ссылка на XPOHOC

Речь товарища Пятакова.

1934 г.

XVII съезд ВКП(б)

На первую страницу
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
КАРТА САЙТА

(Заседание 4 февраля 1934 г., вечернее)

Председательствующий. Слово имеет товарищ Пятаков.

Пятаков. Товарищи, громадные победы партии на хозяйственном фронте и огромные достижения, которых добилась диктатура пролетариата в течение первой пятилетки, ставят перед тяжелой промышленностью новые, невиданные еще по объему и по содержанию задачи. Эти задачи являются неразрывной органической составной частью того пятилетнего плана развития всего народного хозяйства, который доложен XVII партийному съезду, планом, являющимся конкретным выражением политики партии, планом, являющимся развернутой, детализированной, внутри рассчитанной, конкретной формулировкой тех задач, которые партия рабочего класса ставит в области хозяйства с учетом тех ресурсов, которыми располагает наша страна на данном этапе развития, исходя из общей цели - подъема материального благосостояния трудящихся на основе социалистического развития производительных сил и построения бесклассового общества. Нельзя не отметить, что обстановка, в которой создавалась и осуществлялась первая пятилетка, резко отличается от обстановки второй пятилетки. Вам всем эти отличия хорошо известны. Однако на некоторых из этих коренных отличий необходимо еще раз остановиться.

Во-первых, сопротивление последних капиталистических элементов внутри страны победоносно развивающемуся социализму сломлено, кулачество как класс разгромлено, что не исключает однако вылазок агентуры враждебных классов. Мелкобуржуазные шатания в стране резко уменьшились на основе всех очевидных преимуществ социалистического хозяйства, на основе невиданного еще в мире роста производительных сил в социалистических формах.

Во-вторых, пути развития и бурного подъема сельского хозяйства решены не только принципиально, но и практически. Экономическое преимущество колхозной формы развития доказано на деле, невиданное развитие производительных сил в сельском хозяйстве обеспечено.

В-третьих, партия сплочена и едина как никогда. Разного рода оппозиции, являвшиеся проводником внутри партии капиталистического сопротивления и мелкобуржуазных шатаний, благодаря последовательности, неуклонному и мужественному проведению Центральным комитетом принципиально выдержанной ленинской линии разгромлены. Скованная единой ленинской волей партия, руководимая стальным, испытанным в боях Центральным комитетом во главе с общепризнанным мировым вождем пролетариата товарищем Сталиным, есть важнейшее условие наших непрерывных побед на хозяйственном фронте.

Нельзя при этом не отметить, что партия и ее Центральный комитет блестяще провели политику индустриализации, столь четко сформулированную на XIV съезде товарищем Сталиным, разгромив контрреволюционный троцкизм, облыжно выступавший под флагом "индустриализма". Этот "индустриализм" троцкистов, не связанный с социалистическим подъемом сельского хозяйства и потому меньшевистско-гнилой, был по существу выражением неверия в практическую индустриализацию страны на деле, был плотью от плоти, кровью от крови контрреволюционной теории отрицания строительства социализма в нашей стране. Партия под руководством Центрального комитета разбила троцкизм, партия осуществила индустриализацию и тем самым обеспечила возможность того колоссального социалистического подъема, который намечается на второе пятилетие.

Нельзя не отметить, далее, что партия и ее ЦК блестяще провели политику подъема сельского хозяйства, разбив правую оппозицию, шедшую облыжно под флагом "забот о сельском хозяйстве", а на самом деле защищавшую интересы кулачества. Осуществление политики правых привело бы к реставрации капитализма и к упадку сельского хозяйства в целом, ибо поднять массу крестьянского хозяйства можно было только путем индустриализации, путем технического перевооружения сельского хозяйства, в форме широкого проведения коллективизации при условии разгрома кулачества как класса. Социалистическая перестройка сельского хозяйства - колхозы и совхозы - была единственно возможным, действительным решением вопроса о подъеме производительных сил в сельском хозяйство.

Таким образом, два выражения единой генеральной линии партии - социалистическая индустриализация и социалистический подъем сельского хозяйства - были осуществлены в борьбе против троцкистской и правой оппозиции, в борьбе, закончившейся полным разгромом как этих оппозиций, так и последующих "левацких" и правых вылазок.

Партия под руководством нашего ленинского ЦК разбила и правых и троцкистов и всякого рода последующие оппортунистические группы и группочки, которые в разных формах, в разных лицах, в разной степени выражали внутри партии влияние враждебных пролетариату и колеблющиеся слоев в стране и тащили нашу партию не к победам, а к поражениям. Этим партия, прежде всего, обязана тому, что во главе ее стоит такой вождь, как товарищ Сталин.

И то, что партия обсуждает и осуществляет вторую пятилетку без оппозиций, единой, сплоченной на основе принципиальной ленинско-сталинской линии, является третьим, большой важности отличительным моментом второй пятилетки. Вместе с тем богатая опытом прошлой борьбы партия сохраняет вою необходимую бдительность и мобилизованность по отношению ко всякого рода тайным и явным возможным вылазкам классового врага как вне, так и внутри партии, добивая и громя оставшиеся еще охвостья классовых врагов.

Четвертым отличительным моментом является то, что мы вошли во вторую пятилетку технически и материально на неизмеримо более высокой ступени, чем в первую, при этом вошли, обладая уже своим кадром технических руководителей. Основа, фундамент уже созданы. Речь идет теперь о том, чтобы, опираясь на грандиозные достижения первой пятилетки, осуществить захватывающие по своему масштабу задачи второй.

Необходимо подчеркнуть при этом, что, хотя военная, опасность нападения на СССР не снята с порядка дня, тем не менее, наша страна благодаря замечательному маневрированию Центрального комитета избежала войны в первой пятилетке, что позволило подойти ко второй с теми огромными достижениями, которые нам хорошо известны, и вошла во вторую как сила первоклассного международного значения.

Опираясь на огромные принципиального характера достижения первой пятилетки, XVII партийная конференция сформулировала задачи второго пятилетнего плана, на основе чего представлен этот план XVII партийному съезду.

В этом плане решение тех задач, которые выпадают на долю тяжелой промышленности, имеет первостепенное, решающее народнохозяйственное значение. Тяжелая промышленность, как известно, есть ведущая отрасль народного хозяйства. Это значит, что, решая стоящие перед ней задачи, тяжелая промышленность обеспечивает решение и других важнейших народнохозяйственных задач. Если во втором пятилетии мы должны перевооружить всю страну, то именно тяжелая промышленность должна дать средства перевооружения как самой себе, так и всем остальным отраслям народного хозяйства. Поэтому тяжелая промышленность является важнейшим рычагом нашей партии в деле социалистического переустройства всей страны, в деле построения бесклассового социалистического общества.

Эта роль тяжелой промышленности с особой силой выявляется именно во втором пятилетии, ибо центральной задачей в этой пятилетке является техническое перевооружение всего народного хозяйства. В первой пятилетке, пятилетке построения основной базы социализма, тяжелая промышленность была вынуждена работать в значительной мере на себя. Конечно, нельзя это понимать в абсолютном смысле - так, что тяжелая промышленность работала исключительно и только на себя. Преобразующая роль тяжелой промышленности выявилась уже и в первом пятилетии. Огромная работа по техническому перевооружению сельского хозяйства и обороны страны уже проводилась тяжелой промышленностью, особенно во второй половине первой пятилетки. Тем не менее, огромная часть работы в первой пятилетке шла еще на себя. Иначе и быть не могло. Надо было создать тот мощный производственный аппарат, опираясь на который только и можно технически перевооружить всю страну. В эти годы вся страна строила тяжелую промышленность. К началу второй пятилетки крупная, построенная на уровне лучших достижений мировой техники тяжелая промышленность уже создана. Построены гиганты машиностроения, металлургии - черной и цветной, химии, организованы совершенно новые отрасли тяжелой промышленности, никогда не известные ранее нашей стране. Коренным образом перестроен весь производственный аппарат тяжелой промышленности, обеспечена уже значительная независимость от капитализма. Созданы многочисленные наши, советские, инженерно-технические кадры, которые зачастую хотя еще и не обладают достаточным опытом, но этот опыт накопляют и крепнут в практической работе по построению социалистической промышленности.

Во второй пятилетке тяжелая промышленность имеет возможность в значительной мере пойти навстречу нуждам других отраслей народного хозяйства, и в этом состоит главная, коренная задача тяжелой промышленности во втором пятилетии: сочетать дальнейший разворот собственного производственно-технического аппарата со все более и более широким обслуживанием других отраслей народного хозяйства, разворачивающихся во вторую пятилетку значительно больше, чем в первую.

Предложенный нам план предусматривает во втором пятилетии дальнейший огромный рост капиталовложений в народное хозяйство - с 50 млрд. руб. в первом пятилетии до 133 млрд. во втором. Характерно, что капиталовложения в тяжелую промышленность возрастают с 19,5 млрд. руб. в первом до 47 млрд. во втором пятилетии, т. е. на 28 млрд. руб., в то время как капиталовложения всех остальных отраслей народного хозяйства возрастают с 31 млрд. руб. в первом пятилетии до 83 млрд. во втором, т. е. на 52 млрд. руб. Иными словами, рост капиталовложений в тяжелую промышленность составляет 144%, а рост капиталовложений во все остальные отрасли народного хозяйства составляет 268%.

Если одной из коренных задач второго пятилетнего плана является полное техническое перевооружение всего народного хозяйства, то для тяжелой промышленности из этого вытекает необходимость обеспечения этого перевооружения орудиями производства и материалами. В результате технического перевооружения, намеченного вторым пятилетним планом, наша страна станет технически одной из первых стран в мире. И эта задача, задача технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, почти целиком ложится на плечи тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность должна это перевооружение обеспечить Она должна орудиями труда, энергией, материалами обеспечить огромный объем капитального строительства и производства во всем народном хозяйстве, что обеспечит полный переворот технической базы нашей страны.

Огромный рост валовой продукции НКТП (даже если принять совершенно правильные поправки, которые предложены товарищем Орджоникидзе) составляет 18,6% в среднем за год, т. е. наша продукция должна достигнуть 33,5 млрд. руб. к концу второй пятилетки против 14,3 млрд. в конце первой. Этот огромный рост продукции тяжелой промышленности должен пойти не только на дальнейший рост самоперевооружения, но и в значительной мере на удовлетворение нужд других отраслей народного хозяйства.

В отношении других отраслей народного хозяйства тяжелая промышленность ставит перед собой следующие четыре коренные задачи: во-первых, обеспечить намеченную реконструкцию транспорта; во-вторых, обеспечить страну энергией; в-третьих, обеспечить необходимое повышение ресурсов личного потребления и, в-четвертых, обеспечить необходимое повышение обороноспособности страны диктатуры пролетариата.

Бурный рост народного хозяйства, предъявляющего к перевозкам все большие массы грузов, все большее и большее втягивание в хозяйственный оборот более отсталых и более отдаленных областей, все большее и большее использование естественных ресурсов страны на основе все большей и большей разведанности их, увеличение пассажирских перевозок в соответствии с ликвидацией вековой пошехонской косности "расейского" населения, со всей остротой выдвинул вопрос об увеличении товаро-пассажирских перевозок. Решая задачу транспорта, партия поставила перед нами, перед тяжелой промышленностью огромные задачи и, прежде всего, огромную задачу обслуживания железнодорожного транспорта.

Мы, прежде всего, должны обеспечить железнодорожный транспорт тяговой силой, для чего тяжелая промышленность должна в громадных размерах увеличить выпуск локомотивов. Против 828 штук паровозов (в условных единицах "Э" и "СУ"), выпущенных в 1932 г., мы должны в 1937 г., даже принимая поправку товарища Орджоникидзе, выпустить 2 800 штук паровозов и в то же самое время обеспечить не только количественный рост, но и обеспечить качественное изменение паровозного парка. Мощных товарных паровозов "Феликс Дзержинский" мы выпустили в 1932 г. только одну штуку, в 1933 г. - 30 штук, на 1934 г. нам дана программа выпустить 300 штук, а в 1937 г. мы должны дать около 900 штук. Мощных пассажирских паровозов "Иосиф Сталин" мы выпустили одну штуку в 1932 г., 5 штук выпустили в 1933 г., и свыше 300 этих мощнейших пассажирских паровозов мы должны выпустить в конце второй пятилетки. Таким образом, мы должны обеспечить не только количественный рост тяговой силы НКПС, но и обеспечить необходимое качественное изменение этой тяговой силы, особенно принимая во внимание, что наряду с выпуском паровозов мы должны обеспечить огромный выпуск новых видов тяговых средств, какими являются электровозы и тепловозы. Тепловозов и электровозов мы выпустили в 1932 г. по одной штуке. А в 1937 г. мы должны выпустить электровозов 180 штук и тепловозов 110 штук. Далее, железнодорожный транспорт электрифицируется. Против 64 км электрифицированного железнодорожного транспорта в 1932 г. намечается электрифицировать 5 тыс. км к концу этой пятилетки. Потребление электроэнергии железнодорожным транспортом соответственно возрастает в 5 с лишним раз: с 300 млн. до 1 600 млн. кВт-ч. Это ставит по отношению к нам огромную задачу обеспечения железнодорожного транспорта электроэнергией, всякого рода оборудованием, аппаратурой, кабельной продукцией и т. д.

Коротко говоря, в одной области тяги перед тяжелой промышленностью стоят огромнейшей сложности и огромнейших размеров задачи.

Вагонный парк НКПС, как вам уже было доложено, должен возрасти с 552 до 800 тыс. штук. Заметим, однако, что если количество вагонов у НКПС возрастает на 45%, то их подъемная сила возрастает с 9,5 млн. т до 15,8 млн. т, т. е. на 66%. Это объясняется тем, что тяжелая промышленность должна во второй пятилетке обеспечить не только количественный рост своего производства, но и обеспечить выпуск большегрузных, саморазгружающихся и специальных вагонов. В соответствии с задачей обновления вагонного парка НКПС мы должны выпустить вагонов за пять лет грузоподъемностью в 7 млн. то, а к началу второй пятилетки весь парк имел 9,5 млн. т грузоподъемности.

Принимая поправку т. Орджоникидзе, мы все же должны приложить величайшие усилия, чтобы обеспечить следующий рост выпуска вагонов:

  

  1932 г. 1933 г. 1934 г. 1937 г.
Всего вагонов для НКПС (в двухосном исчислении - в тысячах) 17,6 20 38 110
Пассажирских вагонов (в штуках) 1 135 1 450 2 000 3 500

И, кроме того, Наркомтяжпром должен в 1937 г. выпустить для других потребностей (в том числе и для себя) 8 тыс. вагонов и 700 паровозов против 4 тыс. товарных вагонов и 200 паровозов, в 1934 г., да еще трамвайные вагоны и вагоны для метро.

Такая громадная программа паровозо- и вагоностроения, заданная тяжелой промышленности и вытекающая из задач, поставленных перед железнодорожным транспортом, особенно учитывая дальнейшее развертывание перевозок за пределами второй пятилетки, требует значительных капиталовложений на строительство новых заводов. Я не говорю уже о всем известном Луганском паровозостроительном заводе, о начале строительства нового Орского завода, Кузнецкого паровозостроительного завода, о строительстве Каширского электровозного завода, реконструкции действующих заводов, строительстве Новочеркасского паровозного и Казанского вагонного. Позволю себе обратить ваше внимание на строительство гиганта второй пятилетки — на Уральский вагоностроительный завод, который имеет проектную годовую мощность 54 тыс. большегрузных вагонов, что составляет свыше 100 тыс. вагонов в двухосном исчислении. Для того чтобы представить себе, что такое 54 тыс. большегрузных вагонов, могу сказать, что этот огромнейший, первый в мире по своим размерам Уральский вагоностроительный завод должен выпускать в день 190—200 вагонов, т. е. ряд вагонов протяжением, примерно, в 2 км.

Громадным увеличением выпуска локомотивов и вагонов далеко еще не ограничивается задача тяжелой промышленности по обслуживанию железнодорожного транспорта. Вы уже знаете из доклада товарища Куйбышева, какие громадные массы новых рельс должна дать тяжелая промышленность транспорту. Если в 1932 г. нами было прокатано 326 тыс. т рельс 1-го сорта и в 1933 г. - 350 тыс. т, то в последнем году второй пятилетки мы должны дать 1 400 тыс. т. Соответственно возрастает и снабжение НКПС всеми необходимыми подсобными материалами: костылями, болтами, подкладками, накладками, стрелками, крестовинами и т. п. Далее, мы, тяжелая промышленность, должны обеспечить 100-процентный переход на автоторможение (60% - автотормоза и 40% - пролетные трубы) и 50-процентный переход на автосцепку. Основные магистрали должны быть обеспечены автоблокировкой. Надо обеспечить поставку соответствующих средств связи и сигнализации механизмов для погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте с таким расчетом, чтобы к 1937 г. они были механизированы на 57% против 18% конца первой пятилетки. Огромный рост ремонтной службы ставит перед тяжелой промышленностью не только и не столько задачу обеспечения НКПС запасными частями, сколько обеспечение заводов НКПС необходимым оборудованием и металлом.

Эти грандиозные задачи, которые встают перед тяжелой промышленностью в отношении железнодорожного транспорта во втором пятилетии, являются не только и не столько задачами машиностроительными, хотя, повторяю, и машиностроительные задачи имеют свои громадные внутренние трудности, сколько задачами металлургическими. Достаточно сказать, что в первом пятилетии железнодорожный транспорт получил всех видов прокатанного черного металла как непосредственно в виде проката, так и в виде оборудования - 4 600 тыс. то проката (т. е. 23% от всего проката), а во втором пятилетии по проектировкам Госплана мы должны ему дать 14 млн. т проката (т. е. 30% от всего проката). Это количество в 3,4 раза превышает весь выпуск всей нашей черной металлургии в конце первой пятилетки. Эти металлургические задачи являются не только количественными, но и качественными, ибо мы обязаны обеспечить железнодорожный транспорт не только тоннами металла, но и металла надлежащего и притом высокого качества. Решение задачи железнодорожного транспорта неразрывно связано с решением задачи черной металлургии. Кроме того, мы должны обеспечить бурно возрастающее железнодорожное движение твердым и жидким топливом, цветными металлами, смазкой и пр.

Вопрос материального снабжения железнодорожного транспорта поставлен со всей остротой и находится в самом центре внимания тяжелой промышленности. Центральный комитет партии уделяет вопросам железнодорожного транспорта исключительное внимание. Мы, тяжелая промышленность, даем обязательство все силы положить на то, чтобы обеспечить решение тех задач, которые перед нами поставлены в отношении железнодорожного транспорта. Мы в праве потребовать на съезде от наших железнодорожников ликвидации отставания железнодорожного транспорта в самый кратчайший срок. Одним железнодорожным транспортом однако не ограничиваются транспортные задачи второй пятилетки. Для обеспечения огромных транспортных задач запроектировано соответствующее развитие речного, морского и автомобильного и даже воздушного транспорта. Все виды перевозок должны быть поставлены на службу развивающемуся социалистическому хозяйству, и в отношении всех этих видов для тяжелой промышленности формулируются свои специфические задачи. Я не буду останавливаться на хорошо известной всем автотракторной промышленности, не буду останавливаться также и на речном и морском транспорте, хотя они, безусловно, заслуживают этого, не в состоянии я осветить нашу работу по обслуживанию воздушного транспорта. Скажу только, что всем видам транспорта - железнодорожного, морского, речного и автомобильного — мы в течение второй пятилетки должны дать от 19 до 20 млн. т проката, т. е. количество тонн, далеко превышающее производственную программу даже последнего года второй пятилетки. И все это количество металла составляет, если принять во внимание ту поправку, которую сегодня вносил товарищ Орджоникидзе, примерно около 40-42% всего проката, который тяжелая промышленность произведет в течение второй пятилетки.

Промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство, даже сельское хозяйство электрифицируются во все большем и большем размере как абсолютно, так и относительно. Неуклонно проводя ленинскую линию на "электрификацию всей страны", мы уже добились всем вам известных разительных результатов. Во второй пятилетке мы выходим по степени электрификации на первое место в мире. Конечным результатом электрификации является, кроме чисто потребительских нужд, электровооруженность рабочих. Осуществление плана электрификации привело уже к тому, что к концу первой пятилетки на одного рабочего приходилось 2 100 кВт-ч электроэнергии из 3 030 кВт-ч всякого рода энергии. Осуществление плана электрификации во второй пятилетке повысит электровооруженность до 4 380 кВт-ч (т. е. больше чем вдвое). Считая, что при 7-часовом рабочем дне и 280 днях в году 1 человек примерно производит за год 140-150 кВт-ч, можно для большей наглядности сказать, что живой, физический рабочий к концу первой пятилетки имел 14 1/2 электрических рабов, а к концу второй пятилетки вместе с ним будет работать 30 электрических рабов. Хотя конечно качество энергии тут не тождественно и потому это не так просто, но дает все же некоторое наглядное представление об электровооруженности. Другим показателем является то, что 85% всех наших работающих машин будет электрифицировано.

Я не буду останавливаться на том громадном строительстве станций, которое НКТП обязан провести во втором пятилетии. Вы уже знаете также, как вырастает выработка электроэнергии во втором пятилетии. Хочу обратить ваше внимание на два вида электрификации, которые повышают располагаемую нами энергию без соответствующего расхода топлива,

Я имею в виду, во-первых, рост использования водной энергии - строительство гидростанций и, во-вторых, рост теплофикации, позволяющей при том же количестве топлива получить большее количество энергии.

Выработка электроэнергии гидростанциями должна возрасти с 700 млн. до 6 млрд. кВт-ч, т. е. в 8 1/2 раз, при росте выработки всей электроэнергии в 3 раза. Для этого полностью осваивается краса и гордость первой пятилетки - Днепровская электростанция, строится Кондопожская вторая очередь, Свирская, верхняя и нижняя, Туломская, Нивская, Ачалукская, Баксанская, Гизельдонская, Рионская, Земо-авчальская-вторая, Аджарасцхали, Храм, Дзорагес, Канакир, Гюнуш, Тертер, Сухумская, Кадырья, Чирчикская, Ворзобская и наконец три огромных и труднейших волжских станции. Это строительство ставит перед тяжелой промышленностью особенно трудные задачи не только в отношении самого строительства и проектирования, особенно имея в виду, что оно сопровождается решением и общих водных проблем (как Днепр, Волга и др.), но и в отношении производства оборудования, ибо как строительство гидростанций, так и все строительство электростанций должно целиком опираться на наше собственное советское машиностроение.

Наиболее трудным и дорогим по первоначальным затратам видом строительства тепловых станций является строительство теплофикационных станций. Однако теплофикационные станции используют энергию топлива гораздо лучше, чем обыкновенные конденсационные. Лучшие конденсационные станции используют 17-20% энергии сжигаемого под котлами топлива, и таким образом четыре пятых топлива расходуется бесполезно, в то время как средние теплофикационные станции используют 50%, а хорошие даже 70-75%. В результате принятого ЦК решения о лучшем использовании топлива путем проведения теплофикации-против выработки в 1932 г. 1 800 млн. мегакалорий районные электростанции в 1933 г. вырабатывают уже 2 600 млн. мегакалорий, в 1934 г. дадут 3 400 млн., а на 1937 г. запроектировано 12 млрд. мегакалорий, а вместе с заводскими станциями дадут около 20 млрд. мегакалорий. В то же время доля электрических мощностей теплофикационных станций растет с 12 до 27% в 1937 г., считая от всех тепловых станций. При этом строится ряд станций высокого давления. Это - громадное качественное продвижение вперед, неизвестное в таких масштабах капиталистическому миру. Это продвижение ставит особо трудные задачи перед котлостроением (котлы высокого давления), турбостроением и металлургией и является во всех отношениях одной из важнейших и почетнейших задач наших энергетиков. Гидростанции и теплофикационные станции в масштабе 1937 г. дадут нам не менее 5-6 млн. т экономии условного угольного топлива, притом в таких районах, где снабжение минеральным топливом особенно трудно.

Я не буду останавливаться на задачах, стоящих перед угольной нефтяной промышленностью, ибо о них здесь с исчерпывающей полнотой и ясностью было доложено докладчиками. Скажу только, что особенно важным, в связи с общими резкими сдвигами в географии нашего хозяйства, является вопрос о географическом размещении нашей угольной промышленности. Рабочее государство открыло не только громадные новые угольные запасы в Донбассе, но и в самых разнообразных местах нашей огромной страны открыло, разведало и организовало добычу угля в этих районах. Я уж не говорю о том, что бурно развертывается добыча в известных, но не развивавшихся ранее районах (Кузбасс, Подмосковный, Урал и т. д.). Мы открыли огромные новые бассейны (Караганда, Печора, Тунгусский, Бурея, Средняя Азия, Кавказ) и вводим и будем вводить их в хозяйственный оборот страны диктатуры пролетариата. Естественные угольные богатства нашей страны огромны и позволяют географически разместить добычу в разных местах. Выполняя решение ЦК о развитии восточных угольных бассейнов и так называемых местных угольных районов, мы расширяем добычу угля в Кузбассе, Караганде, на Урале, в Подмосковном бассейне, вводим в оборот новые районы (Ткварчелы, Средняя Азия, Печора, Бурея, Дальний Восток и др.). Очень правильно товарищ Сталин потребовал от нас превращения Кузбасса во второй Донбасс. Очень правильно товарищ Сталин все время нажимает на Караганду - эту первоклассную угольную базу, черной металлургии Урала.

Ввод в хозяйственный оборот других угольных районов виден из того, что, несмотря на громадный абсолютный рост добычи в Донбассе, его удельный вес все более и более снижается - с 68,5% в 1932 г. до 66,5% в 1934 г. и 52% в 1937 г. А в то же время растет удельный вес Кузбасса - с 11 до 13%, Урала - с 4,8 до 8,6%, Подмосковного - с 4,4 до 6,5%, Караганды - с 1,1 до 4,6%, Дальугля - с 2,9 до 4,3%, Средазугля - с 1,1 до 2% и новых районов с 0,8 до 3,9% (Шпицберген, Печора, Буруголь, Укрбуруголь, Ткварчелы, Тквибули). Этим самым мы добиваемся более выгодного расположения источников питания углем народного хозяйства.

Для облегчения некоторых районных топливных балансов и в целях избавления от дальнепривозного топлива, мы должны также и дальше развивать торфяную и молодую сланцевую промышленность. Добычу торфа нам надо поднять с 10,3 в 1932 г. до 19 млн. т и добычу сланцев с 200 тыс. до 2 600 тыс. т в 1937 г. Товарищ Киров совершенно правильно подчеркнул необходимость именно для Ленинграда развернуть добычу торфа и сланца. Вот почему мы уделяем особенно большое внимание гдовским сланцам под Ленинградом, мы делаем это в целях облегчения весьма трудного топливного баланса Ленинграда.

Напряженность нефтяного баланса заставляет нас с особым вниманием отнестись к совершенно новой у нас, только что организуемой промышленности газификации углей, торфа и сланца (с отбором химических продуктов) и получения жидкого топлива из твердого (углеперегонка и гидрогенизация угля). В 1933 г. наш наркомат приступил к организации этой совершенно новой у нас отрасли промышленности. В 1934 г. закладываются нами первые предприятия с ассигнованием 40 млн. руб., и в 1934 г. мы, во-первых, заканчиваем нефтяной Ленинградский сланцевоперегонный завод; во-вторых, проектируем строительство большого Ленинградского комбината; в-третьих, под Москвой строим Коломенский комбинат (в целях перевода Коломенского паровозостроительного завода с нефти на газ), который будет построен на принципе доменной плавки шихтных огарков Воскресенского химического завода на торфу с кислородным дутьем и с получением богатого горючего газа. В-четвертых, начинаем строить в Челябинске газо-химический комбинат на челябинских бурых углях; в-пятых, кончаем строительство Кемеровского угле-перегонного завода и приступаем к строительству в Кемерово гидрогенизационного цеха для получения жидкого и газообразного топлива из углей. В 1935 г. предполагается начать постройку Восточносибирского комбината. Это только начало. Эта отрасль промышленности после опробования первых опытных предприятий получит у нас несомненно большое развитие и тем самым не только облегчит нам наш нефтяной баланс, но облегчит и географическое размещение необходимых ресурсов жидкого и газообразного топлива.

Весь этот разворот энергетики, в противоположность развороту энергетики в первой пятилетке, опиравшейся в значительной степени на импортное оборудование, должен быть целиком и полностью обеспечен нами собственным производством соответствующего энергетического оборудования. Из этого следует, что мы во что бы то ни стало должны развернуть наше энергетическое машиностроение во всех его видах.

В отношении разрешения третьей коренной задачи второй пятилетки - увеличения ресурсов личного потребления - тяжелая промышленность только в одной части работает непосредственно на расширение этих ресурсов, именно в части производства ширпотреба. Главная задача тяжелой промышленности есть задача вооружения и перевооружения всех отраслей народного хозяйства, обеспечивающих прямо или косвенно расширение производства предметов личного потребления.

Возможности тяжелой промышленности в отношении производства ширпотреба весьма велики. В первом пятилетии тяжелая промышленность, занятая в значительной мере собственным перевооружением и частью перевооружением других отраслей народного хозяйства, не могла обеспечить в такой же мере развертывание производства ширпотреба, как это она может сделать во втором пятилетии, разворачиваясь уже на совершенно другой технической базе, на другом производственном уровне. Добившись крупнейших достижений в области производства средств производства, тяжелая промышленность, по прямому указанию ЦК нашей партии, уже в 1932 г., т. е. в последнем году первой пятилетки, заостряет вопрос о производстве предметов личного потребления. Весь выпуск так называемого метизного ширпотреба в 1932 г. составлял 392 млн. руб., в 1933г. — 510 млн. руб., на 1934 г. нам дана громадная программа в 900 млн. руб., и на конец пятилетки эта программа увеличивается до 1,5 млрд. руб., т. е. в 4 раза против уровня конца первой пятилетки. Производством метизного ширпотреба не ограничивается работа тяжелой промышленности на широкий рынок. Кроме этого мы имеем выпуск резиновых изделий, техноткани, химтоваров, ке росина и пр. Весь выпуск предметов ширпотреба тяжелой промышленностью составлял 1 050 млн. руб. в 1932 г., 1 280 млн. руб. в 1933 г. и запроектирован в 1 700 млн. руб. на 1934 г. и свыше 2,5 млрд. руб. на 1937 г. В этой программе упор должен быть сделан на выпуск высококачественного ширпотреба как в смысле повышения качества ассортимента, так и в отношении качества отдельных изделий. В этом отношении нами уже начата большая работа, и эта работа будет продолжаться нами и впредь неуклонно. 1934 г. даст уже безусловно значительные сдвиги в отношении улучшения качества наркомтяжевского ширпотреба. Для иллюстрации приведу запроектированный рост продукции ширпотреба в натуре, ибо это более наглядно рисует тот разворот, который намечен на второе пятилетие:

  1932 г. 1933 г. 1934 г. 1937 г.
Велосипеды (в тыс. шт.) 128 140 320 700
Радиоприемники (в тыс. шт.) 29 30 150 500
Часы (в млн. руб.) 20 24 30 120
Электрич. лампы (в млн. шт.) 48 69 85 180
Посуда металлическая (в млн. руб.) 38 - - 155
Швейные машинки (в тыс. шт.) 328 - - 500
Кровати металлические (в тыс. шт.) 500 - - 2 000
Фотоаппараты (в тыс. шт.) 12 - - 150
Патефоны (в тыс. шт.) 58 62 200 1 500
Грамофонные пластинки (в млн. шт.) 1,6 2,3 7 40
Резин. калоши (в млн. пар) 65 62 65 100
Самовары (в тыс. шт.) - - 30 250

(Голоса: "Браво, браво!" "Хорошо", "Расскажите нам о пластинках".)

Главная задача тяжелой промышленности по расширению фонда предметов потребления или соответственно сырья для их изготовления состоит в обеспечении материальными средствами перевооружения и технического снабжения нашего сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. К сожалению, на этом я не могу уже остановиться с должной подробностью, хотя в отношении всех этих трех отраслей перед тяжелой промышленностью встают свои огромные задачи. Сельское хозяйство мы должны обеспечить тракторами, сельскохозяйственными машинами, металлами, - все это вам хорошо известно. Позвольте только особо подчеркнуть, какие огромные задачи поставлены перед тяжелой промышленностью в отношении выпуска минеральных удобрений.

Если за все годы первой пятилетки мы дали сельскому хозяйству 2 900 тыс. т разных удобрений, то даже при тех поправках, которые мы вероятно внесем в связи с Предложениями товарища Орджоникидзе, мы должны будем дать ему 27,5 млн. то удобрения, т. е. в 9 раз больше, чем в первую пятилетку, в том числе больше 8,5 млн. от суперфосфата, около 8 млн. от фосфоритной муки, 3,3 млн. от азотных и 7,4 млн. от калийных удобрений. Это, несомненно, даст значительное повышение урожайности и тем самым значительное повышение возможностей личного потребления. К тому же мы должны будем подкрепить борьбу за сохранение урожая значительным ростом производства средств борьбы с вредителями.

Громадные задачи, поставленные партией перед легкой и пищевой промышленностью в целях обеспечения огромного расширения фонда личного потребления, оборачиваются к тяжелой промышленности специфическими задачами. Я не говорю уже об обеспечении большой строительной программы этих отраслей стройматериалами и службы ремонта металлами, я не говорю уже о соответствующем расширении снабжения некоторыми тарными материалами, - прямое снабжение их оборудованием, сырьем и полуфабрикатом выдвигает перед НКТП свои особые задачи.

В части оборудования мы должны не только значительно увеличить количественный выпуск, но и обеспечить производство новых, более Совершенных типов машин, в том числе и машин автоматизированных и электрифицированных. Очень трудно сделать сводный итог тому оборудованию, которое мы должны произвести для вооружения легкой и пищевой промышленности, ибо это оборудование, во-первых, в значительной части является не специфическим (моторы, котлы, насосы, компрессоры и т. д.) и, во-вторых, в значительной доле производится на заводах, производящих и другое оборудование (например, военные заводы). Если взять только специализированные тресты, производящие часть оборудования для легкой и пищевой промышленности, то выпуск их задается нам в следующих размерах (в миллионах рублей):

  

  1933 г. 1934 г. 1937 г. За 5 лет
    Текстильмаш 63 75 360 898 *
    Продмаш 49 56 140 420
    Кожмаш 17 17,5 35 118
ИТОГО: 129 148,5 535 1 436

(* Кроме того, с военных и Сибирского заводов будет дано свыше 200 млн. руб.)

Если взять, так сказать, "прокатные станы" текстильной промышленности - ватера всех волокон, то мы обязаны обеспечить увеличение их выпуска по сравнению с 1933 г. в 15 раз, а именно с 400 штук в 1933 г. и 745 штук в 1934 г. до 6 500 штук в 1937 г. Ткацкие станки - вместо 1 800 штук в 1933 г. и 3 800 штук в 1934 г. надо увеличить выпуск до 32 тыс. штук в 1937 г., т. е. в 17 раз.

Кроме оборудования мы должны энергично пойти навстречу легкой и пищевой промышленности также и в части снабжения их топливом, электроэнергией и некоторыми видами сырья и полуфабрикатов, как например олово и белая жесть для консервной промышленности, сода, бертолетовая соль, красный фосфор, сульфат натрия, сульфат аммония и прочие химикаты и особенно красители, дубители, искусственное волокно и резиновая подошва.

К сожалению, я не могу подробно останавливаться на четвертой важнейшей задаче, стоящей перед тяжелой промышленностью- на задаче обороны. Для каждого из вас понятно, что если международная обстановка требует от нас быть готовыми, чтобы отразить нападение врагов Советской республики, откуда бы оно ни исходило, то это предъявляет к тяжелой промышленности ответственнейшие требования, ставит перед ней важнейшие задачи. Эти задачи тяжелая промышленность по заданию нашего, правительства решила под руководством партии в первом пятилетии и будет решать с еще большей энергией и во втором пятилетии. В деле обороны первой в мире страны диктатуры пролетариата тяжелая промышленность шла и будет идти рука об руку с нашей доблестной Красной армией.

Все эти задачи технического перевооружения и задачи перевооружения самой тяжелой промышленности ставят перед нашим машиностроением особо почетные и ответственные задачи. Я надеюсь, что об этом еще будет говорить мой товарищ, Михаил Моисеевич Каганович, который изложит это здесь подробно.

Однако все эти задачи могут быть решены только при условии все большего и большего разворота нашей металлургии.

Начавшийся три года тому назад большой разворот черной металлургии выразился прежде всего в строительстве новых металлургических заводов и коренной реконструкции старых и естественно начался с разворота по чугуну, коксу, руде, флюсам и огнеупорам и перешел на разворот по стали, а в текущем году мы подошли уже вплотную к огромному развороту наших прокатных производственных средств.

С 1935 г. дефицит по прокату начнет рассасываться, ибо уже в 1934 г. будет иметь место подготовленный строительством предшествующих лет громадный ввод новых прокатных средств. В плане 1934 г. предусматривается ввод 11 трубных станов (на Первоуральском трубном, на Выксунском заводе, на заводе им. Либкнехта, на заводе им. Андреева и на Никопольском заводе) и 24 прокатных стана: Магнитострой - 3 стана (500, 300 и 250), Кузнецкстрой - 3 стана (среднелистовой 500 и 900), Новомосковский жестекатальный - 12 жестекатальных клетей, завод, им. Томского - 2 стана (630 и 300), завод им. Дзержинского - 1 универсальный стан, завод им. Коминтерна - 1 стан станколистовой, завод Чусовской - 2 стана (рессорный и 800), "Электросталь" - 1 стан, "Красный Октябрь" - 1 листовой стан, Златоустовский - 1 блюминг и стан (760), Верхнеисетский - 2 стана (станколистовой и отделочный), Выкса - 1 листовой стан, завод им. Либкнехта -1 колесопрокатный стан, Ижевский завод - 1 стан (850), завод им. Молотова - 2 стана (средний и станколистовой).

Прокатная мощность вводимых в 1934 г. прокатных станов составляет 1 990 тыс. т только готового проката (не считая обжимных и заготовительных станов), а мощность трубных станов сверх того 230 тыс. т цельнотянутых и 65 тыс. т сварных труб мелких диаметров (не считая чугунных труб).

Как вам уже докладывал товарищ Куйбышев, в течение всей второй пятилетки мы должны обеспечить ввод более 100 прокатных станов, и тем самым вопрос проката в этой пятилетка должен быть разрешен.

Особенно при этом нужно отметить специфические задачи, которые стоят перед нами в области качественных сталей, для чего нам необходимо в большой степени, в огромной степени развернуть производство наших ферросплавов, которые до последнего времени целиком и полностью импортировались из-за границы.

Так нами намечено производство ферросплавов (в тысячах тонн):

  1933 г. 1934 г. 1937 г.
  Ферро-марганец 83 120 220
  В том числе из электропечей 3 35 125
  Ферро-силиций 13 25 36
  Ферро-хром 1,8 7,5 20
  Ферро-вольфрам 0,4 0,7 3,7
  Ферро-ванадий 0 0,05 0,8

Что касается никеля, то мы идем двумя путями: 1) постройкой никелевых заводов и 2) использованием в доменной и мартеновской плавках никелесодержащих руд (и в первую очередь халиловских, елизаветинских и др.). Первый в стране никелевый завод (Уфалейский) уже построен, в конце 1933 г. начался его пуск, и в начале 1934 г. мы уже имеем впервые наш советский никель. Кроме того, предположено строительство других никелевых заводов. Использование халиловских руд пойдет сначала на других заводах, а с пуском халиловских доменных печей использование этих руд принимает широкий и систематический характер. Во всяком случае, разрешение никелевого вопроса пока остается одной из самых трудных задач второй пятилетки.

За недостатком времени я не имею возможности остановиться на больших задачах, которые стоят перед тяжелой промышленностью в области цветных металлов, химической промышленности, промышленности стройматериалов, строительной, редких элементов, неметаллических ископаемых и т. д.

Все эти огромные задачи ставят перед нами одну коренную задачу - задачу, которую с присущей ему ясностью и четкостью сформулировал товарищ Сталин как задачу освоения. Огромные вложения средств в тяжелую промышленность в первом пятилетии и еще более грандиозные вложения во второй пятилетке с особой остротой ставят перед нами задачу "дополнить пафос строительства пафосом освоения". Освоение новой техники, освоение новых и реконструированных предприятий, освоение новых людей, освоение огромного количества нового, влившегося в социалистическую промышленность, нашего советского и партийного инженерного молодняка - это задача решающая.

Страна должна получить все возрастающие результаты от тех вложений сил, средств и энергии, которые были сделаны и делаются во все возрастающей мере в нашу тяжелую промышленность. Наилучшей использование этого огромного производственного аппарата, который уже создан и который расширяется все больше и больше, только и может полностью обеспечить решение поставленных перед нами во второй пятилетке задач. Освоение означает практическое овладение всеми процессами, протекающими под руководством данного человека. Это значит - получение с данного оборудования наибольших результатов с наименьшей затратой труда, с наименьшими затратами материалов, сырья, топлива и средств при наилучшем качестве изделий, это значит - правильная организация работы на каждом данном участке, будь то отдельная машина, предприятие или целая отрасль промышленности. В результате освоения мы должны получить, во-первых, увеличение выпуска продукции при данном оборудовании, во-вторых, повышение качества продукции, в-третьих, снижение себестоимости продукции.

Когда мы говорим о наших производственных мощностях, мы имеем в виду так называемые "проектные мощности". Однако эти проектные мощности не являются чем-то от природы данным, чем-то незыблемым и неизменным. Проектировщики исходят из того, как они себе представляют на данной ступени развития использование того или другого агрегата или системы агрегатов. В процессе освоения мы расширяем эти проектные мощности, ибо видим такие возможности, которых при проектировке не видели. Для того чтобы коротко это проиллюстрировать, я приведу только один пример: в 1930 г. был пущен Чернореченский химкомбинат, который теперь на 50% перекрывает первоначальную проектную мощность. Или например магнитогорские доменные печи - мы видим точно так же, как проектные мощности их расширяются на наших глазах и тем самым расширяются наши производственные возможности. Рост техники и само ее освоение приводят к тому, что производственные мощности у нас растут, ибо растет степень возможного использования установленных агрегатов. Так, например, по чугуну объем доменных печей возрастает на 107% за пятилетку, тогда как объем производственной мощности возрастает на 129% (по всей вероятности может возрасти еще больше), а выплавка растет на 192%.

Точно так же коэффициент использования мартеновских печей возрастает с 3 1/2 т стали с одного квадратного метра пода до 3 3/4 на юге и с 3 т до 3 1/2 т на Урале, хотя, несомненно, мы должны поставить себе задачу снимать 4 от стали с одного квадратного метра пода мартеновской печи.

Точно так же обстоит дело и в других отраслях промышленности. 

В связи с этим мы имеем например следующие соотношения роста мощностей и роста фактического выпуска соответствующей продукции:

   

  Мощность Выпуск
(в процентах)
   Тракторостроение +48 +99
   Сталь +135 +223
   Цинк +445 +585
   Цемент +64 +105
   Уголь +104 +136 и т.д.

 

Наряду с огромным ростом выпуска продукции тяжелой промышленности мы должны обеспечить также резкий перелом в отношении качества. Так же как мы ликвидировали уже давно сравнение количества с "довоенным уровнем", так же мы должны в этой пятилетке покончить с выражением "не хуже заграничного". В начале нашего промышленного подъема, когда мы делали первые шаги в деле создания нашей социалистической промышленности, это было понятно. По мере освоения производства каждый наш завод, каждое предприятие, как зеницу ока, должны оберегать свою качественную репутацию. Низкое качество средств производства дезорганизует работу других предприятий. Низкое качество средств потребления снижает пользу, приносимую нашими изделиями нам самим, ибо мы, и только мы, являемся и производителями и потребителями. Не только нет никаких оснований иметь у нас товары хуже заграничных, наоборот, наша советская продукция может быть лучше и должна быть лучше капиталистической. Социалистическая марка - высокая марка, и мы обязаны высоко поднять знамя качества продукции. Качество ее должно быть делом социалистической чести каждого завода и объектом соревнования между заводами. Важнейшим элементом освоения является повышение качества продукции тяжелой промышленности. В отношении качества продукции мы должны вознести марку Наркомтяжпрома на небывалую еще высоту. (Аплодисменты.)

Обеспечивая количественный рост и высокое качество продукции, мы не должны забывать о третьем элементе освоения - снижении себестоимости продукции. Освоение означает снижение расходных норм материалов, топлива, полуфабрикатов (не снижая конечно качества). Освоение означает снижение накладных расходов на единицу продукции. Освоение означает, наконец, рост производительности труда.

Первая пятилетка создала социалистическое соревнование и ударничество. Эти формы будут развиваться и далее - на основе преодоления капиталистических пережитков в сознании людей, на основе превращения всех трудящихся в сознательных активных строителей социалистического общества, на основе инициативы и творчества масс. В борьбе с мелкобуржуазными предрассудками среди самих трудящихся на основе огромного роста культурного уровня, на основе повышения технической квалификации трудящихся, на основе все лучшего и лучшего разрешения бытовых вопросов растет и ширится новая социалистическая дисциплина труда, и на этой основе повышается производительность труда. Введение новых усовершенствованных машин, повышение электровооружанности рабочих, освоение рабочими новой высокой техники, разрешение вопроса кадров, улучшение технического руководства на самих предприятиях - приведут к огромному повышению производительности человеческого труда. Грандиозное захватывающее социалистическое переустройство всего народного хозяйства и тяжелой промышленности в частности опирается и будет опираться во все большей и большей степени не только на огромный подъем инициативы, энергии и энтузиазма масс, - что для нас, большевиков, является и будет являться основой всех побед пролетариата, в том числе и на хозяйственном фронте, - но и на все больший и больший рост общей культурности и технической культурности в особенности и на достигающую все большего совершенства социалистическую организованность.

Уже и сейчас на наших заводах обычным является большое количество рабочих со средним образованием. Неграмотные рабочие и работницы становятся все более редким явлением, а в конце пятилетки не будет их совершенно. Рабочие проходят технический минимум, и мы будем обладать все в большей степени технически грамотными кадрами рабочих. Производство все в большей степени насыщается нами созданной, преданной рабочему классу, принадлежащей к рабочему классу технической интеллигенцией. Эта техническая молодежь - неопытная в первые годы по окончании высшей технической школы - приобретает опыт, все больше осваивает производство и становится умеющими работать техническими руководителями социалистического производства. Это - величайшее достижение, это - неподдающийся цифровому выражению фактор освоения, условие громадных побед на производственном фронте.

Вое это создано в течение нескольких последних лет, и поэтому этот решающий фактор освоения - эта "основная производительная сила", по выражению Энгельса,- еще не проявил себя в полной мере, он себя проявит, и мы непременно получим еще более разительные результаты, когда новые инженеры и техники, новые рабочие, новые машины, новые заводы освоятся друг с другом, как бы химически соединятся. В первом году второй пятилетки мы уже видели начало этого. В дальнейшем развитие должно пойти еще быстрее.

Все это потребует от нас огромных организационных усилий. "Само собой" ничего не происходит. Для решения всех наших задач нужно сочетать волю, энергию, умение и энтузиазм миллионов строителей социализма. Это дается только правильной организацией. И неслучайно вопрос организации поставлен как один из важнейших вопросов в порядок дня нашего съезда. И порукой того, что эта организация будет обеспечена, является сама наша сплоченная, организованная партия, сплоченная на основе правильной ленинско-сталинской теории, на основе ленинско-сталинской тактики, организованная по-большевистски, способная не только обсуждать, но и действовать под руководством нашего ЦК, направляемая и воодушевляемая вождем рабочего класса товарищем Сталиным. И 5-миллионная армия тяжелой промышленности во главе с таким блестящим командармом, как Серго Орджоникидзе (гром аплодисментов по адресу товарища Орджоникидзе), как часть рабочего класса нашей страны под руководством партии, воодушевляемая и направляемая нашим закаленным в боях ЦК, держа высоко знамя Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, идет на завоевание новых социалистических позиций в полной уверенности в победе и в надежде рапортовать на XVIII съезде партии: "Задачи, поставленные перед нами XVII съездом, нами разрешены!" (Продолжительные аплодисменты.)


К ОГЛАВЛЕНИЮ

Материалы подготовил Борис Чимит-Доржиев.

Разрешается свободное использование и копирование любых размещенных на сайте материалов в целях не противоречащих российскому и международному законодательству.

Материалы перепечатываются с авторского сайта http://17.by.ru/

 

XVII съезд ВКП(б)


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев

24.05.2002