Ирина ГРЕЧАНИК
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Ирина ГРЕЧАНИК

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Ирина ГРЕЧАНИК

К.Ф. Головин – критик Л.Н. Толстого

Константин Федорович Головин.

Литературно-критическая деятельность К.Ф. Головина (1843–1913)  в современном литературоведении ещё не оценена должным образом, между тем, его размышления о многих художественных явлениях, в том числе о творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других русских классиков, представляют несомненный интерес для литературной критики, ищущей более устойчивые ориентиры, нежели известные хрестоматийные имена, прочно засевшие в головах и учебниках, надолго заслонившие собой и славянофилов, и других достойных представителей консервативного направления отечественной мысли. Будучи человеком ярко одарённым, тонко чувствующим художественное слово и здравомыслящим, К.Ф. Головин проявил себя в прозе, публицистике, литературной критике и общественной деятельности. Известный сегодня главным образом узкому кругу историков как участник монархического движения и один из идеологов черносотенства, этот мыслитель достоин числиться среди генералов отечественной критики, поскольку его творческий метод обращает нас к традиционным путям русской литературы: к поиску высокой идеи, к богатству содержания, к отзывчивому сердцу  художника и его духовному зрению, которые позволяют не просто передать мысль, но и найти оптимальный способ для её восприятия читателем.

Лев ТолстойОбращаясь к фигуре Л.Н. Толстого, К.Ф. Головин находит общее в его творчестве с произведениями С.Т. Аксакова и Ф.М. Достоевского, полагая, что названные писатели поклоняются почвенным идеалам. Критик отмечает поразительную многосторонность таланта Л.Н. Толстого, которая, впрочем, не мешает единству его творчества. К.Ф. Головин констатирует, что Л.Н. Толстому посвящено много противоречивых отзывов и люди самых разных убеждений ищут в произведениях художника подтверждения своим теориям. «И всё-таки могучая личность Толстого ускользает от всех попыток завербовать её в ряды какой-нибудь партии» (1, 133) – заключает К.Ф. Головин, добавляя при этом, что существуют «…Как бы несколько Толстых, только не сменивших последовательно друг друга (…), а развившихся параллельно» (1, 134).

Критик выделяет объединяющую черту, проходящую через всё творчество писателя и придающую оригинальный характер его произведениям: «…Черта эта заключается в недоверии к человеческой личности, в отрицании за человеком способности достигнуть чего-либо крупного собственными силами» (1, 137). К.Ф. Головин утверждает, что именно русский быт в целом «...сильней и устойчивее отдельного человека;  что правду можно отыскать, не пытаясь обновить этот быт, а, наоборот, усвоив себе его родные заветы, что не гордому самомнению реформатора, а, напротив, смиренной покорности и единению с родною почвою и родным народом достается нравственная победа» (1, 126).

Двумя высшими достижениями русской литературы, которые современники так и не оценили по достоинству, критик считает «Войну и мир» и «Анну Каренину». Отмечая некоторые недостатки, мыслитель указывает на ряд несомненных достоинств. Так,  оригинальность «Войны и мира» видится ему в «перенесении миниатюрной отделки на полотно огромных размеров» (1, 363). Общей идеей, лежащей в основе этих произведений, является контраст между «гордым индивидуализмом и смиренным подчинением высшей силе, конкретной представительницей которой является народная масса» (1, 369), причём, в «Анне Карениной» борьба этих двух начал происходит не между действующими лицами, а в душах героев.

Ещё одна особенность манеры Л.Н. Толстого, по мнению К.Ф. Головина, в том, что он никогда не скрадывает слабостей даже любимых героев перед читателем: ставит их в комические положения, «любит изобличать те мелкие, даже пошлые чувства, которые таятся в глубине души даже у самых лучших, у самых честных людей» (1, 136). Критик приводит в пример Николеньку Иртеньева, героя «Детства», «Отрочества» и «Юности», который, «с полною откровенностью признаётся иной раз в самых дрянных некрасивых побуждениях (…) . И тем не менее он ни на одну минуту не перестаёт быть симпатичным…» (1, 136).

Согласно К.Ф. Головину, характерная черта творчества писателя – «поразительное сходство главных действующих лиц» (1, 139) как результат отражения личности писателя в идеализированном или сниженном облике, что является любимым приёмом большинства крупных художников. Окидывая взором критика творчество классиков русской литературы – А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, К.Ф. Головин акцентирует эту отличительную черту русского таланта, наиболее отчётливо воплотившуюся в творчестве Л.Н. Толстого: не  смотря на объективность, воспроизводить в своих героях самого себя и «затаённые движения своей души» (1, 140). Эту особенность художника к разъединению своего внутреннего мира на части и к воплощению своих противоречивых черт, борющихся элементов в отдельных героях критик называет поляризацией таланта и возводит к библейскому сотворению жены Адама из ребра.

Все толстовские типы, по мнению К.Ф. Головина, можно поделить на четыре основных: первый – центральный, выражающий личность самого Л.Н. Толстого наиболее полно, являющийся носителем его мыслей и проходящий через всё творчество писателя – таковы Николенька Иртеньев, Пьер Безухов и Левин. Воплощая этот тип, Л.Н. Толстой демонстрирует «поразительную непритязательность и смирение необыкновенное» (1, 141), представляя своего героя вполне заурядным, не одерживающим побед, не одарённого блестящими качествами, а скорее – наоборот, встречающимся с неудачами и попадающим  в комические ситуации. Основные отличия такого героя – правдивость и самообличение. В том, что этому заурядному герою не был противопоставлен положительный тип, К.Ф. Головин усматривает сочувствие писателя к человеческим слабостям, его неверие в силу индивидуального человеческого духа и убеждённость в «ходульности» и декларативности всякого величия.

Антиподом любимым героям писателя является тип, в противоположность им щедро одарённый блеском ума, физической красотой и жизненным успехом. «И тем не менее от этих баловней судьбы не только веет на читателя холодом, но внешние условия счастья, которым они обставлены, в конце концов им всё-таки этого счастья не дают» (1, 142), – добавляет мыслитель, говоря, что при создании этих образов изменяется и характер иронии Л.Н. Толстого, его добродушие уходит, и появляется горечь, причина которой – признание роковой несостоятельности личных стремлений человека, его неспособности удовлетвориться внешним. Представители этого типа – старший брат Николеньки Володя, Андрей Болконский в противовес Пьеру и Вронский в противовес Левину.

Третий тип составляют «вполне здоровые, добродушно-эгоистические натуры», занимающее промежуточное положение между обозначенными двумя. Видные представители его: Николай Ростов и Стива Облонский. Они обладают достаточной житейской мудростью и здравым смыслом, их не мучает рефлексия, они не гонятся за высокими целями и могут довольствоваться «счастьем невысокого полёта». Такие герои вполне могли бы прослыть за положительных, однако К.Ф. Головин тонко подмечает затаённую насмешку Л.Н. Толстого по отношению к ним, вызванную невзыскательностью их нравственных требований: «”Полное счастье возможно,” – как будто говорит Л.Н. Толстой, –  “но даётся оно тем только, кто довольствуется низкопробными радостями”» (1, 143).

И, наконец, четвёртый тип – люди, живущие простой и смиренной душой, добравшиеся до настоящей внутренней правды, «достигшие того идеала, который только мерещится самым излюбленным из толстовских героев. Они не только аскеты, но почти юродивые» (1, 143). К жизни такие герои не предъявляют требований не потому, что довольствуются примитивными наслаждениями, а потому что в этих наслаждениях у них нет потребности. Это и Платон Каратаев, и юродивый в «Детстве», и бедный музыкант в «Люцерне», старик Аким во «Власти тьмы». По мнению критика, этот тип являет собой одну из нравственных сторон души Л.Н. Толстого, в которой боролись аскетизм и эпикурейство.

Анализируя составляющие толстовского мировоззрения, критик приходит к выводу о том, что «граф Лев Николаевич представляет собою любопытный пример совершенного разъединения между деятельностью ума и работой фантазии» (1, 358). Даже обращаясь к «Анне Карениной» и «Войне и миру» – произведениям, вызывающим восхищение соответствием объёма и содержания, К.Ф. Головин находит  в них много «задних» и тенденциозных мыслей, которые могут являться хорошими иллюстрациями мировоззрения писателя, но не значимы для оценки его творчества: «Если из “Войны и мира”, где субъективному философствованию отведено особенно широкое место, выкинуть все посторонние рассуждения, всю теорию исторического фатализма, роман останется цел и невредим, и не одна из его фигур не утратит своей яркой рельефности» (1, 358). Бессознательной переработке внешних образов Л.Н. Толстым-писателем, приводящей к их неподражаемому совершенству, критик противопоставляет аналитическую умственную деятельность Л.Н. Толстого – «Ясновидение художника как бы мешает дальнозоркости мыслителя» (1, 359) – и в этом проступает его «женская» черта – смешение доводов разума с сердечными впечатлениями, логики – с непосредственным чувством.

«Гениальные писатели зачастую приобретают особенную власть над умами как раз тогда, когда они ошибаются» (1, 441), – таким парадоксальным афоризмом К.Ф. Головин характеризует вступление Л.Н. Толстого на путь учителя-моралиста и основателя религии. Критик заостряет внимание на том, что сам Л.Н. Толстой, после своего «перерождения» во второй половине 70-х гг. не обратился к простым народным верованиям, как его любимые герои, и во имя своих субъективных выводов отвернулся от народного православия. Обретение смысла жизни и счастья Левиным и Безуховым в контексте эволюции мировоззрения самого Л.Н. Толстого вызывает у К.Ф. Головина сомнения, и под таким углом зрения судьба героев волею автора воплощает собой не что иное, как отречение от своей воли и бессознательную пассивность: «Толстому угодно выдавать за идеал такое низведение свободного человека до уровня растения или моллюска, и это отрешение от себя гениальный художник выдаёт за полное счастье. Смею думать, что всякий, в ком течёт не рыбья кровь, таким идеалом не воодушевится» (1, 368). Духовные поиски Л.Н. Толстого критик расценивает как потребность души писателя в более высокой правде, чем деревенская жизнь в отцовском доме среди подрастающих детей и забот о хозяйстве. Вместо того, чтобы пойти известной русскому страннику дорогой и принять Евангельскую истину во всей её полноте и целостности, «граф Толстой избрал иной, более краткий и удобный путь. Ему показалось, что после девятнадцати веков религиозных заблуждений нашёлся человек, прозревший, наконец, чем должно быть истинное христианство, и отделивший настоящее учение Спасителя от позднейших произвольных толкований. (…) Из каких источников он черпал те, якобы несомненные данные, с помощью которых выбрасывал из Евангелия всю его догматическую часть, сохраняя лишь, да и то в искажённом виде, его нравственное учение, этого нам Толстой не поведал» (1, 444–445).  Из этого ироничного тезиса К.Ф. Головин выводит два следствия: во-первых, вопрос о настоящем смысле жизни в свете переработки Православия упраздняется, ввиду его бессмысленности вне Откровения и отсутствия всяких определённых целей у бездушной природы с точки зрения рационализма, на позиции которого автоматически перемещается Л.Н. Толстой; во-вторых, искать обоснование религиозного учения писателя разумно только за пределами Православия, поскольку человек, отвергающий внутреннее перерождение и веру в искупление, призывающий лишь к внешнему исполнению закона, отвергает всю суть Православной веры. «Три разнородных корня философии Л.Н. Толстого» К.Ф. Головин определяет как «буддизм, французский рационализм и народничество» (1, 451).

Дальнейшее творчество писателя, считает критик, уже нельзя назвать в полном смысле художественным, поскольку собственно художественные задачи отходят на второй план, уступая место идее, проповеди – «он пишет, чтобы учить, как следует жить» (1, 452). Показательными примерами упомянутой двойственности можно считать «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерову сонату».

«Смерть Ивана Ильича» – с одной стороны, тончайшее исследование человеческого сердца, а с другой – произведение, в котором утрачено впечатление целостности из-за многочисленных подробностей. К.Ф. Головин отмечает, что писатель клеймит ничтожные земные интересы культурного общества, представителем которого выступает Иван Ильич, однако неопределённая вера и смутные представления о вечном не дают права Л.Н. Толстому смотреть на жизнь с таким презрением, потому и не находит реализации задуманная писателем антитеза: «людская пошлость» – «трагизм смерти». Неубедительным выходит и пример ничтожности образованного слоя перед народом: «…Едва ли кто-либо решится утверждать, будто много найдётся таких семейств, где умирающий отец покинут всеми и находит помощь только в случайно нанятом простолюдине» (1, 456).

Подобное несоответствие между идей и её художественным воплощением критик видит в «Крейцеровой сонате», которая сбивает читателя с толку сразу несколькими деталями, вызывающих сомнение достоверностью. Во-первых, гениальный и тонкий рассказчик, транслирующий идеи самого Л.Н. Толстого, увлекающий читателя глубиной осмысления жизни и понимания моральной сути вещей – убийца своей жены. «Трудно освоиться с мыслью, что дрянной развратник, за какого выдаёт себя Позднышев, в то же время – выразитель нравственной доктрины автора, горячий проповедник целомудрия» (1, 456), – заключает критик. Глубокое раскаяние и потрясение, пережитое героем, вряд ли позволило бы ему выбирать первого встречного для откровений и исповеди, поэтому, можно говорить об отсутствии логической связи, соединяющей рассказ героя и вызвавшую его случайную встречу в поезде. Во-вторых, труднообъяснимы с точки зрения логики мотивы женитьбы Познышева и его легкомысленная свадьба – они диссонируют с образом человека, хоть и обладающего порочной душой, но способного на страдания и глубокие чувства. К.Ф. Головин напоминает читателю о героях Ф.М. Достоевского, которые, обладая незаурядной душой, способной к борьбе, поддаются страсти или пороку. Именно такое сочетание порождает трагедии и нравственные конфликты. На месте Позднышева, согласно мнению критика, мог оказаться с большей вероятностью юноша или старик, поддавшиеся увлечению, но не «опытный развратник, видавший виды» (1, 457): «Мы всё время чувствуем, что перед нами не сам Позднышев – ничтожный герой кровавой драмы, – а создавший его великий художник, таинственно с ним соединившийся. И от этого у читателя происходит раздвоение, которого он осилить не в состоянии» (1, 457).

Ещё менее убедительна героиня, даже отдалённо не напоминающая жертву обмана, а скорее намеренно заманившая выгодного жениха. Удивляет критика и то, как могла «поразительно бледная, до полной безличности» «красивая дура» (1, 458) вызвать бешеную ревность Позднышева: «…Не годятся в роли Отелло, а ещё менее в роли проповедников пустоголовые шалопаи, которые идут венчаться, как подгулявший юноша идёт на сомнительную пирушку» (1, 458–459). К.Ф. Головин не видит в воссозданной Л.Н. Толстым истории Позднышева ни типичного примера современного писателю брака, ни повода к проповеди о безусловном воздержании.

Примеры этих произведений Л.Н. Толстого, включая более высоко ценимого К.Ф. Головиным «Хозяина и работника» за свободу от тенденциозности и проникновенную картину истинного христианского сострадания, позволяют критику обратить внимание на роль идеи, вложенной в произведение, и её соответствие художественной форме: «Если идея эта родилась и выросла вне области искусства, как результат политического, религиозного или нравственного сектантства, и затем художник подыскивает ей в жизни подтверждение, коверкая, в угоду ей, эту жизнь, – сама гениальность лишь в редких случаях спасёт его от неизбежного последствия – от дисгармонии между сюжетом и тенденцией. (…) Чувствуется, что они выросли не на одной почве и сплестись воедино не могут» (1, 460).

Видение К.Ф. Головиным творчества Л.Н. Толстого являет собой пример непредвзятой и свободной критической мысли, смело указывающей как на достоинства, так и на слабые места, прорехи в творчестве признанных авторитетов. Минуя соблазны демократических, социалистических, атеистических, сектантских тенденций конца XIX – начала XX вв., критик говорит с читателем на языке русской классической литературы, являясь её полноправным  наследником и хранителем.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. К.Ф. Головин (Орловский). Русский роман и русское общество. СПб., 1904.


Далее читайте:

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), писатель.

Головин Константин Федорович (1843 - 1913), участник право-монархического движения.

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев