> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Екатерина Репьева

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

Webalta

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Екатерина Репьева

Несколько слов о группе «Машина времени»

«Машина времени» - верный индикатор прозападного направления российской попкультуры. Быть может, именно ориентация на Запад помогает состарившейся группе с тридцатилетним стажем оставаться на плаву. Но вот вопрос - имеем ли мы право назвать «Машину времени» группой самобытной и русской, если главной «мечтой» музыкантов является поездка за вдохновением в Лондон, туда, где топтала землю четверка «Битлз»?
Либеральная пресса «Машину времени» с удовольствием именует «культовой» рок-группой, присуждая ей статус «исторически значимого для России долгожителя». Но как бы сложилась судьба команды, если бы Андрей Макаревич, теперь наделенный званием корифея рок-музыки, получивший из рук Президента орден «За заслуги Отечества IV степени» (!), то и дело не совершал идеологически продуманных реверансов в сторону Запада?
Известно, что Андрей Макаревич неоднократно лил воду на мельницу либералов, не просто поругивая советское время с экранов телевизора и в СМИ, при этом, конечно же, не забывая нахваливать своих западных кумиров из мира музыки. Как-то раз с экранов ТВ он похвалился тем, что поддерживал в «совке» группу «Битлз», а она-то и сковырнула советскую власть! Какое самомнение! Какие мифы плетутся на наших глазах!
Свежее интервью в «Российской газете» опять тому подтверждение: мы узнаем, что «Машина времени» вернулась из паломнической поездки по Лондону. Так вот, отношение Макаревича к этой Мекке рок-н-ролла не то, чтобы трепетное, а какое-то даже унизительно подобострастное. Новый альбом группы записан на студии Abbey Road, где записывались «битлы». Либеральный журналист «Российской газеты», вторя восторженному Макаревичу, назвал его поездку в Лондон ни много, ни мало «прикосновением к вечности»! То есть, к Богу? Но если под «вечностью» эти люди подразумевают британскую андеграундную культуру, впитавшую опыт наркотического опьянения и послужившую отрыву молодежи от традиционных ценностей старшего поколения, то у русского человека такая псевдовечность вызывает недоумение.
Чуждо русскому человеку и это восторженное заискивание перед западными «гениями», потому что рабство культурное как-то незаметно способно превратиться в рабство духовное. И в молодости, и теперь Андрей Вадимович все так же равно почитает рок-н-ролльные команды «Битлз» и «Роллинг Стоунз», как будто бы забывая о богатстве и самодостаточности русской души, для которой у него как раз-таки доброго слова и не находится... Ни-ког-да! Восхищаясь опытом чужих кумиров, не загоняет ли себя и своих поклонников Андрей Вадимович в тупик?
Не беремся судить, так ли сегодня интересно творчество пожилых «машинистов» их поклонникам, но скажем об умении Андрея Макаревича выживать. Хотя музыкант не моргнув глазом заявляет, что чужд всякой политике, дела его говорят об обратном. Совсем недавно российский музыкант на пару с Леонидом Ярмольником собирал деньги на восстановление еврейского детского сада. И не в Москве даже, а в Израиле. И чего его туда понесло? Какие интересы?..
А началось всё с 1991 года, когда «Машина времени» организовала акцию на баррикадах в поддержку Б.Н. Ельцина. Что ж... Помнится, была у «машинистов» такая песня: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, / Пусть лучше он прогнется под нас». Оказывается, в жизни всё - с точностью до наоборот. И певец, чтобы выжить, творит дела, этому «миру» вполне близкие и понятные. Ведь иначе так и не поймаешь свою «птицу, цвета ультрамарин»…
Пару лет назад Андрей Макаревич, радуясь выходу очередного альбома, по неосторожности или нарочно позволил себе сказать с экрана телевизора: «Вы все сдохнете, а это останется». Он имел в виду новенький диск группы, название которого нам, к сожалению, не запомнилось. Останется ли в веках творчество Макаревича – это еще вопрос, но либеральная политика группы давно очевидна! Вспомним, как в 2003 году по случаю приезда к нам на Красную площадь сэра Пола Маккартни Андрей Макаревич комментировал «неоценимое» значение группы «Битлз» в деле борьбы с коммунистическим режимом. Как раз в тот же год Макаревич и получил свой орден… странное совпадение?
В передаче он высказывал мнение, что, мол, без «Битлз» и свежего западного бриза так бы и слушали мы рок-н-ролл по подвалам, стараясь уловить «Голос Америки» сквозь глушитель. Советская «тоталитарная» реальность в той телевизионной передаче, как будто бы посвященной концерту Маккартни, на самом деле рисовалась вполне определенно - ой какой страшной! Страшнее бывает только в рассказах грузинских представителей, когда те приезжают бить челом в США.
Помнится, пафос передачи разочаровал и вызвал недоумение у россиян – поклонников Маккартни, вместо записи концерта получивших лекцию на тему «Битлз против СССР». Ругать нашу страну, давшую Макаревичу образование, ему было не совестно! Хотя ни один из его музыкантов не отсидел в тюрьме и не подвергался преследованиям со стороны властей в советское время. Например, так, как Солженицын. Толстых, умных книг они не писали. Маленький Андрей Вадимович ходил себе в спецшколу с английским уклоном, куда его, вероятно, привела мама Инна Марковна, медработник. А, может быть, отец, архитектор. Вся-то трагедия - юного музыканта Макаревича отчислили из института, дабы «очистить ряды советских студентов от волосатой нечисти».
На том гонения Макаревича и завершились, потому что через пять лет он учебу продолжил. Потом была ещё едкая статья «Рагу из синей птицы», в которой шли ужасные намеки на диссидентство Андрея Вадимовича. Но ведь сегодня мы можем сказать, что автор статьи был прав. Макаревич и антисоветчик, и либерал. Так за что же поклонники группы тех времен грозились распять автора статьи? Андрей Вадимович с гордостью заявляет, что вращался среди авангардных художников, «затурканных советской властью». Но нелюбовь Макаревича к советскому, кажется, нам неискренней. Разве не в советское время группа заработала себе популярность и оказалась отмечена хит-парадом «Московского комсомольца»? В 1974 году «Машина времени» снимается в фильме «Афоня», участвует в одном фестивале за другим, получая отзывы в престижнейших изданиях, типа «Комсомолки». Значит, не так уж «душно» было в СССР? Не так уж однозначно плохо?
Хотя, конечно, именно либеральные политики и вознесли группу на самый высокий пьедестал. В 2003 году, народный (!) артист Макаревич становится еще и орденоносцем. Сегодня Макаревичу удается не только выпускать альбомы и вкусно кушать на передаче «Смак» его же собственной телекомпании, но и устраивать выставки графических рисунков. То есть, у этого человека и тогда и сейчас было немало возможностей для творческой реализации. Ныне, конечно, больше, не спорим. Но только потому, что темой его творчества никогда не был народ, его история, его будущее. Пел он о себе, любимом, о себе всегда пекся. Так сказать, самовыражался и в те далекие годы, и потом. Но об одном можно сказать совершенно определенно. Ныне Макаревич на вершине счастья. Поймал за хвост синюю! Может быть, потому, что ему стало особенно наплевать на то, как живут остальные, то есть, население страны. Ведь ни одной щемящей душу песни о голодных, безработных, нищих, страдающих. Макаревичи создали СЕБЕ сладкую и сытую жизнь. За это и боролись.
Можно лишь порадоваться удачному бизнесу предприимчивого Андрея Вадимовича, хотя, прямо скажем, умение вести дела сказывается и на его творчестве. Как известно, сегодня коммерчески-калькуляторские методы оценок, бытующие в экономике, распространяются даже на сферу искусства. Характеристика, к примеру, свежего фильма как «самого дорогого» и «самого кассового», должна, по мысли продюсеров, привлечь зрителей именно потому, что в создание картины вложена куча денег! Какая наивность!
«Неколичественные» факторы оценки произведения отходят на второй план и художественная сторона, информационная составляющая «продукта», или, как теперь говорят, «проекта», не играет решающей роли. То же в литературе и в музыке, производящих один за другим «бестселлеры». А Макаревич, как представитель «искусства» и обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», вряд ли что-то делает, чтобы подобной коммерциализации противостоять. Влиять на неё своим авторитетом. Не за то орден давался!
Неужели он всерьез полагает, что, озвучив для поклонников ту баснословную сумму, которую группе пришлось потратить на услуги иностранного продюсера, он подогреет в народе интерес к новому альбому? Довольно странно слышать из уст творческого человека фразы, больше подходящие работнику рынка: «Во сколько "Машине времени" в итоге обошлись почти месяц жизни и работы в Лондоне и сотрудничество с Хэмишем (именитым продюсером – Е.Р.)? В 300 тысяч долларов. Хорошо, что помогли спонсоры».
Музыканты «Машины времени» отлично понимают, что участвуют в конкурентной борьбе с представителями других музыкальных групп. И чтобы «победить» (продать больше всего пластинок, совершить большее количество гастролей), необходимо убедить аудиторию в своей «дороговизне», в сохранении преемственной связи с самым модным, что только можно вообразить – с божествами музыкального Олимпа, с группой «Битлз». Неужели необязательно через свое творчество внушать слушателям любовь к таким действительно вечным и «неприбыльным» понятиям, как Родина, семья, вера, пусть даже и в ущерб собственного дохода?…
И если для ведения сокровенного разговора на подобные темы придется выступать по подвалам и жертвовать популярностью в массах, то согласились бы сегодня на это музыканты из «Машины времени» или нет? Конечно, по-детски наивными могут показаться им подобные патриотические темы, когда за «вечное» принимается творчество английских музыкантов, а сам Президент Владимир Путин подчеркивает в своем блокнотике гедонистские строки из Омара Хайама: «Будь счастлив теперь!» Именно теперь надо успеть продать как можно больше своего продукта, потому что завтра на него, скорее всего, не будет спроса! НЕ такой уж он вечный! И единственной темой подобных людей становится либо нытье этих «охотников за удачей», что добыча мала, либо песнь торжества, что в карманах пополнилось. И как им не скучно жить на свете, господа?

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев