> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

3'07

Игорь Малютин

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Игорь Малютин

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В общественном укладе, претендующем на статус цивилизованного, не должно быть не только национального противостояния, но и самых незначительных конфликтов такого характера. Для того, чтобы общество достигло необходимой степени осознанности, а тем более, чтобы это естественное состояние закрепилось, нужна целенаправленная образовательная политика, не прекращающаяся даже в относительно длительные периоды бесконфликтного сосуществования представителей разных этносов. Без сомнения, ценить и даже любить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.
Проявляется двойная взаимосвязь, с очевидностью доказывающая, насколько неразрывным должно стать единение тех, кто в силу исторических причин сосуществует на одной территории, невзирая на разный уклад жизни, традиции, обычаи и культуру в целом. Однако, к сожалению, практически во всех ведущих европейских странах отмечается неуклонный рост националистических настроений. В повсеместную практику входят попытки решения международных, региональных и национально-религиозных конфликтов путем эскалации насилия. В последние годы мировое сообщество сотрясают террористические акты, межэтнические конфликты, межнациональные войны. Ксенофобия, националистические предрассудки, профашистские настроения становятся распространенным явлением. Проблема отношений между отдельными народами, между большинством и меньшинствами становится важной осью общественно-политической жизни каждой страны.
Как справедливо отмечает И.Г. Илишев, «Межэтнические конфликты, потрясающие в последнее время наш мир, вновь и вновь показывают человечеству, как хрупок мир, и как трудно его восстановить, когда нарушено равновесие. Трагедия Карабаха, Таджикистана, Приднестровья, Осетии, Абхазии, Чечни — это не только трагедия населяющих их народов, но и наша общая боль. Эти потрясения продемонстрировали всему миру, что защита прав народов на национальное самоопределение, на сохранение и развитие родных языков и национальных культур является необходимым условием для сохранения мира и стабильности во всем мире»1.
Экстремизм как социальный и культурный феномен является сложным и неоднородным явлением, имеющим свои типологические разновидности (политический, социальный, расовый, национальный, этнический, конфессиональный). Считаем, что большинство этнонациональных проблем может быть успешно решено лишь с гуманистических позиций, на основе диалога, доверия, открытости и взаимоуважения, выработки межкультурных толерантных норм поведения в условиях многонационального социума.
У человечества нет иного выбора, определил Альберт Эйнштейн, кроме как «быть единым или не быть вообще». А Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура считает: «Идти вперед можно, только возводя мосты взаимопонимания между народами и укрепляя тем самым непреходящую убежденность в том, что именно в единстве заключено многообразие человечества. Сегодня этому видению всемирного сообщества брошен насильственный вызов»2.
Не менее важный вопрос: на каком языке — вражды или мира — говорит сегодняшняя молодежь? Почему у современной молодежи сохраняются и даже усиливаются опасные настроения ксенофобии, этнической нетерпимости, агрессии к личности другого? Каковы пути продвижения идей толерантности в молодежной среде? Среди внешних противоречий современности следует отметить экстремизм, опасность распространения которого реальна, ибо влиянию его идей поддается прежде всего молодежь, не получившая жизненной закалки. Основное место в системе всех противоречий современного региона принадлежит внутренним противоречиям, источник которых обычно ищут в экономике. Большинство специалистов делает вывод, что при экономическом благополучии межнациональные противоречия или не имели бы места, или не проявлялись бы с такой силой и остротой. Проблемы подобного характера стали очевидны, когда в ряде регионов возникли конфликтные ситуации на почве межнациональных отношений.
Идеология экстремизма проявляет себя и в форме религиозного радикализма и фанатизма. Семантическое поле понятия «экстремизм» пересекается с понятиями «радикализм» и «нетерпимость». Согласно толковому словарю иностранных слов и энциклопедическим изданиям, термин «экстремизм» (от лат. extremus — крайний) означает приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).
В Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХI века. Поэтому неслучайно одной из пяти ключевых компетенций, принятых Советом Европы, «… которыми должны быть оснащены молодые европейцы», является компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе»3.
Предполагается, что образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. В современный период национальное многообразие в школьном образовании может стать источником для диалога культур (Россия), «единого в многообразии» (Западная Европа) и нивелировки, стандартизации и унификации этнических культур по американизированному поликультурному образцу (США).
Полиэтничность населения Российской Федерации, на территории которой представлено более 160 народов, диктует необходимость учета этнонационального фактора в реализации политики государственного регулирования межнациональных отношений. Э.А. Баграмов пишет: «Раздираемая на протяжении веков всевозможными социальными конфликтами, а в последнее десятилетие познавшая остроту напряженности и коллизий в межнациональных отношениях политического противостояния, Россия определила курс на достижение политической стабильности, упрочнение национального устройства, равноправие и самоопределение народов, целостность и неприкосновенность своей территории как стержневую идею новой Конституции».4
Учитывая асимметричный характер регионального строения России, особую актуальность приобретает сохранение «единого в многообразии», нахождение не только общих объединяющих черт в национальном самосознании этносов, но и проведение четкой воспитательно-образовательной политики, направленной на формирование в сознании молодежи позитивных ценностных ориентаций.
Неповторимый сплав элементов разных культур, сосуществующих разных этнокультурных традиций породили ряд особенностей, присущих российской цивилизации и выполнявших значимую роль на протяжении целого ряда общественно-исторических формаций. Такой особенностью, прежде всего, является толерантность в отношении чужих традиций. Чтобы усвоить особенности ино-культур и тонкости взаимоотношений между представителями различных национальностей на межличностном, межэтническом или даже внутриэтническом уровне следует учитывать, что межнациональная толерантность складывается из множества компонентов, но наиболее важными, по мнению В.И. Матиса, являются следующие виды знания:
1. Знание истории культуры своего этноса, ее традиций.
2. Знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения.
3. Знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса — партнера в мировой культуре.
4. Знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.
5. Знание языков, как своего родного, так и языка межнационального общения.
6. Эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способности к сопереживанию, умение поставить себя на место другого5.
К сожалению, в последнее время в российских СМИ стало появляться все больше сообщений об активизации неформальных группировок скинхедов экстремистской направленности. Известной аксиомой стал тезис о том, что чем масштабнее социальные преобразования, тем сильнее тенденция к образованию неформальных группировок, поскольку молодежный максимализм и гипертрофированное национальное чувство преимущественно в социальной среде крупного города рождают у подростков образцы нетолерантного поведения, явно противоречащие мысли великого Аристотеля «Город — единство непохожих». Это связано с тем, что «картины мира», отраженные в их сознании, принципиально отличаются от представлений старшего поколения, и открыто проявляемое негативное отношение к сверстникам другой национальности или вероисповедания требует выработки педагогических подходов коррекции подобного поведения.
Постоянные попытки посеять межнациональную и межконфессиональную рознь не только в регионах «Кавказского пояса» России, но и далеко за его пределами, в том числе и Приволжского федерального округа вызывают тревогу и опасение. Судя по участившимся террористическим актам, география которых охватила планету и нашу страну, недопустимо не учитывать эту тенденцию даже в столь благополучном и стабильном регионе, каким является Башкортостан, тем более что в условиях интенсификации миграционных процессов значительная роль в проявлениях экстремизма различного толка принадлежит молодежным группировкам.
В целях принятия эффективных мер социального регулирования межнациональных отношений с использованием ресурсов образовательной системы в 2000 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, в разделе 1.2 «Новые социальные требования к системе российского образования» обозначена особая важность расширения масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем большое значение приобретают факторы коммуникабельности и толерантности6. Определено, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Современный Башкортостан с каждым годом все более включается не только в общероссийские, но и в мировые процессы. Поэтому события международного масштаба имеют для нас важное значение, особенно если они касаются таких глобальных проблем, как обеспечение этноконфессионального мира и согласия. В последнее время становится все более очевидным, что к ставшим уже «традиционными» в нашей стране молодежным проблемам (алкоголизму, наркомании, беспризорности и бытовой преступности) прибавляется такое страшное явление, как национальный, религиозный и политический экстремизм. Как отмечается в Государственной программе «Народы Башкортостана» на 2003—2012 годы, «…межнациональные отношения в Республике Башкортостан характеризуются стабильностью и устойчивостью, что объясняется, с одной стороны, причинами объективными, или историческими, а с другой, субъективными, или политическими. В результате многовекового взаимодействия тюркских, славянских и финно-угорских народов на территории республики сложились устойчивые традиции взаимного уважения и терпимости. Национальные аспекты, присутствуя во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного общества, занимают важное место в деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан»7.
Формирование и внедрение в социальную практику населения Республики Башкортостан норм толерантного сознания представляет собой важнейшую задачу общественного развития. В Республике Башкортостан проживают представители более 130 национальностей, поэтому развитие этнокультурного образования, создание условий для диалога культур и приобщения к культурам мира, сохранение родных языков — важнейшие для республиканского образования задачи. По количеству изучаемых родных языков (14 языков) республика разделяет приоритет только с Дагестаном (17 языков).
Накопленный в Республике Башкортостан позитивный опыт межкультурной коммуникации свидетельствует о живом взаимопроникновении культур и духовном сотворчестве народов, проживающих на ее территории. Расположение Башкортостана на стыке Европы и Азии, перекрестке тысячелетнего движения различных народов и культур, привело к тому, что регион представляет собой уменьшенную модель самой России как уникального евразийского геополитического образования. Уникальный цивилизационный облик Урало-Поволжья, в состав которого входит Башкортостан, исторически формировался под воздействием мировых религий (ислама, христианства, иудаизма), языческих верований и самобытных форм этнокультурных систем многочисленных народов.
Представляющий нерасторжимое единство гражданский, духовно-культурный, конфессиональный и полиязыковой мир многонационального Башкортостана сложился на основе многовекового полилога национальных языков и культур, религий. Сложившиеся давние традиции межэтнических и межконфессиональных отношений характеризуются сегодня как стабильные и устойчивые. В качестве одного из важнейших индикаторов состояния этнических культур, безусловно, выступает полилингвальное образование, задача которого — сформировать у подрастающего поколения новое языковое мышление, способствующее, с одной стороны, осознанию учащимся необходимости изучения государственных и родного языка, а с другой — свою причастность к общечеловеческой культуре и важность освоения иностранных языков.
Возрастающая активность экономического и научного взаимодействия республики со странами мирового сообщества делает чрезвычайно актуальной проблему языковой подготовки молодежи. Языковой портрет выпускника школы немыслим без владения русским, родным и одним из иностранных языков, что сегодня становится основой успеха современного человека в полиэтничном социуме. Безусловно, в многоязычном социуме это сделать непросто, так как почти каждый из нас, по выражению Е.М.Верещагина и В. Г. Костомарова, является «личностью на рубеже культур».8
Сложившаяся ситуация диктует необходимость диалога общечеловеческой и национальной культур, интенсивного качественного обновления образовательного процесса, поиска каждым учебным заведением собственной модели дальнейшего эффективного развития. Каждое учебное заведение вне зависимости от профиля обучения призвано не только формировать у учащихся первичную систему гуманитарных, естественнонаучных и математических знаний, но и воспитывать их во всем богатстве позитивных отношений и проявлений по принципу: от этнического — к общечеловеческому.
В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия на территории Башкортостана представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов складывались прочные традиции добрососедства, взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости. В итоге почти 500-летней истории совместного проживания башкир и русских на территории современного Башкортостана в крае сложилась ситуация, которую с полным основанием можно рассматривать в качестве иллюстрации тезиса историка Л.Н. Гумилева: «Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они не создали обратную человекоубийственную систему мироощущения. Они относились к окрестным народам, как к равным. Пусть даже непохожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов»9.
В настоящее время сложившиеся давние традиции межэтнических и межконфессиональных отношений характеризуются как стабильные и устойчивые. Межнациональные отношения, уважение и миролюбивый менталитет народов, населяющих республику, определяют будущее Башкортостана как региона устойчивого развития, взаимопонимания и толерантности. Исторически сложившееся расположение Башкортостана на стыке Европы и Азии, перекрестке тысячелетнего движения различных народов и культур, привело к тому, что регион представляет собой уменьшенную модель самой России как уникального евразийского геополитического образования.
На наш взгляд, система формирования нравственной культуры у молодежи должна включать в себя все многообразие культурно-исторического наследия, особенно принимая во внимание своеобразный евразийский статус Башкортостана, то есть «евроцентризм» и «востокоцентризм». Применительно к региональной образовательной системе Республики Башкортостан можно сказать, что она этно-исторически и географически развивается по азимутам Восток-Запад.
В Республике Башкортостан программными методами государственного регулирования сформирована картина толерантного мультикультурного общества, где созданы все условия для гармоничного развития и сосуществования всех национальностей. Это объясняется тем, что в национальных республиках Приволжского федерального округа проблемы межэтнических отношений находятся под пристальным вниманием региональных органов власти, а также повышением эффективности функционирования правовых механизмов по противодействию экстремистской пропаганде.
В Башкортостане национальная специфика воспитания основана на позитивном историческом опыте старших поколений и лучших поликультурных традициях, на соблюдении обычаев, приобщении молодого поколения к духовной и материальной культуре этноса. Однако требуется корректировка ценностных ориентаций молодежи в соответствии с проверенными временем гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это можно лишь в процессе целенаправленной воспитательной работы.
Сегодня обществу остро необходима философия культуры мира как основа мирокультурного мировоззренческого потенциала, способного активно воздействовать на сознание граждан. Культура толерантности как культура поддержки разнообразия обладает огромным оптимистическим эволюционным резервом. Та страна, которая поддерживает культурное и языковое разнообразие, обладает множеством вариантов решений социокультурных проблем в кризисных ситуациях. Таким образом, культура толерантности как универсальная культура применительно к Башкортостану являет собой мост для диалога между Европой и Азией. В этом смысле толерантность выступает как результат воспитания культуры мира, являющегося профилактикой экстремизма.
Известный историк и антрополог, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая В.А. Тишков рассматривает с позиции «социальной антропологии» столь актуальные сегодня вопросы, как терроризм, экстремизм, национализм, сепаратизм, диаспоры, национальные меньшинства и т.д. Он убежден, что в основе региональных противоречий лежат не исторические или этнические причины, а «современные конфликты современных участников социального пространства по поводу современных проблем, при этом национальная рознь и агрессия подогреваются искусственно и намеренно»10.
Б.С. Гершунский, рассматривая проблему толерантности в системе ценностно-целевых ориентиров образования, считает, что именно эта сфера способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. В связи с этим он утверждает, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности — важнейшая стратегическая задача образования в ХХI веке11.
Сама история развития человеческой цивилизации есть красноречивое доказательство объективации диалога культур, когда встреча разных культурных миров (будь то отношения между европейцами и арабами, европейцами и китайцами, славянами и монголо-татарами, русскими и башкирами и др.), несмотря на различия и особенности, даже в условиях политического противостояния способствовала их взаимному культурному обогащению.
Первый шаг к формированию культуры толерантности — это знание истории народа, родного края, языка, обычаев предков, что возвышает человека, делает его сильнее умом, тверже характером, дает нравственную опору. История цементирует связь поколений, является мощным инструментом гражданского и патриотического воспитания. Сохранение этнокультурной самобытности через образование — это сохранение нравственного ядра, традиций, духовности, родного языка, национальной этики и эстетики — всего того, что составляет менталитет нации. Этническая идентификация в современном динамичном мире с большой социальной и географической мобильностью населения различных стран и регионов не только укореняет молодое поколение в этнокультурной традиции старших поколений, но и служит нравственным ориентиром, «компасом» в многокультурной среде, а также инструментом формирования толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде. Искажения и перекосы в этой сфере крайне отрицательно отражаются на процессе нравственного воспитания молодежи, зачастую сводя на нет все усилия института образования.
Образование в современном социуме выступает важнейшим инструментом национально-культурной идентификации формирующейся личности студента. В условиях мобилизации ресурсов этничности, возрождения духовных идеалов при одновременно усиливающейся тенденции вестернизации и глобализации проблема национальной идентификации личности и ее обращения к культурно-историческому наследию выступает на первый план. В этом контексте достижение оптимального соотношения, баланса между традиционными формами бытия и новыми реалиями действительности становится в том числе и образовательной задачей. Так, например, Башкортостан имеет многовековую историю, огромный духовный и культурный потенциал, глубоко выраженный в подвиге интернациональных героев Салавата Юлаева, Александра Матросова, Миннигали Губайдуллина и др.
Поскольку важнейшим компонентом социализации личности является этнокультурная составляющая, то учебные заведения, функционирующие в региональном образовательном пространстве Республики Башкортостан, должны кроме общедидактических (образовательной, развивающей и воспитательной) функций осуществлять и специфические, а именно:
языковую — развитие культуры родного слова, формирование отношения к родному языку как инструменту познания окружающей действительности, сокровищнице духовных начал и традиций народа;
генетическую — трансляцию этногенетической информации об этнической истории народа, его быте и национальной культуре и формирование у учащихся национального самосознания;
эстетическую — воспитание чувства национальной эстетики, художественного вкуса при восприятии прекрасных образцов материальной и духовной культуры;
социальную — преодоление ограниченного выбора профессиональной деятельности, освоение конкурентоспособных ниш (экономика, банковское дело, юриспруденция, информационные технологии).
Находящееся в процессе трансформации современное российское общество особенно уязвимо перед экстремистской идеологией. Молодежь как социальная группа в процессе драматических социальных перемен оказалась одним из наиболее уязвимых слоев общества, так как издержки радикальной смены социального строя в России (безработица, наркомания, криминализация, инфляция семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов) пришлись на период ее социализации. Экстремизм для молодежи тем более опасен, что он предлагает «простые» и «популярные» решения и импонирует решительностью в защите «наших» людей, «наших» ценностей и «нашей» страны. Однако известны и результаты, которые далеки от благих намерений. Российское общество и особенно молодежь сегодня слабо защищены от соблазнов экстремистской идеологии и политики, поэтому исследования природы и проявлений экстремизма столь актуальны и практически значимы.
Одним из основных путей решения проблемы подобного характера является гармонизация межнациональных отношений в образовательной среде. Важнейшая задача республиканской образовательной политики — достижение нового качества воспитания и обучения, которое соответствовало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовало диалогу национальных языков и культур. Экономические трудности, с одной стороны, и кризис прежних ценностей с другой, создали благоприятную почву для распространения экстремистских взглядов в молодежной среде. Манипуляция массовым сознанием молодежи в борьбе за «чистоту» национальной культуры, городов, улиц или рынков, формирование низменного стремления унижать или даже уничтожать людей с «не тем» цветом кожи, разрезом глаз, акцентом, верой чрезвычайно опасна потому, что она ведет к разрушению многонациональной государственности России, отторжению народов по разным «национальным огородам», превращению поликультурного населения в некое сообщество с инстинктами толпы. В силу этого задачу формирования толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма следует считать одной из важнейших задач современного образования.
Среди молодежи широко распространено пренебрежительное отношение в оценочных характеристиках представителей разных народов, типа «узкоглазый», «черномазый», или унижающих национальное достоинство людей, относящихся к другой культуре, расе, нации посредством употребления лексических определений — «ара» (армяне, кавказцы), «чукча» (по отношению к лицам не этой национальности) и т. п.
На организационном уровне, как показывают наши исследования, не наблюдается значительного количества молодых людей, являющихся членами партий и движений экстремистского толка. Молодежь национальных республик оказывается либо толерантной по отношению к представителям других этнических групп, либо терпимой, несклонной проявлять открытую враждебность. По крайней мере, в процессе специального опроса открыто никто не заявил о своей принадлежности к организациям экстремистского направления.
Ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодежной среде современного российского общества в этническом контексте выступают следующие категории: негативная этническая идентичность, межэтническая напряженность, интолерантность, национализм, расизм, шовинизм, ксенофобия. Ни одна из названных категорий не является абсолютно тождественной экстремизму, но в то же время бесконтрольное развитие каждой из них может с неизбежностью привести к самым трагическим последствиям экстремистских действий.
Сегодня крайне необходимы для реализации в образовательной системе профилактические программы, направленные на управление процессами конструирования межэтнического взаимодействия, с тем, чтобы потенциальный экстремизм не стал реальным со всеми вытекающими негативными последствиями. В этих целях необходимо создание защитных механизмов от проникновения в молодежную среду экстремистских религиозных и националистических взглядов.
Мы убеждены, что только наличие разносторонних духовных потребностей, высокий уровень развития нравственных и эстетических чувств могут противостоять разнообразным формам проявления неадекватного отношения к людям другой национальности и другой культуры. Практика показывает, что подобный уровень межнационального общения в молодежном коллективе не складывается сам собой. Эта работа требует деликатного вдумчивого подхода, кропотливой воспитательной работы.
Общество крайне заинтересовано в том, чтобы у молодежи формировалось мышление открытого типа, пробуждался интерес к диалогу сторонников разных мировоззрений, не было взаимной предубежденности между сверстниками разных наций, отношения строились на основе терпимости, согласия и взаимного уважения. Рассмотренные тенденции не дают исчерпывающей характеристики современной молодежной поликультурной среды. Ценностные ориентации, разделяемые в настоящее время молодым поколением, пока нельзя назвать ни всеобщими, ни ведущими. Однако они являются отражением проблем общества и дают основу для размышлений о том, каковы будут ценностные ориентации россиян ХХI столетия.

Примечания:

1 Илишев И.Г. Национально-культурная политика в Республике Башкортостан// Информационный бюллетень № 4 (44): О национально-культурном развитии народов Республики Башкортостан/Администрация Президента Республики Башкортостан. Под ред. Ямалов М.Б. и др. — Уфа, 2005. — С. 4.

2 История человечества. Россия. Том VIII. Под ред. А.Н. Сахарова. — М.: «Издат. Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003. — С. 2.

3 Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 году.

4 Баграмов Э.А. Многонациональный народ России/ Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Под ред. М.П. Мчедлова и др. — М.: Республика, 2001. — С. 436—438.

5 Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Дис. д-ра пед. наук. — Барнаул, 1999. — С.140.

6 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Директор школы. — 2002.– № 1. — С. 9.

7 Государственная программа «Народы Республики Башкортостан» на 2003—2012 годы.

8 Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Русский язык, 1990. — С. 156.

9 Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погасла. Сборник эссе, интервью, стихотворений, переводов. — М.: Айрис-пресс, 2002. — С. 79.

10 Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997. — 532 с.

11 Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. — 2002. — №7. — С. 3—13.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле