ссылка на XPOHOC

Речь товарища Буденного.

1934 г.

XVII съезд ВКП(б)

На первую страницу
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

(Заседание 5 февраля 1934 г., вечернее)

(После перерыва.)

Председательствующий. Заседание возобновляется. Слово имеет товарищ Буденный. (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты, переходящие в овацию. Съезд встает. Крики "ура".)

Буденный. Товарищи, наш XVII съезд является действительно величайшим съездом в истории нашей эпохи. Он исторический потому, что в нашей стране социализма этот съезд олицетворяет величие нашей партии, рабочего класса и трудящихся, отражает все победы, которые мы одержали за этот сравнительно короткий период времени, период первой пятилетки, законченной нами победоносно в четыре года, и за первый год второй пятилетки.

Наша партия вместе с рабочим классом и с широчайшими массами трудящихся страны создала базу для дальнейшего гигантского развития нашего народного хозяйства во второй пятилетке.

План второй пятилетки представляет собой грандиозную картину новых задач, которые являются поистине всемирно-историческими. В то же время капиталистическая система трещит по всем швам, не видит иного выхода из экономического кризиса, как только на путях войны.

И понятно, что период, в который мы живем, является безусловно предвоенным периодом. Мы знаем, что капиталистическая система закономерно через определенные промежутки времени переживает кризисы, которые охватывают все отрасли экономики. Так было на протяжении последних двух столетий. Это происходит и сейчас, когда кризис потрясает с никогда еще невиданной силой все основы капитализма.

Наша партия победила и разгромила вдребезги всех наших врагов, которые мешали нам на пути осуществления генеральной линии, мешали миллионным массам во главе с партией бороться за построение социализма в пашей стране.

Разумеется, оппозиционные платформы, которые выставлялись лидерами и правого и "левого" оппортунизма, вели линию на реставрацию капитализма в нашей стране. Если бы им, паче чаяния, удалось повернуть нашу партию на ту линию, мы бы уже давным-давно были втянуты в войну. Короче говоря, для нас, большевиков, борющихся за осуществление генеральной линии нашей партии под гениальным руководством нашего великого вождя товарища Сталина, ясно, куда бы мы попали, если бы победила та или другая платформа оппортунизма.

Теперь, товарищи, разрешите мне остановиться на том вопросе, который так резко и в упор поставил товарищ Сталин, - на вопросе о животноводство. Животноводство у нас, нужно прямо сказать, не пользовалось на протяжении всей нашей работы - и в первую пятилетку и в первый год второй пятилетки достаточным вниманием. Если сегодня проверить работников этой отрасли, мы там найдем самых, я бы сказал, отсталых людей как в отношении общеполитического развития, так и в отношении производственной квалификации. Я хорошо знаком с сельским хозяйством, так как я все время связан с ним.

У нас никто, я бы сказал, не работал над основным звеном, над подготовкой основных кадров тех важных цехов скотоводства, какими являются гурт скота, отара овец, табун лошадей. Табунщик, пастух, чабан - эти люди у нас еще не в почете, а от них зависит в первую очередь развитие и благосостояние нашего стада. Надо еще много поработать над повышением их ветеринарно-санитарной подготовки. Это - во-первых. Во-вторых, жалованье мы должны им платить больше, чем какому бы то ни было рабочему в сельском хозяйстве. А они получают как раз меньше. В-третьих, мы их должны обеспечить спецодеждой. (Голос: "Правильно!") В этой области делается очень мало.

Несмотря на ряд мероприятий партии, правительства и Наркомзема СССР, направленных на улучшение коневодства, ликвидацию обезлички, на прекращение отхода, на организацию правильной эксплуатации и кормления, ухода за выращиванием молодняка, все же мы до сих пор не добились положительных результатов в этой области.

Правда, весной 1933 г. благодаря четкому и ясному решению партии и правительства мы имели некоторый сдвиг. Но если подвести итог проделанной работе, то он настолько незначителен, что о. нем просто говорить не хочется. А некоторые товарищи уже считают, что они сделали все в этой области и поэтому можно успокоиться. Зачастую в этой области - как в коневодстве, так и во всем животноводстве - работают еще кампанейским методом. Когда подойдет какая-нибудь кампания, тогда люди начинают шевелиться. Прошла кампания - забыли. А известно, что воспроизвести, восстановить стадо, животноводство, - это дело не такое легкое. Для того, чтобы вырастить лошадь, нужно пять лет, а для того, чтобы вырастить корову, нужно четыре года.

Во-первых, мы должны в области животноводства обеспечить основные производственные кадры работников, о которых я уже говорил. Им должно быть уделено особое внимание со стороны наших хозяйственных органов как в центре, так и на местах. Во-вторых, нужно прекратить убой молодняка рогатого скота во что бы то ни стало, хотя бы за счет некоторого сокращения снабжения мясом. И, в-третьих, нам нужно сделать полнокровными и работоспособными райзо как низовое производственное звено.

Что касается коневого хозяйства - вопрос несколько сложнее. Во время весенней посевной кампании нужно сеять хлеб, а в это время происходит выжеребовка и случная кампания. А у нас, как правило, как начнут сеять, про выжеребовку забывают, перестают обращать должное внимание и на случную кампанию. Это, к сожалению, повторяется уже три года подряд. В 1931 г. у нас было осеменено в случную кампанию 800 тыс. маток, в 1932 г. вместо того, чтобы осеменить 5 млн. голов, несмотря на все мероприятия, мы осеменили только 2 млн. маток, и в 1933 г. опять вместо 5 1/2 млн. мы осеменили только 3 200 тыс.

Вопрос о животноводстве, поставленный здесь товарищами Сталиным и Ворошиловым, дает все основания, чтобы всем нам внимательно подумать над ним. Ведь лошадь ни в какой степени не может быть противопоставлена развитию нашего автотранспорта и других машин. Так нельзя рассуждать. Нужно как раз сочетать эти два дела. Машина берет на себя тяжелую работу, лошадь - легкую. Машина и лошадь, таким образом, друг друга дополняют, а не вытесняют. Вы учтите, товарищи, тот факт, что в 1929 г. наша промышленность имела 400 тыс. лошадей, а сейчас она имеет не менее 1 200 тыс. лошадей. Чем же это объяснить? Дело объясняется очень просто: объясняется подъемом промышленности и здоровым экономическим смыслом наших хозяйственников. Города наши берут лошадь для того, чтобы в сочетании с автомобилем поставить лучше работу. На близком расстоянии автомобиль является нерентабельным, он рентабелен только для дальних расстояний. Зато лошадь на близком расстоянии рентабельна. Возьмите фабрику. Надо завозить сырье из складов, которые тут же, близко, при фабрике. Что же, машину вы будете крутить? Чепуха, нельзя рассуждать так. А некоторые думают: пусть горит горючее, разве его жалко? А потом кричат, что у нас нет, не хватает его.

Кроме того, говоря о задачах развития животноводства, я считаю необходимым, чтобы в животноводческих хозяйствах был постоянный состав кадров, постоянный состав агрономов, постоянный состав ветеринарных врачей и зоотехников. Товарищ Сталин говорил о том, что у нас есть группа людей - честных болтунов. У нас есть еще другая группа людей - шатунов, которые шатаются целую пятилетку напролет, ничего не делают и только ездят по железным дорогам и получают подъемные.

Сталин. Правильно.

Буденный. Сидит в одном месте, наделает дела, а потом переезжает в другое место, и так ездит без конца.

Сталин. Правильно.

Буденный. Есть такая группа. Я считаю, что если человек провалился в одном месте, нужно об этом сказать, чтобы на новой месте о его ошибках знали. А если он повторяет свои ошибки, тогда вовсе не надо допускать его к ответственной работе.

Я хочу коснуться еще некоторых других вопросов, связанных с нашей второй пятилеткой.

Я думаю, что в пятилетнем плане мы мало уделяем места строительству локомобильных заводов. Нам нужен локомобиль для молотилки и размером не меньше 16-18 лош. сил. А мы строим для нашего грандиозного сельского хозяйства всего один локомобильный завод. Это конечно капля в море. А локомобиль - как раз та машина, которая по своему назначению соответствует нашему крупному сельскому хозяйству. Кроме того, машина, которую мы строим до сих пор - четырехсильная, - это - машина кулацкого типа, рассчитанная на мелкое зажиточное крестьянское хозяйство. Я считаю, что благодаря недостаточности этой машины мы теряем минимум 12-15% хлеба во время молотьбы. Вырабатывает эта машина мало. К тому же она работает на минеральном горючем. Это горючее везут по железной дороге, потом везут по грунтовой дороге. Сколько занято людей только подвозкой горючего? А с этим горючим бывают задержки; подвезли горючее - будем молотить, не подвезли - не будем. Если же использовать солому, которую, к сожалению, мы разбрасываем по полю, то мы не будем зависеть от минерального горючего. Сделать это можно. Нам нужен локомобиль в 16-18 лош. сил. Если на машине в 4 силы работает 10-11 человек, то на этой машине будет работать 30 человек, но зато она и вырабатывает 1 200 пудов в сутки вместо 250-300 пудов, экономя таким образом рабочую силу десятков людей. Во всех отношениях это более выгодная машина. Производство этой машины надо развернуть гораздо шире, чтобы мы охватили буквально всю молотьбу этой машиной.

Затем я считаю, что необходимо поставить вопрос о широком производстве аэросаней. Они в будущем должны сыграть очень большую роль в качестве прекрасного средства связи для наших районов и МТС. Они дадут нам возможность организовать быструю связь между отдаленными друг от друга колхозами, особенно там, где бездорожье и прочие условия не разрешают пользоваться автомобилем или даже лошадью.

Я должен остановиться еще на вопросе о фураже. Ясное дело, если мы хотим иметь хорошую лошадь, нам надо установить среднюю норму кормов и фуража, потому что, не подкармливая молодняк, мы никогда не добьемся хорошего качества лошади. Но о качестве и дальнейшем развитии коневодства я не буду говорить, потому что на днях будет постановление Совнаркома, которое предусматривает все мероприятия в этом направлении как для колхозов и совхозов, так и для коневодческих товарных форм, конских заводов и государственных конюшен.

Товарищи, на нашем съезде поставлен в упор не только вопрос о животноводстве, но все вопросы нашего социалистического строительства. Наша партия, мобилизуя свои силы вокруг ленинского ЦК, вокруг нашего великого вождя пролетарской революции товарища Сталина, мобилизуя широчайшие массы, пойдет от победы к победе, выполняя план второй пятилетки полностью. (Аплодисменты.)


К ОГЛАВЛЕНИЮ

Материалы подготовил Борис Чимит-Доржиев.

Разрешается свободное использование и копирование любых размещенных на сайте материалов в целях не противоречащих российскому и международному законодательству.

Материалы перепечатываются с авторского сайта http://17.by.ru/

 

XVII съезд ВКП(б)


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

24.05.2002