> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 12'07

Геннадий Старостенко

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Геннадий Старостенко

Достали с полки достали Шаламова

Если сплюнуть через левое плечо на фильмографию кинорежиссера Николая Досталя («Маленький гигант большого секса», «Штрафбат», etc.), то все там зашипит и вспенится. Уж очень агрессивна химическая среда. Идейно-образная, конечно, но и химическая тоже. Вещество и само пространство досталевского «креатива» насыщено форсированной ненавистью ко всему советскому — к истории Советской России, к ее преданиям, к лицам ее и характерам, к самой ее географии.
За объяснением этого феномена не надо ходить к продвинутым кинокритикам. Те все переврут. Да и объяснять, в принципе, нечего. Поругание всего прежнего — строя, человеческих отношений и общего облика эпохи — программная установка Досталя, его кредо и «модус операнди».
Те же, с кем он в одном идейном «пуле», давно и последовательно выполняют задачу по фрагментации отечественного геополитического пространства — не всегда злонамеренно и не всегда бездарно, но всегда системно. А фрагментировать пространство можно только фрагментируя время, иначе говоря, вбивая клинья в единую историю народа, вселяя антагонизмы в историческую ткань страны и порождая конфликты поколений.
Конфликт поколений — это не столько гражданская война и даже не ругань с мордобоем, но прежде всего прекращение трансляции накопленного опыта — духовного, технокультурного, всякого. Остановка в развитии, регресс.
Прошедший в этом году на канале «Россия» фильм кинорежиссера Николая Досталя (и сценаристов Арабова и Сироткина) «Завещание Ленина» ни на градус не отошел от установки на разлом исторического сознания русского народа. Это продолжение все той же чернухи и натурализма 90-х, продолжение все той же линии на одурачивание масс.
Старо как мир и безусловно верно: побеждает тот, кто убеждает. Поэтому прежде всего позаботились о «достоверности». Взяли рассказы Шаламова, чтобы не вышло промаха с литературной первоосновой, и сочинили нечто «по мотивам» — то есть допускающее отклонения от правды текста вплоть до ухода в полное вранье.
Ты можешь быть трижды прав, но есть люди, которым верят не по словам, а «по морде», потому что они несут некую генотипическую суть, воспринимаемую как абсолютный позитив. Без актера, обладающего таким даром, подобного рода фильм был бы немыслим.
И вот нашли фактурного Владимира Капустина, которому нельзя не поверить (и которому единственному, должно быть, и заплатили хорошо — с бюджета в три миллиона долларов. Известно, что массовке в Перми платили всего по 200 рублей за 12-часовой съемочный день, хотя массовка добавляла еще на треть «достоверности»). Была и еще плеядка провинциальных актеров, готовых на любую поденщину, — эти «отрывались» вволюшку. Не чуяли подвоха. Не «догоняли», что беспросветное «очернилово» — всего лишь элемент в стратегии тех, кто русских стравливает с русскими, вынося за кадр все внешние силы.
Итак, проект весьма бюджетный и при этом некоммерческий. Но тогда какой? Пропагандистский. И специфически русофобский. Потому что в нем русские как нация десятилетиями занимаются членовредительством и самоликвидацией. А какой нормальный народ будет этим заниматься? Только ненормальный…
В каждый фрагмент, в каждый кадр этого сериала железнодорожными кувалдами вгонялось то, что раньше называли «махровым антисоветизмом». Все советское жестоко, кроваво, античеловечно, мерзко, безнадежно и бессмысленно. (Хотя до момента, когда Сталин обратился в лохматого клыкастого анти-космополита, все советское либерал-интернационалистами считалось самым гуманным, сверхдобродетельным, единственно верным — и вообще лучшим из лучших.)
Авторы тычут зрителя физиономией в экран: смотри, сталинизм хуже фашизма, Гитлер со своими такого не вытворял. И слова Швыдкова (надо полагать, и отстегнувшего народных денег на съемки сериала) о том, что русский фашизм страшнее немецкого, обретают художественное раскрытие в образах героев «Завещания».
Вот эпизод с «доходягой» в колымском лагере — у которого нет сил выполнять непомерную норму. Измываясь над несчастным, испытывая сатанинское удовольствие, охранник отводит его, приказывает справить большую нужду и расстреливает в тот момент, когда тот садится на корточки. Крупный план голого мужицкого зада, обмен ненормативностями — и выстрел в затылок… Про фашистов такого не снимали.
Фрагмент снят по рассказу Шаламова «Одиночный замер». В тексте рассказа нет и тени изображаемого Досталем и Арабовым «инфернала». Там «смотритель» даже не грубит зэку Дугаеву. В тексте нет и намека на эти ужасы, нет ни издевательств, ни самих слов «садись срать» или «у меня говна нет». Там измученного голодом героя отправляют к следователю, а потом расстреливают за саботаж. Это само по себе страшно, но трижды страшен подлог киношников, перевравших Шаламова. Что-то в этом фрагменте прихвачено из рассказа «Тачка II», но и там все другое. В общем, наворочено усталым гением Арабова… Был бы жив сам писатель… эх, да что там...
Никто не спорит — нужно снимать рассказы Шаламова, там много правды, хотя бы и экстремальной. Но делать это нужно честно и без мстительного азарта.
Между тем «Новая газета» уже пустила (14.06.07) восторженного голубя-перевертыша на выход в эфир этого сериала: «К чести сценаристов и режиссера, они сумели перевести эту, быть может, самую сильную лагерную прозу на язык кино, не отклоняясь от шаламовского текста… А еще Досталь замечательно понял, как под модным сериальным соусом можно подавать в телеэфире настоящее кино…».
Не менее хвалебен и отзыв РИАНовского Юрия Богомолова: «Гражданским и творческим подвигом стала эта картина для тех, кто ее снял».
Вот так. Это их мнение. Это наша маленькая победа, — убеждены они.
Задача у создателей «Завещания Ленина» одна — накрыть большим черным квадратом полосу русской истории, которую называют советской. Подчеркнем — всю эту полосу чохом, ни деля ее ни на какие периоды. Деморализовать применительно к этой эпохе сознание молодежи — тех, кто не жил при социализме и не имеет собственных знаний о той жизни. Да, и у Шаламова нет ни капли любви к советскому, он не был конформистом и за это жестоко пострадал — и в этом его личная человеческая правда. Но пририсовывать к этой страшной правде чей-то художественный вымысел никому не должно быть дозволено…
Эти жуткие кадры должны вызывать у молодых точно такой же рефлекс, как рефлекс отдергивания и отскакивания, возникающий у ребенка при ожоге. Должны приучить молодых ненавидеть собственную историю, а следовательно, себя самих. Или как минимум спровоцировать ответный протестный дискурс, который породит новый виток внутренней конфронтации…
А ведь в первых сериях — о вологодском детстве в семье отца-священника — было подобие живого, а не сатанинского реализма. Всерьез хотелось верить: вот наконец-то после всех этих бесчисленных сериалов со стрельбой и блатняком на экране появились характеры, а не маски. Да и актриса Ирина Муравьева постесняется в плохом «кине» сниматься. Хотелось даже простить авторам фантазии на темы вологодского детства героя — дутые с оригинала, где в третьем лице были довольно краткие упоминания об отце.
Тема сухого и властного отца-священника авторами, возможно, замышлялась как тема природной патерналистской жесткости общественного устройства России. Если это так, то аллюзия не вполне удачная — и в общем еще дальше уводит от правды шаламовской прозы. И все же вначале хотелось верить Досталю…
Увы, радость была преждевременной. Первоначальная мнимая правда потребовалась авторам только для того, чтобы затащить в тему и настроить на доверие зрителей… Это был всего лишь трюк, нацеленный на то, чтобы скрыть вопиющую тенденциозность фильма. Примеров разного рода подлогов, замещений и подстав по сериалу разбросано тьма-тьмущая. В опусе с многозначительным названием «Завещание Ленина» зрители столкнулись с типичным случаем художественной «расчлененки»…
Распространено ошибочное мнение, что телевидение — особенно центральные три-четыре канала — стало лояльным к власти и доброжелательным к народу. Что посытело и устаканилось, что стало исповедовать мораль общего дела, озаботилось вопросами консолидации общества… Ничего подобного. Да, ему запретили открыто «наезжать» на Путина, но оттого оно озлилось пуще прежнего и стало «наезжать» на телеаудиторию, нанося акцентированные удары по нравственности молодежи. Удерживая большую и сочную фигу в кармане, оно продолжает курс на растление электората с изощренностью провансальских катаров или арабских исмаэлитов. Гидра, на которую ходили колонны в 92-м и 93-м, потеряла несколько своих голов и щупалец — но обрела много новых.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле