: "Я ничего не говорю
против автора пьесы Булгакова, который чем был, тем и останется: новобуржуазным
отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его
коммунистические идеалы" (поэт А. Безыменский). Даже в Большой Сов. Энциклопедии
(1927) о пьесах драматурга сказано: "Булгаков использует теневые стороны
советской действительности в целях ее дискредитирования и осмеяния"."
Творческий путь писателя и драматурга
(Из кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва,
2000).
Изображал рядовых белогвардейцев
доблестными и политически честными (Большая советская
энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том восьмой. Буковые – Варле. – М., АО
Советская энциклопедия. – 1927).
Двойственный и
обреченный (Энциклопедический словарь Русской цивилизации).
Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова. (Булгаков М.А. Собрание сочинений в пяти
томах. Том первый. М., 1989)

Далее читайте о творчестве Булгакова:
Сергей АКСЕНЕНКО. Сталин и писатели. Михаил Булгаков –
советский «антисоветчик».
Альфред БАРКОВ. «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение.
Альфред БАРКОВ. «Мастер и
Маргарита»: альтернативное прочтение. Ч. 2.
Николай БОГДАНОВ.
«Пятое измерение» Михаила Булгакова.
Николай БОГДАНОВ.
Явные и скрытые киевские реминисценции в «московском» творчестве
Михаила Булгакова.
Николай БОГДАНОВ. «В
одну любовь мы все сольемся вскоре…». (Михаил Булгаков и граф Алексей
Константинович Толстой).
Николай ГАВРЮШИН. Литостротон, или Мастер без
Маргариты.
Василий ДВОРЦОВ. Бафомет – идол
постмодерна.
Маргарита ЗАЙЦЕВА.
Судьбы интеллигенции на
историческом распутье.
Дарья КУЧИНСКАЙТЕ. Отображение идей «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза в романе М.
Булгакова «Мастер и Маргарита».
Игорь МАШНИКОВ.
Пардоксы "Собачьего
сердца".
Станислав НИКОНЕНКО. Михаил
Булгаков и Юрий Слезкин. История дружбы двух писателей в кривом зеркале
литературоведов. (МОЛОКО, 2001 г.)
Юрий ПАВЛОВ. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ - XXI веков.
М., 2011. Глава
Человек и время в «Белой гвардии» и «Собачьем сердце» Михаила Булгакова.
Ирина РЕПЬЕВА. Неправильный
Булгаков. (МОЛОКО, 2001 г.).
Родион ЧАСОВНИКОВ.
Шапочка для Мастера. Или. Некоторые особенности сделки с нечистым.
("Суждения", 11,2011).
Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре
художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб.,
2011. Русская поэзия XX - XIX веков.
Михаил Афанасьевич
БУЛГАКОВ.
Игорь ФУНТ.
Нескончаемая жизнь искусства. К 120-летию со дня рождения М.А.
Булгакова.
Николай КОФЫРИН. Апология Михаила Булгакова.
Николай КОФЫРИН. Тайна Мастера
и Маргариты.
Русские писатели и поэты (биографический
справочник).
Приблудный Иван (Яков Петрович Овчаренко)
(1905-1937), поэт, прообраз героя романа «Мастер и Маргарита» Ивана Бездомного.

Сочинения:
Собр. соч.: В 5 т. М., 1989—92;
Собр. соч: в 10 т. М., 1995-2000;
Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989;
Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. М.,
1926;
Письма.
Жизнеописание в документах. М., 1989;
Советские писатели: Автобиографии. Т.З.М.,1966.
Литература:
Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания. М., 1990;
Дневник Елены Булгаковой. М., 1990;
Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М., 1991;
Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков. М., 1993;
Творчество Михаила Булгакова. СПб., 1991—95.
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила
Булгакова. М., 1988.

|