Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru

Автор

Юрий НЕЧИПОРЕНКО

 

ЗИМНЕЕ СЛОВО РЕДАКТОРА

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

Русская жизнь

МОЛОКО
ПОДЪЕМ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ГАЗДАНОВ
XPOHOC
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ
ПАМПАСЫ
ПЛАТОНОВ

 

Выставка в Манеже и праздничные одежды жизни

Вот уже и "белые мухи" закружились за окном, прошла традиционная художественная выставка в Манеже. И мы там побывали, сделали свои выводы: на ярмарке искусства "концептуализма" становится все меньше, "реализма" - все больше.

Картины на ярмарке становятся от года к году все менее "разномастными" - вовсе исчезают или мимикрируют под "реалистическое искусство" некогда торжествовавшие на ярмарке "концептуальные проекты", повышается уровень и чисто коммерческих работ. Художники рисуют "красиво", подстраиваясь сейчас не только под вкусы состоятельного ценителя живописи, но и имея в виду некоторую эстетическую новизну, которая позволяла бы им набрать очки в глазах искусствоведов. Два движения искусства угадываются на ярмарке - направление "поиска и спекуляций" и направление "угождения и услужения". Если "угодники" стараются рисовать "под старину", насыщают свои работы элементами декора, подразумевая интерьеры богатых квартир, то "ищущие" художники подразумевают некоторую музейность атмосферы, в которых будут храниться их работы, апеллируют к традиции, смело играют с формой и если спекулируют - то уже берут в расчет не вкусы обывателей, а представления искусствоведов.

Устроители выставки предпочитают "ищущих" - и отводят им самые лакомые, приближенные к входу места и залы. Так, обзор выставки зритель поневоле начинает с огромной работы Лаврентия Бруни, в которой поля трехцветного флага России представлены в виде полей цветов: цветы - цвета, эта игра слов визуализована не без своеобразного пафоса, слегка "приправленного" иронией. Спекуляция здесь налицо - но она имеет характер масштабный, государственный - не во всякий особняк поместится такая большая картина!

Весьма изысканной смотрится и первая по счету экспозиция (если послушный зритель будет обходить Манеж по часовому кругу) - выставка галереи журнала "Эксперт", где показаны работы Сергея Калинина, Игоря Меглицкого и др. Здесь запоминаются "расплавленные" краски - текучие, зыбкие - передающие испарения тел, загорающих на южных пляжах…

В целом же ярмарка привлекла множество галерей - как из глубинки России, так и из разных ее нынешних "зарубежий". Несколько галерей - в том числе и немецкая - выставили живопись Валерия Кошлякова. Старт высокой оценке этих работ был дан на одной из давних выставок в Манеже, где был устроен "показательный" аукцион "Сотбис". Тогда наряду с картинами Кошлякова по высокой цене ушли " концептуальные" работы (к примеру, настоящий автомобиль Брежнева в паре с лежащей скульптурой в человеческий рост - все это называлось "Спящая красавица"). Однако где теперь автор "концепции" Александр Якут, и где банк "Империал", который купил эту вполне надувательскую работу?

Концептуализм и акционизм отступили по всем фронтам: не рубят теперь в Манеже икон, не продают подержанных машин, не режут себе вены, не пишут кровью картин… Все стало чинно-благородно, и ценится более всего умение писать, рисовать, создавать - и на этом фоне заметно поднимает голову и все более ценится реализм, даже гиперреализм: здесь зрители могут без всяких заумных концепций оценить - хорошо ли рисуют Сергей Гета, Леонид Семейко или Евгений Гороховский? Похож ли чеснок на чеснок, стена не стену, машина на машину? Похожи, еще как! А уж чеснок, который нарисовал Сергей Гета - не простой, а золотой - царь-чеснок! Реализм этот позволяет вглядеться в обычные, казалось, предметы - и обнаружить в них неведомую прежде красоту. Художник являет зрителю свой дар: умение увидеть в обыденном чудесное.

За это не грех и раскошелиться.

Напоследок мы хотим поделиться с читателями своей радостью: в издательстве "Летний Сад" только что вышла изумительная книга Николая Евреинова "Демон театральности". Эта книга, написанная в начале ХХ века и не переиздававшаяся 80 лет, предвосхитила развитие театрального искусства на сотню лет вперед! И Михаил Чехов, и Антонен Арто, и Ежи Гротовский - великие реформаторы театра - повторяли и развивали идеи Евреинова. По-видимому, наиболее плодотворно сейчас в Москве продолжает линию бескомпромиссного развития искусства Театр Анатолия Васильева. Его проекты заслуживают самого пристального внимания. Между тем они полностью вытеснены из поля зрения средств массовой информации!

Мы постараемся в обозрении "Русской жизни" восполнить этот пробел, рассказать о гастролях Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса в конце декабря этого года в Москве - да и вообще довести до сведения читателей ценную и малоизвестную информацию о деятельности Театра Анатолия Васильева. С этой целью мы приняли решение об открытии новой рубрики нашего журнала: "Академические тетради". Журнал с одноименным название издается под эгидой Театра Анатолия Васильева (главный редактор - Юрий Борев). Информацию о Театре Васильева можно найти здесь:

www.greek.ru/art/teatr/sda

А вот пара отрывков из книги Евреинова:

Артистическое определение

Что наша жизнь, наше право и долг в ней?

Моя театральная этика гласит: наше право - получать впечатление, наш долг - давать его.

Все остальное - метафизика.

Мой Идеал

Моя заветная мечта - облечь Жизнь в праздничные одежды. Стать портным Ее Величества Госпожи Жизни - вот карьера, завиднее которой я не знаю.

 

Написать отзыв

 

© "Русская жизнь",  обозрение

 
Rambler's Top100

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле