> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Ирина Гурская

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Ирина Гурская

Диалог с бытием

(спектакль по повести Тонино Гуэрры)

Фото с сайта http://dvi-jenchik.livejournal.com/

На московских сценических площадках иногда расцветают редкие цветы. Последнее время взыскательного зрителя радует спектакль «Стая птиц» в хореографической постановке Антонины Красновой. Спектакль создан по мотивам повести Тонино Гуэрры «Стая птиц». Экзистенциальные мотивы великого мастера органично передаются когнитивной пластикой и тщательно выстроенными хореографическими образами, свойственными работам Антонины Красновой. Потерянность человеческой личности в цепи случайностей, уносящих в хороводном кружении к новым, иногда чуждым смыслам, незащищенность перед лицом смерти, диалог каждой души со смертью, превращающийся в монолог, поскольку ответ дается только один раз, и ранящая невозможность понять друг друга до конца – все это тонко и умело воплощено в постановке. Крик фазана, падающий снег – детали Гуэрры «пускают корни» и живут в спектакле, вызывая ассоциации с другими творениями мастера и погружая нас в мир, где сталкиваются детство и умирание, порождая драматизм и мудрость. Очень удачно в данном контексте введен видеоряд, что позволяет героям воплощать образы во всей многогранности, и делает легкий акцент на кинематографичности творчества Тонино Гуэрры. Спектакль построен динамично, без «лирических отступлений», без использования движения ради движения, в каждом такте его звучания хореограф работает с красотой смысла.

Феномен хореографа Антонины Красновой представляется особенно интересным в настоящий момент социального бытия, когда всеобщее помешательство на удовольствии от каждой прожитой минуты достигло своего апогея. Иерархический ряд удовольствия распался, осыпался, оплыл до самого нижнего звена, и смысл переживания искусства ничем не отличается от смысла пережевывания апельсина. Искусство потребляется и служит потреблению даже в умах достаточно тонких натур, искренне уверовавших в то, что материал, работающий на ублажение потребителя, представляет для них самих огромный интерес. На этом фоне работы Антонины Красновой звучат одиноким камертоном, настраивая нас на суровое в своей возвышенности искусство, приближая к серьезному восприятию подлинной художественности.

Хореограф формулирует свою творческую позицию как существование, свободное от обязательной причастности модному клану и не видит возможности принять сиюминутность, стоящую за современными хореографическими средствами выражения: “В постановках отсутствует отстраивание образов, приемы направлены лишь на создание атмосферы, некоего расплывчатого тумана, зрителю предлагается поток красивости как самодостаточное наполнение. Сейчас не модно найти мысль при создании спектакля и заставить зрителя прочитать ее”. Близкими своим творческим установкам Антонина Краснова считает традиции французской хореографии модерна, отличающейся “подчеркнутой пластичностью и вылепленностью образа”. Антонина Краснова  - думающий хореограф, имеющий мужество отказаться от штампов и приспособлений, гарантирующих успех. “Если нет вертикальной составляющей в искусстве, то все становится банальным и плоским, потому что в “горизонтали” все уже исхожено, изучено”, - говорит Антонина Краснова. Актуальность этого положения бесспорна. Постановки Антонины Красновой оставляют в зрителе впечатление, которое продолжает жить после спектакля и ведет свой диалог с душой. Самобытность хореографической мысли и ее невовлеченность во всеобщий хаос подчеркивают смехотворность навязших на зубах высказываний об утере духовности современным искусством, -  кто-то утерял, но “дорогу осилит идущий”, дорога-то открыта.

Тонино Гуэрра видел спектакль – и он ему понравился.

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев