Шевченко Тарас Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шевченко Тарас Григорьевич

1814 - 1861

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тарас Григорьевич Шевченко

Он тем велик, что он совершенно народный писатель, как наш Кольцов.
Но он имеет гораздо большее значение, чем Кольцов,
так как Шевченко также и политический деятель и явился борцом за свободу.

 А. И. Герцен

Труден и мучителен был жизненный путь Тараса Шевченко. Крепостной, он с детских лет познал тяжелый труд, издевательства господ и нищету. Но необычайная одаренность и трудолюбие помогли ему достичь высот культуры, стать великим народным поэтом — родоначальником украинской литературы, замечательным художником, мыслителем, великим революционером.

 * * *

Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (9 марта) 1814 года в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина. Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала в село Кирилловку. У сельского дьячка будущий поэт и художник научился грамоте.

 В 1823 году умерла его мать, а в 1825-м — отец. Несколько лет Тарас батрачил у богатых селян, продолжая обучение у сельских дьячков.

 В 1828 (или 1829) году подросток попал в дворовые к богатому помещику Энгельгардту. Сопровождая господина, Шевченко побывал в Киеве, Вильно, Петербурге.

 Тарас служил комнатным «казачком» и выполнял разные поручения барина. По просьбе юноши помещик отдал Тараса по контракту «живописных дел» мастеру Ширяеву. Тот заметил страсть Шевченко к рисованию и обучал его живописному искусству. Ширяев был лучшим художником-декоратором: ему поручалась внутренняя отделка петербургского Большого театра.

 Но Ширяев нещадно эксплуатировал своих учеников. Жили они у него на грязном чердаке.

 В белые ночи Тарас ходил рисовать статуи в Летний сад, для чтения использовал всякую возможность. Работы юного живописца

[259]

заметил земляк Шевченко — художник И. М. Сошенко, принявший живейшее участие в дальнейшей судьбе талантливого юноши.

 Конференц-секретарь Академии художеств В. И. Григорович попросил поэта В. А. Жуковского помочь выкупить Шевченко из крепостной неволи. Для этой цели Карл Брюллов нарисовал портрет Жуковского, который был разыгран в лотерею. За 2500 рублей 22 апреля 1838 года купили Шевченко свободу.

 24-летний молодой человек, оказавшись на свободе, тесно сблизился с группой русских писателей и художников, помогавших его быстрому духовному росту. Он много читает произведений русских и западных писателей.

 Стихи Шевченко начал писать в середине 30-х годов. До нас дошло лишь одно произведение этого времени — баллада «Порченая». Затем были созданы поэмы «Тарасова ночь», «Катерина», «Гайдамаки», «Слепая» и историческая баллада «Иван Подкова», в которых наряду с изображением прошлого поэт рисует картины из современной ему жизни.

 Воспевая борьбу народа против иноземных поработителей и «собственных» панов, Шевченко и в произведениях на исторические темы отвечал на самые злободневные вопросы тогдашней действительности.

 В апреле 1839 года отмечены успехи Шевченко в живописи — он получил серебряную медаль Академии художеств.

 В апреле 1840 года Шевченко напечатал свой первый сборник — «Кобзарь». Под этим названием будут издаваться впоследствии все его поэтические сборники.

 «Кобзарь» вышел на украинском языке и включал в себя всего восемь стихотворений. Они отличались романтическим характером, с преобладанием жанра баллады. В сборнике отразились думы и чаяния украинского народа. Новизной тематики, свежестью языка сборник покорил современников. В нем даны россыпи афоризмов, пословиц и поговорок, конденсировавших народную мудрость.

 С момента появления в печати «Кобзаря» слава пришла к Шевченко сразу и навсегда.

 Весной 1843 года Шевченко, с целью изучения жизни своего народа, совершает поездку на Украину. По пути он заезжает в Кирилловну, где после четырнадцатилетней разлуки встречается со своими родственниками.

 В начале 1844 года поэт возвращается в Петербург (во время остановки в Москве он познакомился с выдающимся актером — выходцем из крепостных М. С. Щепкиным). В этом же году Шевченко начал издавать альбом «Живописная Украина», привлекая к сотрудничеству крупных художников и писателей.

[260]

Академию художеств он окончил в 1845 году и снова отправляется в поездку по Украине. Посетил города Каменец-Подольск, Новоград-Волынск, Кременец, Дубно, Почаев, Ковель, Острог.

 В Киеве в 1846 году Шевченко познакомился с украинскими либералами Н. И. Костомаровым и другими членами Кирилло-Мефодиевского братства — тайного политического общества, названного именами славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

 5 апреля 1847 года за принадлежность к Кирилло-Мефодиевскому братству поэт был арестован вблизи Киева. Арестованного доставили в каземат III отделения у Цепного моста в Петербурге. 28 мая того же года без суда был оглашен приговор: Шевченко отдать в солдаты и сослать в закаспийские степи «за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений». На приговоре царь Николай I собственноручно написал: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать».

Других кирилло-мефодиевцев наказали значительно мягче: Н. И. Гулаку — три года тюрьмы, Н. И. Костомарову — год, А. А. Навроцкому — 6 месяцев, П. А. Кулишу — 4 месяца с последующей высылкой на службу в разные губернии. 1

 До ареста и ссылки (1837—1847 гг.)

 Глубокая ненависть к самодержавию определила все творчество Шевченко, что проявилось уже в произведениях первого периода.

 Молодой поэт выступил в роли обличителя крепостничества, рисуя картины народных восстаний («Гайдамаки», «Гамалия»).

 Поэма «Гайдамаки» (1841), полный перевод которой на русский язык появился в «Современнике» в мае 1861 года, посвящена теме героического прошлого украинского народа. Шевченко описывает Колиивщину — знаменитое восстание украинских крестьян 1768 года. В этой поэме ярко выписаны образы батрака Яремы — центрального героя произведения, его невесты Оксаны, кобзаря Валаха, сподвижников Яремы Зализняка и Гонты.

 Ярема, как и остальные герои поэмы, живет одними интересами с людьми труда. Идея народности, призыв к вооруженной борьбе — главная мысль «Гайдамаков».

 В других произведениях поэт изображает тяжкую судьбу обездоленных, обманутых и гонимых. Трагична судьба Катерины из одноименной поэмы. Обманутая офицером, она с позором изгоняется из

____

1. Николай Иванович Гулак — воспитанник Дерптского университета, молодой чиновник и его двоюродный брат Александр Навроцкий, живший вместе с ним, составляли радикальное крыло общества.

[261]

дома, вокруг нее — атмосфера презрения. Завершается поэма гибелью отчаявшейся героини, которая не встретила ни помощи, ни поддержки как у родных и близких, так и у чужих людей.

 Поэму «Наймичка» (1845) (она публиковалась часто под заглавием «Батрачка») Л. Толстой относил к числу немногих «настоящих» произведений, в которых «трогательно разработана вечная тема — сила материнской любви». В «Наймичке» Шевченко показывает тяжелую долю крестьянки, изображая ее в повседневном труде.

 В лирических стихах, а также в поэмах Шевченко выразил свои стремления к свободе и ненависть к деспотизму. И выражено это с большой художественной силой, необычайно эмоционально.

 В поэме «Еретик» (1845) создан образ борца за народ «еретика» Яна Гуса — героя чешского освободительного движения. Поэт подчеркивает, что заодно с поработителями народа действуют и служители религии. Они «гадюками зашипели», «завыли по-волчьи», называя Яна Гуса еретиком. Несломленным героем Гус взошел на костер.

 Поэма оказалась злободневной, ибо решала многие вопросы общественной жизни России 40-х годов, была тесно связана с русской действительностью.

 Характерно, что Шевченко опирался не только на литературные источники при описании исторических событий, но и черпал географический и этнографический материал из устных рассказов. А. Афанасьев-Чужбинский вспоминал: «Шевченко рассказывал мне, что прочел все источники о гуситах и эпохе, им предшествовавшей, какие только можно было достать, а чтобы не наделать промахов против народности — не оставлял в покое ни одного чеха, встречающегося в Киеве или других местах, у которых расспрашивал топографические и этнографические подробности» 1.

 Отвергая славянофильское понимание славянской темы, поэт осуждает всякий национальный гнет, проповедует свободу народов.

 Яна Гуса поэт рисует борцом за права всего народа, а не узким религиозным реформатором. Воспевая борьбу за национальное возрождение Чехии XV столетия, Шевченко ратовал за освобождение родной Украины от ига русских царей и местных крепостников.

 Особой политической остротой, глубиной анализа крепостнической действительности отличается сатира Шевченко «Сон» (1844). В ней поэт изобразил полицейско-чиновничий гнет в николаевской России. Повествование ведется от лица украинского крестьянина. Герой поэмы вслед за птицей летит над землей. И перед его взором открывается панорама родной Украины с ее чудесными просторами,

_____

1. Афанасьев-Чужбинский А. С. Собр. соч., т. 6. СПб, 1891, с. 427.

[262]

зелеными садами, полями, лесами. Но среди мирной природы герой замечает лишь «рыдания людские».

 Глазами народа смотрит рассказчик на все, что происходит в жизни. А вот как рисуется картина страданий каторжников:

 «То идут, гремя цепями,

 Все живые люди,

 Золото из нор выносят,

 Чтоб жадности лютой

Заткнуть глотку. А за что ж их

В рудники сослали?

 Знает бог...»

 Шевченко в этой поэме говорит о многих исторических событиях — о сооружении линии укреплений на Украине и гибели при этом тысяч строителей, о постройке Петербурга.

 Поэт был свободен от национальной ограниченности. Он с уважением говорит о народах Кавказа в поэме «Кавказ», отстаивает их право на свободную жизнь и обличает царей, сеющих национальную рознь.

 В широко известном «Завещании» Шевченко предвидел будущую революцию и призывал к ней.

 В не менее известном стихотворении «Сон» («На барщине пшеницу жала...») поэт выразил надежду народа на светлое будущее:

 «И снится ей житьем довольный

Ее Иван. Пригож, богат...»

 Но в настоящем уделом жницы остается тяжкий труд на господ:

 «И, спеленав малютку быстро,

 Взялась за серп — дожать скорей...»

 Сила поэзии Шевченко не только в ее тесной связи и родстве с устным народным творчеством. По стихам Кобзаря прослеживается весь сложный путь развития поэта как борца и революционера, выразившего настроения и мечты народные. Это сочетание народного, фольклорного начала с изумительной лиричностью, исполненной высокого гражданского пафоса, и составляет своеобразие лирики великого украинского поэта.

В ссылке (1847—1857 гг.)

 Основными мотивами творчества Шевченко периода тюрьмы и ссылки являются тоска по родине, стремление вырваться на свободу

[263]

и призывы к борьбе с угнетателями народа (цикл стихов «В каземате», «Вишневый садик возле хаты», «В неволе тяжко...» и др.).

 Нарушая запрещение писать, Шевченко сочинял стихи тайком и записывал их в маленькую тетрадочку, которую носил за голенищем сапога («за халявой» — отсюда название «Захалявные книжечки»).

 «Невольничья поэзия» Кобзаря открывалась стихотворением «Думы мои, думы мои...». В нем поэт сетует на свою тяжкую судьбу:

 «Думы мои, думы мои,

 Самые родные!

 Хоть вы меня не покиньте

В эти годы злые».

 В произведениях этого периода он снова говорит о назначении своей музы, о любви к Украине и ненависти к ее угнетателям. Собственное его горе — это горе всенародное. Дух протеста и в годы ссылки не покидает поэта. В сатире «Цари» («Сестрица бога Аполлона...»), используя сюжеты из Библии и древнерусских летописей, он проклинает царей и князей. Все они — развратники, тираны, их власть никем не ограничена. Так, царь Давид самодовольно заявляет:

 «Я царь над всем народом божьим!

 И сам я бог моей земли!

 Я — все!..»

 Описывая издевательства Давида над подданными, поэт завершает сатиру недвусмысленным призывом:

 «Чтоб палачи их покарали,

 Царей, проклятых палачей!»

 Мотивами возмездия за унижения, зверства, попрание человеческого достоинства угнетателями народа пронизаны поэмы «Марина», «Дочка ктитора», стихотворение «Варнак», песня «Ой, наточу я товарища...» и другие произведения этого периода.

 В ссылке (в Новопетровске) Шевченко написал около двух десятков повестей, из которых до нас дошло девять.

 В этих произведениях («Наймичка», «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали», «Капитанша») раскрывается тяжелая, бесправная жизнь народа при крепостном праве.

 Шевченко-прозаик воспроизвел картины из действительности 40-х годов XIX века в манере художника-рисовальщика. Первостепенное внимание он уделяет портрету персонажа, пейзажу, бытовым

[264]

оценкам. Но проза явно уступает по силе художественного изображения стихотворным произведениям писателя.

Особое историко-литературное значение имеет шевченковский «Дневник», раскрывающий трагедию художника, преследуемого властями за свои революционные убеждения, за отстаивание прав народа.

«Дневник» писатель начал вести в десятилетнюю годовщину со дня ссылки и продолжал его до конца своих дней. В нем отчетливо отразился богатый внутренний мир великого поэта, раскрываются его связи со многими замечательными людьми того времени.

Важно подчеркнуть, что по «Дневнику» видно: Шевченко и в самое мрачное десятилетие своей жизни — в период ссылки — оставался мужественным борцом за торжество прогрессивных идеалов, тесно связанным с действительностью. Даже в эти годы он пристально следит за развитием русского и зарубежного искусства. В «Дневнике» упоминаются имена многих русских и иностранных писателей, называются десятки произведений художественной литературы и живописи, привлекших внимание поэта.

Друзья Шевченко — художники и писатели — много раз хлопотали через влиятельных лиц (вице-президента Академии художеств графа Ф. П. Толстого и других) перед царем об освобождении поэта из ссылки. Но Николай I оставался глух к этим просьбам. После его смерти Александр II объявил амнистию политическим заключенным, но собственноручно вычеркнул имя Шевченко из списка амнистированных. Лишь спустя несколько месяцев повторные просьбы принудили царя дать приказ об освобождении Шевченко — это произошло 1 мая 1857 г.

Петербургский период (1857—1861 гг.)

 Путь Шевченко из Новопетровского укрепления пролегал через Астрахань, Казань, Нижний Новгород по Волге. Поэт радовался воле. Восстановил через переписку связи со многими старыми друзьями. И, естественно, продолжал заниматься литературой и живописью.

 Шевченко рисует волжские пейзажи, пишет портреты. Он мечтает вернуться в Академию художеств, где у него были верные друзья — конференц-секретарь Василий Иванович Григорович и Карл Павлович Брюллов, талантом которого поэт всегда восхищался.

 Оказавшись на свободе, Шевченко много читает, в том числе герценовский «Колокол», много пишет. Задумана поэма о декабристах, заканчиваются «Неофиты» — о приближающейся народной революции. В «Неофитах» и «Юродивом» поэт продолжал разоблачать само-

[265]

державне и деспотизм. В стихотворении «Хотя лежачего не бьют...», откликаясь на смерть вдовы Николая I, Шевченко осуждает весь царский род и пророчески утверждает:

 «А люди тихо

 Без всякого лихого лиха

 Царя на плаху поведут».

 После освобождения из ссылки Шевченко продолжал обличение деспотизма. Наиболее показательным в этом отношении является стихотворение «Саул» (1860), в котором с потрясающей силой раскрыты жестокость и алчность властителей.

 Пастух

 «Пасет себе, доит, стрижет

Свою скотину, распевая...

 Как вдруг сам черт царя несет

С мечом, с законом, с палачами,

 С князьями, с темными рабами.

 В ночи подкрались, увели

Отары с поля, а пасущих

Шатры, изодранные кущи

И всякие дары земли,

 Сестер и жен уволокли,

 Растлили все и осквернили,

 И оскверненных, слабосильных

И нищих сердцем обрекли

Работе каторжной».

 Шевченко часто использовал библейские тексты в качестве эпиграфов, брал и сюжеты из священного писания, но это была своеобразная форма маскировки революционного содержания его произведений под благовидной внешностью библейских изречений. Такое же значение имели и обращения Кобзаря к богу в текстах стихотворений и поэм.

 Великий украинский поэт унаследовал традиции декабристской лирики, в частности лирики Рылеева, в разработке образа положительного героя. Однако его герой — не трагический рыцарь-одиночка, стоящий над толпой, он кровно связан со своим народом. Шевченко преодолел оторванность декабристов от трудовых масс. Об этом можно судить хотя бы по образам Яремы из «Гайдамаков» и Никиты Гайдая из одноименной драмы.

[266]

По возвращении из ссылки Шевченко плодотворно работает и в области живописи и гравюры. За гравюры «Притча о виноградаре» и «Приятели в кабачке» в апреле 1859 года Академией художеств ему было присвоено звание академика гравюры. В том же году он совершает третью поездку на Украину — в Черниговскую, Полтавскую и Киевскую губернии.

 Вскоре после этой поездки с помощью видных русских писателей и общественных деятелей — А. Дружинина, И. Тургенева, Н. Чернышевского, А. Никитенко и других поэт освободил из крепостной неволи братьев Никиту и Иосифа и сестру Ирину.

 В последние годы жизни Шевченко отошел от украинских либералов— Н. Костомарова, П. Кулиша, В. Белозерского. Охладел он и к их русским единомышленникам — С. Аксакову, А. Хомякову и другим, сблизившись с членами кружка революционных демократов, возглавляемого Н. Чернышевским. Поэт понимал обманный характер готовящейся крестьянской реформы, с которой либералы связывали свои надежды на лучшее будущее народа, и ему с ними было не по пути.

 Революционные настроения Шевченко находят отражение в его новых произведениях, которые распространяются в списках. Некоторые из них печатаются в заграничной прессе. Шесть стихотворений поэта без его ведома в 1859 году опубликованы И. Г. Головиным в Лейпциге в сборнике «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко». Это доставило автору, недавно вернувшемуся из ссылки, немало неприятностей. Он вынужден был явиться к начальнику III отделения князю Долгорукому и объяснить, что никаких рукописей Головину не передавал, что о печатании стихов ничего не знает.

 Вторым изданием «Кобзарь» Тараса Шевченко вышел на украинском языке в 1860 году. В сборник вошло только семнадцать из ста семидесяти написанных к тому времени произведений поэта. Цензура беспощадно вымарывала все то, что хотя бы косвенно свидетельствовало о неприятии им самодержавия и крепостничества, что несло на себе печать революционного мировоззрения.

 Новое издание «Кобзаря» высоко оценила русская революционно-демократическая критика. Н. А. Добролюбов выступил в «Современнике» с обстоятельной рецензией под названием «Кобзарь» Тараса Шевченко». Великий критик отмечал высокую художественную зрелость поэта и подчеркивал его тяготение к «партии народа» в литературе.

 В эти годы Шевченко активно разрабатывает жанр политической лирики. В ярких художественных образах поэт раскрывает свои революционные взгляды, правдиво выражает чувства и переживания передового человека своей эпохи («И день идет, и ночь идет...», «Я,

[267]

чтоб не сглазить, не хвораю...», «Ликерии», «Титаривна-Немиривна» и др.).

 В то же время Шевченко откликается на многие события современности («Однажды над Невой иду...»). На смерть петербургского митрополита Григория он отозвался эпиграммой «Умре муж велий в власянице...», написанной по-русски и клеймящей церковников и мракобесов.

 В интимной лирике Шевченко раскрыл всю сложность своего внутреннего мира, воспел страдания и радости лирического героя, его взлеты и падения.

 И в последний период творчества Шевченко продолжал обращаться к народной песне, легендам и сказаниям. Наряду с поэмами «Неофиты» и «Юродивый», в которых преобладали разоблачительные мотивы, направленные против самодержавия, он создает такие произведения, как «Течет вода от явора...», «Ой, мама, мама, как я страдаю!..», «Федору Ивановичу Черненко» («Ой, на горе яр-хмель цветет...»), «Ой ты, темная дуброва!», «Свете ясный! Свете тихий!..». В этих стихотворениях и песнях выразилась народная мечта о лучшей доле, о счастье, раскрылась щедрость души обездоленных людей, отразилась талантливость человека труда, не сломленного рабством.

 Для всех стихотворений и поэм Шевченко характерны простота лексики и синтаксиса, свойственная украинскому стиху ритмика. Поэт часто меняет ритм, от силлабо-тонических размеров переходит к силлабическим. Такой стих получил название «шевченковского ямба». Русским аналогом его являются современные переводы произведений Шевченко и «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого. Иногда поэт использовал свободный стих, а чаще — так называемые «коломыйковые» стихи — восьми- и шестисложники с общей хореической тенденцией. Рифма используется поэтом умело, но иногда бывает небрежной.

 Шевченко-поэт затмил Шевченко-художника. Однако его картины, создававшиеся в тяжелых условиях и далеко не все дошедшие до нас, — явление незаурядное в живописи. Художник многое усвоил от своего учителя — Карла Брюллова. Реалистические картины Шевченко были по достоинству оценены современниками.

 * * *

 Шевченко имел такое же значение для украинской литературы, как Некрасов для русской. Его идеи и образы имели такое же общенародное значение, как идеи и образы великого русского поэта.

 Можно даже ставить вопрос о влиянии Шевченко на творчество Некрасова. Традиции великого Кобзаря развивали и поэты некрасов-

[268]

ской школы — М. Л. Михайлов, В. С. Курочкин, И. И. Гольц-Миллер и другие.

Одним из первых среди поэтов демократического лагеря Шевченко избрал героиней большого поэтического произведения женщину-крестьянку («Наймичка», «Утопленница», «Катерина»).

Вот что говорил Некрасов об этой стороне творчества поэта, выступая арбитром по делу издателей Кожанчикова и Лисенкова «...У Шевченко есть пьеса «Утопленница», где представлена мать, утопившая свою дочь из зависти к ее красоте: и у того же Шевченко есть пьеса «Наймичка», где мать представляется величайшим идеалом материнской любви. Понятно, что если бы явилось издание стихотворений Шевченко с пропуском одной из названных пьес, то читатель был бы поставлен по меньшей мере в недоумение касательно воззрения автора на одну из самых существенных сторон народной жизни».

 «Женская тема» представлена у украинского поэта довольно широко: в поэмах, лирике, повестях.

Украинские националисты извели много чернил, чтобы доказать якобы враждебное отношение Шевченко к русским, к русской культуре.

Крупные украинские писатели Иван Франко и Максим Рыльский, литературоведы Е. Шаблиовский, Е. Кирилюк, Л. Хинкулоз, Ф. Прийма и другие доказали обратное. Великий Кобзарь высоко ценил русскую литературу, зачитывался произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Всю свою прозу он написал на русском языке. Его «Дневник», очень важный документ для выяснения политических и литературно-критических взглядов поэта, тоже написан по-русски. Тесная дружба связывала Шевченко с виднейшими русскими литераторами и общественными деятелями, среди которых были Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Н. Некрасов, А. Плещеев, братья Жемчужниковы, А. Писемский, Д. Григорович и другие.

____

1. Между издателями Кожанчиковым и Лисенковым возникло судебное дело по поводу объема издаваемых произведений Шевченко. Они обратились к Некрасову как к арбитру. Русский поэт в своем заключении дал обстоятельный анализ творчества Шевченко, обнаружив знание всех произведений Кобзаря. Он высказался за издание всех сочинений Шевченко в полном их объеме, ибо они представляют единое целое. «Подобных примеров тесной внутренней связи, — писал Некрасов,— в содержании стихотворений Шевченко можно бы представить много,— но для этого нужно было бы пересказать содержание большей части пьес Шевченко, с указанием, как одна пьеса высказывает одну, а другие — другую сторону того же предмета, как такая-то пьеса поясняет и дополняет мысль, едва брошенную в такой-то, и т. п.» См: Некрасов Н. Л. Поли. собр. соч. и писем, т. 12. М., 1953, с. 91.

[269]

Как уже упоминалось выше, Шевченко был связан с кружком московских славянофилов, ценил их идею единства славян, но иронически относился к реакционной стороне их доктрины.

 В «Дневнике» под 25 марта 1858 года записано: «Многоуважаемый М. А. Максимович задал мне обед, на который пригласил, между прочим, и ветхих деньми товарищей своих, Погодина и Шевырева. Погодин еще не так стар, как я его воображал себе. Шевырев старше и, несмотря на седенькую свою благопристойную физиономию, почтения к себе не внушает. Сладкий до тошноты старичок. В конце обеда амфитрион 1 прочел в честь мою стихи собственного сочинения. А после обеда милейшая хозяйка пропела несколько малороссийских песен, и восхищенные гости разошлись кто куда, а я заехал к Сергею Тимофеевичу Аксакову с намерением проститься... До 9 часов пробыл у Аксаковых и с наслаждением слушал мои родные песни, петые Надеждой Сергеевной. Все семейство Аксаковых непритворно сочувствует Малороссии и ее песням и вообще ее поэзии. В 9 часов с Иваном и Константином Аксаковыми поехал я к Кошелеву, где встретился и познакомился с Хомяковым и со стариком-декабристом кн. Волконским» (V, 162—163).

 Показательно, что Шевченко не скрыл антипатии к Погодину и Шевыреву, которые отличались консервативными взглядами.

 Русские писатели-демократы оказывали всяческое внимание украинскому поэту. Так, страстным поклонником поэзии Шевченко был поэт-революционер М. Михайлов. Друг и соратник Чернышевского, он переводил революционных поэтов многих стран и народов. Шевченковские стихи он переводил в начале 50-х годов, а лично сблизился с поэтом после возвращения последнего из ссылки. Он перевел три произведения Шевченко и написал рецензию на его «Кобзарь» 1860 года издания.

 Высокую оценку он дал стихотворению «До Основьяненка»: «Могучие стихи этой пьесы сразу западают в память и уже не забываются. В звуках этих стихов есть что-то родное и стону ветра, рыскающего по казачьей степи, и ропоту днепровских порогов, и заунывному воплю чайки» 2. Михайлову были близки призывы поэта к открытой борьбе с деспотизмом.

 Произведения Кобзаря высоко ценили поэты «Искры» — В. и Н. Курочкины. Им украинский поэт читал свои стихи периода ссылки, делился с ними самыми задушевными мыслями. Н. Курочкин пропагандировал творчество поэта в статье «Литературная летопись», в ней он дал анализ переводов «Кобзаря», изданного под редакцией Н. В. Гербеля.

____

1. Амфитрион — гостеприимный хозяин.

2. Михайлов М. Л. Соч., т. 3. М., ГИХЛ, с. 113.

[270]

В связи с утверждением памятника М. О. Микешина «Тысячелетию России» возник спор о составе деятелей, представляемых на барельефе. В списке Микешина значились имена Гоголя и Шевченко. Александр II примирился с Гоголем, но имя Шевченко исключил. Можно предположить, что имя Шевченко было внесено по предложению М. Михайлова, участвовавшего в составлении этого списка.

Несмотря на протесты демократических кругов, имя Шевченко так и не удалось включить в этот список, и на барельефе изображение украинского поэта отсутствует.

На этот факт писатель И. Г. Прыжов в 1867 году в рецензии на книгу «Кобзарь» откликнулся так: «Не говоря о людях, которые ставят себя в памятник, что они успели снять имя Шевченко с памятника тысячелетию России, мы убеждены, что все остальное русское общество отнесется теперь с особым сочувствием к великому славянскому поэту» 1. ПРИМ1

 Творческое наследие Шевченко имеет большое значение для всех славянских народов. Об этом хорошо сказал тот же И. Г. Прыжов вскоре после смерти великого украинского поэта: «Пройдут века, а песни Шевченко всегда будут кстати, тем паче, они кстати теперь, когда связь между им и людьми, способными его читать и любить, еще не порвалась. С самого начала поэт маленького кружка людей, близких к нему, потом поэт Украины, он уже при жизни, как это оказалось на его похоронах, стал поэтом всего русского народа, чтобы затем сделаться поэтом всего славянского мира. Его теперь знают чехи, сербы, болгары» 2.

 Шевченко был певцом славянского единства. В предисловии к поэме «Гайдамаки» он писал: «Пусть... не размежевана останется навеки от моря и до моря славянская земля». По воспоминаниям современников, украинский поэт любил читать друзьям стихотворение Пушкина, обращенное к Мицкевичу, «Он между нами жил...» и особенно взволнованно произносил строки:

 «Он говорил о временах грядущих,

 Когда народы, распри позабыв,

 В великую семью соединятся».

 Реакционеры сделали все, чтобы заглушить голос украинского поэта. Но еще современниками было признано, что поэзия Шевченко — выдающееся достижение мировой литературы. По силе чувства, глубине мысли, революционной энергии, художественной вырази-

_____

1. «Голос», 1867, № 207, 29 июля (10 августа).

2. Там же.

[271]

тельности произведения поэта превосходили все то, что было до него написано на украинском языке. Да и не только на украинском. Он был истинно народным поэтом, выразителем самых сокровенных чаяний народов всей России.

О народности поэзии Шевченко точно сказал Добролюбов: «Он — поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у себя. Даже Кольцов нейдет с ним в сравнение, потому что складом своих мыслей и даже своими стремлениями иногда отдаляется от народа. У Шевченко, напротив, весь круг его дум и сочувствий находится в совершенном соответствии со смыслом и строем народной жизни. Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но и обстоятельствами жизни был с ним крепко и кровно связан»

 В ноябре 1860 года состояние здоровья поэта резко ухудшилось, и 26 февраля (10 марта) 1861 года он скончался от паралича сердца.

 В последний путь Кобзаря провожали писатели Н. Некрасов, И. Панаев, М. Михайлов, Н. Курочкин, историк Н. Костомаров и другие. За гробом шли сотни студентов. У могилы поэта студент Петербургского университета Пермитянин-Южаков в своей речи сказал:

 «Спи, страдалец, несчастный друг бедного народа! Не видел ты ясных дней в своей жизни, потому что туманом покрыта была Украина! Но ты уснул на заре светлого, ясного дня, в виду земли обетованной. Песня старой твоей родины воскресла в тебе и не умрет! Твой «Кобзарь» будет гулять по ней за тебя и, как правнук твоего дела, расскажет про давню долю Украины» 2.

 Некрасов оценил выдающуюся роль украинского поэта в истории развития отечественной литературы в стихотворении «На смерть Шевченко»:

 «Не предавайтесь особой унылости:

 Случай предвиденный, чуть не желательный.

 Так погибает по божией милости

Русской земли человек замечательный».

 Раннюю смерть Шевченко Некрасов объяснил постоянными лишениями и преследованиями властей, которым подвергался великий Кобзарь.

_____

1. Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 3-х т., т. 3. М., 1952, с. 536.

2. См.: Смерть и похороны Т. Г. Шевченко. Документы и материалы. Киев, 1961, с. 42—43.

[272]

«Все он изведал: тюрьму петербургскую,

 Справки, доносы, жандармов любезности,

 Все — и раздольную степь Оренбургскую,

 И ее крепость...»

 В «Предисловии» к сборнику «Русская потаенная литература» (Лондон, 1861) Н. П. Огарев прозорливо отметил мирообъемлющее значение поэзии Шевченко: «Украина проснулась в Шевченко и — лучшее доказательство, как сила обстоятельств влечет к самобытности областей и нераздельности союза,— Шевченко, народный в Малороссии, с восторгом принят как свой в русской литературе и стал для нас родной,— так много общего в наших страданиях, и так самобытность каждого становится необходимым условием общей свободы» 1.

 Традиции Шевченко развивали и обогащали украинские поэты Иван Франко, Павло Грабовский, Леся Украинка, Максим Рыльский, драматург Карпенко-Карый, прозаики Панас Мирный, Василь Стефаник, Михаил Коцюбинский и другие.

 Газета «Правда» в 1914 году, отмечая столетний юбилей украинского поэта, писала: «Многие города готовились к закладке ему памятников, собирались дать его имя своим улицам, школам; во многих местах устраивались в память его стипендии, читальни, библиотеки и т. д.— одним словом, всевозможные культурные начинания приурочивались к столетнему юбилею дня рождения Тараса Шевченко и соединялись с его именем» 2.

 Царское правительство запретило проведение юбилея. Демократическая часть русского общества расценила это как проявление остатков крепостнического варварства.

 В. И. Ленин в тексте речи «К вопросу о национальной политике», которую должен был произнести в думе депутат-большевик, обратился к факту запрещения юбилея, чтобы подчеркнуть реакционность политической атмосферы в России того времени. «Запрещение чествования, — писал он, — было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации представить себе нельзя. Я думаю, все наши лучшие социал-демократические агитаторы против правительства никогда не достигли бы в такое короткое время таких головокружительных успехов, каких достигла в противоправительственном смысле эта мера. После этой меры миллионы и миллионы «обывателей» стали превращаться в сознательных граждан

____

1. Огарев Н. П. Избр. соч. в 2-х т., т. 2 М., 1956, с. 501.

2. «Путь правды», № 45, 25 февраля 1914 г.

[273]

и убеждаться в правильности того изречения, что Россия есть «тюрьма народов» 1. ПРИМ2

 Запретительные меры правительства только подчеркнули, что имя великого поэта-демократа, подлинного борца за свободу народа нельзя вытравить из памяти всех демократических читателей России. Народные массы выступили против черносотенцев и националистов всех мастей.

 Образ несгибаемого революционера Тараса Григорьевича Шевченко навеки останется в памяти народов Советского Союза. Произведения великого Кобзаря помогают укреплять нерушимую дружбу народов нашей страны, дают эстетическую и нравственную пищу молодому поколению. Они переведены на многие языки мира и пользуются широкой известностью.

 Проф. А. Ф. Захаркин

______

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 66.

[274]

Цитируется по изд.: Шевченко Т.Г. Избранное. М., 1977, с. 259-274.

Примечания ХРОНОСа

ПРИМ1 – Приведенная автором цитируемого текста информация о спорах вокруг памятника «Тысячелетию России» осталась бы неполной, если не добавить к ней кулуарное участие в обсуждении «кандидатур в бронзу» самого Тараса Шевченко. Тет-а-тет он высказывал создателю памятника свои суждения. Разумеется, мы ме утверждаем, будто благодаря только участию Кобзаря на памятник не попал, например, Иван Грозный. Русская интеллигенция той поры отличалась дремучей мифологией по поводу русской истории средневекового времени. Выдумки про великого царя Ивана IV (будто бы он лично убил своего сына Ивана, будто был рекордсменом своего времени по части казней, что является вопиющей клеветой и пр.) производились в рамках западного подхода к истории нашей страны. Вот и Кобзарь принял в этом процессе участие.

ПРИМ2. Тезис о том, что Россия это «тюрьма народов», взят Лениным из книги француз Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». При том и Кюстин, и Ленин нигде не упоминают о том, что Западная Европа с переходом к Новому времени превратилась в самое натуральное кладбище народов: порядка сотни этносов, живших в средние века на территории Западной Европы исчезли бесследно: ликвидированы их самобытные культуры, их языки и само наименование. В России же более сотни этносов сохранилось до сих пор.

Вернуться на главную страницу Шевченко

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС