Сергей ШЛИМОНОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Сергей ШЛИМОНОВ

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Сергей ШЛИМОНОВ

Гремиха

Итоги

Может быть, в СССР был непомерно раздутый военный флот. Может быть. Но сейчас мы на­блюдаем обратный процесс. Ни один гарнизон подводников на Северном флоте не по­страдал от пе­рестройки и всего последующего развала так сильно, как Йокань­га. При Советском Союзе в строи­тельство базы десятилетиями вкладывались миллиарды рублей, а сейчас весь «Верхний посёлок» в Остров­ном стоит как Берлин в сорок пятом – в окнах даже рам нет, а по стенам как из пушек па­лили. Некоторые дома уже треснули. Самое печальное – если когда-нибудь понадо­бится возрож­дать здесь базу, придётся вклады­вать новые миллиарды. Сейчас в Островной не осталось ни одной списанной лодки. Ко­лос­сальная инфраструктура попросту уничтожается бездействием!

Вся история этого гарнизона показывает, что в трудные времена все правители, независимо от политических взглядов и предпочтений, в срочном порядке создавали в этом городке военную базу. Хватит ли ума у нынешнего руководства страны не ждать очередного «жареного петуха»? Воз­можно, содержать в таком отдалении базу подводных лодок неоправданно по материальным затра­там, раз уж сегодня все гово­рят о деньгах. Но, учитывая относительную мелководность этого рай­она, хотя бы дивизион ОВРа здесь обязательно должен быть – ведь направо от Святого Носа сотни километров неконтролируемого водного пространства, и абсолютно незащищённое Белое море с Северодвинском.

Сейчас теплоход ходит в Йоканьгу исключительно из-за дотаций администрации ЗАТО – рейс для пароходства не рентабелен. Что станет, когда деньги иссякнут? В следующем году должен быть списан теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская», который отходил в Ост­ровной 33 года. Есть ещё «Поларис», но вместо 224 пассажиров «Еланской» он берёт на борт лишь 76 и используется для круизных рейсов на Соловки, Исландию, Гренландию, Шпицберген и Землю Франца-Иосифа. И самое пикантное – он 1968 года постройки, т.е. на 9 лет старше «Еланской»!

Прорабатыва­ется вопрос об ор­ганизации здесь прибрежного рыболовства и расширении «рыб­ного ту­ризма». Но! Рыбный туризм – вещь сезонная и малогабаритная, занять в нём много людей не получится. А о прибрежном рыбо­ловстве даже и говорить несерьёзно, зная, как у нас распределя­ются квоты на морские биоресурсы. Зато здесь организуется могильник ядерных отходов. Мало нам Новой Земли – ещё и в материк закопаем.

В заключение хотел бы извиниться перед теми, кто сегодня продолжает служить в этом забытом Богом и правительством гарнизоне. Может, я несколько сгустил краски. В следующем году Ост­ровной должен лишиться статуса ЗАТО. Это совершенно не значит, что инвестиции хлынут широ­ким потоком в эту часть Кольского полуострова. По приказу ФСБ РФ от 2 июня 2006 года № 240 «О пределах пограничной зоны на территории Мурманской области» минимальная полоса погра­ничной зоны вдоль побережья Российской Федерации в данном субъекте составляет 15 километров. За счёт чего будут жить люди, которых в другом месте никто не ждёт?

Санкт-Петербург, 2009 г.

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев