> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 9'07

Анатолий Чечуха

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Анатолий Чечуха

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

ГУБЕРНАТОР – ПРОСВЕТИТЕЛЬ

В январе 1905 года, после известных событий на Дворцовой площади Петербурга, на место ушедшего в отставку назначается новый Министр внутренних дел А.Г. Булыгин. Именно он раз-работал проект закона об учреждении Государственной Думы. Но началась первая русская рево-люция, и о проекте забыли почти на год.
Не оставалась в стороне от революционных событий и Уфа: начиная с мая, беспрерывно шли собрания, стачки, забастовки. В мае же в летнем театре в саду Видинеева (нынешний парк Аксако-ва) стреляли в губернатора Соколовского, в октябре в Ушаковском парке прошли митинги, на ко-торые даже удалось вызвать растерявшегося нового губернатора Цехановецкого. А в декабре Со-вет рабочих депутатов, возглавляемый Иваном Якутовым, решил брать власть в свои руки: 9 де-кабря дружинники Совета открыли стрельбу по полицейским, намеревавшимся их арестовать. Но в тот раз полиция оказалась сильнее.
Цехановецкий был отозван, Соколовский, сославшись на болезнь после покушения, от воз-вращения в Уфу категорически отказался. В этой непростой обстановке Министерство внутренних дел назначает Уфимским губернатором Александра Степановича Ключарева.
Родился Ключарев 23 июня 1853 года. После окончания Московского университета, имея сте-пень кандидата права, поступил на государственную службу, которой отдал более сорока лет жиз-ни. Почему выбор пал на кандидатуру Ключарева? Может быть еще на посту Ставропольского, а потом Витебского вице-губернатора он показал себя человеком решительным и твердым? А, мо-жет, просто сам Ключарев почувствовал, что засиделся на вторых ролях? Как бы то ни было, всю ответственность назначения новый губернатор, скорее всего, понимал, хотя в Уфе, в отличие от Москвы, баррикад не строили, да и стреляли поменьше. Но это вовсе не означало, что в любой момент все не могло измениться – по численности рабочих крупных заводов Уфимская губерния была в России в числе первых. Да и солдаты, возвращающиеся с русско-японской войны, едущие по железной дороге мимо Уфы, вносили, мягко говоря, элемент нестабильности.
Словом, 27 декабря девятьсот пятого года А.С. Ключарев стал новым «хозяином» уфимского губернаторского дома.
Современники отмечали, что успех проводимых Ключаревым мер обеспечивался не репрес-сиями, а прежде всего «целым рядом строго обдуманных, успокоительных мер». Логическим про-должением такой политики стала и вся последующая деятельность Александра Степановича. При нем в губернии начали действовать около трехсот начальных школ, учительский институт в Уфе, заложено здание коммерческого училища. Уже одна только инициатива открытия школы огород-ничества и садоводства для мальчиков-сирот вызывает огромное уважение, особенно, если учесть, что участие губернатора в этом деле было столь велико, что железнодорожный разъезд, близ кото-рого она находилась, по высочайшему повелению получил имя Ключарева. А в июне 1908 года у А.С. Ключарева возникает идея возведения в Уфе большого здания – сразу и для театра, и для му-зея. Собрание представителей Уфимской губернии 30 октября 1908 года поддержало замысел гу-бернатора о возведении в нашем городе народного дома Сергея Тимофеевича Аксакова. Был обра-зован комитет по увековечению памяти Аксакова под председательством губернатора. После объ-явления конкурса на лучший проект здания-памятника, начался сбор пожертвований по всей Рос-сии.
30 апреля 1909 года состоялось освящение места постройки, и 14 сентября Аксаковский на-родный дом был торжественно заложен.
Девятьсот десятый год оставил заметный след в истории нашего края. В середине апреля у разъезда Горнов близ станции Юматово Ключарев открывает школу огородничества для мальчи-ков-сирот. 28 мая в селе Николо-Березовке на севере губернии случился большой пожар, о кото-ром узнали даже в Петербурге. В начале июля Ключарев прибыл на место бедствия, чтобы лично вручить погорельцам тысячу рублей, пожертвованных Императором. В это же время в Николо-Березовку приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна (сестра императрицы).
В конце июля Ключарев радушно принимал гостя из столицы – «царского фотографа» С.М. Прокудина-Горского, сделавшего тогда несколько цветных снимков Уфы. А в августе на станции Аксаково губернатор встречал нового гостя – Петра Аркадьевича Столыпина, председателя Совета Министров.
В апреле 1911 года Ключарева назначают начальником Симбирской губернии. А ещё через пять лет, видя, что растущие беспорядки можно подавить только «достаточной военной силой» и не желая принимать в этом участия, Ключарев добивается своего перевода в Петроград. Ключарев стал товарищем (заместителем) Министра внутренних дел. Чтобы оценить ранг последней его должности, необходимы пояснения. Некоторые, возможно, удивятся, узнав, сколь масштабна была роль МВД в дореволюционной России: помимо полиции Министерство ведало деятельностью почт и телеграфов, печати, руководило статистикой России. Имелся в МВД департамент медици-ны, а также переселенческое управление.
К сожалению, жизненный путь А.С. Ключарева после революции пока нам не известен.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДАМСКОГО КОМИТЕТА
На уфимской улице Тукаева стоит изящный двухэтажный кирпичный дом дореволюционной постройки с буквами М и С над входом. Некогда он принадлежал председателю дамского мусуль-манского комитета Марьям Султановой. В наши дни её имя носит медресе на улице Мустая Кари-ма.
В алфавитном списке должностных лиц и общественных деятелей г. Уфы, помещённом в справочной книге на 1908 год, указаны две Султановы: Марьям Исламовна и Марьям Тимербула-товна. Первая была женой муфтия Мухамедьяра Султанова и проживала в доме Духовного собра-ния. Вторая была замужем за сыном муфтия. Именно Марьям Тимербулатовне принадлежала усадьба на углу нынешних улиц Новомостовой и Тукаева (прежние названия – Спасская и Фро-ловская, позже Воскресенская). Она получила её в качестве приданого от отца – Потомственного почётного гражданина города Уфы Тимербулата Акчурина. В декабрьском номере газеты «Уфим-ские губернские ведомости» за 1896 год читаем: «Главный склад сукон в Уфимской губернии Вы-сочайше утверждённого торгово-промышленного товарищества Тимербулата Акчурина, находится на Фроловской улице, против каменной мечети, в доме Султановой. Продажа с 8 часов утра до 4 часов дня. Кроме праздников».
Акчурины – известные купцы и фабриканты Симбирской губернии и Поволжья во второй по-ловине XIX – начале XX веков. Акчурины строили и содержали мектебы, медресе, финансировали учебу талантливой молодежи в Симбирске, Троицке, Уфе, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму и за границей. Акчурины построили немало прекрасных мечетей в Симбирской, Самарской губерниях. Вместе с другими состоятельными людьми они финансировали сооружение мечетей в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде.
Тимербулат Акчурин (1835-1906) избирался гласным Симбирской думы, был присяжным за-седателем по г. Симбирску и Симбирскому уезду. Принадлежавшая Тимербулату Курамшевичу суконная фабрика в Гурьевке Симбирской губернии производила сукно, трико, бобрик, байку, а также шинельное сукно для российского военного ведомства. Вторая фабрика Т. Акчурина – Са-майкинская – выпускала почти полмиллиона аршин сукна в год. Значительные доходы давала и мануфактурная торговля Тимербулата Курамшевича. Акчурин являлся владельцем нескольких до-мов в Уфе.
Во время голода в январе 1881 года Акчурин открыл бесплатную столовую для малоимущих в деревне Старое Тимошкино. Ежедневно в ней питались от 150 до 320 человек, на эти цели трати-лось около 10 пудов хлеба, до 3 пудов конины и баранины, 30 фунтов пшена, 5 фунтов соли. За благотворительную деятельность Т. Акчурин в 1895 году был награждён золотой медалью «За усердие». В годы русско-японской войны при Гурьевской фабрике Акчурин открыл больницу для лечения больных и раненых. А в 1905 году он оказал значительную материальную и финансовую помощь жителям деревни Старое Тимошкино после пожара, уничтожившего 240 домов. Тимай-бай (так его называли в народе) лично руководил работами по оказанию помощи. Он обеспечил около 1000 человек погорельцев едой, одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.
Дочь Тимербулата Курамшевича Марьям – выпускница Казанской гимназии – ещё до замуже-ства мечтала, как и многие другие девушки из богатых и образованных семей России того време-ни, посвятить свою жизнь воспитанию и просвещению детей. В 1886 году, когда её выдали замуж за Арслана-Али Мухамедьяровича Султанова, супруги поселились в доме прямо напротив входа в мечеть.
В принадлежавшем Султановым же доме на Спасской, 10 (напротив Видинеевского сада – ныне сад Аксакова) супруги открыли школу для девочек из мусульманских семей. Значительные суммы супруги отдали на строительство медресе «Галия», помогали в его обустройстве. Как глас-ный городской думы Арслан-Али Султанов предложил учредить стипендии для показывающих отличные успехи в учёбе гимназистов из малообеспеченных семей. Он же явился одним из учре-дителей и, конечно, благотворителем Уфимского попечительства о бедных мусульманах.
Не отставала в делах благотворительности от мужа и Марьям Тимербулатовна. С 1906 года она – председатель дамского мусульманского комитета («Уфимского мусульманского дамского общества»), созданного для распространения просвещения среди мусульманок, открытия в этих целях школ, библиотек, читален, а также для оказания помощи мусульманским учебным заведени-ям губернии, учащимся гимназий, а также студенткам из мусульманских семей. Приют для маль-чиков-мусульман и престарелых также поддерживался возглавляемым Султановой комитетом. Впрочем, помогала Марьям Тимербулатовна не только детям: с благодарностью о ней вспоминал и один из преподавателей медресе «Усмания» ставший впоследствии видным политиком и ученым Ахмет-Заки Валидов. Через несколько лет в России было уже более 70 дамских организаций му-сульманок, но уфимская была первой.
После смерти мужа Марьям Султанова решила отдать дом-подарок отца под приют для дево-чек-сирот. К этому времени рядом на усадьбе уже стоял новый двухэтажный кирпичный дом с узорными буквами М и С над входом.
По некоторым сведениям, приют Марьям Султановой существовал до начала 1920-х годов. В уфимском справочнике 1925 года адрес Тукаевская, 29 упоминается лишь как адрес квартиры од-ного из совработников. В это время Марьям Тимербулатовне было около 60 лет. Умерла она в марте 1928 г

ПРОФЕССОР, СЫН КРЕСТЬЯНИНА
Двадцать шесть лет назад Башкирский сельскохозяйственный институт распространил не-большой буклет со следующим текстом: «27 июля 1981 года исполняется 75 лет со дня рождения и 55 лет научной, педагогической и общественной деятельности Заслуженного деятеля науки РСФСР и БАССР, доктора сельскохозяйственных наук Султана Нургалеевича Тайчинова. По просьбе юбиляра официального чествования проводиться не будет. Приветствия и поздравления можно направлять по адресу...».
В биографии С.Н. Тайчинова записано, что родился он в 1906 году в деревне Гайниямаковой Белебеевского уезда (ныне Альшеевский район) в семье крестьянина. Но полной правдой назвать это нельзя. Действительно, вокруг были аграрии и скотоводы (преобладали, конечно, последние, ведь от родной деревни Тайчинова до знаменитого на всю Россию кумысолечебного Андреевского санатория – ныне имени А.П. Чехова – рукой подать). А вот его отец – Нургали Тайчинов служил в армии. Он был каптенармусом, то есть начальником оружейного склада. Должность не рядовая, младшие чины обращались к нему не иначе как «Господин унтер-офицер».
А вот сын унтер-офицера в 1920-м в лаптях и дублёной шубе переступил порог Белебеевского татаро-башкирского педтехникума. Даже через полвека всех своих учителей Тайчинов мог назвать по фамилии. За усердный труд на техникумовском огороде ему преподнесли ценный подарок – лыковые лапти. Именно техникум дал Тайчинову базу той научной и человеческой основательно-сти, которой он позже выделялся среди остальных.
Свою трудовую деятельность Султан Нургалеевич начинал сельским учителем. Катастрофа сельского хозяйства, голод и страдания людей сыграли не последнюю роль в жизненном пути Тайчинова. Молодой учитель начинает понимать, что он может сделать для страны гораздо боль-ше. Вот почему после его настоятельных требований Наркомпрос откомандировывает его в 1926-м в Самару – в Средне-Волжский сельхозинститут для получения высшего образования. После окончания его Султан Нургалеевич работал ассистентом кафедры общего земледелия, позже учил-ся в аспирантуре. В июле 1930 года был создан Башкирский сельскохозяйственный институт. Ру-ководство республики придавало новому учебному заведению огромное значение, ему выделили одно из лучших уфимских зданий на улице К. Маркса – до революции в нём находилась Духовная семинария. С 1933 года кафедрой почвоведения института руководит Тайчинов. За многие годы при его участии подготовлены тысячи специалистов, а если учесть что параллельно он читал лек-ции по географии почв и основам сельского хозяйства ещё и в педагогическом институте имени Тимирязева (с 1957 г. – БГУ), то число учеников Тайчинова будет значительно больше.
В 37-м Тайчинов обобщил результаты многолетних исследований по вопросам борьбы с засу-хой и успешно защитил кандидатскую диссертацию при Тимирязевской сельхозакадемии в Моск-ве. Его работу заметил сам Василий Вильямс. Одним из оппонентов при защите был академик Прянишников, пред которым Султан Нургалеевич преклонялся, называя его отцом русской агро-химической науки. В том же году в знак высокой оценки труда молодого учёного правительство Башкирии выделило ему большую квартиру в доме специалистов – по знаменитому ныне адресу – Ленина, 2.
Следующие десять лет научные заботы Тайчинова касались проблем глубокой пахоты и борь-бой с разрушением – эрозией пахотного слоя. В годы войны, учитывая то, что многие квалифици-рованные кадры оказались на фронте, руководство сельхозинститута уделяет большое внимание просветительской работе. Лучшей трибуной для такой работы признаются страницы газет. Вот здесь-то как нельзя кстати пригодился чёткий и доступный для самых широких слоёв сельского населения язык доцента Тайчинова. Одна из главных тем его статей – сохранение влаги. Но уже в те годы учёный пишет и о других волнующих его вещах: севообороте и эрозии почв. Задолго до кошмарных «чёрных бурь» на осваиваемой казахстанской целине он с беспокойством говорит об их возможности.
Выступления в печати продолжались и после войны. В конце 1940-х Тайчинов защитил док-торскую диссертацию. Но главным своим делом он продолжает считать многочисленные научные экспедиции по районам Башкирии.
А жизнь неумолимо шла вперёд. Уже остались позади зародившие было большие надежды хрущёвские нововведения в сельском хозяйстве, уже были сказаны и благополучно забыты гром-кие лозунги о необходимости научного подхода к земледелию, к земле-кормилице. Пропаганди-руемые успехи сельского хозяйства давно стали сказкой, в которую мало кто верил: много лет страна покупала зерно за границей. Но Тайчинов понимает, что когда-нибудь здравый смысл по-бедит, что его работа будет востребована в полном объёме. Он продолжает готовить к печати свои труды, в 1975-м в Москве выходит подготовленный с его участием «Атлас Башкирской АССР». Авторитет Тайчинова стал столь высоким, что ему могли бы позавидовать самые большие началь-ники. Таким – умным, сильным духом и даже величественным Султан Нургалеевич и остался в памяти тех, кто его знал.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле