Родственные проекты:

|
Франсуа-Ноэль Бабёф

Бабёф (Babeuf), Гракх (наст. имя - Франсуа Ноэль) (23.XI.1760 -
27.V.1797) - французский революционный коммунист-утопист, руководитель
движения "во имя равенства" во Франции во время термидорианской реакции и
Директории. Родился в Сен-Кантене в бедной семье бывшего солдата.
Материальная нужда, в которой Бабёф провел свою юность, а главное нищета
масс, которую он наблюдал в Пикардии - одном из наиболее капиталистически
развитых районов Франции, содействовали раннему созреванию у него
революционных взглядов. Сильное идейное влияние на мировоззрение Бабёфа
оказали труды Ж. Ж. Руссо, Г. Б. Мабли, позднее Морелли. Уже в 1786-1787
годы Бабёф, ставший февдистом (юристом) и проживавший в небольшом
пикардийском городке Руа, в своей переписке с секретарем Аррасской академии
Дюбуа де Фоссе выступает не только решительным противником феодальной
земельной собственности, но и выдвигает идею создания "коллективных ферм",
сочувствует планам переустройства общества, в основе к-рых лежит признание
общности имущества. В 1787 году Бабёф составил проект "Постоянного
кадастра"("Cadastre perpétuel...",1789), в котором высказывался за введение
единого налога. В 1789-1792 годы, живя в Пикардии, Бабёф принимал активное
участие в революционном крестьянском движении, происходившем на территории
вновь организованных трех департаментов (Соммы, Уазы и Эны). В 1790 году за
организацию движения за отказ от уплаты косвенных налогов Бабёф был заключен
в тюрьму Консьержери (Париж), откуда был освобожден при содействии Ж. П.
Марата. После бегства Людовика XVI в 1791 году Бабёф выступал за
установление республики. В первые годы французской
буржуазной революции конца 18 века выдвигал требование полной ликвидации
феодальных прав без выкупа, раздачи в долгосрочную аренду (а не распродажу)
конфискованных церковных земель наименее обеспеченным группам крестьянства,
раздела общинных земель. Бабёф боролся против имущей верхушки деревни; в
центре его внимания находилась деревенская беднота и особенно те слои
мануфактурного пролетариата, проживавшие в деревне, для которых главным
источником существования являлась заработная плата. Во время выборов в
Конвент (1792) Бабёф выдвинул требование обеспечения "права на труд". В 1793
году работал в продовольственной администрации Парижа. В 1793-1794 годы по
ложному обвинению в подлоге Бабёф находился в заключении. После 9 термидора,
примкнув к "Электоральному клубу", объединившему уцелевших "бешеных" и
эбертистов, Бабёф в основанной им газете "Journal de la liberté de la
presse", позднее переименованной в "Le Tribun du peuple", подвергал резкой
критике политику термидорианского Конвента и вновь в феврале 1795 года
подвергся аресту. В тюрьмах, где после 9 термидора находилось много деятелей
массового революционного движения периода якобинской диктатуры, под
руководством Бабёфа сложилось ядро участников будущего движения "во имя
равенства" (Ф. Буонарроти, О. Дарте, Ш. Жермен и др.). Выйдя из тюрьмы 18
октября 1795 года, Бабёф возобновил издание своей газеты и выступил против
Директории. После роспуска в 1796 году клуба Пантеон, вокруг которого
сгруппировались бабувисты, Бабёф создал "тайную повстанческую директорию",
которая готовила вооруженное выступление плебейских масс парижских
предместий. В своей агитации бабувисты обращали особое внимание на рабочих и
стремились использовать их недовольство финансовой политикой Директории
(переход от ассигнатов к "мандатам"). Однако 10 мая 1796 года в результате
предательства одного из участников движения - Гризеля - все его руководители
были арестованы. 27 мая 1797 года Бабёф, после процесса над бабувистами в
Вандоме, был казнен.
Деятельность Бабёфа имела большое значение для развития коммунистических
идей. В отличие от других коммунистов-утопистов 18 века, Бабёф впервые поставил
вопрос о практических способах осуществления коммунистического переустройства
общества. На основе якобинского опыта Бабёф пришел к выводу о невозможности
немедленного осуществления "чистой демократии" после победы революции и о
необходимости установления переходного периода от старого общества к
коммунистическому - периода временной революционной диктатуры. Бабёф и его
сторонники намечали в случае успеха восстания в качестве первых экономических
мероприятий бесплатное хлебоснабжение, переселение бедняков в жилища богачей,
безвозмездный возврат вещей из ломбардов и т. д., а также выдвигали план
создания "национальной коммуны", которая должна была постепенно вытеснить
частное хозяйство. Коммунизм Бабёфа носил вместе с тем несколько примитивный,
"грубо-уравнительный" характер, в частности Бабёф категорически возражал против
какого бы то ни было различия в оплате труда. В обосновании своих взглядов
Бабёфа был далеко еще не свободен от влияния рационализма.
Бабёф явился одним из предшественников научного коммунизма.
Маркс и Энгельс
высоко ценили деятельность Бабёфа; в "Манифесте Коммунистической партии"
сочинения Бабёфа характеризуются как литература, которая "...выражала требования
пролетариата..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 455).
Начало изучения истории деятельности Бабёфа было положено книгой Ф.
Буонарроти "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа" ("Conspiration
pour l'égalité dite de Babeuf", 1828, посл. изд., v.1-2,1957, рус. пер., т. 1-2,
1948), впервые опубликовавшего в ней важнейшие документы этого движения. Однако
в книге Буонарроти не была освещена ранняя революционная деятельность Бабёфа,
относящаяся к периоду до 1795 года. Этот период был подробно изложен в книге В.
Адвьеля "История Бабёфа" (V. Advielle, Histoire de Gracchus Babeuf..., 1884),
впервые использовавшего личный архив Бабёфа Среди историков, занимающихся
исследованием деятельности Бабёфа, имеются различные неточные и неправильные
точки зрения в оценке общественно-политических взглядов Бабёфа. Так, французский
историк А. Матьез в своей книге, посвященной периоду Директории (A. Mathiez, Le
Directoire du 11 brumaire an IV au 18 fructidor an V, 1934), писал, что
коммунистические идеи имели для Бабёфа второстепенное значение; в свою очередь,
другой французский историк Лефевр (G. Lefebvre, Études sur la Révolution
française, 1954) полагал, что коммунизм Бабёфа носил преимущественно
потребительский характер, и связывал его истоки с общинными отношениями,
сохранявшимися еще на родине Бабёфа - в Пикардии.
Советский историк П. П. Щеголев ("Заговор Бабефа", 1927) считал, что до
революции у Бабёфа существовали только крайне неясные коммунистические идеи,
которые в первые годы революции уступили место мелкобуржуазному эгалитаризму
("аграрный закон"), от которого Бабёф отказался только к началу 1795 года.
Подлинно научное освещение воззрений Бабёфа и его последователей, исходя из
оценок Бабёфа, содержащихся в трудах основоположников марксизма-ленинизма, дал
академик В. П. Волгин (см. Очерки по истории социализма, 4 изд., 1935; История
социалистических идей, т. 1, 1928; Французский утопический коммунизм, М., 1960).
В. М. Далин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Сочинения: Pages choisies de Babeuf (comment. par M Dommanget), P., 1935.
Литература: Маркс К. И Энгельс Ф.,
Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2 (см.
имен. указ.), М., 1955; Энгельс Ф., Празднество наций в Лондоне, там же; Galante
Garrone A., Buonarroti e Babeuf, Torino, 1948; Dalin V., Babeuf, Studien, В.,
1961.
Вернуться на главную страницу Бабёфа
|