Франсуа-Ноэль Бабёф

Гракх Бабеф (1760-1797). Родители нарекли его обычным именем — Франсуа
Ноэль. Сам он назвал себя потом (в начале 90-х годов) Гракхом, чтобы память
о двух братьях, народных трибунах Древнего Рима, всегда была с ним.
Вся жизнь Бабефа — с самого раннего детства — непрерывная борьба.
Сначала, как, впрочем, и всю остальную жизнь,— с нуждой. Отец его,
потомственного крестьянского рода, был отставным военным, некоторое время —
мелким чиновником, затем поденщиком, батраком. О школе мальчику нечего было и
думать. Отец сам обучил его тому, что знал. Подростком Бабеф ходил «по людям»,
чтобы хоть немного помочь
семье, находившейся в самой горькой нужде. К двадцати годам ему удалось стать
чиновником, занимавшимся приведением в порядок феодальных архивов. Эта служба
дала возможность Бабефу хорошо постигнуть ту механику, посредством которой
дворянство во главе с королем нещадно угнетало трудовой народ — крестьянство,
рабочих мануфактур, городскую бедноту.
Бабеф становится непримиримым врагом феодально-абсолютистских порядков. И где
бы потом он ни бывал, где бы ни проживал — в провинциальных городках или в самом
Париже, он не прекращал борьбу против деспотов и угнетателей народа.
Еще до революционных событий, потрясших Францию в 1789—1793 гг., Бабеф
приходит к коммунистическим идеям (отметим, между прочим, знакомство его с
идеями Мабли), выступает за коллективное ведение хозяйства («коллективные
фермы»), в защиту «самого низшего класса человеческого рода».
Когда в 1789 г. король вынужден был созвать съезд представителей всех
сословий, так называемые Генеральные штаты, которые не собирались уже более
полутора столетий, Бабеф, служивший в поземельном архиве в городе Руа,
редактирует наказы города Генеральным штатам, устраивает публичное сожжение
бумаг архива, дарующих привилегии феодалам.
В дни, когда восставшие парижане штурмуют Бастилию — один из самых мрачных
застенков Парижа, олицетворявший феодальный абсолютизм, Бабеф оказывается в
столице. Он активно участвует в политической, литературной борьбе, выпускает
известный свой труд «Постоянный кадастр», требуя уничтожения дворянского
землевладения и осуществления «аграрного закона» — уравнительного раздела всех
земель.
Трудно проследить за дальнейшими перипетиями жизни Бабефа в сложных, быстро
меняющихся условиях революции. То он в Руа, то в каком-либо ином провинциальном
городке, то в Париже. Временами он служит, постоянно вступая в острые конфликты
с местной знатью. Иногда ему удается издавать собственные газеты — «Газету
свободы печати», позже — «Народный, трибун». Его много раз арестовывали.
Неоднократно ему приходилось жить на нелегальном положении, и вместе с ним его
жене, сыновьям (их у него трое).
В феврале 1795 г.— очередной арест. Бабефа отправляют в одну из тюрем города
Арраса. В ней тогда находилось уже немало революционеров различного толка.
Тут-то и начинает вызревать «Заговор равных».
В октябре того же года власти вынуждены освободить Бабефа и его друзей.
Оказавшись на свободе, он всю энергию отдает созданию конспиративной
централизованной организации, которая осуществит новую революцию, установит
диктатуру трудящихся, что в конце концов приведет к подлинному равенству: в
будущей республике не будет частной собственности; более того, в ней будет
запрещено все, что не может быть предоставлено каждому...
Руководит всем «Тайная Директория Общественного Спасения» из семи человек во
главе с Бабефом. Ведется широкая агитация среди рабочих и бедноты Парижа, в
войсках гарнизона. Агитаторы едут и в провинцию. Уже почти завершена
подготовительная работа, надвигающееся восстание должно смести реакционную
Директорию...
9 мая 1796 г. начались аресты: один из членов организации оказался
предателем. Был арестован и Бабеф. После долгого судебного разбирательства 26
мая 1797 г. был оглашен приговор. Бабеф и ближайший его сподвижник Дартэ
приговорены к смертной казни и на другой день гильотинированы. «Мужество им не
изменило,— писал друг и соратник казненных Буонарроти,— сильные духом, они пошли
на казнь, как на триумф».
В предсмертном письме жене и детям Бабеф писал: «Я не видел иного способа
сделать вас счастливыми, как путем всеобщего благополучия...»
Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.:
Политиздат, 1982, с. 175-177.
Вернуться на главную страницу Бабёфа
|