> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАСАЙТ БАЗАРНОГО >  РАСКРЕПОЩЕНИЕ...  >  
ссылка на XPOHOC

Владимир БАЗАРНЫЙ

1996 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Раскрепощение

духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей

Часть VI

Содержание

 

Вместо введения.

1. Проблема почерка и письма в связи с проблемой психомоторного развития и здоровья детей (краткая историческая справка)

2. Влияние на психическое и физическое развитие и здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой и импульсно-нажимного-перьевой (собственные исследования)

3. Механизм развития закрепощенного психомоторного стереотипа в процессе овладения детьми письменными навыками

4. Импульсно нажимной каллиграфический почерк - почерк, сообразный природе эндогенных биоритмов человека

5. Целенаправленная подготовка в семье и детских дошкольных учреждениях телесно-координаторного и глазо-ручного чувства ребенка - как фундамента, необходимого для последующих занятий психомоторной деятельностью

6. Простейший тест на определение уровня школьной зрелости по параметру зрительно-координаторных способностей

7. Некоторые методологические подходы к введению в художественно-образные и пластические"прописи"

8. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей

"Экологически-чистые" прописи


 

Галине Улановой, Майе Плисецкой,

а также всем творцам искусства балета,

прославляющим высшую богочеловеческую красоту -

красоту телесного совершенства,

свой скромный труд посвящаю.

В. Базарный.

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И ПСИХИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИЯХ

"Для меня священными могут быть лишь одни законы —

те которые диктует мне моя природа"

(Ральф Уолдс Эмерсон)

"Победишь себя в себе и станешь свободным, как птица"

(Ф. М. Достоевский)

Если попросить любого, кто еще чувствует и переживает духовные явления в этом мире, назвать, какое из всех видов искусств более всего завораживает и захватывает, вдохновляет и возвышает наш дух, то многие без колебания назовут искусство балета.
И если попросить у любого, кто еще сохранил обостренное чувство красоты, назвать самое значительное явление в области искусства, которое мы пережили в последнее время, то большинство без колебаний назовут юбилейный вечер незабвенной Майи Плисецкой.
Феномен Майи — это по существу торжество самого высокого, что возвышает нас над биологическим миром, торжество художественных образов, выраженных на языке целостного телодвигательного переживания, одухотворенного утонченной гармонией пластики.
И только так вершина одних — передается, ощущается, переживается другими. Так одухотворение одного одухотворяет миллионы других. Такова сила и предназначение высокого искусства, основанного на законах Духа-Образа, пластики и гармонии:
А кто имеет в себе начала символического мироощущения и выражает их на языке чувственных истин, тот не мог не прочесть главный лейтмотив того, как воспринимает, чувствует и выражает окружающий нас мир великая балерина-художник на этапе конце XX столетия.
Содержанием ее художественных образов не была безмятежность и беззаботность порхающей красоты. Центральным подсознательным ее чувственных истин было какое-то ощущение неумолимо надвигающейся на нас трагедии.
С одной стороны, своим искусством Майя убеждает нас: человеческое тело-символ самого высокого совершенства и красоты, с другой - завершает сцену со все более затягивающейся петлей на шее, с каким-то внутренним предчувствием неумолимо надвигающегося на нас духовного удушения.
И с какой-то безысходностью опустив руки в расслаблении и обращаясь уже куда-то в вечность, вдруг Майя выразила свое мироощущение уже в словах: "Необходимо детям дать здоровье, красоту и свободу, но меня не понимают".
Дорогая Майя! Ваше искусство, Ваши слова несут в себе пророчество! И с какой бы стороны мы ни подходили к выпавшим на голову рода человеческого трагедиям, пролитым морям слез и крови, в основе их одно и то же, повторяемое из поколения в поколение: "имеющие уши" ни разу так и не услышали и не поняли пророков — своих современников: "Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, очи свои сомкнули, да и не узрят очами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Деяния, гл. 28, ст. 26-27).
"Погружаю в глубину вод целые страны, но молчит сознание человеческое. Возношу горы и Учения Истины, но даже головы людей не обращаются к зову. Посылаю радость знания, но люди делают из священной трапезы похлебку. Нет у меня знаков, чтоб отвратить человечество от гибели. (Агни Йога, 3-е изд., 1929).
Да и "слышать ушами" ни великие ни малые истины большинству уже не дано: все силы, помыслы и устремления отданы одному: чувствовать только себя! Слышать только себя! Орать только себе!
...Из всяких явлений жизни, к которому более всего мы устремлены чувственно и за которое уже пролиты моря крови, есть особое состояние нашей души, особое мироощущение — чувство свободы. Как известно, история народов, история культуры — это прежде всего история устремления и борьбы за свободу.
Центральной идеей библейских мифов, легенд, высокой поэзии, скульптуры, художества, литературы, музыки является идея высокой свободы духа. И только с ощущения свободы духа начинается наше вдохновение и возвышение.

К сожалению, насколько категория свободы воспета в гимнах, мифах и легендах, насколько она заговорена в философской, исторический и политической литературе, настолько она оказалась совершенно не исследованной на языке биогенетической логики, т. е. на уровне протекания естественных витальных процессов.
И пожалуй, гениальной фразой, объединяющей категорию свободы-несвободы с качеством нашей органической и психической жизни, является взгляд К. Маркса на болезнь как на стесненную в свободе жизнь. Болезнь - как физическая и психическая нераскрепощенность основ наших видовых потенциалов;
И чтобы подойти к пониманию категории свободы-несвободы в формировании и поддержании того или иного уровня физической и психической жизнеспособности-здоровья, мы должны осознать некоторые концептуальные ступени в строительстве психического, которые были сформулированы великим И. М. Сеченовым (1947 г): "...определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков."; "...мышечное ощущение чисто субъективно -оно доходит до сознания в форме какого-то усилия"; "Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению".
К сожалению, эти простые и в то же время фундаментальные законы строительства психического не получили своего надлежащего развития в психологической науке, в т. ч. в науке о раскрепощении творческих потенциалов личности — педагогике.
А ведь уже эти положения дают все основания дать им следующее толкование: во-первых, что любые психические явления возможны только на моторной основе. Во-вторых, что любое явление сознание-духа начинается и заканчивается на моторно-мышечной системе. В-третьих, что центральным механизмом, конструирующим психическое, является феномен произвольно-управляемого усилия различных телесно-мышечных групп.
И эти выводы позволяют утверждать, что центральным технологическим "реактором", в котором разворачиваются базовые процессы нашего психостроительства, является телесно-мышечная система.
Не случайно, что пока ни одному из лауреатов Нобелевской премии - специалистам в области мозга - так и не удалось за свою сознательную творчески-поисковую жизнь найти в мозговых структурах следы матрицы психических процессов - энграмм. Более того, некоторые из них в итоге таких поисков сами высмеяли собственную наивность и глупость.
...Поскольку основная часть моей творческой жизни прошла в Красноярске, то ситуацию с нашей физической и психической сферой я могу сравнить с самой мощной в мире Красноярской ГЭС! Как там стихия неорганизованной энергетической мощи водного напора направляется в 12 трубопроводов, где тонко и точно структурируется и укрощается в управляемую энергию света, так и в человеческом организме весь фронт слабоструктуированной судорожно-генерализованной нервной энергии, полученной от органов чувств, направляется к нейромышеч-ным системам, в пределах которых с помощью произвольного усилия структуризуются и укрощаются в психическую энергию духа-сознания. Отсюда чувство свободы на уровне биогенетической логики есть свобода тока сенсорно-нервной энергии. Свобода же духа (сознания) есть свобода и полнота произвольно-моторного структуирования сенсорно-нервной энергии в психическую.
Отсюда свобода-несвобода мыслетворения в конечном итоге является нам в свободе (моторной пластике) — несвободе (моторной зажатости) произвольного движения. Психомоторная пластика в конечном счете и есть коэффициент полезного действия (КПД) в психическом строительстве, коэффициент внутренней психомоторной свободы человека, "коэффициент" возвышения Духа человеческого.
Следовательно, категория свободы на биогенетическом языке является нам в свободе произвольной мышечной пластики, структуирующей энергию чувственной стихии в образы-сознания. А осознать внутреннюю структуру этой биологической свободы помог науке один случай, происшедший со мной в купе пассажирского поезда.
Рядом со мной в купе оказались молодая женщина с ребенком, у которого выявились симптомы глубокого умственного недоразвития. Со слов мамы, ребенок в возрасте 10 месяцев съел несколько упаковок медицинских таблеток. В итоге: судорожный синдром и отключение коры головного мозга. В процессе беседы с мамой и наблюдения за ребенком я что-то записывал в своем блокноте. Вдруг малыш выхватил у меня ручку и быстрыми свободными движениями изобразил в моем блокноте несколько волнистых кривых. Я и не подозревал в то время, что эти кривые так круто изменят мой научный поиск. Спустя много лет, просматривая свои записи, мне на глаза попались эти кривые. И ...о чудо! Эврика! Я увидел, что эти кривые представляют собой ряд гармонических кривых с почти идеальной художественно-каллиграфической пластикой. И это ему удалось сотворить с помощью шариковой ручки только на основе подсознательной моторики?!
Выявленный факт помог сделать следующее открытие. Подсознательные психомоторные ритмы нейромышечных систем по своей структуре отвечают параметрам идеальной художественно-гармонической пластики! Отсюда свобода их раскрепощения из мира подсознательно-инстинктивной жизни в мир Духа-Сознания есть сохранение их первичной природно-пластической и художественно-гармонической структуры в произвольно-моторном выражении!
И только с позиции свободы биогенетического раскрепощения эндогенных моторно-пластических художественно- гармонических ритмов, подведенных под наше информационно-видовое "духо-сознание строительство", становятся, наконец, понятными истоки той одухотворенности, того чувства возвышенности, которые испытывает великий мастер, взявший очередную высоту в художественно-гармоническом творчестве. И эта одухотворенная чувством свобода передается слушателям и созерцающим великое художественно-гармоничное творение.
Но сколь долог и продолжителен был наш путь в психическом возвышении — возвышении в пластике моторного выражения.
И только великий закон Геккеля, согласно которому "онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза...", предостерегает нас, сколь опасным для нашего психического мира могут оказаться попытки игнорирования и перескоков в раскрепощении телесно-моторной пластики. У начал такого возвышения всегда стоит первичный феномен неуправляемых слабо структуированных генерализованных усилий, характерных для низших форм биологической жизни: "Кто видел начинающих учиться на фортепиано, тот знает, каких усилий стоит им выведение гамм. Бедняк помогает своим пальцам и головой и ртом и всем туловищем" (И. М. Сеченов, 1947).
Именно только так и способна выразить свою эмбриональную "психомоторику" Иони, — обезьяна, воспитывающаяся вместе с ребенком человека.
"...Получив карандаш в руки, он (Иони), видимо, испытывает явное удовольствие: иногда, сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш, с сосредоточенным видом начинает рисовать" (Н. А. Ладыгина-Котс, 1935).
И только, похоже, специалисты в области искусства и прежде всего музыки глубоко осознали: для того, чтобы перевести судорожный код построения осознанных движений (код работы мозга), исходящий из низших эмбриональных форм жизни, на уровень психомотроной свободы требуются многие годы упорных занятий-упражнений. Только начальная школа игры на фортепиано продолжается 5-7 лет! А ведь согласно данным Н. А. Бернштейна, (1947) овладение актом письма -процесс более сложный и трудоемкий, нежели процесс овладения техникой игры на музыкальном инструменте.
И только с позиции природосообразности психомоторной пластики становится понятной та великая миссия Великого Педагога прошлого, когда он с такой скрупулезностью изо дня в день, из четверти в четверть ставил у ребенка каллиграфический художественно-пластический почерк. К великому сожалению, технически и информационно-скоростные установки школы второй половины XX столетия все скомкали, все растоптали.
А теперь, дорогой читатель, - будь-то ты прославленный академик, рядовой учитель и безвестный родитель, — зайди в школу к своему чадо (внуку, дитя) и посмотри, в каком состоянии он выводит свои судорожные каракули!
И ты поймешь, что всю его психомоторную сферу "законсервировала" наша родимая школа на уровне обезьяны-Иони. Твое чадо, как и миллионы детей (не важно это — в России ли, Израиле ли, Швеции ли, или Америке), "...сжавшись в комочек, близко-близко наклоняется к бумаге, припав на одну руку и держа на весу другую, опираясь лишь на карандаш, с сосредоточенным видом начинает рисовать..."
...20-тилетний опыт исследований, выполненных под нашим руководством многочисленными учениками, убедил нас в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня, в день, из года в год — это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т. д. и т. д.
Это поза, разрушающая телесную и психическую конституцию.
Это - поза, истощающая из поколения поколения психомоторные и телесные потенциалы нашей Эволюции.
Это поза угасания и биологического заката рода человеческого!
И об этом много написано книг и статей. Много опубликовано в газетах1
Общество не слышит!
Вот почему, дорогой читатель, когда осознаешь все это, скорее беги в школу, хватай и спасай от нее свое чадо. Спаси от этого человеко-убийственного конвейера. И не отпускай туда дитя до тех пор, пока педагог по примеру врача, не даст тебе клятву Гиппократа, в которой главный смысл — не навреди ребенку!
Пока общество не научится оценивать деятельность школы по динамике в ней показателей нравственного, психического и физического развития!
Пока общество и Государственная Дума не поставит перед школой, Министерством образования четкий социальный заказ: аттестат на нравственную, психическую и физическую зрелость.
Пока общество не осознает необходимость сделать самой престижной специальностью в обществе - специальность воспитателя-педагога.
Пока государство не отработает механизм отбора в ВУЗы педагогического профиля самую талантливую молодежь. Пока общество и Государство кардинально не изменит цели и задачи академий образования и ВУЗов педагогического профиля.
Пока общество и Государство не научится по конкурсу избирать: от Министров, Президентов академий образования до руководителей областных, городских, районных управлений образованием!
Пока общество и Государственная Дума не примет Закон, согласно которому единственным критерием оценки качества и эффективности деятельности Президента, в т. ч. любой исполнительной власти является динамика демографической ситуации, динамика показателей нравственного, психического и физического здоровья подрастающих поколений!
И только с этих позиций становится понятной наивность, те ложные надежды, те упрощенные декларативно-инструктивные подходы, на основе которых традиционная педагогика вот уже в течение всей эпохи Просвещения пытается раскрепощать творческие потенциалы Личности. Раскрепощать на основе 10-летнего опыта изучения жизни в уме и по книгам, сидения взаперти в узком бетонном пространстве. Естественно, что в -этих условиях педагогика могла только вывихнуть из фундамента раскрепощения и строительства Личности основу основ — психомоторику. Вместо нее попыталась создавать Личность на основе декларативно-инструктивной методики технического информирования (порой насильственного) детей.
И мало кто, похоже, осознал, что такая методика вывихнула творческое ядро личности, на основе которого только и могли рождаться собственные озаряющие мысли.
Мало кто осознал, что школа .сформировала поколения с атрофией произвольно-волевого механизма мыслетворения. Поколения, способные выживать только на основе чуждых природе человека чужих интеллектуальных алгоритмах-командах, на основе не только готовности, но и потребности к психозомбированию.
И мало кто по-настоящему осознал историческую преступную ответственность такой педагогики за то, что, обещая обществу новое качество новых поколений, она по сути из поколения в поколение все больше и больше закручивала в мертвую спираль те потенциалы, которые человечество набирало многие тысячи лет.
И ощутимый уже для многих обвал пришелся на 2-ую половину XX столетия.
Все, все взрастает закрепощенно-зажатым, кастрированно-усеченным психическим и физическим потенциалом.
"Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают синеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик. Когда зажим в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаум. ...Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку" (К- С. Станиславский, 1954).
А пока только великие художники чувствуют глубину трагедии и взывают к нам: "Необходимо детям дать здоровье, красоту и свободу, но меня не понимают", — взывает великая Майя Плисецкая.
"Не гните нас к земле! Не связывайте крыльев! Дайте вспорхнуть высоко, ближе к вечному... надземному... мировому, туда, знаете ли в высшие сферы. Искусство свободно. Ему нужен простор, а не маленькие правды. Нужен размах, знаете ли, для большого полета, а не для ползанья, как букашкам, по Земле! Мы хотим красивого, облагораживающего, возвышенного, не закрывайте нам небес", — взывает великий К. С. Станиславский.
А пока от имени миллионов Вейсмантель (ФРГ) выражает сокровенную мечту цивилизации: "Открытие скрытых в ребенке, еще не исследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытие расщепляемости атома", — ниже представим одну из 33 запатентованных технологий такого раскрепощения. Представим ее с надеждой и верой быть услышанным.

 

Министерство образования РФ
Управление реабилитационной службы и специального образования
Научно-внедренческая лаборатория
физиолого-здравоохранительных проблем образования
Администрации Московской области


В. Ф. Базарный


Раскрепощение
духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически "чистых" прописей


(методология, методика)


Сергиев Посад, 1996

В предлагаемой работе сделана попытка на строгой научной основе найти нейродинамический эквивалент подведенный под фундамент раскрепощения чувственно-эстетической, духовно-психической и телесно-физической сфер подрастающих поколений.
Издание настоящей серии "Педагогика здорового развития" стало возможным благодаря ее финансированию Управлением реабилитационной службой специального образования и личной поддержке заместителя Федерального министра образования Российской Федерации доктора педагогических наук, профессора М. Н. Лазутовой.
Всем, кто способствовал данной работе, автор выажает искреннюю благодарность.


Здесь читайте:

Страница Владимира Базарного

Педагогическая литература

Владимир БАЗАРНЫЙ. Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть II. Сергиев Посад, 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М. 1995

Владимир БАЗАРНЫЙ. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М. 2004 г.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС