Андреев Леонид Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андреев Леонид Николаевич

1871 - 1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Леонид Николаевич Андреев

Л.Н. Андреев. Фото 1914 года.

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (9[21].08.1871—12.09.1919), писатель, драматург, публицист. Родился в Орле в семье землемера. С детских лет отличался страстным неуравновешенным характером, выражавшимся в резкой перемене настроений, склонности к экстравагантным поступкам и максималистском стремлении к самоутверждению. Литературные наклонности Андреева проявились уже в гимназические годы, когда он жадно читал произведения русских и зарубежных писателей и охотно писал сочинения за своих товарищей-одноклассников. Знакомство с философскими трудами немецких мыслителей А. Шопенгауэра и Э. Гартмана стимулировало в сознании Андреева становление трагического миросозерцания, в котором преобладало представление о мировой дисгармонии и героическом долге личности выстоять перед лицом жестокости существования. Большое значение для всей судьбы Андреева имело сформировавшееся в его душе с юности стремление к всемирной славе, вплоть до желания в поисках этой славы потрясти сами основы человеческого бытия. Эта сжигавшая Андреева страсть в какой-то степени предопределила впоследствии характер его творчества, заключавшийся в стремлении стать властителем дум читателей путем обращения к самым острым вопросам эпохи.

Окончил Московский университет. Начал литературную деятельность как газетный фельетонист и судебный репортер. Рассказы печатал с 1898.

В ранних произведениях продолжал христианские традиции русской литературы XIX века, восставал против бездушия и лицемерия космополитической буржуазии и мещанства («Большой шлем», 1899; «Город», 1902; «Призраки», 1904), рисовал жизнь городской бедноты, ремесленников, деклассированного люда, сочувствуя бесправному «маленькому человеку», «униженным и оскорбленным» («Бергамот и Гараська», 1898; «Из жизни штабс-капитана Каблукова», 1898). В произведениях Андреева слышались сентиментальные ноты, призывы к моральному очищению, всеобщему сердечному единению; герой Андреева обычно оказывался лишь пассивной жертвой. Уже в ранних рассказах Андреева пробивается неверие в человека и его разум («Мысль», 1902; «Степа», 1901), представление о подавляющей силе разрушительных, слепых, животных инстинктов («Бездна», 1902).

В период смуты 1905—07 выступал против насилия как со стороны революционных бандитов, так и со стороны государства. («В темную даль», 1900; «Иностранец», 1902; «Марсельеза» 1903; «Из рассказа, который никогда не будет окончен», 1908; «Иван Иванович», 1908; «Рассказ о семи повешенных», 1908; «Губернатор», 1906; «К звездам», 1906).

В произведениях Андреева звучит протест против капитализма, противоречий бедности и богатства, подавления человека машиной, против бесцельного, пошлого, мещанского существования (произведения 1908 — «Проклятие зверя», «Мои записки», «Любовь к ближнему», пьесы: «Царь Голод», «Дни нашей жизни»). Недовольство жизнью переходило у героев Андреева в пессимизм или в бесплодный индивидуалистический протест, завершающийся внутренним крахом. Революционеры в произведениях Андреева справедливо показаны жестокими анархистами, а революция — анархо-нигилистическим бунтом («Савва», 1907; «Тьма», 1907; «Царь Голод», 1908; «Сашка Жегулев», 1912). В цикле философских драм Андреев изображал человеческую жизнь как бессмысленный круговорот, развенчивал демагогические идеи революционеров, говорил о непознаваемости мира, о бессилии разума, о власти высших сил («Жизнь человека», 1907; «Черные маски», 1908; «Анатэма», 1910). Опираясь во многом на традиции Ф. М. Достоевского, Андреев вместе с тем не сумел сохранить православно-монархический дух, который нес в себе автор «Бесов».

Нетвердость в вере омрачила последнее десятилетие творчества Андреева. Наряду с пессимистическими, отвлеченными драмами он пишет бытовые пьесы о пошлости жизни, обывательских настроениях студенчества, утратившего христианские идеалы («Дни нашей жизни», «Gaudeamus»), о моральном распаде семьи («Анфиса», «Катерина Ивановна», «Профессор Сторицын»). Наибольшее значение из поздних сочинений Андреева имеет драма реально-психологического плана «Тот, кто получает пощечины» (пост. 1915, изд. 1916). В ней звучит протест против бесчеловечности мира, живущего по законам антихристианского капитализма, царившей в нем продажности, власти денег; лишь в кругу «отверженных», среди цирковой богемы герой пьесы находит подлинно человеческие чувства. Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и смуты, — «Записки сатаны», где нарисован охваченный безумием западный мир; в будущем Андреев не видит ничего, кроме гибели христианской цивилизации.

Г. И., Б. М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Вернуться на главную страницу Леонида Андреева

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС