> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Александра Полянская

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Александра Полянская

Жизнь начинается там, где заканчивается земля

Бешеный ритм современной жизни не дает расслабиться. Вроде бы некогда скучать. Но наложение повседневных забот работа – дом – работа, в конце концов, складывается в однообразную, уныло-примитивную картину. И даже закоренелые скептики в глубине души начинают мечтать о сказке. Так вот, сказка есть, там, где заканчивается реальность, там, где начинается несравненный Кавказ.

Устав, от длительной дороги, решаем остановиться в Нальчике, а уж через пару дней продолжить путь в высокогорные зоны. Быт и настроение местных жителей предгорной столицы Кабардино-Балкарии всегда поражали открытостью и душевностью. Всю дорогу в городской парк,  наш худощавый сопровождающий, посвящал нас в сокровенные тайны  жизни родных мест. И преуспел в этом настолько, что к концу небольшой прогулки мы все-таки поняли, почему так удивленно смотрели на нас, жадно ловящих горный загар на открытые ноги, и с каждым новым движением ощущали необычайную энергетику волшебного места, за очередной порцией которой, спешно направились в очередь канатной дороги. С горы Большая Кизиловка, открывается прекрасный вид, как на сам Нальчик, так и на панораму Кавказских гор. Разрядившись в костюмы горных красавиц,  направились отведать местных блюд в ресторан «Сосруко», приютившейся неподалеку. Названный так в честь одного из главных героев нартского эпоса, принесшего огонь людям (тот же Прометей в мифах Эллады), ресторан представляет собой огромную фигуру в виде головы Сосруко в шлеме и протянутой рукой с факелом.

 Жадно поглощая осетинские пироги, с облепиховым чаем, наш, уже практически родственник, не забывает делиться захватывающими полу историями – полу мифами. Чего уж там: давным-давно, высоко в горах, жил белый тур – вожак и покровитель всех горных существ. Мир гор был нерушим и спокоен, царствующая здесь жизнь была божественна и чиста, пока не появились люди, наслышанные о волшебстве белого господина и желающие показать свою человеческую силу и тупую власть над загадочным и святым. Надолго ушли туры со священных мест………после исчезновения вожака. Опустели горы, стали несравненно неподступными и пустыми. Прошло 50 лет, и туры снова вернулись домой, возродилась жизнь, пришли отчаянные альпинисты и просто любители в поисках душевного равновесия и морального благополучия.

Да что говорить, бараны и в Нальчике являются почитаемыми животными, издавна находящиеся в непосредственной близости с людьми. Их каменное изображение украшает местный «зеленый» рынок, находящийся в центре столицы. Уже на подъезде к нему начинаешь ощущать манящие запахи. Мы тут же ринулись в самую гущу событий. В огромных чугунных кочанах красовался плов, перемешиваясь с запахами свежих фруктов и мяса. Яркие типажи местного населения, рыночные собачки, то и дело, подбегающие к нам, высунув язычки и отчаянно виляющие хвостиками, обалденные запахи национальных блюд, доносящиеся со всех концов, палящее солнце, создали впечатление полной отреченности от привычной жизни. Да так, что захотелось, как можно быстрей выехать за пределы какой бы то ни было цивилизации.

Расплываясь в улыбке, добродушный сопровождающий, аккуратно уложил хичины и  разрезанную на кусочки дыню, усадил нас в машину и с гордостью сказал: «В Аушигер». Интересно происхождение топонима «Аушигер». Он явно указывает на то, что кабардинцы когда-то исповедовали христианство, поскольку топоним переводится как «Святой Георгий». Некоторые ученый полагают, что этот топоним надо переводит «Иисус Греческий». «Почему Иисус стал греческим?», - хором спросили мы. А потому что христианство в Кабарду пришло из Византии, а там господствовали греки.

Вблизи селения «Аушигер» бьют теплые нарзанные источники, образуя небольшое озеро, куда мы прямиком и направились. Все разговоры о чудодейственном  горячем озере, оказались более чем правдивыми. Через 15минут омовения, чувствуешь себя, как в первые часы жизни, будто великий Ганг омыл тело святыми водами.

Ближе к вечеру, уставшие и довольные, ехали по узкой горной дорожке обратно в Нальчик, где нас поджидали незатейливые развлечения. Многочисленные ресторанчики предлагают угощения на любой вкус – от вегетарианского салатика до сочного куска баранины. Решили отправиться в одно из самых известных заведений западной части города. Заведение набито битком, но нет того дикого городского шума – все изящно и красиво, на сцене – миниатюры и завораживающий взор местный танец – лезгинка. Каждый, независимо от возраста, справляется с ним на славу. Невольно восхищаешься богатыми традициями местных жителей. Но, несмотря на весь шарм заведения, ничего не может сравниться с видом на ночные горные массивы, безжалостно мучающие душу своей красотой, и голосами богов, призывающих к себе. 

Вообще отважиться осмотреть город за пару дней может только сумасшедший, поэтому мы, как прирожденные авантюристы и путешественники, решили покинуть город и завтра же отправиться высоко за горизонт.

Водрузив на себя огромные рюкзаки, безумно невыспавшиеся, мы зашагали к нашей машине, выглядевшей так, будто совершает последний в своей жизни подвиг. А, ведь, действительно, добраться до альплагеря «Уллу-тау» по извилистой горной дороге - настоящий подвиг. Трехчасовая смена пейзажей, приковала наши взгляды к засаленным окнам машины, но даже это не помешало душе вырваться на свободу. Вот оно – счастье.

Большая площадка из металла и деревянного настила, на которую помещается грузовая машина, с помощью мощных электродвигателей, тросами подняла нас на 100 метров по вертикали и вывела на дорогу в самое красивое  ущелье в Приэльбрусье – ущелье «Адыр-су». После 15 километров езды, дорога постепенно выводит на обширную поляну и приводит нас в альпбазу «Уллу-тау», самую высокогорную на Кавказе (2400).

Разместились в одном из деревянных корпусов. Великолепные пейзажи, мир в самом его начале, хочется прильнуть к земле и вдыхать ароматы истинной жизни. Неудивительно, что именно на Кавказе создавали свои лучшие произведения русские классики. Как тут не проснуться любви ко всему живому, когда меленькая белочка показывает потайное место временного захоронения гриба, утренние горы, будто улыбаются сквозь облака, ослы и коровы показывают места огромных залежей грибов, а энергия горных рек забирает весь негатив, накопленный за год.

Если выйти рано утром из альпбазы, то можно добраться до ледника, спускающегося со склонов вершины Уллу-тау. Именно сюда, по преданию, приходят бесплодные женщины, желающие забеременеть. После поклонения духам горы, в семье наступает счастье и упование младенцем.

Господь, миновал от такой болезни, поэтому наше поклонение духу горы, представляет собой прошение разрешения вступить и насладиться вершиной. Я не осознаю свою жизнь без гор и природы. Знаете, чем отличается идущий по дороге индеец от идущего по дороге европейца? Тем, что индеец просто идет, не имея конечной цели. А европеец идет к конкретной конечной цели. В горах я ощутила себя индейцем. Мы не совершаем восхождения ради чего-то там непонятного, а просто душой живем в горах, наслаждаясь тем, что они есть.

…..Воздух пропитан ароматом рододендрона и других волшебных цветов, солнце, пробиваясь сквозь облака, бросает свои брызги на вершины ледовых башен….. Еще подъем… Ворчу и нервничаю про себя, смахивая со лба капли пота, и не догадываюсь, что ждет меня впереди: небольшой лес заканчивается и моему взору открывается фантастический вид планеты гор – огромные снежно-ледовые громадины, по-матерински нянчащие облака. От такого вида замирает сердце, по телу пробегает дрожь, а на глаза наворачиваются слезы восхищения. Никогда не знаешь, что ждет тебя впереди – что за этим холмом, что случится через минуту, выдержит ли камень? Это как жизнь. Испытание себя, воли, характера.

«Вспомним легенду о неведомой Шамбале. Сказочная страна Шамбала – недостижимая реальность, вечная мечта о счастливой жизни. Легенда гласит, что на высокой неприступной горе находится замок, где обитает высшее братство. У подножия горы то ли большое озеро, то ли быстрая непреодолимая река. Вокруг замка – дикая гористая высохшая пустыня. В это таинственное место может проникнуть лишь тот, кого хозяин сам позовет к себе, у кого чистое сердце, честные замыслы. Поэтому для обычных смертных замок невидим. Многие современные ученые признают историческое существование страны Шамбала, поскольку любая устойчивая легенда имеет под собой реальную основу.

Существует также мнение, что Шамбала – это состояние души, полное познание себя, своей жизни, своего предназначения. Стоя на вершинах Эльбруса, открывается вид всего кавказского хребта. Шамбала. Она где-то там», - показывая на бесконечные горные просторы, рассказывал инструктор.

Я считаю, что Шамбалу реально постичь и на более доступных вершинах. Можно, стоя, на одной из вершин, явно ощутить Шамбалу. В горах сознание человека не принадлежит ему, оно в какой-то степени в высших мирах. Забывается все, что было раньше – только твое внутреннее «Я» и горы.

Согласитесь, каждый человек нуждается в чем-то исключительном в эпоху, когда за деньги можно иметь все……    

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев