> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКОПУЛЬС ТУШИНА
 

Владимир Фомичев

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Владимир Фомичев

Пульс Тушина

Публицистика

Владимир Фомичев. Пульс Тушина. Публицистика. М., "Голос-Пресс". 2003.

В ДРУГИХ ИЗДАНИЯХ И НЕОПУБЛИКОВАННОЕ

РОКОВОЙ ИСХОД

СУДЬБА

                      М. В. Исаковскому
 
Сосед мой был хорошим парнем,
Теперь бы тоже был не плох –
Когда б в Афгане не был ранен,
В Чечне от взрыва не оглох.
 
Когда б Россия мать-отрада
Склонила голову к нему,
Когда б она была бы рада
В беде, как сыну своему.
 
Теперь добра ни в чем, ни лада,
В слезах встречает он зарю…
«Куда пойти теперь солдату,
Кому нести печаль свою?..»
 
Виски завеяны порошей,
Жена не весть куда ушла…
Ему ни пенсии хорошей,
Ему ни теплого угла.
 
А силы все солдата тают,
А он все терпит, как в бою.
И за Афган медаль сверкает,
И ноют раны за Чечню.
 
Живет солдат, что свечка тает,
Ему не ясно, чья вина…
Живет солдат и допивает
Бутылку горького вина.
   
     Это стихотворение Алексея Мишина опубликовано, с указанием после фамилии автора места его проживания – Смоленск,  в юбилейном столичном альманахе «День поэзии- 2000», в разделе «От Москвы до самых до окраин…» Таким образом оно является одной из эмблем древнего города России. И я, знающий жизнь Смоленщины и русского народа изнутри, как свою семью, хочу отметить, что эта эмблема верна по сути и художественно исполнена. Подчеркиваю: знаю, как свою семью, что архиважно. Ибо человек любой мудрости и любого опыта не скажет о ваших домочадцах вернее вас. Что бы он не произносил об этой чужой для него ячейке, не случайно называемой в народе потемками, всегда будет попадать пальцем в небо. Это ощущение известно каждому из нас. К сожалению, зачастую мы слышим о нашей русской семье всякую дрянь только потому, что о ней берутся рассуждать сторонние маленькие человечишки с холодными лицами языческих истуканов. Даже не догадывающиеся о том, что у нас так не принято. Что правдиво можно определить лишь известное в деталях. Тем более, когда речь идет об интимных вещах, к которым относятся и национальная жизнь, и коренная поэзия.
     Уже название стихотворного произведения «Судьба» говорит о непрозевывании Алексеем Мишиным основного в нашей реальности. Только при внимании литературы к сакральному она  исполняет свое призвание, оставляя графоманам обожать пошлость, быть довольными единым хлебом. Мой же поэтический собрат и земляк не пребывает во мраке нынешней утробной цивилизации. Он верует в традиционные духовные ценности и следует им. Как лучшие представители смоленской поэтической школы, начиная с ее основоположника Михаила Исаковского, которому, конечно же, не случайно посвящено стихотворение «Судьба». Это обстоятельство, на мой взгляд, - очень точно найденное его творцом художественное средство, полновесное и свежее.
     Да, как сам Михаил Васильевич мастерски вплетал в ткань лучшего лирического стихотворения Второй мировой войны устоявшиеся за века поэтические и смысловые формулы «широкое поле», «друзья, подружки», «трава могильная» и другие, так Алексей Мишин вводит в сегодняшний оборот ритмического искусства достижения М. Исаковского. Причем так же незаметно, ненавязчиво, таинственно. У первого в сорокастрочной балладе слово «солдат» употреблено десять раз, у его поэтического потомка – примерно в таком же соотношении к общему объему текста. И в одном, и в другом случае оно вызывает не впечатление бедности изображения, но, наоборот, - яркости и глубины, поражает неотвратимой силой искусства. Эти произведения сразу вводят читателя через подсознание в мир фольклора ( песни, заговора ), где повторы ключевого – сам воздух, в котором живет родное слово.
     Поэтические переклички одновременно являются и переплетением нитей национального бытия. Поэты разных поколений неотвратимо вяжут узор оставления главной фигуры важнейших событий  у разбитого корыта, которое символизируют медали за участие в коммунодемократических интернационализациях-либерализациях: «Медаль за город Будапешт»; «И за Афган медаль сверкает, И ноют раны за Чечню».
     Солдат стихотворения А. Мишина – сосед лирического героя, «был хорошим парнем» и по нормальной логике жизни «Теперь бы тоже был не плох». Однако ничего положительного сказать о нем нельзя: «жена не весть куда ушла», «ни пенсии хорошей», «ни теплого угла» и «допивает бутылку горького вина». Что же стало с ним, наделенным от рождения недюжинными физическими и духовными силами? Не зря же сгодился для двух самых главных мужских дел последних десятилетий – для войн в Афгане и Чечне? А воины всегда у нас были в почете и достатке. Однако глагол «быть» и у поэта, и у меня как рецензента употреблен в прошедшем времени не просто так.
      Судьба этого человека разгадана автором настолько проницательно, что фактически стала символом самой нашей Родины – Русского государства России. Она ведь тоже БЫЛА «хорошей» и сегодня тоже была бы «не плохой».  В ХХ столетие русские ( великоросы ) вступили, будучи вторым по численности ( после китайцев ) народом мира. Территория их государства занимала шестую часть суши. Теперь историческая Россия докатилась до ручки, коль 12 июня отмечает в качестве обрезанной свой «День независимости»,  всенародно празднует собственное уничтожение, что является полным издевательством над здравым смыслом. У русского народа отсутствуют свои государственные органы и должностные лица, свои конституция и законы, своя территория, которые имелись одиннадцать с лишним веков. В чем же дело? Ясный ответ дан в стихотворении А. Мишина.
     Все у нашего современника было бы «хокей», когда б в Афганистане не был изувечен, а «в Чечне - от взрыва не оглох». Именно за то, что вроде бы исполнил свой долг перед страной, она не стала ему матерью-отрадой, коль не рада сыну, попавшему в беду. Такое возможно лишь в Эсенгении, Эрефии и тому подобных миражах, но не в подлинных собственных державах. Находящиеся у власти в нашей стране с 1917 г. служат идеологии, той или иной, но не человеку как таковому.      В этом историческом контексте век героя стихотворения Алексея Мишина чреват роковым исходом. «Живет солдат, что свечка тает».

 

 

Вернуться к оглавлению.

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа


Здесь читайте:

Владимир ФОМИЧЕВ (авторская страница).

 

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев