> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 07'06

Валентина Сорокина

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Родники вдохновения

О ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА ПАВЛА САЛМАСОВА

«В тебе живет жемчужина живописи, не будешь работать — умрет», — сказал однажды «патриарх» башкирской живописи Александр Эрастович Тюлькин своему ученику Павлу Салмасову.
Жемчужина не умерла. Павел Петрович взрастил ее своим талантом, трудолюбием, душевной отдачей. Пятьдесят лет отдал он любимому делу — живописи. Сегодня искусство народного художника Башкортостана П. П. Салмасова — одна из ярчайших жемчужин в той россыпи имен, которые составляют славу российской, башкирской живописи. Выступая еще в 1960—1970-х годах на многих художественных выставках у нас в стране и за рубежом, он обрел широкую известность и признание как художник, плодотворно работающий в различных жанрах живописи.
В художественной жизни нашей страны в 1960—1980-е годы большое место занимали зональные выставки, которые, несмотря на свою идеологическую направленность, выявляли новые таланты и были замечательной школой для молодых мастеров.
Я помню, какое яркое место в экспозициях этих выставок занимали работы Салмасова. Чтобы он ни писал — любимый Ирендык или пейзаж современной Уфы, утро на химзаводе или будни сельской жизни, — всегда его полотна источали чистоту, поэзию и красоту.
«Я — земной человек, — говорит о себе Павел Петрович, — врать в искусстве не могу, пишу только то, что чувствую». Диву даешься, откуда же в нем столько жизнелюбия и просветленности!
В далеком 1949 году Тюлькин на приемных экзаменах в училище искусств сумел разглядеть природные способности юноши Павла Салмасова, отметив, что он хорошо работает акварелью. Для Павла эти слова значили реальное приближение к его мечте стать художником. Ему было тогда 19 лет, он уже прошел суровую школу жизни, так же, как многие его сверстники, на долю которых выпали военные и трудные послевоенные годы.
Салмасов родом из Вологодской области, из села Рудаково. Жили трудно, в семье было семь детей, потому в 1939 году переехали в Ярославскую область, здесь отец устроился на завод, мать работала в пекарне. Павлик ходил во дворец пионеров, где его поражали своей красотой развешанные на стенах иллюстрации к сказкам. Пробовал рисовать сам. В доме была репродукция с картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», мальчонка старательно делал с нее копию на листке бумаги. Однажды на уроке рисования он показал ее учителю и, получив двойку за неумелый рисунок, очень горько плакал. Жизнь только начала налаживаться, как грянула война, завод эвакуировали в Уфу. Состав с оборудованием, рабочими и их семьями загнали в тупик под Уфой, на Воронках, где пришлось некоторое время жить в теплушках. Здесь Паша не раз наблюдал, как с Урала на запад шли составы с танками, пушками, позднее виденное и пережитое он воплотит в картине «Урал — фронту», которая хранится теперь в Уфимском художественном музее. Многодетную семью пожалела смазчица с железной дороги, уступила им свою крохотную избенку в городе, где печь, сделанная из бочки, едва согревала ее — приходилось спать в одежде. Сильно простудившись, умер отец, семья осталась без кормильца. Старшие братья воевали. Вскоре вернулся комисованный с Волховского фронта брат Николай, он купил для семьи сараюшку, которая стала для них домом, около него появилась своя земля, огород помог выжить в голодное время. В 1944 году, когда Паше исполнилось 14 лет, он пошел работать на 49-й завод плавильщиком муфельной печи. Ему выдали рабочую карточку с красной полосой, по которой он ежедневно получал хлеб. Работал старательно, принимал участие в отливке первых небольших моделей памятника Салавату Юлаеву, над которым работал тогда С. Д. Тавасиев. Узнав, что в Уфе есть училище искусств, стал готовиться к поступлению на художественное отделение. Доставал самоучители и рисовал, писал акварелью. Судьба улыбнулась Павлу: его приняли в училище, а педагогами стали замечательные мастера –А. Э. Тюлькин, Б. Ф. Лалетин, Р. У. Ишбулатов. Впечатлительный, эмоциональный по натуре, Павел Салмасов сумел взять у них, и в первую очередь у А. Э. Тюлькина, опоэтизированное отношение к жизни. Была еще одна школа — уфимский художественный музей. Павел Петрович вспоминает: «Он был для меня как храм божий, полный тайн и красоты. Я постигал здесь мудрость иконописцев, духовность нестеровской кисти, живописную силу Константина Коровина и Кончаловского». В 1952 году Р. У. Ишбулатов повез студентов на практику в Москву. Какой ошеломляющей была эта поездка! Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, работы корифеев русского искусства, импрессионистов — все это, виденное впервые, заставляло переосмыслить свое отношение к профессии художника, к мастерству.
В 1953 году Салмасов успешно закончил училище искусств и уехал работать в Сибай. В 1958 году на всесоюзной молодежной выставке он выступил с работой «Карьер. Сибай». Художника потрясло зрелище огромного котлована, углубленного в чрево земли, на дне которого работают люди. «Я не раз спускался в котлован, видел, в каких сложных условиях трудятся проходчики, а машины, вывозящие руду, которые сверху смотрелись как игрушечные, оказались огромными. По стенам котлована струятся, как кровь земли, разноцветные ручейки», — вспоминает Салмасов. Его полотно воспроизводит картину работающего карьера, разноцветные приглушенно-темные краски которого контрастируют с сиянием серебристо-золотого неба над ним, и этот контраст усиливает таинственно-романтический настрой полотна.
Здесь Павел Петрович встретил и героев своей работы «Проходчики» (1961). Этот небольшой по формату, несложный по композиции портрет представляет крупным планом лица трех проходчиков Сибайского медного рудника. На обороте холста художник напишет их фамилии: З. М. Булатов, Ш. З. Кайманов, С. С. Гадельшин. Напишет для того, чтобы потомки могли узнать имена конкретных людей, которые вершили для страны трудное, нужное дело. Внутренняя собранность, мужественность составляют суть их характеров, лица прописаны тщательно, с убедительным портретным сходством. Понятно, что портрет написан в годы, когда советское искусство подвергалось идеологической цензуре, но разве сегодня оно не несет свой гуманистический смысл? Разве утратило свою привлекательность то любование, с которым автор относится к этим простым, открытым, самоотверженным людям? Портрет побывал на множестве крупных выставок и сейчас хранится в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова.
В 1957 году художник с семьей переехал жить в Уфу, но его духовной родиной навсегда остался Баймакский район, неповторимую красоту которого он открыл во время поездок по заповедным уголкам старого Урала, по деревням, в которых он иногда подолгу жил. Салмасов и сегодня с упоением рассказывает о полюбившихся ему деревнях Гадельша, Абзаково, Старый Сибай. «Лучше этих мест ничего не видел, — говорит он. — Горы, степи, озера, родники — все здесь есть. На гору взойдешь — такой простор открывается!» Здесь долгие годы художник «пил родники» своего вдохновения. «Старый аул» (1959) — одна из первых работ, повествующих о жизни этого края. В ней — величие гор, широта земли и неба, раскинувшиеся вольно тополя, домики старого селения.
Во время поездок по району Павел Петрович видел, что в этот край приходит новая жизнь — строятся дороги, разрастаются деревни. Из-под его кисти выходит полотно «Утро. Новая деревня» (1974). На первом плане — звенящая синевой речушка, светятся умытые ею камни, молодой мужчина направляется от реки к дому, женщина в саду сажает яблоню. Далее — могучий тополь и выстроившиеся в ряд белые домики новой деревни. Все это показано на фоне величественной горы и высокого голубого неба. Холст озарен светлым сиянием дня, голубыми, зелеными, розовыми, белыми цветами. Гармония его красок озвучивает жизнеутверждающую поэзию полотна.
«Героями» картин «В горном ауле» (1972), «Разгар лета» (1978), становятся переливающиеся разноцветьем горы Ирендыка, голубые озера и чистые родники. Эту сказочную красоту подсказала художнику натура. Здесь он увидел, открыл для себя и для зрителя сказочную красоту гор, сложенных из уральской яшмы, которая окрашивает их в самые разнообразные тона — от розового до серебристо-сиреневого. Живопись П. Салмасова насыщена множеством цветов и оттенков, декоративна. При сложной разработке градаций цвета он добивается мягкости и гармоничного созвучия тональных переходов. Художник пишет холсты тонко, гладкая, спокойная фактура привносит в них дух уравновешенности и покоя. Полифония красок складывается в мажорную, светоносную гармонию, воплощающую мечтательно-поэтическую лирику автора.
Картины мастера непременно «населены» человеком — пастух со стадом, путник у родника, отдыхающие доярки. Стремление показать гармонию жизни природы и человека выступает как доминанта большинства произведений живописца. «Человеческая фигура в картине мне обязательно нужна, в человеке, его делах — смысл жизни», — говорит художник. Удивительный дар поэтически просветленного восприятия жизни позволяет Салмасову избегать бытовизма в своих произведениях, превращая любой мотив, сюжет в образы подлинно художественного звучания.
Эти качества характеризуют и жанровую живопись мастера. В картине «Утро хлебороба» (1967) атмосферой уюта, тепла наполнен башкирский дом с яркими занавесями, караваями свежих хлебов на столе. Фигура мужчины у зеркала воспринимается как олицетворение молодой силы. Тонко выведен образ матери, собирающей завтрак на стол и боящейся лишним движением разбудить молодых в картине «Семья. Мирный сон» (1987). Ощущением светлой радости, надежды наполнена картина «Материнство» (1967), высокая простота которой заключает мысль о человеческом счастье. Каждая его картина «подсмотрена» в жизни, рождена от непосредственного впечатления. Однако автор не идет по пути бытописательства, он отбирает те немногие яркие, характерные детали, которые позволяют ему сообщить произведениям образную выразительность.
Показательна в этом смысле история рождения полотна «В теплицах химзавода» (1974). Зональный выставочный комитет заключил с Павлом Петровичем договор на создание картины к выставке «Урал социалистический». Время шло, а сюжет все не вызревал. Только тогда, когда он побывал в теплице химзавода и увидел, как красиво смотрятся на фоне белого снега за стеклами зеленые кусты с красными пятнами помидор и как бережно ухаживают за ними женщины, замысел работы моментально созрел. Сделал два-три этюда с натуры, а затем, прочувствовав живое человеческое начало своей композиции и ее декоративный ключ, он начал писать картину в мастерской. Тот же подход к решению индустриальной темы виден и в картине «Утро химзавода» (1978). Заводской мотив с цехами, крекингами автор отодвигает на второй план холста, выдвигая на первый изображение зелени деревьев, цветущих клумб. Даже нефтяные емкости, трубопроводы, показанные на фоне бирюзово-зеленых газонов, окрашены в нежные светло-голубые тона, дополняют лирическую окраску полотна. Потому и живут в наше время произведения П. П. Салмасова, исполненные по социальному заказу, что он вдохнул в них человеческое, поэтическое содержание, выраженное как в сюжетах, так и в их цветовой, линейной пластике.
На прошедшей в 2005 году юбилейной выставке были представлены пейзажи, написанные в результате его многочисленных поездок по республике. В их числе серия небольших пейзажей — «Вечер в Кузьминках» (1970), «Зима. Почта» (1975), «Пшеничное поле» (1980) и другие. Какое замечательное мастерство демонстрирует автор в односеансных натурных работах! Композиционный и пластический ход в них выстроен так, что они раскрывают удивительную красоту природы, дышащую эпическим величием и покоем.
Символична для творчества живописца одна из более поздних работ «Возвращение журавлей» (1992). В отличие от квадратных форматов предыдущих полотен, здесь он применяет вытянутую по горизонтали композицию, подчеркивающую бесконечность просторов лугов, гор, тонущих в мягком сиянии серебристого весеннего утра.
Творческое наследие Павла Петровича Салмасова велико. Более шестидесяти его произведений находятся в коллекции уфимского художественного музея, многие работы ушли с всесоюзных, всероссийских выставок в собрания музеев страны, хранятся в галереях города Уфы и частных коллекциях.
Значительная составная творческого наследия мастера — его работы в области монументального искусства. Первые в республике монументальные панно «Спорт» и «Садам цвести» он выполнил совместно с М. А. Назаровым еще в 1960 году для дома культуры нефтяников в Ишимбае. Сейчас, когда от рук современных перестройщиков гибнут многие произведения художников-монументалистов, к чести ишимбайских руководителей эти панно сохраняются. Когда в 1960-е годы началось комплексное художественное оформление Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода, Салмасов принял участие в нем совместно с М. А. Назаровым, А. В. Пантелеевым. В 1965 году для уфимского завода «Химпром» бригада художников — П. П. Салмасов, М. А. Назаров, Б. Я. Палеха, Н. А. Русских — выполнила первое в Башкирии мозаичное панно «Нефтехимия».
В прошлом году художник отметил свое семидесятипятилетие. В Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова прошла юбилейная выставка произведений мастера.
Творчество П. П. Салмасова является символом нетленности тех духовных идеалов, которые утверждали М. В. Нестеров, А. Э. Тюлькин, богатых живописных традиций, свойственных башкирской школе.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле