> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 08'06

Кристина Абрамичева

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Кристина Абрамичева

КРУГ ЧТЕНИЯ

Хазгали Яппаров. Сквозь годы: Автобиографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.

Автор — заслуженный экономист БАССР, кандидат экономических наук — рассматривает историю западных башкир племени елан на примере своей семьи. На счету Х. Яппарова более 120 научных работ по экономике птицеводства, внутрихозяйственному расчету и управлению сельским хозяйством, он так же автор книги «Наше шежере» и более 20 статей по истории Еланских башкир.
В этой книге Х. Яппаров в беллетристической форме рассказывает читателям о значительной части своего жизненного пути до 1969 года. «Я хотел показать реальные условия существования, череду событий с точки зрения человека, вышедшего из крестьянской семьи в условиях советской реальности», — пишет автор. В 16-ти главах своей книги Х. Яппаров вспоминает школьные и студенческие годы, освещает опыт руководства колхозом, делится впечатлениями об учебе в аспирантуре, о работе в Башкирском тресте «Башптицепром». Перед читателем проходит целая галерея людей в очерках о детях, соседях, родственниках и друзьях автора. Особый интерес представляет развернутая родословная семьи Яппаровых по линии отца и матери из 13 поколений. Автор книги по крупицам собирал эти сведения от своих родственников, в деревне практически не имелось никаких письменных свидетельств, которые проливали бы свет на историю семьи и рода в целом. «Знать историю народа шежере своих предков, сохранить язык и культуру своего народа — наша святая обязанность, — пишет Х. Яппаров в главе «Истоки». — А ведь многие из моих современников башкир знают свое шежере лишь до третьего поколения».
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся прошлым и настоящим своего края.

 

Амир Аминев. Усманские камни. Повесть. // «Дружба народов», 2006, № 4.

В повести рассказывается о жизни аула Усман и его жителях. Возле аула находилась раскинувшаяся в горном распадке осыпь, которую называли усманскими камнями или каменной рекой. Второе название возникло, видимо, оттого, что осыпь как бы стекает с крутого склона горы, напоминая ошалело несущуюся вниз реку. С большой горечью в повести описывается печальное состояние аула, в котором находятся многие современные деревни и села: «А аул жил все так же, как повелось в последние годы: мужчины пьянствовали, женщины рожали калек и идиотов, парни, не ограничиваясь пьянством, пробовали наркоту и «портили» девок, ребятишки отлынивали от учебы, сбегали с уроков, курили и безобразничали».
Образ усманских камней, которые еще сыграют свою роль, проходит через всю повесть. При описании главного героя повести старика Рамазана и всей семьи Усмановых, которые разительно отличались от других жителей аула моральным и физическим здоровьем, писатель проводит следующую параллель: «Камни мертвы и неизменны, от них престиж аула напрямую не зависит, а братья и сестры Усмановы — живые люди, их известность из года в год возрастает и перекидывается на отчий дом». Именно на родоначальнике семейства Усмановых завязана главная интрига — к овдовевшему старику начинают ходить женщины, чтобы зачать от него полноценных детей и таким образом оздоровить аул. Испытывая вначале моральные муки, старик Рамазан впоследствии приходит к четкому осознанию, что у аула Усман действительно нет будущего! «Нынешняя беда лет через десять-пятнадцать обернется катастрофой. Аулу придет конец. И не только аулу Усман, всем аулам района грозит то же самое. А это значит — под угрозой судьба народа, судьба нации. Народ ведь не вековечная каменная река. Вон они, камни, лежат себе и лежат со времен сотворения мира, и ничего с ними, может быть, еще миллионы лет не случится. Народ подобен озеру, в котором, чтобы оно не высохло, каждой каплей надо дорожить, надо пополнять его новыми живыми каплями». Размышляя подобным образом, старик Рамазан решается на этот шаг и практически жертвует собой, в итоге пострадав от рук обманутых мужей. Зато поколение «рамазановцев» прославило аул Усман на долгие годы. И только ученые, не имея возможности получить объяснения этому феномену, приписали оздоровление генофонда благотворному влиянию усманских камней, испускающих особые лучи…

 

Сияние лун-3/ Moon shining-3. Turksoy, 2006.

Международный художественный проект «Сияние лун 3» — одна из наиболее важных акций Международной организации «Тюрксой», осуществляющей многоплановую деятельность по пропаганде богатого духовного наследия тюркского мира. Первые два были осуществлены в свое время ТО Чингисхан при финансовой поддержке уфимских компаний. Проект «Сияние лун-3», осуществленный под кураторством заслуженного художника РБ Василя Ханнанова, заключался в том, что участвующие в нем молодые мастера кисти получили возможность отобразить свое творческое видение мира на полотнах, имеющих форму луны в разных фазах. Основу этой очень интересной и оригинальной художественной концепции составила уходящая в глубь тысячелетий жизненная философия, образное мышление, традиции и обычаи народов тюркского мира.
В каталоге на русском, турецком и английском языках, состоящем из репродукций работ 112 молодых художников из многих республик России и Турции, львиную долю составляют репродукции работ художников Башкортостана. Произведения дают достаточное представление о высоком уровне изобразительного искусства наших народов и будут по достоинству оценены любителями живописи.

 

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле