> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 11'06

Элеонора Хасанова

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Элеонора Хасанова

«Я ищу потерянную духовность…»

О природе творчества Рафаэля Кадырова

Рафаэль Кадыров — один из самых интересных современных художников, чьи произведения, однажды увиденные, трудно забыть. Он принадлежит к числу живописцев, творчество которых не ограничивается рамками какого-то одного направления в искусстве. Не вполне «свой» как для авангардистов, так и для представителей реалистического направления, Рафаэль заметен на любой выставке, где присутствие его работ вполне уместно. В чем же феномен такой универсальности? Чтобы получить ответ на этот вопрос, рассмотрим ряд произведений живописца, созданных в разные годы его двадцатилетней художнической деятельности.
Для Рафаэля, выходца из сельской глубинки, главная тема творчества неизменно связана с поэтическим миром деревни. Это дает ему возможность не только отразить незатейливую прелесть и гармонию патриархальной жизни, но и прикоснуться к живому мировосприятию своих предков, чья духовность, основанная на вере в красоту и разумность бытия, составляла основу жизненного уклада. Как-то, работая над эскизом к картине «Одна» (1987), он написал на полях наброска: «В творчестве своем я ищу потерянную духовность. Истинную духовность ощущаю у людей уходящих и глубоко верующих, старых людей деревни. Верю, что здесь сохраняется генофонд народа». Это понимание, объединившее первые детские представления со зрелыми размышлениями художника, стало для Рафаэля своего рода программным. Его обращение к образам и темам народных песен, легенд, мусульманских праздников не вызвано конъюнктурным стремлением создать некий национально-религиозный имидж. Речь скорее идет о вживании в богатейший пласт народной культуры, стремлении высвободить в нем спрессованную веками энергию доброты и мудрости, найти как никогда востребованный сейчас путь к достижению гармонии между миром живой красоты природы и человеческой душой.
Сопрягая хорошее знание классической традиции с остро индивидуальным постижением мира, Рафаэль превращает простую жизненную ситуацию, лежащую в сюжетной основе большинства своих полотен, в философски значимое действо, в мистерию жизни. В его композициях, которые складываются из скупо отобранных изобразительных элементов, особый смысл обретают категории пространства и времени. Действие как таковое в картине обычно отсутствует, персонаж или группа персонажей выносятся на передний план, вплотную приближаясь к зрителю, как, например, в картинах «Колыбельная» (1989), «Пасечник» (1989), «В ожидании гостей» (1993), «Вечерний намаз» (1993), «Размолвка» (1996), «Путь невесты» (2004). Вполне «земные», обыденные темы, осмысленные художником как явления духовного плана, способны вызвать в человеке множество ответных чувств, воспоминаний, размышлений, переживаний. Это картины-раздумья о вечном и суетном, о чуде рождения, о жизни и смерти, о величии и красоте человеческой души.
Художник-мыслитель, ищущий за суетностью будней скрытую непреходящую основу бытия, Рафаэль Кадыров отображает не реальность, а свое представление о ней. Ради этого он идет на сознательное преувеличение, использование неожиданных цветовых и пластических контрастов. Многие его композиции построены как в кинематографе, по принципу кадрировки, дающей возможность найти наиболее выразительное решение. Пространство картин нередко уподобляется некой театральной декорации, неся в себе «поэтику странного». Фантастическим воспринимается, например, старинное зеркало посредине холмистого, пустынного, почти космического пейзажа в картине «Зеркало» (1987). Иногда полотно уподобляется красочному ковру. Умиротворяющая пластика композиции, ее подчеркнутая замкнутость и плоскостность перебиваются лишь вертикалями фигур и предметов, объединенных художником в загадочную сверхпространственную арабеску в картинах «Песнь Зухры» (1994), «Ноев ковчег» (2001). Варьируется и живописное решение кадыровских полотен: красочная фактура то материально плотная, то прозрачная, трепетная, преобразующая пространство полотна в нечто пульсирующее лучистыми потоками энергии. Это нечто может восприниматься как вселенная, как небесная река, не останавливающая свои волны ни днем, ни ночью. В этом завораживающем пространстве часто возникает излюбленный живописцем мотив нарождающейся луны, трактуемый у Рафаэля как образ вечно обновляющейся жизни и одновременно как напоминание об эфемерности человеческого существования.
Глубокая осмысленность избранных художником тем определяется как накопленным личным опытом, так и успешно решаемой им задачей синтеза форм. За кажущейся простотой и ясностью воплощенной идеи, легкостью исполнения и словно случайной, играючи достигнутой гармонией всех частей композиции на самом деле стоит колоссальный труд. Строгий и взыскательный к себе художник ряд своих произведений, несмотря на их явный успех у критики и зрителей, считает лишь этапами на пути к исчерпывающему раскрытию своего замысла. Он часто создает вариации на один и тот же сюжет, стремясь обозначить все доступные грани прочтения той или иной темы.
Ярким свидетельством напряженных творческих поисков являются картины серии «Курбан-байрам» (1992—1994). Первые варианты живописных и графических работ, посвященных этому религиозному празднику, довольно точно воспроизводят конкретные реальные наблюдения живописца. По-видимому, главной причиной того, что художник не был до конца удовлетворен первыми вариантами «Курбан-байрама», стала их чрезмерная вещественная зримость, не позволяющая вывести эту тему за рамки привычного восприятия. Новое в ее решении появляется в одном из вариантов 1993 года. Изображенные крупным планом на фоне бревенчатой стены, как в монументальной росписи, сельчане, среди которых выделяется старуха с нарядным полотенцем в руках, воспринимаются участниками важного, требующего внутренней сосредоточенности события. Впечатление картины чисто земного бытия нарушает лишь фигурка девочки, чье появление неожиданно в этой сюжетной канве. Девочка на фоне синего, сыплющего снежинками неба предстает как вестник из иного мира. В ходе дальнейших поисков художника в композиции остаются три фигуры: старика, старухи и девочки. Здесь образ девочки, написанный легкими касаниями кисти, кажется особенно хрупким, бесплотным. Худенькие руки, молитвенно прижатые к груди, глаза, светящиеся состраданием, превращают ее из простого наблюдателя происходящей сцены в светлый чистый образ, персонифицирующий добро. В последнем варианте «Курбан-байрама» (1994) происходит окончательная трансформация образа девочки в образ ангела, а старухи — в образ смерти. Художник замыкает пространство, придает силуэтам предельную обобщенность, ограничивая себя в палитре контрастно сопоставленными охристыми и темно-зелеными цветами с тревожно врывающимся красным. Таким образом он добивается исключительной выразительности этой композиции, восходящей к знаковому началу, некоему сакральному таинству.
Другим примером удачно воплощенного замысла художника можно назвать картину «В ожидании гостей» (1993). Здесь фигурка старушки возникает в условно решенном пространстве, обозначенном зыбкими очертаниями холмов, растворяющихся в мерцающей плоскости неба. Стерта грань между реальным и фантастическим, и простое человеческое ожидание обретает статус вневременного, длящегося бесконечно. Напряженности этого ожидания вторят распадающиеся линейные ритмы, как знак неустойчивой бесприютной атмосферы одиночества. В моделировке объемов человеческой фигуры и предметов художник соблюдает некоторую уплощенность, позволяющую ему удержать в одном измерении всю поверхность холста, достигнуть через эту условность предельной ясности и выразительности силуэтных очертаний. Светящейся центральной доминантой в картине неожиданно оказываются гигантские самовары, обнаруживающие свой второй смысл, на который акцентирует внимание название произведения. Самовар, традиционно воспринимаемый как символ домашнего праздника, становится обозначением грусти, обманутого ожидания и несбывшихся надежд. Колорит, построенный на приглушенных аккордах холодных зеленовато-серых и теплых охристых тонов, становится цветовым обозначением гаснущей надежды.
Идея мудрого приятия жизни и смерти часто раскрывается художником через образ бабушки. Наделенный высокой духовностью, образ глубоко верующей бабушки, связанный со светлыми воспоминаниями деревенского детства, — это символ чистоты и кротости, оберег в жизни и творчестве Рафаэля Кадырова. Став центральным образом в ранних произведениях «Зеркало», «Колыбельная», «И кормит, и одевает» (1987), он помог художнику глубже осмыслить связь поколений, тему преемственности в круговороте жизни.
Картина «Непреходящее» (1990) своим композиционным решением, в котором фигуры бабушки и внука находятся в неком замкнутом арочном пространстве, невольно вызывает ассоциации с алтарным образом. Чувства, переживаемые старой женщиной, прижимающей к себе хрупкого большеглазого внука, неоднозначны: грусть смешивается с радостью, тревога — с надеждой. Удачно найдена художником пластика рук персонажей: морщинистая старческая рука бабушки с неизбывной нежностью поддерживает мальчика, в другой ладони, подобно двум птенцам, покоятся ручонки внука. В этой работе, навеянной воспоминаниями детства, художник проявляет удивительную чуткость в постижении и передаче человеческих эмоций. Заметим, что в произведениях Рафаэля Кадырова движение человеческой руки всегда значимо и одновременно очень естественно. В «Источнике» (1998), например, жесты рук — доверчиво раскрытых, как крылья, у юной матери, идущей за водой, трогательное объятье младенца и успокаивающе оберегающий жест бабушки — способны выразить тончайшие градации чувств и переживаний.
Среди ранних произведений Рафаэля, в основном тяготеющих к монументальности, к плотной, материальной живописи, картину «Летний сон» (1989) можно назвать первой в ряду намечающихся новаторских исканий. Ее прозрачная, напоминающая старую фреску живопись строится на утонченной изысканной гармонии красок, на мягких модуляциях золотисто-перламутровых и серебристо-синих цветов, что рождает ощущение некоего волшебного видения. Раннее утро наиболее полно отвечает состоянию детской души, исполненной светлого ожидания. Спокойные и ясные линии реки и неба, текучий ритм ствола старого дерева гармонично вторят движениям подростков. Плавной неотрывной линией передано гибкое тело девочки, с неосознанным женским изяществом убирающей волосы. Изображая угловатые фигурки мальчиков, художник представляет каждого из них в полуповороте, в своем отношении к событию. Физическая неуловимость образов, их недосказанность превращают персонажи кадыровских полотен из участников кратковременного события в устойчивые образы-символы. Прекрасный, как мечта, мир детства, близкий и одновременно недосягаемый, подобен ускользающему отражению в осколке зеркала, в которое смотрится девочка. Крохотный воробышек в руках мальчика как напоминание о доверчивости и ранимости детской души. Второстепенным на первый взгляд деталям своих картин, будь то зеркало, ковш, четки, цветущая ветвь дерева, художник придает особое значение. Эти детали у Рафаэля несут важную смысловую нагрузку, помогая лучше понять идею произведения.
В «Большой Медведице» (1992) именно неестественно перевернувшийся звездный ковш — созвездие Большой Медведицы — является ключом к осмыслению всего образного строя произведения. Изображенный на фоне шкуры убитой им когда-то медведицы, старик-охотник с ужасом и мольбой вглядывается в небо. Изменивший свое привычное положение звездный ковш воспринимается символом нарушенного равновесия в природе. Земное и небесное неразрывно связаны между собой не только в этой картине художника. Каким бы не был сюжет, как бы не строилась композиция в работах Кадырова, изображению неба неизменно уделяется большое внимание. Небо, раскрывающее динамику мироздания, вдохновило художника на создание целого ряда работ так называемой «Небесной серии» (1990—1992). В акварелях «Желтоглазая ночь», «Разговор», «Зухра», «Тотем луны», «Одинокая», как и в других работах этой серии, воссоздающих мир народных песен и легенд, поражает абсолютная легкость самовыражения художника. Написанные на одном дыхании, эти работы очаровывают свежестью и чистотой цвета, изысканной простотой композиционных решений, точно найденным внутренним ритмом. Каждая из акварелей этой серии не только формирует свой круг образов, но и вступает во взаимодействие с другими работами. Они обосновывают и дополняют друг друга, рождаются и проистекают одна из другой. Именно эта серия помогла Кадырову окончательно обрести свой неповторимый почерк.
Произведения, созданные Рафаэлем в последние годы, в основном посвящены теме материнства. Эта тема осмысливается им через призму евангельского сюжета в «Избраннице» (2004), получает интимное, камерное звучание в «Музе» (2005), философски трактуется в «Линии судьбы» (2003—2005). Образ юной матери отныне становится главным в произведениях художника. Он как будто пытается вывести некую универсальную формулу красоты, язык которой не нуждается в переводе. Неожиданно оказывается, что темы «деревенских» картин Кадырова выходят за рамки национальных тем, обретая общечеловеческий статус, а радость или боль его героев способны растопить сердца самых разных зрителей, независимо от их национальности и вероисповедания. Происходит это потому, что светлое, искреннее творчество Рафаэля Кадырова направлено на утверждение непреходящей ценности духовного мира человека, красоты и гармонии.

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле