Юрий Горюхин
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Юрий Горюхин

2007 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Суждения

Юрий ГОРЮХИН

Как вернуться на «главную»?

Современная молодежная сетевая литература глазами предвзятого читателя

Время от времени любой человек, прочитавший более десяти книг сверх школьной программы, задается вопросом: как там современная литература, что сочиняет племя молодое незнакомое, кого нынче сбрасывают с корабля современности и куда течет загадочная речка Мэйнстрим? Задался этими вопросами и я, а, задавшись, решил, что лучше молодого современного креативного и незакомплексованного литератора на эти вопросы мне не ответит никто.
Меж тем, найти молодого литератора сегодня очень просто. Не нужно бегать в поисках литкружков и литтусовок по адресам полуподвальных и чердачных помещений, перелистывать кустарные альманахи и самодельные журналы – все мало-мальски марающие бумагу уже давно в «паутине». Поэтому «конектемся», заходим в Интернет, выбираем первый попавшийся поисковик и получаем столько литературного добра, сколько нам и не снилось. Я, например, по первому же запросу получил 1658 сайтов, каждый из которых содержал в себе от нескольких десятков до несколько сотен авторов.
Сразу же возникает резонный вопрос: как все это прочесть и выстроить хоть в какую-то систему? Читать все подряд – безумие. Уже от самого первого знакомства с молодыми сетевыми литераторами мозги напрочь забиваются «детским мылом» и корректно воспринимать что-либо нет никакой возможности. Поэтому попробуем выделить общее, отринув частное.
Из чего состоят литературные сайты? Да примерно из того же, из чего и не литературные. Большого разнообразия тут нет, да и вряд ли оно возможно. Стандартное меню: Главная, О проекте, Авторы, Произведения, Форум, Новости, Архив – что тут еще придумаешь? Качество и удобство сайта зависит от профессионализма веб-мастера, и если из любой точки виртуального творения нет возможности вернуться на главную страницу, то сайт смело можно считать дилетантским. К слову, путешествуя по гиперссылкам сетевой литературы, желание «вернуться к Главному» возникает постоянно, потому что в бесконечном трепе сопутствующих форумов можно быстро забыть, что собственно задекларированно создателями странички, сайта, портала. Прежде чем перейти к этим самым целям и задачам, хотелось бы поделить молодежную сетевую литературу на три смыслообразующие части. Первая часть – это несколько одноклассников-однокурсников или гордых, непонятых учительницей по литературе одиночек, решивших выложить на бесплатной интернет-страничке с запоминающимся названием вроде «Generation XY» или «Холм поэзии» все, что родило их литературное сознание. Вторая часть – Интернет-ресурсы с устойчивым финансовым обеспечением, служащие молодой сетевой литературе на профессиональной основе и распространяющие ореал своей деятельности далеко за пределы «паутины». Называется такой почти государственный орган обычно солидно: Интернет-журнал молодых писателей России «Пролог», портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям. Третья часть – сообщества, позиционирующиеся как полностью альтернативные бумажной «ретроградной» литературе, декларативно самодостаточные и довольно заносчивые, но почему-то, при случае, не гнушающиеся публикациями за пределами гиперпространства. Называться могут однозначно «Альтернатива» или с интригой: «Неоновая литература», «TextOnly». Поделив «живую сетевую литературу» на три части, вспомним и о «мертвой». Парадокс сети в том, что необновляемый два-три года сайт может висеть в паутине, даже пылью не покрываясь. Представьте, к примеру, любой бумажный литжурнал, выпускающий на протяжении пяти лет один и тот же номер. Так проект «Курицын-weekly» почил в бозе в августе 2002 года, но до сих пор радует своих поклонников, возможно, как памятник русской сетевой литературе. Собственно, особых возражений по поводу этих трупов нет, пусть себе, словно мухи в паутине болтаются на ветру, лишь бы, как выше упомянутый Курицын, ставили дату своей «кончины», чтобы не вводить в заблуждение давно отшумевшими новостями читателей. А то, могущий быть очень полезным для занятого любителя изящной словесности ресурс «Рейтинг литературных сайтов» вывесил этот самый ретинг в 2004 году и так и завис в ступоре.
Но перейдем к существу дела. Нет ничего нагляднее примеров, поэтому слово первоисточникам. «Представление о литературе как о сфере поиска и производства новых смыслов (а не трансляция уже известных с развлекательными или дидактическими целями) и концепция эстетического плюрализма, готовность приветствовать любой художественный язык, позволяющий сказать нечто новое и существенное». (Союз молодых литераторов «Вавилон», ныне «переосмысленный в проект «Арго»)
«Добро пожаловать на наш уютный островок русской литературы, который всегда рад своим посетителям и стремится одарить их самым драгоценным богатством русского языка – красотой его слова. Специально для вас мы стремимся найти самые первые изумрудно-зеленые ростки новых талантов. Они сами тянутся к свету, но без читательской любви они погибнут…» ну и т. д. («Раскрытая книга». Библиотека творчества малоизвестных авторов)
«Самое главное отличие от других проектов – отсутствие глубокого сакрального смысла. Здесь пишут, читают и обсуждают стихи, и все. Ничего больше, но и не меньше». («Последняя Ведьма»)
«За неподобающее поведение, оскорбления в адрес пользователей сайта и провоцирование конфликтов удален автор «Одинокий Скиф» («Avtor.net – Фантазии молодежи»)
«Текст важен не как результат, а как событие. Text only, - это текст интересный прежде всего своим внутренним движением, а не социальными, групповыми или поколенческими обоснованиями. Но эта динамика в каждом тексте уникальна. Мы делаем то, что интересно прежде всего нам самим – сопоставляем по мере сил в одном пространстве актуальных авторов и живые тексты. Пытаемся уловить многомерный, летящий поток». («TextOnly»)
«На сервере зарегистрировано 45290 авторов, сейчас 0 в сети. Если вы пишите прозу – станьте нашим автором!» («Проза.ру»)
«Мы, графоманы, – всегда в свободном полете. Нам не надо целовать причинные места руководителей творческих союзов и кланятся редакторам, нижайше испрошая их поместить наши три строчки в какие-либо издания. Мы парим в пространстве по зову души, а не по необходимости зарабатывать себе этим на хлеб наш насущный». (Сетевой журнал «Графоман»)
«Литературный портал создан с целью глумления над сетевыми графоманами. Скажи графоману, что он – графоман. Напиши ему ССК, заставь вкусить сладость КГ, влепи смачно АМ. Каждому члену неоновой банды в жизни придписано три вещи – посадить ж.. на стул, вырастить п.., убить графомана!» («НеоНовая литература: декаданс, эротика, психоделика»)
«Здесь вы найдете все, что касается этики стихосложения. Первая рубрика – это учебник стихосложения “Этика стихосложения”, в котором описаны основные правила “поэтического этикета”, приведены примеры с объяснениями». (Литературный журнал «Lunaris»)
Как легко убедится, - молодых литераторов куда только не кидает их креативное мышление. Найти можно все - от опусов на тему «Как мало прожито, как много пережито», до ликбеза по стихосложению. Полно эпатажа и экстремизма. Авторы сочинений и высказываний часто предпочитают настоящим фамилиям клички-псевдонимы, обитают в пространстве только одного сайта и очень напоминают тусовку в облюбованном с начальных классов подъезде в доме около школы. Только пишут Менестрели, Мандаринесы, Сарториусы и Вовычи теперь не на обшарпанных стенах, а выкладывают свои осмысления жизни на родном портальчике. Накатает Паша Оптимист рассказик, тут же Гриша1974 вместе с Тенью Солнца выставят ему оценки, и будет Паша целую неделю в топе по прозе, пока его не разнесет Летящая и не поставит на его место Спирито. Вот так и рождается та самая сететура, которая замещает собой для мальчиков и девочек литературу. Можно в этой ситуации пробовать впрягать коня и трепетную лань в одни литературные сани, как это пытается делать журнал «Новый мир», обозревая сететуру на своих страницах, но вряд ли таким гибридным способом возможно что-то изменить. Процесс распада на электронные составляющие не остановить, на смену сайтам и порталам давно уже пришел великий и ужасный Живой журнал, теперь уже без умственных и финансовых усилий абсолютно любой желающий без никакой цензуры, идей и мыслей может стать сетевым литератором, публицистом, да кем угодно, хоть садистом и мазохистом.
Возвращаясь с работы домой, сократил путь и прошел через гаражный массив. В одном из гаражей сидели юнцы и дули из баллонов пиво. Мелочь и закурить не спросили – слушали какого-то рэппера, речитативом рассказывающим им с помощью трех матерных слов, как непроста их подростковая жизнь, сколько таит она в себе испытаний, поэтому к подвигу надо быть готовым всегда. Подумалось: «Тоже ведь в каком-то смысле поэзия, современная литература, ё-моё…».

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев