> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 06'08

Рашит Шакур

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Рашит Шакур

ИЗ РОДА ПЕВЦОВ И КУРАИСТОВ

Богата талантами баймакская земля. Здесь, где зауральские степные просторы встречаются с восточными отрогами древнего Уральского хребта, в этом песенном и легендарном краю, выросли многие деятели башкирской национальной культуры. Баймак во все времена был и остается одним из хранителей самобытной народной культуры башкир, уходящей своими корнями в седую глубину тысячелетий.
Эта благодатная земля и стала истоком творчества известного башкирского кураиста, певца и актера, заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Башкирской АССР Гаты Зулькафиловича Сулейманова.
С малых лет рос Гата Сулейманов в атмосфере той самобытной культуры, которую рождает народная песня, музыка. Родился он 15 июня 1912 года в деревне 1-е Туркменево Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ). В деревне были еще живы тогда предания о славном народном музыканте-курайсы Пешем Махмуте, уроженце этих мест. Всюду — на вечерах и свадьбах, — народных праздниках непременно звучал курай. Такова была в те времена миссия кураиста! Считалось совершенно недостаточным даже мастерское владение инструментом и богатство репертуара. Каждый исполнитель в равной мере обязан был знать и уметь пересказывать историю народных мелодий. С рассказов и преданий старины, легших в основу песни и мелодии, начинались выступления и на состязаниях певцов, и музыкантов, устраиваемых ежегодно на весенних праздниках йыйын. Так воскрешалось в памяти все новых и новых поколений героическое и прекрасное в истории предков, ставшее народной песней.
В семь лет взял в руки курай Гата Сулейманов. Вскоре среди сверстников он становится признанным кураистом. Им, деревенским мальчишкам, целыми днями пасшим коз на склонах окрестных гор, это занятие было поистине источником радости и вдохновения.
Однажды по деревне прокатился слух: «Едут артисты!» Впервые в Туркменево ждали Гималетдина Мингажева, Гинията Ушакова, Валиуллу Муртазина, Амина Зубаирова — в будущем это выдающиеся актеры Башкирского театра. Гата Сулейманов был безмерно рад тому, что ему представилась возможность сыграть на курае перед дорогими гостями. Послушали его с искренним удовольствием, а перед отъездом настойчиво повосветовали поехать в Уфу, чтобы поступать «учиться на артиста».
И вскоре, в 1927 году, пятнадцатилетний юноша отправляется в столицу республики. На вступительных экзаменах в Башкирский государственный театральный техникум выручает любимый инструмент курай. Вернее, проникновенное исполнение юношей башкирских народных мелодий перетягивает чашу весов при обсуждении вопроса, и комиссия, несмотря на слабую подготовку по школьным дисциплинам, единогласно решает принять его в техникум. Всего лишь два года пробыл в нем Гата. Но и за это короткое время успел он увидеть, ощутить очень много в культурной жизни Уфы. Здесь он принимает участие в спектаклях «Башкирская свадьба», «Акшан-батыр» и других, постановка которых была осуществлена -учащимися техникума. В эти же годы ему посчастливилось выступить на сцене вместе с великим кураистом Юмабаем Исянбаевым, популярными народными исполнителями на курае Гиниятом Ушаковым и Хамитом Ахметовым.
В 1929 году он возвращается в родную деревню. Становится членом колхоза «Тюяляс», организованного при его непосредственном участии. В горячем круговороте колхозных дел находит время и для приобщения земляков к искусству. В деревне создается драматический кружок, молодежь выступает со спектаклями, организует концерты. В те годы во время народных праздников кураиста Сулейманова часто можно было видеть на состязаниях народных певцов и музыкантов района. Но он отнюдь не просто участник этих соревнований, которые были тогда сами по себе зрелищем прекрасным. Для него народные праздники — это и место учебы, возможность приобщения к истокам духовной культуры родного Зауралья. Он слушает, запоминает все новые и новые для него песни и мелодии, обогащая свою память, расширяя кругозор певца и музыканта.
В 1936 году Гату направляют на учебу в башкирскую студию при Московской консерватории имени П.И.Чайковского. В стенах этого прославленного учебного заведения под руководством выдающихся педагогов он проходит подготовку по вокалу. А через четыре года возвращается в Уфу и в качестве солиста Башкирского государственного театра оперы и балета начинает жизнь профессионального артиста. На сцене театра он создает целый ряд колоритных образов в первых башкирских национальных операх. Это партии Хаубана и Масим-хана («Акбузат» Н. Чемберджи), Хидията и Алекая («Айхылу» М. Валеева и Н. Пейко), Асфана («Ашкадар» А. Эйхенвальда»).
Более тридцати лет своей жизни посвятил Гата Сулейманов театральному искусству. Особенно плодотворные периоды его творчества приходятся на те годы, когда он работает в ордена Трудового Красного Знамени Башкирском государственном академическом театре драмы. С 1948 по 1971 год, будучи одним из ведущих актеров этого театрального коллектива, Сулейманов исполнил более ста ролей в спектаклях по пьесам башкирских драматургов, русской и мировой классики. Именно здесь в полную силу раскрылся его талант актера. Приход сюда многогранного и своеобразного актера, певца, кураиста встретили с удовлетворением как творческий коллектив, так и зрители, ибо песня и музыка являлись в те годы неизменным компонентом большинства спектаклей башкирского национального драматического театра. Интересны в связи с этим воспоминания известного артиста Насретдина Сыртланова: «В 1948 году, когда Гату Сулейманова перевели из оперного в драматический театр и вместе с ним пришли к нам молодые силы, коллектив наш значительно окреп. Ибо до этого мы испытывали трудности при постановке музыкальных пьес из-за нехватки певцов и кураистов. И с той поры на сцене театра по-новому зазвучали спектакли «Карлугас», «Башмагым», «Галиябану», «Тансулпан».
Помню, как мы ставили спектакль «Карагул» по пьесе классика башкирской литературы Даута Юлтыя. Гата играл в нем заглавную роль — народного батыра Карагула, мне поручили роль Ишмырзы — кантона. Спектакль был создан по-новому, завоевал широкий успех. Этому способствовала и песни, и мелодии курая, которые по ходу развития сюжета мастерски исполнялись молодым еще тогда Сулеймановым.
Мне выпала возможность играть вместе с Сулеймановым и в «Черноликих», в «Ходже Насретдине» и в других спектаклях. Во всех этих постановках Гата, создав самые различные образы, показал себя разносторонне талантливым мастером сцены».
В пятидесятые годы на сцене Башкирского академического театра была осуществлена постановка комедии Myстая Карима «Похищение девушки». Сулейманов создал в ней колоритный образ старика Ажмагула. Здесь особенно ярко проявилась гдубокая народность творчества артиста. В эти же годы начал свою новую сценическую жизнь спектакль «Зимогоры» по пьесе Сагита Мифтахова. «Зимогоры» были воссозданы на уровне лучших постановок академического театра. Сулейманов выступил в них в роли Кудряша и внес весомую лепту в успех спектакля.
Годы работы в академическом театре драмы заняли особое место в творческой биографии Гаты Зулькафиловича. Он активно занимался общественной работой, снискал к себе уважение и как горячий пропагандист башкирского искусства, народной башкирской песни и музыки. В театре в течение нескольких лет он возглавляет первичную партийную организацию, его выбирают депутатом в районный Совет народных депутатов. Во время гастролей ему вместе с коллективом театра приходится бывать в самых отдаленных селениях, поселках и городах республики и всего Южного Урала. И из каждой поездки он привозит в Уфу новые, не записанные ранее народные песни, мелодии, легенды, многие из которых постепенно включает в свой репертуар.
Песня и курай — вот две составляющие башкирской культуры, в которые внес неоценимый вклад Гата Сулейманов своим поистине подвижническим творческим трудом. Этому важнейшему направлению творчества он оставался верен всегда, продолжив традиции легендарных народных музыкантов-кураистов. Усвоив лучшие исполнительские приемы Юмабая Исянбаева, Гинията Ушакова, Хамита Ахметова и других, Сулейманов своей исполнительской, собирательской и исследовательской деятельностью, без всякого преувеличения, поднял на новую ступень мировую славу башкирского народного инструмента курая и народной музыки башкир.
Мелодия курая звучала в его исполнении во многих концах России и многих стран за рубежом. В 1947 и 1953 годах кураист Сулейманов был участником 1-го (1947) и 4-го (1953) Всемирных фестивалей молодежи и студентов. В составе советской делегации культуры в 1955 году побывал в Индии. Слушатели, ценители музыки этой страны древнейшей цивилизации высоко оценили башкирский курай.
Гата Сулейманов хорошо известен и своими исследовательскими трудами, посвященными этому уникальному народному инструменту. Его книги «Уроки песни и музыки» и «Курай» стали настольным пособием для многих любителей музыки. Кроме того, он подготовил учебник для классов курая детских музыкальных школ республики. По нему ведется обучение детей музыкальной грамоте в них на башкирском языке. В книгу включено около 300 башкирских народных песен и произведений композиторов. Он составил также учебник для классов курая музыкальных училищ. В него были включены арии из опер, народные мелодии, песни и романсы композиторов для игры на курае в сопровождении фортепиано.
Эти труды возникли как итог неустанной деятельности Сулейманова-педагога на поприще подготовки национальных кадров кураистов. В течение десяти лет, после выхода на пенсию, он преподавал на отделении духовых ниструментов Уфимского училища искусств. Большие усилия приложил Гата Зулькафилович для открытия этого отделения, внес большой вклад в дело успешного его функеционирования.
Неоценима роль Гаты Сулейманова в развитии искусства курая среди самодеятельных исполнителей столицы.Сформировались как самобытные творческие коллективы организованные им ансамбли кураистов при Уфимском училище искусств, Башкирском сельскохозяйственном институте (ныне Башкирский аграрный университет). Курай занял ведущее место в самодеятельном творчестве, выросли сотни молодых кураистов из народа. Этот древний национальный инструмент поднят в наше время до уровня неповторимого явления башкирской культуры.
Всего лишь несколько слов о Гате Сулейманове — собирателе башкирского фольклора. На страницах газеты «Совет Башкортостаны» в 1960—1970-е годы им опубликовано несколько десятков легенд, связанных с историей народных песен и мелодий. В репертуаре самого певца и кураиста насчитывалось более двухсот фольклорных произведений башкирского народа. Да, именно более 200 народных мелодий на курае записаны им на магнитофонную ленту. Многие из них вошли в фонды Башкирского радио и телевидения. Своеобразны в исполнении Сулейманова башкирские народные песни «Аслаев», «Аргужа», «Махисаруар», «Круглое озеро» и др. Он стал одним из первых исполнителей уникальной народной исторической песни башкир, дошедшей до нас со времен Крестьянской войны 1773-1775 годов — «Оло юл», или «Марш Пугачева». Выпущенные большими тиражами в записях на грампластинках, эти песни и мелодии стали достоянием многих тысяч слушателей.
За высокое исполнительское мастерство и активную пропаганду башкирского национального музыкального инструмента курая в 1971 году Сулейманову была присуждена Республиканская премия Башкирской АССР имени Салавата Юлаева. Заслуги Гаты Зулькафиловича в развитии башкирской культуры отмечены высокой правительственной наградой — орденом «Знак Почета».
Умер Г. З. Сулейманов 25 июня 1988 года в возрасте 76 лет. В Уфе на доме по улице Октябрьской революции, где жил знаменитый артист и кураист, установлена мемориальная доска. В деревне 1-е Туркменево Баймакского района открыт музей Гаты Сулейманова. Впрочем, знаменита эта деревня и тем, что здесь, на горе Тугажман, установлен единственный в мире памятник кураю. Сооружен он по инициативе известного самодеятельного художника Мидхата Байназарова. Это та самая гора поблизости от 1-го Туркменево, где в детские и юношеские годы пас коз маленький Гата Сулейманов и играл на курае, взобравшись на самую ее вершину.

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2008

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле