> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 02'06

Габриэль Пикунова-Уждавини

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Кистью народного художника

О ТВОРЧЕСТВЕ ФЕДОРА КАЩЕЕВА

Искусство Федора Александровича Кащеева принадлежит ХХ веку. Он один из основателей школы живописи Башкортостана, сформировавшейся во второй половине прошлого века. Ее мажорный характер сложился на башкирской земле из сплава трудов тех, кто приехал в этот заповедный край, получив художественное образование на просторах тогдашней великой страны — Советского Союза: в Уфе, Москве, Петербурге (Ленинграде), Вильнюсе, Таллине, Казани, Харькове, Ташкенте, Пензе. В славящуюся своим разнообразием красочную палитру сделал свой вклад и он.
Родился Федор в деревне Аскино в 1934 году в семье мельника. В шестнадцать лет поступил в Башкирское театрально-художественное училище. Я помню его маленьким, тихим мальчиком с пытливым взглядом светлых глаз. На переменах учащиеся художественного отделения разбегались, а он оставался в аудитории, и не отходил от художника-педагога Якова Соломоновича Хаста (1875—1953 гг.), окончившего в свое время Академию художеств в Париже у Жерома Жана Леона.
Воображение юноши поразили произведения русского классического искусства, впервые увиденные им в собрании Башкирского художественного музея. Решающую роль в судьбе молодого художника сыграла его дружба со старейшим живописцем Башкирии А. Э. Тюлькиным, который пробудил в Кащееве интерес к темперной технике, к бархатистой матовости ее поверхности, научил понимать выразительные возможности цвета.
Уже в начале творческого пути, в 1958 году, Кащеев участвовал во Всесоюзной выставке, посвященной 40-летию Ленинского комсомола. Он показал работы из серии портретов односельчан: «Портрет матери», «Подруги», «Птичница Анисья». В них он стремился передать душевную открытость и внешнюю скромность, непритязательность своих героев.
Полюбив с детства еще по репродукциям творчество замечательного русского живописца А. А. Пластова, Кащеев мечтал написать картину о жизни людей своего любимого села. Женский образ занял особое место в творчестве художника, как и в башкирской живописи вообще. В своей первой картине «На летнем пастбище» он связывает фигурки девушек-доярок в кузове грузовика с солнечным днем, прибегая к близкой к натуре гамме цвета.
В 1964 году в произведении «Доярки» живописец уже ближе подходит к своим героиням. Композиция построена параллельными планами в несколько уплощенном пространстве. Предвечернее солнце золотит загорелые лица и натруженные руки доярок. Старые и молодые, башкирки и русские, они льют молоко из ведер в бидоны, стоящие плотным рядом на первом плане. Солнечный свет падает на лиловато-голубоватые бидоны и отражается на белых халатах женщин, оттеняя яркость их платков. Автор впервые прибегает к усилению декоративного звучания цвета: мелким ярко-синим и зеленым мазком написано небо, более широким — серебристо-фиолетовые облака; многоцветны и поросшие лесом холмы, ограничивающие пространство в глубину. Плотное, тяжеловатое, пастозное письмо как бы подчеркивает ощущение напряженности труда; динамичность мазка придает холсту активность. В образно-цветовом строе картины в известной мере сказались новые симпатии Кащеева: его увлечение живописью И. Э. Грабаря и Б. М. Кустодиева.
В поисках своего пути в искусстве Кащеев всерьез занимается композицией, стремясь постичь секреты мастерства великого русского художника В. И. Сурикова. Импонирует ему и сама личность художника-сибиряка, богатырская натура которого впитала в себя наследственные черты предков. Сам Кащеев, покинув родную деревню, на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к людям земли, к аскинцам. Его мастерская то и дело перемещается в родное село, где почти за пятьдесят лет работы им создано немало.
В композиции «Ковровщицы» (1964) художник возвращается к будням мастериц Башкирского художественного объединения «Агидель». Мы видим легкие рамы ткацких станков, членящие светлое пространство цеха, причем ритм рядов сидящих ткачих, углубившихся в свою работу, придает картине особую организованность и ясность. К зрителю обращено оживленное лицо кареглазой девушки-башкирки в цветастом платке. Стилистически близкие, хотя и разные по сюжету, картины «Доярки» и «Ковровщицы» были экспонированы в 1964 году в Свердловске. На этой первой большой творческой встрече коллективов художников Урала живописцы Башкирии обратили на себя внимание красочностью и национальным своеобразием полотен, ярким образным мышлением. Здесь же, наверно, особенно остро молодой русский художник ощутил свою причастность к башкирскому народу, к его художественной культуре. Дальнейшая напряженная работа над повышением мастерства сочетается у Кащеева со все более углубленным интересом к башкирской национальной тематике.
Этому способствуют и новшества в жизни родного села. С укрупнением колхозов в 1960-е годы население деревни Аскино стало многонациональным. Рядом с жизненным укладом исконно русских семей живописец наблюдает своеобразный, связанный с традиционными обычаями башкирский быт. Этому интересу немало содействует и большое общественное движение деятелей искусства Башкирской республики, инициатором которого в 1961 году выступил Союз художников Башкирии — развертывание шефской работы творческих коллективов на селе, расширение их связей с тружениками колхозов и совхозов республики. В родном Аскинском районе Кащеев проводит выставки; в представленных на них произведениях жители района узнают себя и своих односельчан. Кащеева увлекает искусство народа, лишь в XVIII веке перешедшего к оседлой жизни в деревне. Он убеждается в том, что изделия народных умельцев — полотенца, шаршау (занавеси), паласы, ювелирные изделия — бережно передаются из поколения в поколение, органически входят в быт сегодняшнего башкирского села, а секреты мастерства стойко сохраняются в семьях. В то же время он видит, как входят в жизнь, проявляются приметы нового, как меняется облик современного колхозника-башкира.
К числу лучших портретов-типов Кащеева следует отнести полотно «Бабай» (1965). На фоне охристой деревянной стены острым силуэтом вырисовывается фигура сидящего в характерной позе пожилого мускулистого башкира в белой рубахе. Уверенный, лаконичный рисунок, выразительная пластика фигуры, четкость композиционного построения служат выявлению психологической характеристики героя. Постепенно в образном строе полотен живописца наряду с поисками выразительности цвета заметно возрастает роль рисунка.
Плодом зрелого мастерства, результатом накопленных наблюдений стала большая картина Ф. Кащеева «Башкирский кумыс» (1966). Впервые живописец обратился к исконно башкирскому национальному сюжету. Сказались не только традиции собственно башкирской живописи (В. Сыромятников, А. Ситдикова), но и тот интерес к фольклорному материалу, который определил одну из особенностей русской живописи второй половины 1960-х годов.
Кащеев создает неповторимый фольклорно-декоративный образ современной башкирской деревни и ее людей. На фоне смолисто-золотой деревянной стены четко вырисовываются неожиданно торжественные для бытовой сцены, фронтально развернутые на зрителя фигуры старой и молодой башкирок в ярких платках. Они стоят, старшая — за гоубе (высокий деревянный сосуд), младшая — за бочкой с кумысом держа в сильных тонких руках пышкэк (разновидность маслобойки). Между женщинами стоит полуголый малыш, а рядом, у распахнутой двери, сидит старик в плоской черной тюбетейке; на втором плане, в дверном проеме, видна фигура конюха. Художник тщательно продумал колористический строй картины: яркие краски контрастируют с крупными плоскостями спокойных тонов. Бережно, пластически определенно вылеплены характерные лица героинь, их смуглые руки. Краски полотна восходят к цветам, характерным для башкирского народного искусства: красный, желтый, белый, черный, синий, зеленый, лиловый.
Конкретный бытовой мотив изготовления кумыса трактован художником как эпическая народная поэма с ее величавостью и широтой охвата явлений действительности. Внимательное изучение башкирской этнографии, современный подход к раскрытию темы привели Федора Александровича к созданию оригинального произведения, раскрывающего неповторимые национальные черты башкирского народа, преемственность поколений, передающего ощущение прочной связи прошлого с настоящим.
На Всесоюзной выставке в Москве, посвященной 60-летию Октября, картина Кащеева впервые вызвала интерес к культуре башкирского народа, к своеобразию его этнографии. В конце 60-х годов полотно Кащеева включили в экспозиции различных выставок советского искусства за рубежом (Болгария, Польша, Венгрия). За картину «Башкирский кумыс» Кащееву вручили диплом Академии художеств СССР. В 1968 году башкирским обкомом ВЛКСМ ему присудили республиканскую премию имени Г. Саляма.
В 1969 году Кащеев пишет большую жанровую картину «Утро. Семья», которая рассказывает о новой, современной жизни башкирской семьи, три поколения которой собрались за столом у самовара. В центре — на фоне дощатой стены — отец и мать, в одежде которых просматривается местный колорит: мягко трактованное нагрудное украшение из монет у матери, черная бархатная тюбетейка у отца. По обеим сторонам от них строго в профиль на фоне освещенных окон изображены молодые. Выразительно и предметно написан натюрморт на столе: в центре — буханка хлеба домашнего печения, сотовый мед в резной чашке, яйца, молоко в стеклянной банке, коробочка с чаем. Как и в картине «Башкирский кумыс», здесь нет иллюзорной глубины пространства и объемов. Убедительность изображения достигается цветовыми соотношениями, продуманным линейно-силуэтным ритмом, объединяющей световой средой. Яркая цветовая гамма картины с преобладанием в ней синего, оранжево-красного и белого, пластическая определенность фигур и эта наполненность интерьера светом создают ощущение устойчивости, духовной просветленности и счастья живущих здесь людей.
Обретенное в композиции «Утро. Семья» мастерство, а также умение использовать особые декоративные возможности темперы закрепляются в работах Кащеева «Птичница» (1969) и «У колыбели» (1968). Несмотря на простоту мотива, картины эти отличаются многообразием и красотой цветового решения, обобщенностью рисунка, интересным образно-эмоциональным содержанием. На сложном сочетании цветов построена картина «У колыбели». Льющийся из окна свет (не редкий для Кащеева прием) выявляет силуэт фигуры матери и пронизывает весь интерьер ощущением свежести утра. И хотя самодельная колыбель по старинке подвешена над нарами, все здесь говорит о том, что повседневный быт башкирской деревни стал иным. Усложнив цветовую и тональную разработку, автор достигает целостности глубоко оптимистического художественного образа, раскрывающегося в его национальном своеобразии. Здесь, пожалуй, ближе всего Кащеев подошел к решению тех колористических задач в темпере, к которым вел его учитель А. Тюлькин.
В 1974 году в Уфе на четвертой зональной выставке «Урал социалистический» появилось новое полотно Кащеева «Утро в заводской лаборатории». Изображен рабочий момент в лаборатории, наполненной стеклом пробирок, приборов, бутылей. Фигуры фронтально стоящих лаборанток в белых халатах и косынках как бы «излучают» чистоту. Башкирки и русские заняты одним делом в это солнечное утро.
Наряду с постоянной работой над большими полотнами, Кащеев пишет портреты, среди которых особое место занимают изображения детей. Уже первая его работа «Девочки» (1958), показанная на Всесоюзной выставке «40 лет ВЛКСМ», обнаружила душевную чуткость художника, его умение выразить психологию ребенка. Но живописец продолжает эту тему, создав в 70-е годы ряд выразительных детских образов. В холодноватой чистой голубизне цветовых решений предстают перед нами вдумчивые, скромные и в то же время душевно-отважные ребята. Это «Нина» с ее пробуждающейся нежной женственностью, шустрые «Подружки», «Сережа» с его открытым, как бы распахнутым взглядом…
Интересна и серия портретов односельчан. Выразительностью рисунка, мягкой пластикой форм и глубоким психологизмом отличается портрет «Фархи-апа», показанный на Всесоюзной выставке портрета в Вильнюсе и Минске в 1974 году.
К 30-летию великой Победы, на республиканской выставке в Уфе Кащеев выступил с серией портретов Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны. Живописной сочностью привлекают полотна «Мать солдата» и «Колхозный кузнец», решенные в жанровом плане. Какой-то своей внутренней теплотой они напоминают ранние работы художника; приобретенное мастерство позволяет Кащееву с большей полнотой и убедительностью передать индивидуальный характер своих героев и в то же время создать обобщенный художественный образ сельского труженика. В бревенчатой кузнице с молотом и клещами в руках, в отсвечивающей красным рубахе стоит кузнец. Картина отличается широкой, уверенной манерой письма, хорошо найденным ритмом композиции, тщательностью рисунка в передаче аксессуаров. В работах Кащеева можно заметить как бы две линии: декоративно-орнаментальную и экспрессивно-психологическую (в портрете). В некоторых работах они сближаются между собой, открывая путь к новому этапу в творчестве автора. В сиянии и сочности красок картины «Сенокос» (1977), изображающей летний сельский праздник труда, передано чувство оптимизма, ощущение радости жизни. По силе пафоса жизнеутверждения и мастерству картина вошла в число лучших произведений, созданных башкирской художественной школой живописи. То же можно сказать и о большом композиционном полотне «Башкирский мед» (1977).
Серьезностью творческих задач, верностью принципам реализма, неуклонной требовательностью к себе Федор Александрович Кащеев завоевал большой авторитет в коллективе уфимских художников. В конце шестидесятых годов он постоянно избирался в руководящие органы Союза художников БАССР, а затем и РСФСР, участвовал в республиканских, всероссийских, всесоюзных выставках. В 1973 году правительство Башкирской АССР удостоило художника почетного звания заслуженного художника БАССР, а в 1979 — он стал народным художником РБ.
В 1970-е годы в Союзе художников РСФСР развернулось движение творческих групп, перед которыми стояла задача отобразить жизнь рабочего класса на крупных заводах республики. Кащеев активно участвовал в работе творческой группы «Нефтехимия Башкирии», несколько раз выезжал на буровые Нефтекамска, и написал картину «Бурильщики», показанную на выставке к 400-летию города Уфы. Но производственная тема широкого развития в его творчестве не получила. В 80-е годы Федор Александрович вел уроки живописи в Уфимском училище искусств, которое он сам окончил в 50-е годы. У него учились известные сейчас художники М. В. Копьев, Р. М. Абдуллин, В. Я. Батищев… Интересным для Кащеева было участие в 1969—1972 годах с бригадой художников (В. П. Пустарнаков, Л. Я. Круль, С. А. Литвинов и другие, под руководством А. А. Кузнецова), в росписи интерьеров и фасадов Дворца спорта и Дворца культуры УМПО.
На выставках 80—90-х годов Кащеев участвует с полотнами, написанными маслом [«В новую жизнь» (1983), «Портрет Н. К. Щербинина» (1988)] и, конечно, в любимой темпере [(«Кумысница» (1992), «А. Э. Тюлькин в мастерской» (1993)].
В 1989 году состоялся творческий отчет художника — в Уфе, Москве, Петербурге (тогда Ленинграде), состоялись его персональные выставки. Зрителей привлекла яркая творческая индивидуальность мастера живописи, гуманистический пафос его искусства, разнообразие и красота произведений, пронизанных поэтическим мироощущением автора. В 1991 году ему присвоили почетное звание заслуженного художника РСФСР.
В период перестройки на какое-то время Кащеев, мастер портрета и картины, осмысливая происходящее, обратился к жанру натюрморта, всегда игравшего значительную роль в его фигурных композициях. Разумеется, он черпал материал из милого его сердцу мира сельской жизни: «Мед, башкирское полотенце и прополис», (1994), «Натюрморт с терном» (1995). В 1990—2000 годы Кащеев участвовал в выставках в Москве: «Гармония контрастов» в 1997 году, «Россия» — в 1999 году, «Имени твоему» в 2000 году. Как и прежде, его полотна включались в экспозиции зарубежных выставок искусства России: Тунис, Марокко в 1991 году.
В год 60-летия Победы на юбилейной выставке в Москве Кащеев выставляет портрет участника Великой Отечественной войны советского народа А. А. Ушакова, выполненный в традиционной академической манере.
Художники уральского края высоко ценят богатое яркими индивидуальностями изобразительное искусстве Башкортостана. В 2005 году в Оренбурге прошла выставка «Современное изобразительное искусство Башкортостана», в которой был представлен и Кащеев как мастер натюрморта.
Основное собрание его произведений хранится в БГХМ имени М. В. Нестерова в Уфе. Ряд полотен разошелся по стране. Ими обладают художественные музеи в Петропавловске-Камчатске, Абакане, Красноярске, Ижевске и другие. Каждый день, с утра до вечера, Федор Александрович в мастерской, выделенной ему Союзом художников республики в 70-е годы, в районе стадиона «Акбузат». Чуждый стремления «к моде», мастер, твердо стоящий на позиции реалистического искусства, художник-«картинщик», как говорили раньше, он вновь стоит перед большим холстом, пишет. Вход в мастерскую пока закрыт.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле