> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > МОЛОКО
 

Лидия СЫЧЕВА

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

О проекте
Проза
Поэзия
Очерк
Эссе
Беседы
Критика
Литературоведение
Naif
Редакция
Авторы
Галерея
Архив 2006 г.

 

 

XPOHOC

Русское поле

МОЛОКО

РуЖи

БЕЛЬСК
ПОДЪЕМ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
СИБИРСКИЕ ОГНИ
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ

Менялы в храме культуры

Современная культура — зона повышенной опасности. Об этом думалось в новогоднюю ночь, глядя на ее телевизионное отражение. Обновилась артель? Поднялась в юморе выше пояса? Нет, все осталось, как и год назад, только стало еще непотребнее. Это все тот же куршевель для людишек класса ниже среднего. В такую теленочь вдруг с тоской вспомнилась реклама — как бы ни была она назойлива и надоедлива, а все же она разбавила бы этот вал пошлости и скудоумия...

Конечно, телевизор — это всего лишь “кривое зеркало” современной культуры и современной России. Это утешение обычно приходит в голову, когда мы размышляем о духовной жизни общества. Но не обманываем ли мы себя ложными надеждами? Ни другой жизни, ни другого времени, ни другой страны, ни другого телевидения у нас уже не будет. “Дайте свободу, суки!” — поет с экрана Филипп Киркоров. Все мы это видим каждый день (в выходные и праздничные дни в удвоенном объеме). Видим и соглашаемся с оценкой известного политика, что налицо дебилизация населения. Терпим, смиряемся: журналисты, деятели культуры, депутаты, сенаторы, члены Правительства, мэры, префекты, священнослужители...

+ + +

В Государственной Думе проходили парламентские слушания, посвященные формированию нравственных идеалов в современных СМИ. Людмила Ростощенкова, представитель Гостелерадиокомпании Хакасии, поделилась своими впечатлениями: “Вчера я случайно включила один московский канал. Ведущий спрашивал собеседника, что такое зонтик. И, оказывается, зонтик — это... презерватив от дождя!.. Вы понимаете?! А мы говорим о какой-то свободе творчества. В Японии на государственном канале 70 процентов времени отдано образовательным и культурно-просветительским программам. На частных каналах — та же картина. А мы имеем то, что имеем — зонтик”.

Другой участник дискуссии, Александр Обертынский из Ростова-на-Дону, председатель совета директоров Издательского дома “Крестьянин”, тоже не остался без московских впечатлений: “Иду я в Государственную Думу на парламентские слушания по Охотному ряду. Стоят рекламные тумбы. На одной изображены два полуобнаженных подростка группы “Тату” — легли друг на друга. На второй — реклама журнала “Самая”. Здоровенными буквами повествуется о 10 способах, как увеличить сексуальную привлекательность. То, что я увидел — это не порнография, и, наверное, тут нарушения закона нет. Но вы знаете, я испытал чувство стыда за Госдуму. Размещение этой рекламы глупо даже с точки зрения рынка, потому что потребители такой продукции не ходят здесь. Или, может быть, Дума глубоко обожает “Тату” и думает о способах привлекательности?! Мне кажется, когда будет больше стыда, в том числе и в наших общественных выступлениях, тогда жизнь вокруг изменится в лучшую сторону”.

Призыв наивного провинциала опоздал на четверть века. За это время в России выведена совершенно новая порода деятелей культуры. Ее нам беспрестанно демонстрирует ТВ. Исполнителям рукоплещет зал: хорошо одетые, смеющиеся люди. Допустим, в ряде случаев перед нами элементарный “монтаж” — зрителей подверстывают из других концертов. Но вот свежий пример, подлинность которого не подлежит сомнению: 2 января в самое лучшее вечернее время по одному из государственных телеканалов показали запись торжества, посвященного скромному юбилею Министерства экономического развития и торговли. Сцена украшена российскими флагом, гербом. Сотрудников министерства веселит артист Юрий Гальцев. Самая невинная из прозвучавших шуток такова: “Как-то в носе ковыряя, мне там лишнее зачем...” Зал — рукоплещет. Затем под государственными регалиями резвится опять-таки Филипп Киркоров с полуголой подтанцовкой.

Трудно сказать, был ли на этом концерте руководитель МЭРТ Герман Греф, но, памятуя о его речи в защиту непотребного “Аншлага”, можно предположить, что “культурный уровень” сей корпоративной вечеринки его вполне устроил.

Раз есть таланты, должны быть и поклонники. Это ведь они “хочут песен”. Они их и заказывают.

+ + +

А что есть культура? Ныне бытует мнение (в том числе и в самых “элитных” кругах), что это вид досуга. Для тех, кто уж совсем нищ духом, свободное время заполняется телевизионным ширпотребом, “желтыми” книжными сериями, сканвордами в газетах и игровыми автоматами. Для “элиты” культура — это книги “признанных на Западе” Сорокина и Ерофеева, театр Виктюка, билеты в первые ряды консерватории на заезжих звезд и походы в дорогие казино. Да, конечно, культура — это еще и просвещение: уцелевшие библиотеки для сельских ребятишек и стажировки в престижных западных вузах. Есть еще и “экспортный вариант”: балет, опера, “кокошники” и колокольня Ивана Великого...

Но почему-то почти никто сегодня не говорит о том, что культура — это духовная жизнь человека, народа и государства. И без этой жизни бытие превращается в существование. Привитие безобразного лишает народ и страну жизнестойкости. Культура — это то, что делает человека человеком, а государство государством. В духовно разрушенной стране можно делать все что угодно. Напротив, именно духовная крепость цементирует нацию и государство. По всем материальным показателям СССР должен был бы проиграть войну Германии, а вышло наоборот! Богатая Америка, еще больше укрепившая свою финансовую мощь во время Второй мировой, рвалась в космос, а сделали это другие. Надеюсь, читатель, мы еще помним кто...

Руины духовные во много раз опаснее экономической разрухи. Человек, духовно сломленный, готов умереть, человек, духовно стойкий, сражается до конца в любых обстоятельствах. Этой же закономерности подчиняются и государства, которые прежде всего являются сущностью духовной, что убедительно доказал в своих работах русский философ Иван Ильин.

Суть здоровой жизни состоит не в убиении времени — у полноценных людей и государств нет “досуга”, есть праздники. Суть здоровой жизни не в обустройстве “культурного комфорта”. В чем смысл истории и бытия? Что есть истина и жизнь человека? Каково будущее России и каким должно быть наше государственное “завтра”? Конечно, эти вопросы посложнее “ковыряния в носу”, но что такое человек, о них не думающий?!.

+ + +

Любопытно было слушать на уже упоминавшихся парламентских слушаниях спор о путях развития культуры. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике Павел Пожигайло говорил: “СМИ, безусловно, пропагандисты. Они являются существенным фактором или даже вектором развития или неразвития страны, увеличения, скажем, наркомании или преступных группировок. Об этом свидетельствует статистика, которую мы получили из МВД после фильма “Бригада”: появились десятки группировок в стране, где бандиты носили те же клички, и даже почерк их работы был похож”.

М. Швыдкой: “Мы живем в стране, скажем так, транзитной. Мы переходим от одной формации к какой-то другой. И жить по закону бизнеса, заниматься бизнесом, а бизнес — это жесткая вещь, в сфере, скажем, сталелитейной или агропромышленной и жить по каким-то другим законам в сфере телевизионного бизнеса просто невозможно”.

П. Пожигайло: “В Евангелие написано: “По делам их — узнаете их”. У нас огромное количество дел и подвигов человеческих, которых мы сегодня по телевидению не видим. Есть люди, которые строят храмы, помогают школам и детским домам. Их очень много в нашей стране”.

М. Швыдкой: “Сегодня есть такое желание у разных групп населения: для того чтобы определиться по части получения денег от Правительства, только себя назвать патриотами. Вот мы патриоты, дайте нам денег, мы создадим патриотическое телевидение, кино, газеты. А вот всем остальным непатриотам не давайте. Это тоже большая ошибка, потому что мы живем в стране с множественностью взглядов на то, что происходит в ней. И все, что находится в конституционном поле, все должно быть, так или иначе, доступно для распространения. И во-первых, и во-вторых должно быть поддержано, это тоже очень серьезный вопрос”.

Ну что же, М. Швыдкой, наверное, прав — мы действительно живем в стране “транзитной”. Переходим от человека духовного к человеку бездуховному. И выхода, по крайней мере в рамках нынешнего “конституционного поля”, как-то не просматривается. Потому что истинные патриоты, то есть те, кто с утра до вечера сидит “в ящике” или “на трубе”, вовсе не собираются оставлять свои “делянки”. Это они — настоящие рыночники, настоящие бизнесмены и настоящие, широкие демократы. Они — хозяева государства-дома по имени “Россия-2”, где так вольно дышит человек-обезьяна.

Но что любопытно: “культурные отношения” между центром и регионами уже обострены до предела. “Сбросив” на плечи местных властей библиотеки, клубы, школы, московские культуртрегеры по-прежнему втолковывают провинциалам, как замечательны “Дети Розенталя”, какой интеллектуал и полемист В. Познер со своей Телеакадемией и какие выдающиеся произведения пишет литератор-фекалист В. Сорокин. Однако многие местные чиновники, прямо-таки по Станиславскому, говорят Москве: “Не верю!” Регионы пытаются защититься от агрессивной антикультурной экспансии — создавая свое законодательство (в Красноярском крае), развивая местное телевидение (в Томске) и просто поддерживая классическую и народную культуру (что можно увидеть, например, в Тамбовской области). Под прессом насилия и зла, растления и кровавого ужаса все равно пробивается настоящая жизнь. Миша Калинин, 17-летний школьник из Череповецкого района Вологодской области, пишет:

“Гибнут святыни в огне,
Рушатся храмы,
Хором кричат о войне
Телепрограммы...
Топчут рвачей сапоги
Историю тщетно:
Знаю, всему вопреки,
Слово бессмертно”.

Такие ребята — тоже продукт современной культурной политики. Только растущий вопреки ей. И их уже не купишь за долларовую подачку, не прельстишь перспективой “жить по закону телевизионного бизнеса” и не заставишь идти на компромисс со своей совестью. Они пойдут своим путем. До конца...

Статья опубликована в журнале "РФ сегодня" -
http://www.russia-today.ru/2006/no_02/02_look.htm

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

МОЛОКО

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ 

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100
 

 

МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев