Владимир МАКАРОВ |
|
2009 г. |
МОЛОКО |
О проекте "МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВОРОМАН-ГАЗЕТА"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Владимир МАКАРОВРадости и горести любви…О книге Юрия Перминова «Головокруженщины мои…». Есть среди поэтов и литературных критиков мнение, которое разделяют, конечно, далеко не все из рифмующих литераторов: если у поэта нет стихов о любви, он – поэт второсортный, неполноценный, что ли. Иногда – по злобе ли, по недомыслию – такое говорили и о больших поэтах, а фамилии их, тревожить их тени совсем не хочется. Но какая-то доля истины в этом странном тезисе (нет поэта без стихов о любви), видимо, есть – всем нам ведомо, что именно любовь правит миром, именно она возжигает сердца и диктует самые сокровенные слова. И, сказав всё это, могу заявить читателям: нашему земляку, замечательному русскому поэту Юрию Перминову вышеуказанное обвинение не грозит – он написал и издал целую (и какую!) книгу о Любви «Головокруженщины мои…» (Бийск, Издательский Дом «Бия», 2008 год). Вот о ней – мои краткие заметки как отголоски тех чувств, тех сопереживаний с автором, что возникали у меня при чтении этой удивительной, цельной, богатой для сердца и ума, прочитанной мною без отрыва – книги Юрия Перминова. Хотя сразу дополню это заявление и тем, что ко многим стихам книги душа не раз захочет вернуться, и я буду перечитывать эти строфы, как и другие, уверен, читатели, кому посчастливится приобрести это издание. Я не в первый раз пишу о стихах и творчестве Юрия Петровича и всегда я отмечал редкое и прекрасное свойство его таланта – умение сказать образно, ёмко, выразительно, нередко – афористично. Вот и в этой «Книге о Любви» почти на каждой странице можно встретить строки, сразу, с налёту западающие тебе в душу – то, что доступно только истинному, большому поэту. Чтобы не быть голословным, приведу хотя бы несколько примеров и, конечно, жаль, что на газетной странице приходится ограничивать себя, но я надеюсь, что и читатели заметят многочисленные «находки» поэта и по достоинству оценят их. Вот изумительно нежные, проникновенные строки об одном мгновении – рядом с любимой: Далее скажу с улыбкой, что Юрию Перминову крупно везёт на создание новых, необычных, лиричных и очень точных слов – кроме «головокруженщин», давших название всей книге, у него есть и такие милые строки: О чём, заглядевочка славная задумалась? Чем озабочена? Или другие строки – в той же «влюблённой» тональности: Ну а дождику до лёгкости рук любимой – далеко. Есть в книге и несколько эмоционально сильных, «ударных» строф о детях, о любви к ним: …и город – замер вместе с небесами, когда в ночи заплакало дитя.
Или вот эти милые, со смешинкой, строчки:
И – дочь пошла! Иди, малыш, иди… Куда пошла? – пока не сообщает.
Но поэт умеет сказать ярко, метафорично и о другой, прозаической стороне семейного быта, хотя и такие строки являются истинно поэтичными:
Сгустилась тьма. Луна, свой лик яви! Проснись, луна, всего минут на десять. Зачем? – Пелёнки, вымпелы любви – мне на балконе надобно развесить.
А вот другие очаровательные по своей естественности строки о счастливых днях любви – автор, не считающий себя «специалистом по цветам», тем не менее, уверен, что –
Не сомневаюсь, что стану им скоро я – чувствует землю рука! Женщина их посадила, которая краше любого цветка!
А как необходимы в наше время, с лихвой накачанное пошлостью, сексом вместо любви, торгашеским отношением к женщине как к товару, такие пронзительные (вот только бы побольше людей прислушались к поэту!) величавые строки:
На женщин, словно на огонь и воду, заворожено я всегда смотрел.
Такие строки мог написать только истинный поэт и настоящий мужчина и они, эти строки, перевесят целые страницы глумящихся над женщиной всяческих Губерманов, Ерофеевых, Пелевиных и прочая. Одной из самых примечательных и главных черт русской поэзии всегда была полная откровенность её создателей перед читателями, глубокая исповедальность русских поэтов – может быть, самым ярким тому примером служит творчество великого Есенина – недаром его так долго скрывали и прятали от читателей интеллектуалы типа Емельяна Ярославского. И это качество – открытость души – присущи и лучшим сегодняшним стихотворцам. Юрий Перминов, конечно же, в этом ряду – сразу хочу сказать, что в его «Книге о Любви» не всё столь идиллично и лучезарно, как может показаться по только что приведённым цитатам. Нет, поэт не скрывает трудных, порою трагичных страниц своей «истории любви», и эта его откровенность многого стоит и, конечно же, по справедливости будет оценена читателями его книги. И в подтверждение только что сказанного я снова обращусь к страницам книги, к тем ярким и выразительным строкам, которые передают эти трудные, порою неразрешимые проблемы в отношениях между мужчиной и женщиной. Но и на этих страницах поэт остаётся поэтом, вот, к примеру, одна из его метафор, в двух строках рисующая невесёлое состояние человека, расставшегося с любимой:
А сейчас я живу без тепла, но с печалью – одинокий, как башенный кран за окном.
В этом образе есть, безусловно, некоторая доза самоиронии, но рядом встречаются стихи, написанные в подлинно минорной тональности, где поэт уже далёк от шуточной интонации, а рисует серьёзными красками картину разрыва, ощущение одиночества – и я процитирую целиком это короткое стихотворение:
Ни фонаря, ни месяца… Одно в знакомом доме светится окно. Там – женщина. Я больше не могу к ней приходить, поскольку «свято место…» А может, что другое – неизвестно.
И тень её тоскует на снегу…
А через несколько страниц – вновь типичное для Перминова не бодряческое, а искреннее, – с грустинкой и полушуткой пополам – признание:
Но ты уходишь. Грустно это. Хотя права: на склоне дня в осеннем парке мало света – легко ли разглядеть меня?
А следующие цитируемые строки я бы посоветовал запомнить всем читателям, кто соприкоснётся с этой замечательной книгой – настолько верно и глубоко это наблюдение, этот вывод поэта: «…чувство временное – хуже, чем полное отсутствие его» Вот такие тонкие и умные наблюдения над душой человеческой, такое понимание струн нашего сердца, такие поэтические «находки», собственно и делают стихотворные строчки – подлинной поэзией и на них, как на каркасе, держится книга стихов. И затем следует произведение с простым, «домашним», сюжетом – жена рукодельничает, вышивает крестом, муж «слагает стихи о том, что пело в любви сердчишко соловьём». Но – произошёл трагический разрыв, и –
Помнить друг о друге перестали: искрошилась память, словно мел… По дороге, вышитой крестами, я к тебе вернуться не сумел.
И я ещё раз подчеркну, что поэт Юрий Перминов не сглаживает острые углы, говорит и о трудностях человеческих отношений, о чёрных днях разрыва и разлуки впрямую, с мужской сдержанностью, без сусального приукрашивания – и эти «горькие» страницы,, эта искренность и прямота автора лишь усиливает эмоциональное воздействие стихов на читателя, хотя, конечно, вместе с поэтом переживаешь эту горечь расставания с любимой женщиной. Что ж, ведь и жизнь такова, что в ней не одни идиллии, не сплошная гармония, и об этом говорят честные, чистосердечные признания автора, что делает его диалог с читателем хоть и горьковатым, как иное лекарство, но зато правдивым, убедительным, целительным – ведь не у него одного были и будут раны в любящем человеческом сердце! Увы, без них, скорее всего, никому и не удавалось прожить свою жизнь! Правда, и здесь Юрий Перминов верен себе – после этих горьких страниц вновь встречаешься с его озорной шуткой, которая хоть отчасти может утишить боль сердечную:
Слишком долго время душу лечит – хорошо, что денег не берёт (!)
И ещё я хочу целиком привести короткое стихотворение из книги, которое мне, в частности, напомнило интонации великого тёзки автора – Юрия Кузнецова, хотя, конечно же, это перминовский продукт – без всяких примесей:
Ты уходила к новому теплу – не на моём плече от счастья плакать, с рассветом уходила… На полу осталась тень – как сброшенное платье, она лежала. Солнечная нить прошлась по ней, вспугнув её немного…
Я через тень не смог переступить – стоять остался в шаге от порога.
Я процитировал лишь некоторые страницы цельной, удивительно жизнелюбивой, многогранной новой книги Юрия Перминова, и настоятельно советую всем, кто любит поэзию, да и всем тем, кто не очерствел душой в наше рыночно-долларовое время, – обязательно найти и прочитать замечательные стихотворения нашего прекрасного поэта, который с полным правом поставил подзаголовком к своему новому детищу – «Книга о Любви». Поэт имел на это право ещё и потому хотя бы, что мощным аккордом звучит в «Головокруженщинах…» вера в любовь, надежда на встречу с ней и, конечно же, удивительно нежное, бережное любование Женщиной – вот одним из таких стихотворений я и закончу свои заметки:
Я так непринуждённо не сумею – куда мне… из бумажного кулька черешню ела женщина – за нею с восторгом наблюдали облака.
Небесный свет пульсировал в черешне, а время соком ягодным текло, и ничего из горестей вчерашних произрасти сегодня не могло.
*Автор - лауреат Всероссийской премии им. Афанасия Фета.
|
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |