Руслана ЛЯШЕВА
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Руслана ЛЯШЕВА

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Руслана ЛЯШЕВА

И жнец, и певец, и на дуде игрец

Писатель Виктор Крамаренко талантливо и свободно воплощает творческие замыслы в разных жанрах литературы — стихи, проза, публицистика; всё подвластно его легкому перу. Невольно вспомнишь пословицу, листая книгу стихов “Костер” (М., 2005), сборник избранных статей “Версии” (М., 2007), сборник литературных рецензий “О друзьях-товарищах” (М., 2007), а также книгу рассказов “Встречи с ангелом” (М., 2004), что автор — и жнец, и певец, и на дуде игрец. Народ знает, как поощрить умельца добрым словом. В самом деле, лучше не придумаешь. А то, что Виктор заслуживает высокой оценки и читательского внимания (и признания!), подтверждает новая книга, свеженькая, еще пахнущая типографской краской: Крамаренко Виктор. У Черного озера. Рассказы, МГО СП РОССИИ, Новый КЛЮЧ. М., 2009. Если сюда добавить изданную в Симферополе (“Таврия”, 1998), книгу избранных стихов, поэм и венка сонетов “Свиданья на краю эпохи”, то набирается целая библиотека Крамаренко. Счастливая пора для человека, вступившего в возраст зрелости, который древние греки называли словом “акмэ”, и весомо заявившего о себе.

Его темы актуальны, хотя он не ломится в открытую дверь, как публицист, а подводит читателя к нравственным раздумьям художественными приемами. Например, два рассказа из новой книги — “У Черного озера” и “В ожидании счастья”. Персонажи того и другого сюжета раскрываются через отношение к чуду.

Отец Михаил, священник в “захудалом приходе” московской новостройки у Черного озера, внимая исповедям, всякого наслушался. “Были, конечно, были на его недолгом веку служения искореженные души, одурманенные искушением и стяжательством, среди сотен исповедующихся в основном в прелюбодеянии и детоубийстве, корыстолюбии и воровстве, попадались сумасшедшие, но такой наглости еще не было”. Так поначалу воспринял священник сообщение странного мужчины о том, что у жены Нины выросли на спине белоснежные крылья, в точь-в-точь, как у ангела. Что же делать? Попросил совета у отца Михаила муж женщины-ангела. Бред или чудо, засомневался священник и отправился с прихожанином к нему домой, чтобы самому все увидеть и прийти к верному решению. Увидел, “перед его очами предстали два белоснежных крыла”. Они покоились на лопатках женщины и кончиками устремлялись к пояснице. “В какой-то момент отцу Михаилу даже привиделось, что крылья, не касаясь подрясника, легко и непринужденно подхватили его, подхватили как пушинку, как дымок паникадила, подняли к потолку, пронесли по коридору, кухне и вернули обратно в комнату. Это было до того неожиданно, что он только и успел промолвить: “Господи, не надо!”.

Испугался? Нет же. Бывший взводный, воевавший в Чечне, смерти не боялся. И здесь был не испуг, а невольно вырвавшееся сомнение. “И крылья, словно ждали этих слов, мгновенно, превратились из белоснежных трепетных созданий в колючие, шершавые, огромные плавники”.

Под утро отцу Михаилу приснился “хлев в Вифлееме: там в стороне от плотничьего верстака Иосифа, в белом хитончике мирно спал мальчик Иисус; в отсутствии Марии, отгоняя мух и комаров, над ним кружила ласочка”. Бывший взводный воспринял свой сон, как знак, что его ночные молитвы услышали и благословили. Он поспешил к ожидавшим советам и помощи. Но в квартире уже вовсю раскручивалась коммерческая сделка, оператор с кинокамерой и толстяк-менеджер уговаривали мужа за 1 миллион рублей “продать” им крылатую жену, обещая выплачивать проценты от удачного шоу-бизнеса. Подобно Иисусу Христу, изгнавшему торгашей из храма, священник вышвырнул оператора и менеджера на лестницу. “Нина повернулась к нему и неожиданно взлетела. Для этого было достаточно одного лишь взмаха, одного маленького движения руки. Крылья забились за ее спиной, она поднялась и засияла. — Матушка! — воскликнул отец Михаил и пал на колени”.

Сравнение нашей современной жизни с событиями земного пути Иисуса Христа, описанными в Библии, выявляют общие нравственные закономерности Бытия: душа или деньги? Что важнее? Человек колеблется между Богом и Мамоной. Прозаик подталкивает читателя к выводу, что нравственный идеал и душевная чистота (образ крыльев) важнее денег.

В рассказе с отрицательным результатом чуда — “В ожидании счастья” — Саня Монахов, сделавший выбор в пользу денег, был наказан смертью. Он случайно стал свидетелем перестрелки мотоциклиста и водителя иномарки и сам из пистолета мертвого мотоциклиста добил водителя, своего богатого соседа, чтобы завладеть кейсом. Он забрался в лесную чащобу, наедине полюбоваться привалившим счастьем — деньгами. Раскрыл кейс и увидел вместо денег икону, но какой-то страшной силы удар подкинул Саню вверх, это был дикий кабан, о котором он забыл. Только через три дня нашли бездыханного Монахова, сняли с дерева и похоронили.

Вообще-то сейчас стало модным разворачивать чудодейственные сюжеты на религиозную тему. Вот и популярный сценарист Юрий Арабов издал роман “Чудо” (М., АСТ, 2009), где тоже наказание исходит как бы от иконы. На вечеринке Таня, оставшаяся без партнера, прижала к груди икону Николая Угодника и стала с ней танцевать и... окаменела. Возмездие настигло комсомолку с рабочей окраины и воскресенье 1956 года, никто не мог расколдовать спящую принцессу — ни врач “скорой”, ни настоятель храма, ни журналист, размышляет над романом Андрей Мирошкин в газете Нu-Exlibris от 23 апреля 2009 года; только невинный отрок, мол, своим прикосновением разрушил чары и вывел героиню из глубокого сна.

Сходство сюжета рассказа Крамаренко и романа Арабова видно, что называется, невооруженным глазом; нравственная коллизия в том и другом произведении раскрывается в момент кощунственного прикосновения к религиозной святыне — иконе. Что ж, авторов можно понять. Убедительная агитация за мораль: не кощунствуй, мол, не жадничай, не делай зла другому человеку, а иначе будешь наказан “чудесным” образом.

А вот прозаик Леонид Бородин иначе понимает чудо, в каком-то из его последних романов благоговение перед тайной жизни выражено иначе. В “мертвой” земле, убеждал Бородин, в корешке дерева вдруг появляется жизнь, и дерево растет-растет; чем, дескать, не чудо?

Кстати, и Виктор Крамаренко не ограничивается только религиозным объяснением нравственности, писатель обладает хорошим историческим мышлением, эта особенность таланта присуща далеко не каждому из литературной братии, но Крамаренко повезло, и природа его сим качеством наделила. В стихотворении “Костер” описывает, как к нему, вечерявшему возле костра в степи Таврии (древнее название Крыма), запросто подсел предок — тавр.

Из золоченных языков,
Из пламени костра
Он слышит стук родных подков
И шелест серебра.
 
Упала сбруя наповал,
Заржал за дымом конь.
И с новой силой запылал
В моем костре огонь.
 
И с новой верой я восстал
В пространство бытия,
Хочу, чтоб был мой пьедестал
Из этого огня.

Душа поэта откликается на зов предка, как бы воспрянувшего из древнего погребального костра, такое единение дает нашему современнику веру и нравственную силу для бытия. Языческий момент не противоречит христианству, а как бы дополняет его природной мощью.

Живое воображение и легкая фантазия у Крамаренко делает его современные реальные сюжеты радостными для восприятия читателя, хотя жизнь нынче не проста, и тягот в поисках хлеба насущного предостаточно, но искусство и должно человека окрылять и поддерживать. Эта жизнерадостная и живописная наполненность стихов и  рассказов Виктора Крамаренко позволяет причислить его к последователям южной школы Валентина Катаева, Юрия Олеши, Исаака Бабеля, Эдуарда Багрицкого, одесситов. Хотя? Как сказать? Те ведь были романтиками революции. Крамаренко, ни-ни; только Черное море (или хотя бы Черное озеро!), история Причерноморья и славянская древность, и конечно, Иисус Христос, именем которого освящена тайна жизни. Маятник истории, как видим, качнулся в другую сторону. Настоящая литература — это же не мыльная опера, не телесериал, а художественный барометр общественного умонастроения. Действительно, художник — и жнец, и певец, и на дуде игрец; тогда его творения — искусство, а не дешевая попса.

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев