> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Фёдор Кузмичёв

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2007 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Фёдор Кузмичёв

Гимн рязанской семье

15 октября 2007 года в Малом зале ЦДЛ в рамках клуба «Новая книга» состоялось обсуждение новых книг известного прозаика Владимира Пронского. На этот раз автор представил роман «Племя сирот» и сборник избранных рассказов «Лёгкая дорога». Обе книги, как и роман-трилогия «Провинция слёз», вышли в издательстве «Голос-Пресс», с которым у автора сложились добрые творческие отношения. Вела вечер Лидия Сычёва.

В Малом зале ЦДЛ.

Лидия СЫЧЁВА, прозаик:

— Труд писателя тяжёл, труд романистов тяжелее вдвойне, и можно только удивляться и восхищаться их умением при разработке множества сюжетных линий, когда показываются судьбы десятков героев. Это настоящее мужское дело, которое под силу настоящим литературным богатырям, в том числе и Владимиру Пронскому, творчество которого мы сегодня обсуждаем. Думаю, что вечер пройдет с обоюдной пользой, а наше обсуждение будет корректным и конкретным.
Далее ведущая предоставила слово автору, рассказавшему о работе над романом «Племя сирот» — логическим продолжением его известной трилогии «Провинция слёз».

Вели вечер Владимир Пронский и Лидия Сычева.

Владимир ПРОНСКИЙ, прозаик:

— Когда-то трилогия «Провинция слёз» задумывалась мною именно в таком композиционном виде, в каком и пришла к читателям. В ней подробно прослежена жизнь крестьянской семьи из Рязанской глубинки и главной героини Надёжки Савиной со всеми горестями и редкими радостями. Перед читателями прошла вся жизнь простой русской женщины, закончившаяся к началу перестройки, которую её дети, неожиданно ощутившие себя взрослыми сиротами, приняли по-разному: кто-то остался прежним, кто-то растерялся, кто-то, наоборот, сумел приспособиться, даже наловчиться жить по-новому, и разница во взглядах на жизнь не способствовала взаимопониманию. Возникали конфликты, мешавшие проявлению истинно братских чувств. Поэтому был искус продолжить законченную книгу, но сделать это оказалось невозможно, потому что это была уже другая история. Требовалось время на осмысление происходящего. В результате родился роман «Племя сирот», в котором я попытался показать всю сложность перехода от одной политической формации к другой. К тому же сама быстро меняющаяся действительность, когда ломалась привычная жизнь, когда коренным образом рушились устоявшиеся взгляды, заставила пристально вглядеться в героев будущего романа, прототипы которого, что называется, на своей шкуре испытали все «прелести» этого почти неуправляемого стихийного перехода. На их глазах, как и на моих собственных, рушилась привычная жизнь, — хорошая она была для кого-то или плохая — это другой вопрос, — корежившая и разрушавшая мечты. Бурные события начала девяностых годов минувшего века только подталкивали к их осмыслению, желанию понять происходившие процессы в стране — как политические, так и экономические.
Теперь, когда этот роман увидел свет при помощи большого любителя отечественной литературы предпринимателя Владимира Иванова, у читателей есть хорошая возможность высказать своё мнение, возможные замечания, которые я с благодарностью приму. Так же хотелось бы выслушать мнение о книге избранных рассказов «Лёгкая дорога». Это, думаю, будет сделать легче, так как большинство рассказов, вошедших в неё, неоднократно публиковались.

Выступает Светлана Руденко.

Светлана РУДЕНКО, критик:

— Главное, что отличает прозу Владимира Пронского, — это теплота и сострадание. Если говорить о новом романе, то сперва хотела сказать о грандиозности замысла его трилогии, которую я бы назвала семейной сагой. Время, о котором повествует автор, длится более шестидесяти лет. На мой взгляд, в трилогии самая сильная книга — это первая, она наиболее образна, точна. В ней автор показал себя настоящим мастером художественного слова. Особенность первого романа — в его полифоничности. Он густо заселён героями, в отличие, скажем, от последнего романа, события в котором, в основном, показаны глазами одного героя. На первый план выступает Владимир Савин — средний сын Надёжки Савиной, вольно или невольно, взявший на себя заботы по собиранию и сохранению савинской семьи. Эпоха дается глазами одного человека, но с другой стороны в главном герое романа «Племя сирот» показано почти всё то, что прошли люди в первой половине девяностых годов: был безработным, «челноком», случайно попал на работу в полукриминальные структуры, потерял друга у Белого дома, сын был ранен в Чечне… Всё сложное непредсказуемое перестроечное время отразилось в судьбе героя. И всё-таки, если суммировать впечатление от четырёх книг о Надёжке Савиной и её детях, то каждый из романов Владимира Пронского — это сага матери, селу, человеку, оторвавшемуся от своих корней, но все-таки не забывающему о них. В этом и есть главная заслуга автора.

Евгений ЮШИН, поэт, главный редактор журнала «Молодая гвардия»:

— Моё слово сегодня будет кратким, как и рассказы Владимира Пронского, которые мы с удовольствием публикуем в нашем журнале. Большинство рассказов из книги «Лёгкая дорога», куда вошли рассказы, написанные за последние тридцать лет, опубликовано именно у нас. Что мне дорого в его рассказах? В них есть судьба, характер человека, которые трогают душу, а умещается они на коротком пространстве, иногда на двух-трёх страницах. Такие короткие, ёмкие рассказы сейчас почти не пишутся, а если и пишутся, то неимоверно длинные, и, подчас, читая их, не понимаешь жанр литературного произведения. Одним из уникальных творческих качеств обсуждаемого автора — его умение ёмко сказать главное, судьбоносное через боль, переживание, чего в нашей теперешней литературе не часто обнаружишь.

Иван УХАНОВ, прозаик:

— Трилогию «Провинция слез», презентация которой проходила два года назад в этом зале, я воспринял с чувством радостного приобретения. В её авторе, Владимире Пронском, я впервые разглядел по-настоящему не только одаренного собрата по перу, но и единомышленника в понимании сути и цели литературного дела.
Меня, выходца из большой крестьянской семьи, покорило глубокое, достоверное, прямо-таки дотошное знание автором жизни простых тружеников земли, умение точно, в мельчайших деталях и подробностях передать самый склад их мышления — все то сокровенное и великое, что принято называть душой народа.
Вспоминается высказывания Хемингуэя о том, что нет на свете дела труднее, чем писать простую честную прозу о человеке. Эта глубокая простота у Пронского обнаруживается не только в выборе и показе характеров и судеб персонажей, но и в самом стиле и архитектуре повествования. Автору чужды головокружительные сюжетные ходы, всевозможные литературные новации, изыски, прикрасы. Именно отсутствием прикрас и сильны его произведения. Они естественны, бесхитростны, потому что автор любит своих героев, искренне сопереживает им, и тут уж не до высокопарного слога.
Эти качества явственно проявились как в четырех книгах романа, так и в обсуждаемом сегодня сборнике ёмких, психологически выверенных рассказов.
Пользуясь случаем, хочу отметить ещё одно важнейшее достоинство этого прозаика, которое освещает, генерирует все его творчество. Достоинство это — характер Пронского. А характер — это судьба человека, у писателя же — судьба литературная.
Нынче, когда в обществе смещены, отуманены нравственные ориентиры, когда государство отвернулось от людей художественного труда, жизнь писателя резко осложнилась, и, чтобы творчески выстоять, нужно иметь не только талант, но особую силу духа, железную самодисциплину. Работать ему нужно упорно, каждодневно, с полной нагрузкой. Вопреки всем козням, лишениям и передрягам.
Именно так работает Владимир Пронский, и эта его всепоглощающая отдача делу — верный залог его новых творческих успехов.

Пётр АЛЁШКИН, прозаик, издатель:

— Последние пять книг Владимира Пронского были изданы в нашем издательстве. И всё-таки я считаю, что ему не повезло. Родись он родился ранее, то его имя было бы известно миллионам читателей, его книгами зачитывались современники. Ему бы были присуждены государственные премии. Но, к сожалению, зрелость к нему пришла в смутное время, когда настоящая литература мало интересовала тогдашних руководителей страны. Если бы он жил где-нибудь во Франции или Швеции, то его имя гремело бы на весь мир, произведения переводились на многие языки мира, но, к сожалению, так сложилось его литературная судьба, что настоящая слава ждёт его впереди. Многие его ровесники тоже могли бы прославить своё имя, но это время их «убило», так как они оказались слабы перед обстоятельствами, но Владимир Пронский не сдался, продолжал и продолжает писать книги, издавать свои произведения. Его произведения будут изучаться в школе. Как сказала Светлана Руденко, его герои живые, психологически достоверны, им веришь, за ними следишь, переживаешь. Почти все они — обычные люди, но как раз их и тяжелее всего изобразить. По его произведениям через тридцать-пятьдесят лет будут изучать теперешнюю жизнь.

Нина ЧЕРЕПЕННИКОВА, прозаик:

— В каждом поколении людей возникают жизненные доминанты, безжалостно ломающие привычный уклад жизни, устоявшиеся отношения; особенно несладко бывает тогда, когда рвутся родственные связи. Примером тому может служить обыкновенная русская семья, в жизни которой наглядно отразились все перемены, ставшие результатом политического переустройства страны. Поэтому свалившиеся реформы стали для героев романа «Племя сирот» настоящим испытанием, вынудили сполна почувствовать непредсказуемость постперестроечного периода и понять круто изменившиеся взаимные отношения. Автору трилогия «Провинция слёз», а теперь и романа «Племя сирот», являющегося логическим продолжением трилогии, удалось увидеть и проследить все нюансы жизни на вид простой и незатейливой сельской женщины. Тонко подметить все препятствия, все тернии, видимые и невидимые окружающим, из-за которых ещё с молодости пролито много горьких слез Надёжки Савиной. При этом автор густо ввел в роман детали сельского быта, который хорошо знает. Создается впечатление, что между личностью писателя и его трилогией нет зазора. Автор как будто живет в своих героях. Не случайно Владимир Личутин, прочитав роман «Провинция слёз», заметил Пронскому: «Всё точно так и было». Да, много горестей выпало на долю Надёжки... Потеряв мужа на войне, она безропотно переложила мужскую работу на свои плечи. Но так уж устроена русская женщина: трудности только формируют ее характер и придают сил. Но какой великой ценой это достигается, знает только сама героиня. Да ещё автор. И льются видимые и невидимые миру слёзы сельских женщин.

Говорит Геннадий Старостенко.

Геннадий СТАРОСТЕНКО, прозаик, критик:

— Прежде всего, хочу сказать: проза Пронского обширна, степенна, как и сам автор. Всё, о чём пишет он, пропитано заботой о родственном наполнении. Он увидел главную нашу беду: распад семей, нарушение родственных связей. Всё, что пытались и пытаются активнейшим образом из-под нас выбить. В этом стремлении автор добивается несомненных успехов. В отличие от Светланы Руденко, сказавшей, что ей особо понравилась первый роман из трилогии, мне показался более волнующим последний роман. Почему? По-тому что в нём более сильно, на мой взгляд, звучат социальные моменты. Хотя и показалось, что автор излишне много внимания уделяет быту, чем в какой-то мере снижает подачу социального напряжения, витавшего в стране в девяностые годы. И это при том, что действие романа мне очень близко, так как я сам выходец из села. Хотелось бы сказать два слова о языке произведений Пронского. С одной стороны он прост, но с другой стороны, как мне кажется, нельзя искусственно отяжелять повествование излишними бытовыми подробностями, хотя и помогающими увидеть картину романного действа. Поэтому хотелось пожелать автору более гармоничного исполнения своих замыслов.

Валентина ТРУБИНОВА, библиотекарь:

— Прежде чем сказать о последней книге, я хотела бы вспомнить о первой встрече с её автором, когда он подарил одну из своих первых книг. Она была тоненькая, и, придя домой, не раздеваясь, я начала читать и, пока её не прочитала, так и стояла у косяка в прихожей… Трилогия же произвела такое впечатление, что, читая её, я неоднократно плакала. О новом романе «Племя сирот» могу сказать следующее: он очень своевременен, звучит как напоминание всем нам о том, что нельзя забывать родных и близких, необходимо всеми силами поддерживать родство, потому что если будут сильными наши семьи — будет сильна и страна. Читая эту книгу, я сразу причислила к сиротам не только детей Надёжки, но и себя, всех нас. Мы тоже стали сиротами в перестроечное время, были брошены в родной стране на произвол судьбы, когда не знали, что будет с нами завтра. Мы не жили, а выживали, как герои Пронского, и давно стали чемпионами по выживанию.
Очень хочется, чтобы и «Провинция слёз» и «Племя сирот» вышли большим тиражом, были экранизированы. И дай Бог, чтобы моя мечта сбылась.

Из книги "Легкая дорога" читает Михаил Зубавин.

Михаил ЗУБАВИН, поэт, прозаик, главный редактор журнала «Проза»:

— Выступающие более говорят о романах нашего автора, а я хочу сказать о нём, как о прекрасном рассказчике, одном из лучших в России. Взять, к примеру, такой его рассказ, как «Цапля», который явился образцом для школьного сочинения на тему милосердия и сострадания. Сочинение для школьников, написанное по нему, «вывешено» в Интернете на полудюжине сайтов. Или рассказы «Листопад», «Прощай, дорогая Манюня!», принесшие автору звание лауреата престижных литературных премий. И дело даже не в лауреатстве, которым в наше время никого не удивишь, а в том, что для меня является более важным: рассказы Пронского заставляют думать, захватывают душу, не оставляют равнодушными.

Веселин Георгиев.

Веселин ГЕОРГИЕВ, писатель, драматург, член Союза писателей Болгарии:

— Мне приятно участвовать в обсуждении творчество замечательного писателя. Мы с ним знакомы пять-шесть лет и за это время я успел познакомиться со многими его произведениями. Книгу «Лёгкая дорога» я прочитал с большим удовольствием и согласен с М. Зубавиным, что в лице нашего автора мы имеем отличного рассказчика. Впечатление та-кое, что сразу видно большого мастера. Он владеет прекрасным языком, у него образная речь. Во всех его рассказах чувствуется большой жизненный опыт, хотя дарование Пронского таково, что рассказы, написанные и тридцать лет назад, и в последние годы, примерно равнозначны по мастерству, что говорит о том, что он сохранил в себе заложенные природой качества сочинителя. Он остается последовательным в своём творчестве. Три рассказа из этой книги я перевел на болгарский. Это «Развод», «Беда», «Прости, ворона!» Думаю, что они выйдут в Болгарии. Все они — и не только — достойны внимательного прочтения.

Зоя ГУБАНОВА, преподаватель:

— Когда, почти случайно, я прочитала трилогию «Провинция слёз», то она произвела на меня огромное впечатление. Я так прониклась этой книгой, что сейчас не могу не сказать добрые слова в адрес автора. Уже в самом названия трилогии заложена моя биография. Я читала эту книгу и думала, что она обо мне, о моей семье. Это целый пласт нашей жизни. Автор по-житейски мудро высказал все то, что приобрел от жизни, что дал ему опыт, знание психологии людей. Поэтому хочу пожелать ему здоровья, а так же всем его друзьям, которые пришли сегодня поддержать, сказать добрые слова, которые он вполне заслужил.

Владимир Иванов.

Владимир ИВАНОВ, предприниматель:

— С Владимиром Пронским я познакомился, будучи в издательстве «Голос-Пресс» в гостях у Петра Алёшкина. Там и услышал впервые об этом авторе, хотя, как понял позже, о нём надо было давно знать. Навёл справки, и Пётр Фёдорович отозвался о Пронском, как о прекрасном писателе, в чем вскоре я и сам убедился, прочитав его роман «Провинция слёз», несколько статей о нём и по-настоящему заинтересовался самим автором. По-моему, в наше время никто не пишет о матери с такой теплотой, заботой и любовью. Поз-же созвонились, встретились. Узнал, что у него в столе лежит новый неопубликованный роман, и не мог не помочь в его издании. Все названия его романов «стреляют», берут за душу. Такому автору нельзя отказывать в помощи.

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев