> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Василий Дворцов

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2008 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
СЛАВЯНСТВО
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ГЕОСИНХРОНИЯ

Василий ДВОРЦОВ

Геноцид – неизбежность межкрестьянских войн

Миру мир дают сильные. Это сильные способны остановить и утишить разгорячившихся, преломить и понудить неугомонных. Сильные же могут исполнить обещанное.

Но не сама по себе сила несёт мир, покой и договорённость. Она – только орудие и оружие, инструмент или доспех. Сама по себе сила – физическая, техническая, информационная – лишь реализатор мысли, воплотитель воли, исполнитель желания. Чьей мысли, какой воли, желания чего? Это вопросы с другого уровня. Ведь добро и зло, справедливость и угнетение, созидание и разор одинаково пользуют силу. Но мир людей, процветая и тратясь, благословляя Создателя или оскорбляя, по сути, и живёт неисчислимостью равноупорных противостояний и яростных схваток. Всякий человек от рождения и до смерти призван и обречён участвовать в этих противлениях и битвах, вольно или невольно выбирая сторону и знамёна. Ибо лишь сопричастник поединка добра и зла обретает истинную самоценность…

Герои и мудрецы, поэты и цари, дерзители и апологеты – каждый народ в эпосе и святцах, песнях и учебниках бережно собирает, ревниво хранит и лелеет память о тех, чьи имена цепочкой сигнальных огней высвечивают путь единоплеменникам, указуя смысл и значение претерпеваемых нацией революций и застоев, трагедий и триумфов. Опыт успеха и неудач принятых на свой страх и риск множеств личностных решений время укладывает в единство правил общественного поведения.

Один из ярчайших светильников русских, святой благоверный князь Александр Невский в наследство нам оставил две формулы непреломного стояния Русской Земли. Одну, обращённую к врагам, везде повторяли и всюду множили советскими временами: «А кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Но есть же и слова, молвленные князем своим соратникам-содружникам, чуть было дрогнувшим перед битвой с численно превосходящим противником: «Не в силе Бог, а в правде». Эта истина, вторая по количеству цитирования, в значимости же стоит первой, ибо без неё предупреждение о карающем мече звучит пусть и громогласно, но несколько кимвально.

А ещё сама по себе сила подобна палке, которой можно сбить и опрокинуть, но нельзя перевернуть и приподнять. Для то­го же, чтобы крушащая дубина стала созидательным рычагом, ей нужна точка опоры. Опора для силы – правда. Сила, опирающаяся на правду, возносит мир.

Миротворец – воин правды. Поэтому он никогда не «нейтрален», ибо невозможно «нейтрально» относиться ко злу, несправедливости, насилию, кем и относительно кого бы они ни творились.

Миротворец – защитник слабых. И как несравненна должна быть награда тому, кто рискует и даже жертвует собой ради высшей справедливости вне личных пристрастий, религиозных или этнических симпатий: Христос в Нагорной проповеди нарёк миротворцев сынами Божиими. Сыны, сыновья – воплотители отцовой воли, отчих желаний. Молодые и сильные исполнители.

Именно миротворчество составило основу политики величайшей Державы нового времени – Православного Русского царства, Российской империи, включая и советский период. Да, конечно, расширение государственных границ далеко не всегда происходит за счёт добровольных поклонов о заступничестве от иверийцев, мери и приднестровцев. Да, много чаще мечи и пушки сбирали под державу Белого царя величайшие просторы и преклоняли неисчислимые племена. Но на плечах русских воинов и первопроходцев в Обдорию и Закавказье, Туркестан и Якутию входило замирение соперничающих народов, русскими мечами и пушками прекращались кровная месть и работорговля. Никто не посмеет отрицать: за пятисотлетний срок нашего владычества над одной шестой частью суши ни один из почти полутора сотен вобранных Россией этносов не погиб. Многие же процвели и приумножились.

А Европа? Скольких походы Суворова и Ушакова, Священный союз Александра I, миротворчество Александра III и Потсдамские договорённости Сталина спасли от геноцида или этнического растворения?

Исторически Русская сила была неотделима от правды. Распад СССР – наглядность наших дней, и мы свидетели: в местах, оставляемых Русской силой, мгновенно начиналась несправедливость, творились насилие и резня.

Я вырос в селе, поэтому понимаю и люблю крестьян, кем бы они ни были по крови и где бы ни проживали. Молдаване и мордва, узбеки и корейцы, немцы и белорусы, вологжане, пермяки, сахалинцы, харьковчане, могилёвцы, омичи и кубанцы – чёрные земляные мозоли одинаково внушают мне благоговейное уважение. Но я вырос на великой азиатской равнине, в молодости достаточно попутешествовал, потому знаком с размашистым и, одновременно, прагматичным бытом башкир и татар, хантов и бурят.

Общепринятое деление народов на «кочевые» и «оседлые» проецируется на иерархию национальных ценностей. Для кочевников (естественно, после необсуждаемого религиозного примата) главенствует идея «крови». Сбережение народа, удержание его числа и умножение – то, что руководит поведением каждого причастника родового тела. Отсюда внешне такие дерзкие пастушьи племена, воюя с соседями, ставят целью не вырезать, не истребить соседей с лица земли, а подчинить их, превратить в данников, рабов. Всадники степей и пустынь ищут, как ослабить конкурентов, выбив сильных мужчин и забрав красивейших женщин, – разорить, подавить, но никак не сгубить покорённых.

Для оседлых же «земля» всегда была и будет превыше «крови». Потому, если самые миролюбивые пахари, садоводы и виноделы берутся за оружие – нет войны жесточе и лютее. Земледельцы вырывают с корнем противника, вытравляют семя соперника – до полной зачистки вожделенной земли. А потом – мёрлую, обуглено истерзанную, но теперь уже свою, собственную, прихваченную, заново животворят и холят.

Геноцид – неизбежность межкрестьянских войн. И поэтому пахари, садоводы и виноделы из Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии сегодня живы только благодаря тому, что между ними и такими же пахарями, садоводами и виноделами из Молдовы, Кахетии и Мингрелии стоят рязанские, бердские и псковские миротворцы. Кто бы и что об этом ни говорил.

Подорванная реформаторами Россия болезненно ослабела. Сегодня мы не в состоянии, как прежде, заступничать нуждающимся и покровительствовать притесняемым. Горько и стыдно от этой слабости. Болезненными рубцами бугрятся на нашей совести Югославия, Ирак, Ливан. Но ещё горше смотреть в глаза беженцев из Средней Азии и с Кавказа, слушать вопли гонимых из Прибалтики. Всё меньше народов верит в правду мира и справедливость – ведь Россия ослабела. И никто не заменил её. И не заменит.

Поэтому там, где мы ещё можем хоть как-то заступить путь слезам и крови, где можем исполнить своё миротворчество, мы, русские, обязаны это делать!

Ну а кто, кроме нас, способен на это? Кто, кроме нас?

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев