> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

М. Евдокимова

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

М. Евдокимова

О жизни и творчестве Александра Проханова

Александр Проханов.
Фото с сайта
http://gubernia.pskovregion.org/number_338/02.php 

Александр Проханов – это имя впервые, признаемся, было услышано после выхода в свет нашумевшего романа «Господин Гексоген». А особым грандиозным событием стала личная встреча с этим известным писателем, журналистом и редактором газеты «Завтра». В редакции предстал не тот напористый, самоуверенный, порою жесткий и холодный человек, которым он казался с экрана TV, принимая участие в обсуждении политических проблем. А мужественный, внимательный, заботливый и лиричный писатель. Он не похож на других. И это очень привлекает в нем. С этого момента творчество этого писателя стало главным предметом исследования…

В беседе Александр Андреевич поделился: в один момент своей жизни он решил «поставить свой мольберт перед государством». В свою очередь, хотелось бы создать лаконичную «картину» творческого пути (который уверенны, будет пополнен еще многими произведениями) этого писателя и журналиста, начиная с его детства.

Александр Андреевич Проханов родился в Тбилиси, но вскоре был перевезен родителями в Москву. Его дед принадлежал к кавказским молоканам. Кавказские гены существенно повлияли на формирование личности и творчества писателя, в романах Александр Андреевич часто указывает на то, что становление личности его героя во многом происходило под влиянием деда.

            В 1960 году оканчивает Московский авиационный институт им. С. Оржоникидзе, по профессии радиоинженер. Но в студенческие годы А. Проханов начинает проявлять интерес и к архаике. И все же остановившись на последнем, он оставляет НИИ: «…получил назначение в один из НИИ, участвовал в разработке ракет… В конечном счете…я ушел из НИИ. Два года работал лесником. Живя в деревне, написал два романа.

Когда возвратился в Москву… благодаря поездкам по стране во мне как бы свершился переворот к современности. Появился интерес к технике, строительству, политике…», - рассказывает А. Проханов.  В конце 1960-х А. Проханов возвращается в Москву и начинает работу в «Литературной газете».

            Центральной идеей, составляющей внутреннее единство всего творчества автора, становится идея государства. Взаимоотношения личности и Империи выступили главным объектом исследования писателя, который размышляет о роли духовных качеств человека, о влиянии драматических коллизий истории на его нравственный мир.

В 1971 году А. Проханов  издает первую книгу «Иду в путь мой» и становится признанным писателем, а уже в 1972 году он принят в Союз писателей СССР. В середине 1970-х годов А. Проханов обращается к производственной теме и пишет романы «Время полдень», «Место действия», «Вечный город», которые объединены в трилогию, - о человеке, роли природы и техники в его жизни; о проблемах НТР, о нравственно-эстетическом мире героя – строителя новых городов.

Произведения 1970-х годов вошли в первый период творчества писателя. Он связан с технократической цивилизацией. 1970-е годы становятся для писателя периодом интенсивных художественных исканий и открытий. В это время происходят значительные изменения в обществе – наступает эпоха НТР, которая сильно повлияла и на творчество А. Проханова. В эти годы наиболее важными показателями, характеризующими личность, считались: человек и его дело, человек и общество, нравственно-эстетические ценности личности. А. Проханов во многом руководствуясь данными принципами в изображении личности героя, выводит в трилогии  человека труда, человека дела – государственника, который берется за решение трудных задач и хочет максимально проявить свои способности.

            Главная идея этого периода творчества – идея государства: «Русская проза…  никогда не писала государство… И мне захотелось написать государство… писал ее в период, когда, наоборот, усилилась империя антигосударства…», - делится писатель.

            Герои А. Проханова будь то Ковригин, Пушкарев или Завьялов нередко эгоистичны, сложны, излишне противоречивы. Они стремятся обрести гармонию и счастье, иметь любимую работу и семью, но не всегда добиваются желаемого. Они как бы застывают в одном «рабочем» состоянии, жертвуют семьей, женой и детьми ради работы. Именно поэтому образ «дома» в творчестве А. Проханова представлен в «разрушенном» виде.

Личность человека, преклоняющегося и воспевающего современную индустрию и технику, увлекла писателя в то время. Как и сам А. Проханов, его герои одержимы идеей техносферы. И эта одержимость, страсть не позволяют героям писателя в равной степени исполнить роль отца семьи и профессионала в своем деле. Автор описывает личности сильные, упорные, трудолюбивые, способные взяться за решение трудных задач, желающие максимально себя проявить. Но при всей преданности Делу, которая, казалось бы, преображает личность, герои эгоистичны. Посвятив свою жизнь единственной цели, они без долгих раздумий ради нее жертвуют другими людьми.

            В раннем творчестве А. Проханова пафос повествования писателя резко отличается от литературных потребностей времени, когда актуальной выступала тема природы, воплощенная в  произведениях «деревенской прозы» (В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Шукшин). А. Проханова интересовала производственная тематика, и природа им рассматривалась с урбанистических позиций. Его герой первой повести «Иду в путь мой» Антон превращается в активного строителя новой жизни, которого волнуют вопросы прогресса НТР, политики.

Герои заняты только работой, отдавая ей всю свою энергию и время, незаметно для себя постоянно отодвигают семью на задний план. Писатель изображает тип мужчины-героя, теряющего голову в порыве страсти к женщине. Главные герои по отношению к женщине ведут себя эгоистично (Антон, Растокин, Ковригин, Завьялов). Исключением является лишь Пушкарев, который предстает в романе по-настоящему любящим человеком. Но при явном эгоцентризме личности, многие герои способны осознать свою гордыню, эгоизм, жестокость по отношению к близким людям и коллегам. Что видно, например, в самокритичности Завьялова и его покаянии перед всеми.

Главные герои А. Проханова желают утвердить эстетику техники взамен «устаревшей» эстетики древних храмов и куполов. Они сознательно «захватывают» земли, уничтожают природу, памятники старины, отвергают деревенский образ жизни,  «теряют» истоки народно-духовных ценностей. Но независимо от своей воли, они невидимыми нитями связаны с землей (отдых в крестьянской избе Ковригина и Ольги, прогулки под луной Пушкарева и Маши, деревенские воспоминания Завьялова). И именно эта связь раскрывает в личностях героев их лучшие черты: веру, заботу,  нежность, преемственность древних традиций. В этом заключается главное противоречие прохановских героев.

Произведения А. Проханова 1970-х годов вызвали неоднозначный интерес со стороны критики. Каждое новое произведение автора было отмечено немалым количеством отзывов и рецензий. Но обстоятельного анализа его творчества обозначенного периода в литературоведении нет.

Интерес к прозе писателя ограничился спором по поводу попытки автором запечатлеть, зафиксировать во времени современное государство, страну во всем ее масштабе. Мнения рецензентов резко разделились: одни упрекали  А. Проханова в излишнем преклонении перед современной индустрией, другие, наоборот, восхищались его умением талантливо описывать технику. Но наиболее объективный взгляд представлен Р. Ляшевой: «Все дружно бросились защищать природу от техники, а Проханов вздумал ее воспевать! И все же к Проханову стоит прислушаться…» Стремительно начавшийся технический прогресс невозможно остановить, и, пожалуй, в 1970-е годы осталось немного людей, которые бы не принимали этот факт. В журнале «Литературная учеба», датированным 1980-м годом, есть следующие строки: «Трудно поверить, что сегодня можно найти хотя бы одного здравомыслящего современного человека, в частности, среди писателей и художников, который бы отрицал роль технического прогресса, необходимость развития техники, облегчающей труд, быт и отдых человеческого общества» (Б. Тхор). Техника создается человеком, она нейтральна, а если она видится неким страшным монстром, то это все же дело самого человека.     

Но позиции обеих сторон несколько упрощены. Углубившись в проблему взаимоотношений города и деревни, техники и природы, критики забыли о том, что главный герой в произведениях А. Проханова – личность, человек, с его положительными и отрицательными качествами, а не техника и техносфера, о которых говорится в их «мнениях».

            Второй период творчества А. Проханова посвящен «локальным войнам» (Афганистан, Кампучия, Никарагуа, Ангола, Мозамбик, Чечня) и охватывает два десятилетия – с 1980-х до начала 2000-х годов. Начиная с 1980-х годов, интерес к творчеству А. Проханова ослабевает, на страницах журналов и газет появляются лишь поверхностные и небольшие рецензии. 

            Работая в газете, А. Проханов неоднократно бывает в Афганистане, Мозамбике, Анголе, Нигерии, Кампучии… Так появляются следующие романы: «Дерево в центре Кабула» - о событиях в Афганистане, «В островах охотник» описывает Кампучию, «И вот приходит ветер» - о Никарагуа, «Африканист» посвящен проблемам Мозамбика. Эти произведения составляют единый цикл «Горящие сады». В 1980-х годах личность героя рассматривается автором с позиций проблемы «личность и война». А. Проханов показывает влияние войны на  духовно-нравственный мир человека.

В произведениях изображена личность мирного человека (журналист, фоторепортер, художник), волею судьбы и своей профессии, попавшего на войну. Как и прежде, герои полностью отдают себя работе, стремясь к достижению поставленной цели,  забывая о том, что вокруг война, смерть…  Но, закалившись в огне жестоких испытаний, они стремятся  преодолеть свой эгоизм. Так, Волков в романе «Дерево в центре Кабула» «проходит проверку» душевных качеств и нравственных убеждений. Раньше он не подвергался серьезным испытаниям, на данном этапе герой делает первый шаг к возрождению своей личности, ее духовному возмужанию.

Роман А. Проханова «Дерево в центре Кабула» - это первое в русской литературе крупное художественное произведение об Афганистане, о революции, произошедшей в этой стране в апреле 1978 года. Роман построен на документальной основе. Его автор длительное время был в Афганистане в качестве специального корреспондента «Литературной газеты», что подтверждено многочисленными репортажами А. Проханова, напечатанными на страницах газеты (в 1980-х – 1981-х годах их выходит более десятка). Роман написан человеком, лично прошедшим не один десяток километров по городским улицам, полям и горам Афганистана. В его главном герое Волкове немало автобиографичного. Роман знакомит со многими людьми: афганцами и русскими гражданами (кардиолог Гордеев и его жена Лариса, архитектор Карнаухов с женой Ксенией, майор Мартынов и другие), с условиями и перипетиями их жизни.

Одной из основных задач, стоящих перед автором, было достоверное воссоздание событий в Афганистане, Кампучии и других странах. Перед читателями проходят картины тех лет: бунты, мятежи, политические стачки и революционные столкновения. Благодаря этим сценам романы имеют свою цельность. Еще большую правдивость изображаемому придает реальный исторический герой, управляющий историей своего народа: в первом романе «Дерево в центре Кабула» этой личностью является  Бабрак Кармаль, в «В островах охотник» – Пол Пот, в «И вот приходит ветер» - Сомоса.

            Романы А. Проханова «вырастают» из репортажей. Писатель А. Проханов отправлялся в командировки, как главные герои, ловил и коллекционировал бабочек, и по возвращению писал роман о тех событиях, которые только что сам пережил. Но ни один из рецензентов (исключением является В. Бондаренко, озвучивающий тот факт, что герой А. Проханова  - его alter ego) не называет произведения А. Проханова автобиографичными. Даже несмотря на то, что герои и автор принадлежат к одному поколению, их детство проходит под влиянием деда, такое влияние испытал и писатель. Каждый герой имеет коллекцию бабочек – такую коллекцию имеет и писатель, каждый  - москвич, любящий свой город, - в любви к Москве признается и А. Проханов. Герои мыслят так же, как автор, чувствуя свою вину перед людьми, на плечи которых выпало много горя, и страдая оттого, что ничем не может им помочь. Чувство вины преследует и Волкова, и Кириллова, и Белосельцева, и Горлова. «Он не был врач и целитель. Он не мог помочь и спасти. Он  просто приближался вплотную к людскому несчастью…» - читаем в тетралогии. О таком же чувстве вины говорит и сам А. Проханов: «И вот существование, мое личное и моего поколения в целом, в этом зазоре между пролившими страшную кровь отцами и детьми, занимающимися войной, борьбой, предельно жестким государственным делом, продолжающееся безбедным пребывание наше рождает комплекс вины…»

Александр Проханов отправляется вновь в Афганистан (на его счету 9 длительных командировок в эту страну) к русским воинам, которые выполняют интернациональный долг. После выхода в свет романа А. Проханова «Дерево в центре Кабула» проходит несколько лет. Представления о тех событиях изменяются, добавляется нечто важное и существенное, о чем повествуется в его новых произведениях – повести «Светлей лазури» и романе «Рисунки баталиста», опубликованных в 1986 году.

            Этим художественным произведениям предшествовали очерки писателя, напечатанные в «Литературной газете» в 1985 году под названием «Записки на броне». Действия, описанные в них, легли в основу повести «Светлей лазури» (а именно бой в ущелье Саланг), где знакомимся с комбатом Глушко, солдатами, их жизнью в этом непростом месте.

            «Когда-нибудь я опишу этот бой, если пойму, куда этот бой поместить, в соседстве с чем, в каком, как говорят, контрапункте», - пишет А. Проханов в очерке. И вот менее чем через год после событий он выпускает повесть «Светлей лазури». Очерки высоко оценивает В. Бондаренко: «Записки на броне», на мой взгляд, лучшее, что было у нас написано об афганских событиях».

В произведениях 1980-х годов А. Проханов поднимает проблему «личность и война», а также указывает на роль духовных качеств личности героя и влияние драматических коллизий на его нравственный мир. Главный предмет его художественного исследования – мир человека, волею судьбы попавшего на войну и прошедшего огонь и смертные испытания. Писатель исследует своих героев в моменты преодоления ими разных преград, требующих напряжения духовных и физических сил.

Герой писателя – это деятельный, активный, увлеченный, постоянно находящийся в действии, в движении, зачастую эгоистичный, но стремящийся к идеалу человек. Личности Волкова, Белосельцева, Глушкова, Веретенова раскрываются в процессе мучительного решения сложных нравственных задач. Они могут заглянуть внутрь себя, осознать свою прошлую жизнь, но чтобы дойти до этого, им нужно столкнуться с бедами войны. На протяжении повествования  их личности претерпевают существенную трансформацию. Закалившись в огне жестоких испытаний, они становятся иными. И Волков, и Белосельцев, и Глушков, и Веретенов оказываются в состоянии победить эгоизм, слабость, обрести ответственность, мужество и переступить через страх.

Автор изображает войну из «окопа одного солдата», то есть смотрит на боевые действия через призму отдельной личности – личности главного героя. Ему удается изобразить противоречивые чувства, исследовать нравственный потенциал личности через ее видение ситуации. Рассказ о войне идет параллельно с «вкраплениями» из прошлого героя, через которое личность героя раскрывается автором наиболее полно.

Образ Москвы, образ Дома, предстает как отдельный персонаж, со своим характером и внешностью. Но главные герои открывают для себя и мир другой страны – необычный, резко своеобразный, в котором спрессовались столетия исконных традиций, обычаев и привычек афганцев, кхмеров и других народов.

Невозможно согласиться с П. Басинским, категорично высказавшимся о том, что прохановская проза 1970-х и 1980-х годов «просто никому не нужна». В произведениях 1980-х годов в творчестве писателя определяющей становится «афганская тема» и интерес к этой теме, произведениям, посвященным ей, да и к самой Афганской войне никогда не исчезнет в семьях, где сыны и отцы погибли, как не исчезнет и в душах тех, кто был на этой войне. На сайтах в Интернете, посвященных событиям в Афганистане, не раз встречаем интерес и участников войны, и наблюдателей со стороны к произведениям А. Проханова. На сегодняшний день многие с ностальгией вспоминают произведения автора, как раннего периода, так и военного, нарушая «пророчество» критика.

Высоко  военную прозу писателя оценивает Е. Глушик: «…невозможно лучше написать о войне, так сочетать казалось бы несочетаемое: нежность по отношению к неоперившимся солдатикам, совсем еще детям… восхищение их поступками, подвигами, их мужанием на наших глазах… Проханов показывает, что воюют не машины и гранатометы… Воюют люди. Каждый со своей судьбой, с прошлым, не каждый - с будущим. Писатель вызывает в читателе чувство сопричастности к героям и их судьбам…»

C «афганской темой» писатель выступает и в качестве сценариста. В 1988 году появляется киноповесть «За все заплачено», герой которой – прапорщик Семенов, отслуживший в Афганистане, а в 1991 году снят художественный фильм «Ущелье духов» о  последней военной операции в Афганистане.  Тема афганской войны актуальна до сих пор, что подтверждается обилием новых произведений о событиях в Афганистане и вышедший на экраны страны фильм Федора Бондарчука  «9 рота».

Следующим этапом в жизни и творчестве А. Проханова становится чеченская война. «Мне казалось, что афганская война - это последняя, которая была дана мне как бы судьбою, но случилась еще одна - чеченская. Я первый раз поехал в Грозный, когда еще шли бои и за Сунджей сидели дудаевцы…», - говорит А. Проханов. Первый его роман о чеченской войне – «Чеченский блюз», опубликованный в 1998 году в журнале «Наш современник». Автор рассказывает о событиях новогодней ночи 1995 года, когда российские войска штурмовали Президентский дворец в мятежном Грозном.

            При рассмотрении афганской темы в творчестве писателя наблюдали за той ситуацией, что автор, побывав в Афганистане, неоднократно возвращался обратно в эту воюющую страну. Так, А. Проханов дважды оказывается и на чеченской войне: «Второй раз я был на этой войне, когда брали Аргун», - делится автор. Затем появляется его новый роман «Идущие в ночи» о второй чеченской войне.  По авторскому замыслу, это логическое продолжение «Чеченского блюза», с которым он составляет своеобразную дилогию, воссоздающую события  «антитеррористических операций» в Чечне.

            Военные события героями А. Проханова воспринимаются рационально, они часто задумываются о смысле войны, в отличие от героев П. Андреева, А. Бабченко и др., живущих по законам условных рефлексов и переживающими войну эмоционально. Описывая военные действия в Афганистане, Африке, Кампучии, Чечне, писателя главным образом интересует политический аспект войны. Он продолжает подчинять свои романы идее государства, начатой в трилогии 1970-х годов: «В исследованиях государства я имел возможность побывать на всех войнах, которые были тогда в государстве локальными… Я везде был и все это видел и пропустил через себя» - делится А. Проханов.

            Дилогию А. Проханова о чеченской войне многие критики назвали правдивыми произведениями, написанными лучше других авторов о войне в Чечне (Ю. Бондарев, Д. Горбачев, Л. Данилкин, А. Дугин и др.). А. Сегень поставил данные романы «в ряд выдающихся литературных произведений второй половины ХХ века». Дилогия была высоко оценена не только критиками, но и самим автором. А. Проханов считает эти романы своими «главными книгами».

            Многие говорят об А. Проханове как о лучшем баталисте нашего времени, но вот анализировать его героев практически никто не берется, сведя характеристику его романов к определениям типа «правдивые», «жесткие», «мужские» и так далее, либо углубляются в язык и стилистическую сторону повествования.

            В отзывах встречается и «странное» мнение А. Мокроусова, усмотревшего в повествовании «комический эффект». Но война, кровавая и чудовищная, и та обстановка в стране, описанные в романах, у человека с нормальной психикой не могут вызывать названного эффекта.  

            Но уверенны, что главной похвалой для А. Проханова явился тот факт, что солдаты и офицеры показывали писателям во время «литературного десанта» на Кавказ «зачитанные до дыр» номера журнала «Наш современник» с  романом «Чеченский блюз». О чем восторженно поведал В. Распутин. 

Герои А. Проханова (Глушков, Белосельцев, Калмыков, Кудрявцев, Пушковы) – это сильные, закаленные войной характеры, сумевшие выжить в условиях хронической опасности. То есть постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны –  в условиях уничтожения себе подобных, которые являются врагами, и в прямой необходимости, и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия России, так и в целях собственного самосохранения в условиях вооружённой борьбы. И в данных условия они способны на сочувствие и доброту. В характерах героев гармонично сочетаются и любовь к себе, и уважение к другим людям. Но это военные офицеры, сумевшие проявить себя в условиях опасности. Поэтому наряду с их положительными качествами такими, как сопереживание, забота, самоотдача –  в них в равной степени присутствуют и жесткость, хладнокровие, разочарование в жизни.                 

Третий период творчества – это произведения А. Проханова XXI века. Их тематика связана с распадом СССР и возникшими вслед за этим  событием последствиями. На данном материале и написан нашумевший роман писателя «Господин Гексоген», который совершает «прорыв» в отношении критиков к творчеству писателя. Вокруг романов ведется серьезная полемика, в которой участвует много молодых исследователей.

А. Проханов создает «Семикнижье красного завета» (название принадлежит писателю), семь романов о личности генерала Белосельцева. Вслед за ними появляются  роман-апокалипсис «Крейсерова соната», «Политолог» и роман-автобиография «Надпись», в котором писатель вновь обращается к 1970-м годам.              

На протяжении всего творческого пути А. Проханов исследует проблему государства. Он верит в Советское Государство, как он его называет, «Красную Империю», и искренно предан ему. Писатель и редактор оппозиционной газеты «Завтра» остался верен Красной Империи и ее системе даже после того, как она рухнула. Какие только ярлыки не вешали тогда на А. Проханова: «потаенный», «обособленный» и многие другие. По выражению А. Дугина,  писатель после распада Советского Государства оказался в роли «паладина пустоты». Чтобы понять отношение писателя к проблеме империи, надо понять саму личность А. Проханова.

А. Проханов – сторонник евразийской, имперской модели развития нашего государства. Он видит в евразийской идее, рожденной в 1920-е годы русскими философами в эмиграции, продолженной в трудах Льва Гумилева, – возможность дальнейшего мирного и плодотворного объединения народов Азии и Европы на нашем огромном пространстве.

В. Бондаренко называет писателя инициатором евразийского сопротивления: «Евразийское сопротивление, инициатором которого в России стал Александр Проханов, - это реальная попытка сохранить Россию как имперский организм. Думаю, если попытка сорвется, на беду многих народов, то в дальнейшем Россия будет развиваться как региональное, национально-эгоистической государство. Процентный состав русских в самой России вполне соответствует всем канонам унитарного государства. Высылаемые из всех новообразований русские беженцы лишь усиливают унитарную жесткость законов.

Александр Проханов – явный противник такой не имперской унитарной России. Его национализм – это национализм имперского человека, думающего обо всех народах, заселяющих наше геополитическое пространство. Это национализм без расового признака…» Как истинный гражданин, он верно служит государственным интересам России. Русский человек для него – это «государственник, империалист, мистический централист. Верит в божественный смысл государства, в его необычный прообраз». Отсюда в его произведениях XXI века такое обилие фантасмагории.  

Государственная идея у А. Проханова обрела фундаментальную основу, объединяющую все народы вокруг русского центра, – концепцию евразийства. Его империя – «огненная, раскаленная добела идеология. Только она хранит в себе национальную идею России».

Александр Проханов до недавнего времени видит только бедственное положение современной России, спасти которую может, по его словам, только мощное, созидающее государство: «…Необходимо создание новой общегосударственной имперской идеологии Великой России. Сегодня в идеологическом пространстве нашей Родины вращаются несколько огромных обломков, обломок, связанный с имперским русским миром, грезящим о восстановлении монархической формы правления, имперской сверхдержавы. Другой обломок – это все, что осталось от Советского Союза, от коммунистической идеологии: здесь остались огромные организационные ценности, геополитическое управление, мечта о справедливом государстве». Именно Советский Союз он считал евразийской «махиной» и верил в нее. До сих пор писатель задается вопросом: «Зачем было разрушать «тоталитарный» Советский Союз? Отдавать азербайджанскую нефть и узбекский хлопок, казахстанский уран и украинский хлеб, прибалтийские порты и грузинские курорты? – Чтобы через пятнадцать лет оказаться в нищей, дурной стране…» Но в недавней передаче В. Познера «Времена» (22 декабря 2007 г., 18:30, ОРТ) А. Проханов переоценивает современную Россию: «В.В. Путин принял Россию похожую на груду мусора, опасную для любого человека, а передает организованное мощное осмысленное государство».

А. Проханов тяжело переживал события августа 1991 года, не мог понять, как могла стремительно рухнуть «огромная державная машина». Поэтому почти сразу же после трагедии писатель начинает работу над романом «Последний солдат Империи», который в 1993 году был опубликован в журнале «Наш современник».

А. Проханов пишет историю ГКЧП, которую поддержал 19 августа 1991 года. В образе Аввакумова, на наш взгляд, много сходства с автором. Он, как и писатель, лично переживал крушение ГКЧП, драму падения «красной империи», «перехват власти в крупнейшей из красных стран мира, в Советском Союзе».

Уход «красной империи», по словам А. Проханова,  настолько радикальная тема в жизни страны, что ее нельзя оставлять без внимания. Поэтому спустя 10 лет писатель переиздает, пишет, по сути, новый роман «Последний солдат империи», названный В. Бондаренко «постмодернистским римейком на свой же собственный роман десятилетней давности».

 В реконструируемом новоимперском романе писатель переосмысливает события тех дней. Тогда ему казалось, что арестованные члены ГКЧП – это герои прошедших лет, теперь, по прошествии многих лет, А. Проханов называет их «слабаками, которые сдали власть». Он предлагает новую версию событий августа 1991 года, которые, по мнению А. Архангельского «во многом обусловили сегодняшнее состояние России и мира», а О. Головин считает новый роман ни чем иным, как «вызовом старому обществу».

Это уже не политический роман, как первый, а метафорический. Автор сам именует его романом-метафорой с глубоким политологическим смыслом. Он насыщен яркими образами фантасмагории, за что многие рецензенты его упрекают. Например, Л. Данилкин и Д. Каспирович пишут,  что это «прохановский «галлюциноз», сравнивают произведение с мистическим триллером братьев Вачовски «Матрица».

Другая часть исследователей романа «Последний солдат Империи», наоборот, поддерживают автора. А. Проханов так комментирует данный факт: «Я сам находился в состоянии паники. Бесы гнались за мной, они требовали моей казни… Я помню этот ужас мистический… Поэтому я писал свой роман, изображая правду фантасмагорическими средствами…» В. Бондаренко и А. Брежнев, разделяя точку зрения писателя, пишут, что события августа 1991 года нельзя описать иначе, как при помощи «психологических ассоциаций, образов, метафор, абстрактных аналогий» – «фантасмагорического концепта».    

Следующим этапом в жизни и творчестве А. Проханова становятся события октября 1993 года. «Я, участник этих событий, кидавший в Останкино бутылки с горючей смесью в корму БТР», - пишет автор в послесловии к роману «Красно-коричневый», в котором писатель «увековечил» трагические дни истории России второй половины 1993 года, завершившиеся «кровавой бойней» 3-4 октября.

В 1999 году в журнале «Наш современник» был впервые опубликован роман А. Проханова «Красно-коричневый», где главным героем выступает отставной офицер - Хлопьянов. В 2003 году автор переиздает роман, исправив только фамилию героя на уже знакомого читателю Белосельцева.

А. Проханов создает, по словам В. Бондаренко, «роман-икону» о крушении великого государства, о русском сопротивлении и неизбежной русской Победе», в котором подробно составил летопись трагического этапа в судьбе России конца ХХ века. Автор с документальной точностью воссоздал день за днем, час за часом столичной жизни, встречу за встречей, беседу за беседой главного героя, начиная отсчет времени с лета 1993 года.

            Белосельцев, генерал разведки в отставке, переживший «локальные войны», развал СССР,  обстановку в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, теперь был свободным и ничем не обремененным. Но его Москва, его «Дом», его столица показалась ему чужим, «неведомым городом», заселенным чужаками: «Москва…напоминала ярко размалеванную деревянную маску, источенную жуками». Белосельцев, утомленный этой ядовитой пестротой, разочаровывается в любимой столице и видит ее «больной, в сукрови» и берется  в одиночку спасать ее.

В июне 2001 года А. Проханов заканчивает новый роман под названием «Господин Гексоген». Первая его публикация состоялась в совместном специализированном выпуске газет «Завтра» и «Советская Россия», затем в немного сжатой и измененной форме (отличие – в финале произведения) роман выходит отдельной книгой в известном издательстве «Ад Маргинем».

Роман А. Проханова «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года удостоен престижной премии «Национальный бестселлер» за 2001 год. До появления в печати «Господина Гексогена» о А. Проханове и его произведениях говорили только в «определенных», так называемых патриотических кругах. Остальные его имя старались не упоминать, либо отзывались в негативном, нередко ироничном ключе, как, например, высказалась Н. Кожевникова: «В те годы упоминать имя этого писателя в приличном обществе считалось предосудительным». Теперь ситуация поменялась в корне, критика «взорвалась», о нем с энтузиазмом начали говорить. На страницах прессы и на сайтах в Интернете (создан даже отдельный сайт, посвященный роману) помещено около 100 рецензий и отзывов.

О романе «Господин Гексоген» заговорили как «о  взлетевшей ракете на сером фоне нашей нынешней литературы» (Ю. Бондарев), как о «главном событии текущего литературного года» (Д. Ольшанский), как о «единственном литературном событии российского настоящего» (А. Дзябченко), как о «талантливом» произведении, обладающем «совершенно невероятной для российской литературы энергетической мощью текста» (Л. Юзефович) и причислили его к «большой литературе» (М. Трофименков). И наоборот назвали  его «конспирологически-галлюцинаторным варевом» (Л. Данилкин), «отвратительным романчиком» (Б. Кенжеев) и «порнографическим, совершенно не интеллектуальным текстом» (М. Рыклин), пропитанным «демоническим обаянием» (Г. Юзефович) и отнесли его к «второстепенному ряду литературы» (К. Кокшенева), «типичному образчику низкого жанра» (И. Окунева). Но при явном отличии оценок рецензентов, почти все высказались о романе как о заметном событии в российской  литературе.

Роман «Господин Гексоген» - произведение, вызвавшее небывалое количество рецензий и интерес к писателю. Но опять-таки авторы данных отзывов затрагивают вопросы о заслуженной либо незаслуженной «победе» писателя, «прямоте» либо «кривизне» его слога, стилистических ошибках автора, углубляются в политические взгляды А. Проханова, разбирают «насыщенность» мистических сцен в романе и присутствия в них любимых писателем бабочек, дают различные названия жанру произведения типа «политический фельетон», «роман-галлюцинация», «роман-пасквиль», «роман-сатира», «мистико-политический триллер», «политический детектив с конспирологической интригой» и так далее. Но мало кто обращается непосредственно к анализу романа.

Роман «Господин Гексоген» посвящен событиям конца 1999 года, времени прихода к власти президента В.В. Путина. В основе сюжета - известный скандал с  любовными похождениями прокурора,  неожиданная смерть Собчака, падение Березовского и Гусинского, отставка Степашина, взрывы жилых домов в Москве, приход к власти В.В. Путина. В романе показаны многие видные политические фигуры страны – Ельцин, Лужков, Хакамада, Березовский, Гусинский, Степашин и другие. Как и в предыдущих произведениях, автор не называет настоящих имен, слегка конспирируя их под псевдонимами Истукан, Премьер, Прокурор, Астрос, Зарецкий…  Но они сразу узнаются читателем.

Главный герой романа – отставной генерал Виктор Андреевич Белосельцев – много лет провел в «горячих точках» (Афганистан, Кампучия, Ангола, Чечня, Абхазия). Он одинок, разочарован в жизни, не может смириться с теми переменами, которые произошли в стране за последние восемь лет. «Возвращает его к жизни» звонок из прошлого. Этот художественный прием А. Проханов часто использует в своих произведениях, где основной сюжет начинает разворачиваться именно после телефонного звонка старого друга («И вот приходит ветер», «Африканист», «Последний солдат Империи», «Красно-коричневый», «Сон о Кабуле» и другие произведения).

В романах А. Проханов часто уставшего от жизненных перипетий героя-москвича помещает в деревню. Только там он может отдохнуть, найти себя и свое место в мире. Данный факт парадоксален: А. Проханову – писателю, рьяно выступающего против деревенского уклада жизни, очень удачными, лиричными получаются деревенские сцены (романы «Время полдень», «Сон о Кабуле», «Красно-коричневый» и ряд других произведений). Но мы нисколько не умаляем и другие страницы произведений. 

Рассмотрение личности Белосельцев повторяет анализ концепции личности Белосельцева из предыдущих романов. Роман «Господин Гексоген» - последний из семи романов, именуемых А. Прохановым «семикнижьем», в котором повествуется о судьбе генерала разведки Виктора Андреевича Белосельцева. Это тот тип личности, что и в «Африканисте», «Сне о Кабуле», «Последнем солдате Империи», «Красно-коричневом». Томящийся от одиночества, рефлексирующий, разочарованный в жизни, наивный преданный друзьями, но живущий ради долга перед Империей, ради нее готовый пожертвовать всем, даже собой.

Первые четыре романа из «жития Белосельцева» («название» принадлежит А. Проханову) описывают войны, которые вел Советский Союз в последние десятилетия: «Сон о Кабуле» - о войне в Афганистане, «Африканист» - в Мозамбике, «В островах охотник» - в Кампучии, «Бой на Рио-Коко» - в Никарагуа. Это так называемая переизданная тетралогия «Горящие сады», которую автор называет «подмалевком» к его великому «семикнижью». Только здесь у главного героя другая фамилия и профессия. Он разведчик, работающий под прикрытием журналиста.

Завершают цикл романов о Белосельцеве «три книги катастроф»: «Последний солдат Империи» рассказывает о событиях 1991-го года, «Красно-коричневый» - 1993-го года, «Господин Гексоген» повествует об обстановке 1999-го года.

Вокруг «Господина Гексогена» велась немалая полемика. Роман, повествующий о реальных исторических событиях  в России, написанный в ключе сюрреализма, мистики и фантасмагории, был оценен рецензентами в «черно-белых» тонах.

Новый роман писателя «Крейсерова соната» повествует о гибели подлодки «Курск», именуемой автором крейсер «Москва», пожаре на Останкинской телебашне, захвате террористами зрителей мюзикла «Норд Оста» и предвыборной компании мэра Москвы Ю. Лужкова. Роман выдержан в сюрреалистическом, фантастико-мистическом стиле. Фантасмагорические превращения, используемые автором, по сравнению с предыдущими произведениями, более жесткие.

Главный герой – акустик подводного крейсера «Москва» капитан-лейтенант Сергей Плужников. Как и все герои А. Проханова, Плужников лично «знаком» с войной в Афганистане, Никарагуа, Кампучии, Мозамбике. Другую завесу прошлого капитан-лейтенанта автор не открывает.  

Сергей сильно отличается от созданных писателем образов. У него адекватная самооценка, он сдержан и немногословен. Плужников вводится автором в текст практически эпизодически, лишь на несколько страниц «разрывая» своим появлением политическую текучку.

            К «жизни» капитана-подводника возвращает добрая русская песня «В деревне мы жили, я в роще гулял…». А. Проханов в своем творчестве русской песне отдает должное место. Так, практически у каждого его героя есть своя любимая песня, например у Волкова «Где кони, кони…» («Дерево в центре Кабула»), у Кириллова «В островах охотник целый день гулял…» («В островах охотник») и другие.

По-новому в романе представлен и образ автора. Если ранее он практически совпадал с образом главного героя, о котором говорим как об Альтер эго писателя, то теперь А. Проханов пытается отойти от него. В повествовании эпизодически представлен образ Проханова: «Тут же восседал грузный Проханов, весь увешанный мешочками, на которых химическим карандашом было выведено где – «сахар», а где – «гексоген». Свой образ писатель также не лишил метафоричности.   

Россия для А. Проханова – это Империя, и ничем кроме Империи быть не может, но имперскость эта у писателя  мистическая. Снова обращаясь к сюрреалистическому стилю, автор в 2005 году издает новый роман «Политолог», который становится завершением цикла политических фантасмагорий писателя («Последний солдат Империи», «Господин Гексоген», «Крейсерова соната»). В произведении нашли отражение многие события с начала осени 2002 года и до сентябрьской трагедии в Беслане (выборы в Госдуму и Президента, арест Ходорковского и последующий суд, захват террористами школы №1 в Беслане).

Произведения А. Проханова XXI века посвящены современной России с ее политическими заговорами и интригами, и «Политолог» не является исключением. А. Панов и А. Суриков в статьях, посвященных роману, называют его не иначе как «энциклопедия российской государственности». Сюжет романа складывается из реальных событий, которые автор облачает в фантасмагорический концепт, предъявляя их читателю в мистическом, жестком виде.  

Автор пересматривает образ главного героя. Если Белосельцев был «солдатом Империи», Плужников представлял собой «праведника», то Стрижайло выступает в роли «сатаны». В детстве он, в темном подвале, подобно Фаусту Гете, «отдает» душу Дьяволу и становится его избранником. В романе главный герой проходит все круги современного политического ада. А. Проханов, как и Данте, помещает героя и его современников в «свой» ад, только дорогу туда прокладывает подмосковная электричка. Данте, спускаясь в преисподнюю, говорит об умерших, А. Проханов же «поднимает» ад в настоящее время и описывает живых.

В 2005 году А. Проханов выпускает еще один роман «Надпись». Новый роман писателя не похож на мистические, сюрреалистические его произведения XXI века. Это абсолютно реалистический текст. Автор оставляет столь переживаемые им самим современные события и «уходит» в прошлое. В центре сюжета – художественное исследование 1969 года – от событий в Праге до конфликта на острове Даманском.

А. Проханов описывает дни, сцены, эпизоды, в которых более тридцати лет назад участвовал сам. Впервые критиками без разногласий произведение было названо «автобиографичным» (ранее говорили только об автобиографичности образа главного героя). На наш взгляд, роман-автобиография «Надпись» становится своего рода итогом творческой работы писателя.  В этой книге соединены сюжетные линии, которые проходят через все произведения А. Проханова, начиная с первой повести «Иду в путь мой» и заканчивая последним романом «Политолог».

Роман рассказывает об истории молодого талантливого начинающего писателя и очеркиста Михаила Коробейникова, оказавшегося втянутым в политические интриги конца 1960-х годов и в итоге посланного освещать советско-китайские волнения в Жаланашколь.

В романе писатель параллельно с перипетиями семьи Михаила показывает жизнь старших поколений семьи Коробейниковых. Это  самые пронзительные и трогательные страницы повествования, наполненные нежностью, любовью и теплом. А. Проханов бережно «вырисовывает» каждый эпизод, каждый образ. Встреча расставшихся на полвека сестер, их эмоциональные воспоминания, уход за престарелой бабушкой – это самые значимые сцены в романе для понимания личности героя.

            А. Проханов в романе поднимает тему творчества и творческого поиска. Немало страниц посвящено замыслу Михаила написать новую книгу.

Писатель проводит в романе еще одну линию повествования – работа Коробейникова в газете. Она впервые освещена А. Прохановым и сразу замечена многими критиками. Ранее писатель коснулся данной темы в произведении «Красно-коричневый».

По словам Ю. Бондарева, эти описания отличаются наибольшей документальностью: «В «Надписи» есть несколько сцен, которые настолько пронзительно передают эпоху, что поневоле просто окунаешься в неё. Переживаешь её заново. Это сцены редакционной жизни, взаимоотношений в редакциях. Я сам в то время сотрудничал с «Литературной газетой» и очень хорошо знаю прототипов героев романа. Они узнаваемы и очень реалистичны».

            В эпизодах, повествующих о работе в газете, образ Коробейникова отличается особой автобиографичностью. О своем одиночестве часто говорит А. Проханов, одиноким его часто представляют другие. В таком же облике изображен и Михаил: «Коробейников шагал по коридорам, ни с кем не разговаривая».

А. Проханов как корреспондент «Литературной газеты» опубликовал огромное количество очерков с разных концов света. И начинающий очеркист Коробейников также рвется «покорять» целину, степи и заводы. Погружаясь в эпоху 1970-х годов, описывая редакционные задания Михаила, писатель вновь обращается к теме техники.

В трилогии («Время полдень», «Место действия», «Вечный город»), написанной в середине 1970-х годов, эта тема является ведущей. На страницах романов техника «оживает». В новом произведении мегамашина не просто одушевляется, а она, в представлении писателя, сливается с личностью Коробейникова. Отсюда авторские зарисовки: «Я, самоходный комбайн СК-4, заводской номер 275201, с размером жатки 4,1 метра... Стою, грохоча красными трясущимися бортами...». Молодой автор, пораженный технотронной цивилизацией, как некогда А. Проханов, растворяется в ней и отождествляет себя с мегамашиной.

Коробейников называет себя певцом государства, на службе которого он находится. Он без сомнения оставляет жену, детей, Елену и отправляется воспевать государство. Так он оказывается на русско-китайской границе в Жаланашколе во время начавшегося столкновения. Военные сцены – самые сильные в романе, они высоко оценены критиками, как и все военное творчество автора 1980-х –  начала 2000-х годов.

В третьем периоде своего творчества А. Проханова изображает личность, погрязшую в политических интригах. Противоречивость личности героя раскрывается в его душевном состоянии. Он то полон отчаяния, то готов самоотверженно спасать Империю.

По отношению к пожилым родителям, своим детям многие герои А. Проханова поступают эгоистично. Так, Аввакумов тяготится старостью матери, его раздражает взрослый сын; Коробейников, попав в сети страсти, воспринимает встречи с близкими и родными людьми как долг, который нужно выполнить и бросает своего еще не родившегося ребенка. Для прохановских героев также свойственно эгоцентрическое поведение и в отношениях с женщинами. Лишь Плужников нуждается в женской заботе, помогает любимой женщине и просит Господа защитить ее.

Прекрасны женские образы, созданные А. Прохановым: Ольга («Время полдень»), Валентина («И вот приходит ветер»), Катя («Красно-коричненвый»), Аня («Крейсерова соната») и Андроника («Надпись»). В этих героинях воплощены внешняя и внутренняя красота народного характера, неисчерпаемые духовные силы. В них гармонично сочетаются и нравственная чистота, и физическое совершенство. Через женские  образы автор представляет православное постижение жизни.

Военный врач Валентина все свое время проводит около больных, лишь изредка вспоминая о себе. Она –  носитель русской добродетели и совести. Ей присущи любовь к людям, доброта, смелость, отзывчивость, самопожертвование. Истинно русской женщиной показана в прозе А. Проханова и жена священника Андроника. Ради сохранения семьи, здоровья мужа она добровольно лишает себя привычных городского комфорта, погружаясь в деревенский быт.

Но не все женские образы таковы. Среди них есть и такие, которые тяготятся семейным бытом и заботами о детях. Часто они лишены имени и не представлены самостоятельными образами.

Ярким выражением авторского стиля А. Проханова является метафора. Благодаря которой произведения писателя сразу узнаются. В ранних произведениях А. Проханов использовал метафору для одушевления машин, в  пейзажных зарисовках, усиления боевой обстановки. А в последних романах она приобрела форму пугающих сравнений. Внутренние образы, созданные в воображении писателя с помощью метафор, способствуют раскрытию характеров героев, их нравственно-эстетического восприятия окружающего мира.

А. Проханов – писатель, публицист, журналист, редактор – не стоял в стороне, а лично переживал все успехи и беды своей страны. Все периоды развития нашего государства и литературы, порою трудные, противоречивые, он оставался и остается  бескомпромиссным, верным «правде» Советского Союза. Автор живет с огромным чувством ответственности перед своей страной. Именно в этом проявилась его творческая личность.

Все творчество автора, посвященного изображению событий, отображающих многие реально-документальные факты новой истории: «…все свое творчество я считаю хроникой новейшей истории, я помещал себя туда…» - делится писатель.

Художественное творчества автора неразрывно связанно с личной судьбой А. Проханова, с его детством и всей сознательной жизнью прошедшей в Москве. Проза Александра Проханова помогает нам понять его самого. Все чаще А. Проханов говорит в интервью о своем  одиночестве, которое он испытывал в «застойные годы» и которое преследует его и сегодня. Он всегда шел «своим путем», так же поступают и его герои. «Он упорно, всей генетикой своей, не вписывался в застойную ситуацию, он там был лишним, ненужным. Он сам это понимал — и стремился вырваться из липкого мира застоя. Он нашел себя — в горячих точках планеты»,  - пишет В. Бондаренко об А. Проханове.

            «Моя сверхзадача - написать мою историю в связи с историей, куда меня бросала жизнь, и одновременно пытаться понять, что же я в этой истории, к чему я вообще в этой истории… Это я сам, это мой личный опыт», - говорит писатель в интервью.

В каждом произведении А. Проханова герои, так или иначе, имеют какое-то отношение к бабочкам, у многих в кабинете находится их коллекция, которая есть и у самого А. Проханова. В. Бондаренко так о ней отзывается: «Я обомлел, потому что все стены от потолка были покрыты стеклянными сверкающими коробками, в которых что-то, как  волшебная электрическая сварка, мерцало и блистало. Это были бабочки. Их были тысячи».

            А. Проханов называет бабочку своим «тотемным зверем». Каждая бабочка из его коллекции является крохотным листом путевого дневника (Ковригин («Время полдень») тоже мечтает о своем индивидуальном дневнике путешествий). На них записана вся его жизнь. Мотив бабочки как символа вечности, проходит через все творчество А. Проханова.

            Верится, что и автору этой статьи удастся когда-либо увидеть эту знаменитую коллекцию…

            Писатель, редактор – он продолжает с успехом работать, о чем свидетельствуют его развивающаяся газета «Завтра» и появление все новых и новых романов.

            26 февраля Александр Андреевич отмечает свой юбилей. Поздравляем Вас! Вас знают и уважают как творческую личность, профессионального журналиста, редактора, не только в России, но и во всем мире.

            Желаем Вам дальнейших успехов, крепкого здоровья на благо российского общества и на радость семье!     

г. Армавир

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев