Николай Ивеншев
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Николай Ивеншев

2009 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Николай ИВЕНШЕВ

Собака по Нечипоренко

Американские дети не знают своего национального писателя Марка Твена в лицо. Флаг свой звездно-полосатый изучили вдоль и поперек, гимн энергично поют. А вот с Марк Твеном промашка. Русский писатель Юрий Нечипоренко чем-то похож на американца Марка Твена. Сходство здесь и в том, что его не знают наши, российские дети.

Если ситуация с автором Гека Финна непоправима, то у нас ещё есть надежда.  А вдруг эта книжечка про Киску, которая внезапно оказалась в радушном доме, найдёт издателя - и дойдёт до читателя? (1) Ведь дело лишь в ненормальности издателей, решивших, что детская литература – это литература абсурда. Что наши «чилдрансы» такие все помешенные и  хотят всегда стоять верх ногами. Должен разочаровать: в большинстве случаев наши дети переживают с большей силой за судьбу чеховской «Каштанки», нежели сочувствуют «человеку рассеянному с улицы Бассейнной». Они  реалисты, поэтому всей душой приняли деревянного мальчика Буратино-Пиноккио, а  вот изящно безумная сказка  про Алису в Зазеркалье никак не захватывает  маленькие сердца.

Впрочем, детской литературы и нет вовсе. Есть просто часть литературы (общей) описывающей страдания юной натуры, столкнувшейся с неопознанном миром. Много лет назад в журнале «Пионер» я прочел повесть Юрия Нечипоренко «Мой отец - начальник связи» и  по сию пору не могу забыть теплое обаяние, которое исходит от этой чудесной прозы. Чего же так современные политологи пекутся об укреплении семьи, так вот оно – укрепление: авторитет отца, задорно раскатывающего на мотоцикле вместе с сыном-крохой. Любовью к отцу (редкая всё же тема) проникнута эта незабываемая повесть. Не все отцы пьют вино и валяются в бурьяне. Есть, есть ещё и такие, которыми можно гордится - и идти по их стопам. Именно так я понимаю отца Юрия Нечипоренко в этой искромётной повести.

И здесь же – тоже незабываемый эпизод. Главный герой, уставший от уличных игр, премило засыпает, обнявшись  с собакой. В кустах, на песке, в траве-мураве. Что-то первозданное есть в этой картинке, возвращающей любого читателя в то время, когда люди и животные были братьями.

Жаль, очень жаль, что повесть об отце так и  осталась в том далёком перестроечном времени, когда группа молодых писателей Москвы образовало объединение «Черная курица», заводилами в котором были Лола Звонарева и Лев Яковлев. Многие современные писатели для детей вышли из под перьев этой наседки царственного подземелья. Но вначале было издание альманаха «Ку-ка-ре-ку», в котором Юрий Нечипоренко «перевел» современную живопись на человеческий язык. Рассказал о работах художников авангарда доходчиво, реалистично. И всем всё стало ясно.

 

Артист, игрок и режиссер, учёный-биофизик Юрий Нечипоренко недоволен тем фактом, что современная молодёжь ничего не слышала о Гайто Газданове (2). А ведь это писатель-стилист и психолог, которому завидовал «продвинутый» энтомолог литературы Владимир Набоков. Юрий Нечипоренко считает «Призрак Вольфа» одним из лучших романов двадцатого века. И правильно. Тонкость чувств и психологическая точность в обрисовке и ситуации здесь микроскопически точная. Но он же (Нечипоренко) считает, что и Гоголя мы вовсе не знаем. Как он жил, что думал, о чем писал. Только ли обличал наши грехи? Гоголю Юрий Нечипоренко посвятил книгу с говорящим названием «Ярмарочный мальчик» (3). И потом рассказы, рассказы... Казалось бы, о собаках писать после Чехова и Троепольского бессмысленно. Но у Нечипоренко своя собака. Вот начало рассказа «Дворняжка»:

«Кто в детстве не мечтал иметь собаку?

Я мечтал… Я хотел, жаждал, желал и не раз упрашивал папу:

- Па, а почему бы нам не завести собаку?

- Соседи будут возражать…

- Ну и что, отчего это мы должны их слушать, почему надо им подчиняться – я не понимаю – ведь собака будет наша, мы живем в отдельной квартире, я могу держать её под кроватью…»

Несколько  коротких абзацев, а какое  смятение чувств. От полной свободы до тотального угнетения «под кроватью». Ирония у Юрия Нечипоренко в детских рассказах, подтрунивание, мягкий юмор заставляет усомниться в том, что наш мир похож на «чёрный квадрат». А может, всё-таки это светлое, солнечное окошко? И «Дворняжка», и «Ежик», и «Киска», и еще две дюжины рассказов и есть то самое семейное чтение, которое помогает расти ребенку, сочувствуя чужому горю, несчастью, радоваться удаче, быть сопричастным с  зеленым и живым миром.

Я знаю одного из прототипов прозы Юрия Нечипоренко, одну из «кисок». Это огромный, пушистый и, как  мне показалось, ленивый котяра. Писатель предупредил меня, когда я  захотел помыть руки под раковиной в его доме, расположенном на Садовой-Самотёчной улице в  Москве: «Если кот будет спать в  раковине, не трогай его». Котяра спал. Я его не тронул. И лишь когда прочитал рассказ об этом коте, понял, что это благородное животное, остроумное и тонкое, чистоплотное - и понимающее всё на свете лучше, чем многие двуногие сапиенсы.

Анализ жизни по Нечипоренко делает читателя живым, - не схемой, не электронным чипом, а живым «до конца». Но почему это, почему, юные герои теперешних книг должны проваливаться в подвалы, свисать с люстры и бормотать «бебекой», а не говорить по-человечески?

Американцы опомнятся. Уверен. После Чипов и Дэйлов всё же хочется чего–то нормального. А русские?.. «Чёрная курица» снесла золотое яичко с простым содержимым – прозу Юрия Нечипоренко. Лежит оно на полочке. И ждёт не мышку, а умного издателя, заинтересованного в том, чтобы на российских просторах росли не мальчики-колдуны, не Алисы вверх-тормашками, а обыкновенные ребятишки с душой христианской.

Примечания

1) Речь идет о повести «Киска», часть рассказов из которой вошла в сборник «Новые истории», Махаон, 2006 (публикацию в сети можно посмотреть здесь http://epampa.narod.ru/nech/kiska.html).

2) Речь идёт об Обществе друзей Газданова, которое Юрий Нечипоренко создал в 1998 году. Сайт Общества в Интернете находится здесь http://www.hrono.info/proekty/gazdanov/

3) Эта книжка частично опубликована в Интернете здесь http://epampa.narod.ru/nech/gogol.html, вскоре она должна выйти в издательстве «Жук». 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев