Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН

2011 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН:

«Потребность в художественном слове огромна!»

Елена Пиетиляйнен. Главный редактор журнала «Север». Окончила филологический факультет Петрозаводского государственного университета. Возглавляла Центр развития образования Петрозаводска. Была основателем и главным редактором городского журнала "Столичное образование". Автор поэтических книг «Оттаявший свет» (Петрозаводск, 1998), «Время дождей» (Москва, 2003), «Предощущение» (Петрозаводск, 2010). Лауреат премии президента Российской Федерации в области образования и науки (1996). Кандидат педагогических наук. "Лауреат 2009 года" Республики Карелия. Председатель Карельского регионального отделения Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России. Координатор Международной ассоциации писателей и публицистов по Карелии.

- Главный редактор «Севера» пришла в журнал после школы - Елена Пиетиляйнен много лет проработала учителем словесности. Но, оставив преподавательскую деятельность ради литературы, она стала проводить в школе ещё больше времени…

- Я много лет работала учителем, защитила диссертацию - я кандидат  педагогических наук,  в 1996 году стала учителем года среди словесников. Но судьба сложилась так, что когда поднимался вопрос: кому возглавить старейший литературный журнал «Север», то руководители трёх писательских союзов Карелии сошлись на моей кандидатуре. И я сменила учительскую стезю, придя в профессиональную литературу. Я уже четвёртый год работаю главный редактором журнала «Север», и за эти годы количество читателей увеличилось в четыре раза.

- Как Вам это удалось? Ведь по всей России наблюдается падение тиражей литературных изданий, а «толстые» журналы, кроме их авторов,  давно никто не читает.

- Я думаю, в работе главным редактором сработала моя педагогическая сущность. Особое внимание я уделила молодым читателям, ведь читать приучают с детства. И главная проблема учителей, что ученики не столь рьяно берутся за книгу, как, допустим, лет двадцать назад. Поэтому я, с одной стороны, решала проблемы журнала – привлекая новых читателей и расширяя читательскую аудиторию, с другой стороны, ставила задачу нравственного и духовного воспитания молодого поколения. С первого номера журнал разительно изменился, появилась детско-юношеская рубрика, которого никогда не было –  прежде «Север» был исключительно взрослым журналом.

- Какую альтернативу гари поттерам и комиксам предлагает «Север»?

- Один из авторов журнала - знаменитый детский писатель Владислав Крапивин. В силу того, что единое литературное пространство Советского Союза распалось, его новые книги продаются только в Москве и в Тюмени, где он живёт, но они не доходят до Петрозаводска. Публикация его повести стала неким знаком качества, журнал сразу же завоевал доверие учителей. И мы стараемся поддерживать столь высокую планку, ведь детская аудитория очень восприимчива к художественному слову. Среди авторов детско-юношеского раздела журнала – лучшие детские писатели Карелии и России.

 - На дворе эпоха «рекламных технологий»:  мало сделать хороший журнал, его нужно «продвинуть», донести до читателя…

 - Это так. Поэтому мы регулярно проводим встречи в школах. Какой результат это приносит? Расскажу Вам историю, случившуюся со мной много лет назад. Именно она вдохновляет меня на работу со школами.

Я тогда работала учительницей русского языка и литературы в самом северном посёлке Карелии на берегу Белого моря. Стихи я писала уже давно, публиковалась в журналах, но профессиональным писателем себя не считала и, честно говоря, стеснялась своего поэтического увлечения. Школьные коллеги пригласили меня выступить в школе посёлка Амбарный Лоухского района. Как учитель, я прекрасно понимаю, что ребята бывают разные, и далеко не все будут с восторгом слушать стихи, тем более, после уроков. Я предложила завучу отпустить ребят домой, оставив только девочек и тех мальчишек, которым, возможно, это будет интересно. Но ребята, увидев приготовления – девочки выносили в коридор стулья, устраивая импровизированный зал – заинтересовались: а что здесь будет? Узнав, что к ним приехала живая поэтесса (а для многих из них поэт – это давно умерший человек, чей портрет они видели только в учебнике), мальчишки наотрез отказались уходить. В конце концов, на моё выступление осталась вся школа, и меня не отпускали, пока я не прочла все свои стихи. Тогда у меня ещё не вышли книги, и ребята ринулись ко мне со школьными дневниками – чтобы взять автограф.

Спустя 10 лет, будучи членом Союза писателей и автором нескольких поэтических книг, я выступала в Петрозаводске в большом, престижном зале. После выступления ко мне подошёл молодой человек, в одной руке у него был школьный дневник, а в другой – моя книга. Выяснилось, что это один из тех учеников, которого учителя хотели отправить домой, полагая, что поэзия ему неинтересна. Но именно после той встречи он стал интересоваться стихами, и хотя его судьба не связана с литературой, он увлекается поэзией до сих пор, ходит на творческие вечера, покупает книги современных поэтов. Мир литературы и возможность наслаждаться поэзией открылись ему после нашей встречи в школе.

Для меня этот случай стал очень поучительным. Я поняла, что не всегда мы правы, когда считаем, что ребятам чтение неинтересно. Эта история научила меня, что нужно приучать молодое поколение к чтению. Неустанно, каждодневно! Я являюсь председателем Карельского отделения Союза писателей России, и всё время организую встречи с нашими писателями в школах. Потому что после общения с живым писателей у детей совершенно иное отношение к книге. Они с удовольствием слушают, с удовольствием задают вопросы, с удовольствием пишут сочинение.

- А говорят, что с нынешним молодым поколением трудно найти общий язык…

- Не секрет, что проблема отцов и детей стоит остро. Всё же в течение 70-ти лет советской власти, что бы мы ни говорили о проблеме поколений, все жили в одной социальной формации, и людям разных возрастов проще было находить взаимопонимание. А сейчас родители со своим менталитетом, своими мировоззрениями, экономическими и социальными взглядами остались в том времени, а дети - уже другие. И эта смена социально-экономических приоритетов стала причиной социальных конфликтов между поколениями. А журнал, который публикует и современную прозу, и поэзию, и публицистику, и произведения для детей и юношества, позволяет объединить семью.

- Всё-таки школьные мероприятия проходят в «добровольно-принудительном» порядке. А вот на литературные встречи в библиотеках читатели приходят сами. Не каждый пожертвует любимым сериалом или прогулкой по магазинам ради встречи с писателем…

-  Поначалу, когда я проводила творческие встречи в библиотеках, аудитория была, в основном, пожилого возраста. То самое читающее поколение нашей самой читающей страны. А уже в прошлом году я заметила, что стали приходить люди среднего возраста с детьми. На одной из встреч, где я выступала как главный редактор «Севера», была мать с пятилетней девочкой. Честно говоря, я засомневалась, что малютка сможет высидеть два часа, и ждала, что она будет капризничать, плакать. Каково же было моё изумление, когда ребёнок просидел всё выступление, открыв рот. Подарив ей журнал, я спросила: «Кем ты хочешь стать?» И что получила в ответ? «Главным редактором!» Так я и подписала ей журнал: «Будущему главному редактору от нынешнего главного редактора». 

- Удивительно, ведь сегодня дети чаще мечтают стать олигархами или певицами...

- Дети хотят стать теми, кого видят. Ребёнок увидел главного редактора, и этот образ показался ей настолько привлекательным, что она и сама захотела стать главным редактором. Поэтому встречи с писателями так важны для  детей!

- Эти встречи проходят только в Петрозаводске?

- По всей Карелии. Нас постоянно приглашают в самые отдалённые посёлки. Я приезжаю с двумя-тремя писателями из нашего писательского союза. Недавно были в посёлке Пиндуши Медвежьегорского района. На дворе стояли страшные морозы, вечер проходил в малоприспособленном, не отапливаемом помещении. Мы думали, что никто не придёт. А набился полный зал: люди в шапках, шубах, спрятав носы в шарфы, слушали стихи. Потребность в художественном слове огромна!

- А как обстоит дело с молодёжью?

- Мы постоянно проводим творческие встречи и семинары в ВУЗах Петрозаводска. Два года назад журнал «Север» организовал литературный конкурс для молодых авторов «Северная звезда», который ориентирован на молодых писателей от 15 до 37 лет. Благодаря «Северной звезде» журнал приобретает не только молодых писателей, но и молодых читателей. Ведь молодёжи интересно, что пишут их сверстники.

- За четыре года столько нововведений?! Изменилось содержание журнала, проводятся творческие встречи в школах, ВУЗах и библиотеках, появился литературный конкурс. Теперь понятно, почему у журнала так выросло количество читателей не только в Карелии, но и в других регионах России.

- И это ещё не всё! Помимо «Северной звезды» мы стали инициаторами  литературного фестиваля «Поморская лодья», который второй год проводится совместно с мурманскими и архангельскими писателями. В прошлом году он проходил на Мурманской земле, в этом году – в Карелии, в следующем году, в юбилей Михаила Ломоносова, «Поморская лодья» будет проходить в Архангельске. Фестиваль содействует не только сплочению творческих сил Северо-Запада (а журнал «Север» ориентирован, прежде всего, на Северо-Западный регион), но и работе с молодыми авторами. Школа – это то место, мимо которого литературная лодья не плывёт. Мы выступаем перед школьниками, обсуждаем рукописи молодых писателей. Особенно это важно для небольших городов и отдалённых посёлков. В дни фестиваля дети расхватывали журнал, а родителям говорили, что приезд писателей – это настоящее событие для них.  Ребята после таких встреч воодушевляются, поэтому и родители, и учителя приглашают нас снова и снова.

Мы много говорим о проблемах школы, о нравственном воспитании молодёжи, но забываем о том ресурсе, который, к сожалению, по большей части остался в  советском прошлом. Ведь в советское время приглашали писателей в школы, они ездили по районам, встречались с читателями. Сейчас ничего подобного нет, писательская организация не является больше идеологическим оплотом государства, и государство сняло с себя функции посредника между писателем и читателем. Тем не менее, этот подвижнический, по нынешним временам, труд просто необходим. Мы ведь решаем не только сиюминутную, тактическую задачу журнала  - расширение аудитории журнала. Литературой мы воспитываем молодое поколение, а значит, определяем развитие нашей страны!

Беседу вела Елизавета Александрова-Зорина

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев