> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 08'06

Фания Даминдарова, Гульнара Исмагилова

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Фания Даминдарова
Гульнара Исмагилова

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

…Нам с русскими одна судьба дана,
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Мустай Карим, 1954 г.

Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось добровольное присоединение к Русскому государству.
История вхождения Башкортостана в состав России основательно исследована башкирским ученым Абубакиром Нуримановичем Усмановым, автором книг «Присоединение Башкирии к Московскому государству» (Уфа, 1949) и «Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» (Уфа, 1982). Согласно концепции А. Н. Усманова, вхождение башкирских родов в состав России началось в 1554 и завершилось в 1557 году. Данная версия признана широкой научной общественностью Башкортостана.
Башкиры, понимая историческую ситуацию, возникшую после падения Казани (в 1552 году), опасность быть покоренными ногайскими и сибирскими ханствами — мудро решили: просить покровительства у могущественного русского царя. Как показало время, башкирские вожди приняли тогда, в середине XVI века, правильное историческое решение.
Вхождение Башкирии в состав Русского государства было крупным и положительным историческим событием. Положительным было то, что в крае прекратилась феодальная междоусобица, башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством, стали переходить к земледелию и оседлости. Это в свою очередь вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Основанные в Башкирии крепости превращались в города, центры достижений русской культуры, просвещения и науки. Хозяйственные связи между русскими переселенцами и башкирами, участие башкирских конников в войнах и походах русской армии привели к установлению дружеских отношений между ними.
На наш взгляд, это важное решение способствовало сближению двух народов, взаимообогащению культур, возникновению и развитию дружеских связей. Этому способствовало и то, что башкирский народ оставался экономически независимым от России: налог (ясак) носил чисто символический характер.
Братское содружество русского и башкирского народов, корни которого — в середине XVI века, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие истории и культуры башкирского этноса.
Башкиры, как и любой другой этнос, в своем поступательном национальном развитии прошли основные этапы этнической эволюции (племя — народность — нация). Происхождение и формирование башкирского народа представляет очень сложный и длительный исторический процесс, в котором сочетались не только древнетюркские (за ними признается доминирующая роль), но и финно-угорские, сармато-аланские, иранские и другие компоненты. На особенности дальнейшего развития башкирского этноса сильно сказалась и необыкновенно богатая и разнообразная природно-географическая среда Урало-Поволжского региона. Она оказала существенное, или даже решающее, воздействие на складывание национальной психики, характера башкир, особенности их этнокультуры. Отражение природных условий Урала и Поволжья мы находим и в народных эпосах башкир — в наиболее древних источниках коллективной памяти народа.
Среди ученых есть существенные расхождения о времени и месте формирования (прародине) башкирского этноса. По нашему мнению, более убедительной является позиция тех авторов, которые полагают, что башкиры являются аборигенами Урало-Поволжского региона и их формирование и развитие как этноса происходило здесь.
Некоторые единодушие во взглядах ученых наблюдается по отношению к хронологическим рамкам формирования башкирской народности. По мнению Н. В. Бикбулатова, в X веке башкиры уже обладали всеми атрибутами формирующейся народности: единой территорией, общим самоназванием, самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом и системой религиозных верований1. Завершающим этапом процесса формирования башкирской народности большинство авторов считают конец XV — первую половину XVI века2.
Более противоречивы и дискуссионны взгляды ученых на время и сам процесс консолидации башкирской нации. Мы считаем более аргументированной точку зрения Б. Х. Юлдашбаева, а именно: башкирский этнос консолидируется как нация в конце XIX — начале XX вв. Башкирское население активно вовлекалось и в индустриальное производство, но оставалось при этом нацией преимущественно с аграрным экономическим укладом. На наш взгляд, этот процесс наложил свой отпечаток на многие особенности национальной культуры, национальной психики, характера, национального самосознания и другие черты башкирской нации.
Более чем тысячелетняя (известная по письменным источникам) история башкир была историей вызревания и формирования их единой национальной общности. «Хотя предки древних башкир пришли на Южный Урал из различных регионов, тем не менее, формирование башкирской народности в качестве единого этнополитического организма происходило на современной территории расселения башкир, — пишет Д. Ж. Валеев, — именно этот факт позволяет современным авторам называть башкир коренным населением Южного Урала»3.
Ссылаясь на современную науку, можно объективно обосновать основные этапы и особенности этногенеза башкир, территорию их расселения, охарактеризовать ведущие этнические компоненты, вошедшие в состав башкирского этноса. Существующие в литературе разногласия по некоторым вопросам (например, этническая принадлежность племен, представлявших башкир в IX — X веках, время сложения башкирской народности и. т. д.) отражают различные подходы к осмыслению сложного и противоречивого процесса формирования башкирского народа.
Существующие подходы к этногенезу башкир исходят из того, что башкирский этнос складывался как многосоставное и многоплеменное образование4.
Основу формирующегося этноса составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией.
По мнению исследователей, наиболее динамичный этап процесса этногенеза башкир на территории древней Башкирии происходил в IX—X веках. Как подчеркивает Р. Г. Кузеев: «Интеграция под общим названием «башкорт» племен бурзян, усерган, тангаур, тамьян, байлар и других на территории Древней Башкирии явилась основной фазой социально-этнического становления древнебашкирского этноса5.
Основным направлением этнического развития было взаимодействие и смешение древних башкир с местными приуральскими финно-угорскими племенами, а также с булгаро-мадьярской группой, населявшей восточные окраины Волжской Булгарии.
В ряде исследований отмечается участие в этногенезе башкир местных потомков ираноязычных сарматов.
Активизация миграции кыпчаков в Приуралье и Зауралье, вступивших в этнические связи с древними башкирами, обусловила передачу формирующемуся этносу многих этнокультурных признаков, объединяющих башкир с тюркскими народами Средней Азии и Казахстана. Культурное взаимодействие и этническое смешение различных племен и народностей «разрушило племенную и региональную замкнутость, вело к нивелировке этнокультурных признаков, формированию единого башкирского этноса, сложению его хозяйства, материальной и духовной культуры»6. Вопрос о времени сложения башкирского этноса является дискуссионным. По мнению ряда исследователей (Р. Г. Кузеев и др.), башкиры как этнос сформировались к моменту присоединения Башкирии к Русскому государству. В частности, Р. Г. Кузеев пишет: «В конце XV — первой половине XVI в. этнические, территориальные, социально-экономические и политические предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность, сомкнулись. Обострение башкирско-ногайской борьбы и добровольное вхождение большинства башкирских племен во второй половине XVI века в состав России и объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало собой завершение этнической консолидации башкирского народа»7.
На наш взгляд, более соответствующей исторической действительности и характеру сложнейших этногенетических процессов, происходивших на Южном Урале с VIII — IX веков, является концепция, представленная Н. А. Мажитовым, Д. Ж. Валеевым, Р. З. Янгузиным и другими, согласно которой башкирский этнос сформировался ещё до эпохи татаро-монгольского нашествия (первая половина XIII века). Благодаря достигнутому в домонгольский период истории высокому уровню этнической консолидации и культурной традиции башкирский народ сумел сохранить во времена золотоордынского ига этнокультурную самобытность и этническое самосознание, оказывая упорное сопротивление монгольскому завоеванию*.
Следует отметить, что этническое развитие народа протекало в органической связи с экономической историей. Те или иные особенности хозяйственного уклада башкирского народа, несомненно, накладывали свой отпечаток на характер этнической его консолидации, на быт, обычаи и нравы башкир как определенной этнической общности. Одной из особенностей этнической истории башкир явилось и то, что башкирский народ оформился в нацию, находясь в составе многонациональной страны, в которой он не был равноправным и подвергался национальной дискриминации. Отсюда один из идеалов башкирского народа — стремление к созданию национальной автономии, которое наиболее рельефно проявилось в 1917—1919 гг.

—————
* В башкирском историческом предании «Последний из Сартаева рода» в поэтической форме раскрывается трагическая судьба башкирского народа в период борьбы Тамерлана с золотоордынским ханом Тохтамышем на примере Сартаева рода, погибшего в неравной битве с захватчиками. Оставшиеся в живых батыры этого рода жестоко отомстили врагу за смерть своих сородичей. По преданию, именами двух своих павших сыновей — Кармасана и Сермасана — мститель-отец назвал два левых притока реки Белой.

1922—1927 гг. — годы становления молодой Башкирской республики, административно-территориального определения ее границ, формирования государственных структур управления, подготовки национальных кадров. Развернувшееся в этот период движение за ликвидацию неграмотности среди башкирского населения сопровождалось созданием широкой сети национальных школ, ремесленных училищ, техникумов и первых рабочих факультетов. Особое внимание уделялось изучению башкирского языка и реализации его на местах. Начали впервые издаваться на башкирском языке газеты и журналы. В этот период был заложен хороший фундамент для развития башкирской культуры, литературы и искусства.
В 1929—1941 гг. продолжается развитие положительных тенденций в национально-культурном строительстве: была решена проблема ликвидации неграмотности, число техникумов и вузов достигло соответственно 58 и 7, удельный вес башкир, обучающихся в них, превысил их удельный вес в составе всего населения республики, примерно этому уровню соответствовало представительство башкир и в органах Советской власти, был учрежден Институт истории, языка и литературы, открылись новые театры, музеи и другие центры культуры.
1941—1945 гг. для башкирского народа, как и для всех народов СССР, были годами серьезных испытаний. В короткий срок промышленность и сельское хозяйство были перестроены для работы на нужды фронта. Несмотря на это, башкирская наука и культура в целом продолжали развиваться. В 1944 году на цели народного образования было выделено средств в 1,5 раза больше, чем в довоенном 1940 году. В результате постоянного внимания к вопросам обучения и воспитания детей школы республики работали бесперебойно8.
В 1946—1955 годах башкирский народ активно участвует в восстановлении и дальнейшем развитии народного хозяйства страны. Башкирия становится развитым индустриально-аграрным регионом. Промышленное производство, городской образ жизни оказывали все большее воздействие на социально-экономическое и культурное развитие башкир. Послевоенные годы в истории республики обозначены периодом восстановления интеллектуальных и творческих сил народа, которые и проявились на следующих этапах национально-культурного развития, временем профессионального становления нового поколения башкирских ученых и деятелей культуры, значительной заботы о народном образовании, национальных кадрах и расширении сети высших учебных заведений; именно на эти годы приходится наибольшее число книг, изданных на башкирском языке9.
Начавшийся в середине 80-х годов процесс перестройки и обновления положил начало изменению социально-экономических условий для развития башкирской культуры. Башкирский народ переживает сегодня один из сложных и ответственных периодов своей этнической истории. Башкирская культура является неотъемлемой составной частью возрождения и развития башкирского этноса, выступает как фактор гармонизации межнациональных отношений, осуществления глубоких преобразований. Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан и ее практическая реализация открыла новый этап в национально-культурном развитии башкирского народа. Идет переоценка многих сложившихся неверных стереотипов о ее истории, духовной культуре и других этнических особенностях.
Башкортостан является исторической родиной и единственным местом консолидации башкирской нации, поэтому в законодательстве республики нашли свое отражение нормы, учитывающие данную специфику. Государство оказывает всемерное содействие полному и всестороннему социальному и духовно-культурному развитию башкир.
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан башкирский язык наряду с русским объявлен государственным. Гарантируется поддержка существующим за пределами республики национально-культурным обществам, землячествам, центрам, учебным и другим организациям и учреждениям, созданным в целях удовлетворения духовных и культурных потребностей представителей башкирской национальности.
Следует отметить, что проведение современной национальной политики в республике напрямую связано с процессами демократизации в Российской Федерации. История показывает, что именно национально-государственные образования являются гарантами сохранения и развития культур и языков российских народов. Именно в них создаются благоприятные условия для развития национального образования, функционирования родных языков, наращивания культурно-духовного потенциала народов России.
В ежегодных посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию вопросам гармонизации национальных отношений неизменно уделяется большое внимание. Определяются приоритетные направления по сохранению историко-культурного наследия и развитию современной национально-культурной жизни народов республики, перед органами государственной власти ставятся конкретные задачи по активизации работы в этой области. На их основе Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан обновляет и совершенствует законодательную базу по вопросам национальной политики, а Правительство составляет и реализует программы мероприятий по развитию этнических культур, языков и традиций.
Создание в 2001 году специального государственного уполномоченного органа — Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан — придало национальной политике еще большую комплексность и системность. Органы государственной власти и местного самоуправления с учетом региональных особенностей разрабатывают собственные программы национально-культурного развития территорий.
Сейчас обучение в школах ведется на 6 языках народов Республики Башкортостан. Эти же языки и, кроме того, еще 8 родных языков преподаются как самостоятельные предметы. В результате около 68,5% детей нерусской национальности приобщаются в школах к собственной культуре на родном языке (в 1995 г. этот показатель составлял чуть более 50%). Органы государственной власти Республики Башкортостан выражают особую заинтересованность в том, чтобы качество обучения в национальных школах отвечало современным требованиям. Вместе с изучением вековых национальных традиций и народной мудрости предшествующих поколений учащиеся усваивают знания и достижения нового тысячелетия, приобщаются к мировой культуре.
Газеты и журналы издаются в республике при государственной поддержке на 6 языках. Помимо информационных задач национальная печать выступает своеобразным гарантом сохранения языка, расширения его коммуникативных функций.
Созданная в республике правовая база постоянно подкрепляется планомерными научными разработками. Одобрены постановлениями Правительства Республики Башкортостан программы «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан на 2000—2005 гг.», государственная программа «Народы Башкортостана» и «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан».
За последние годы Башкортостан превратился в крупный евразийский культурный центр. К нам обращают взоры и тюрко-язычные, и славянские, и финно-угорские, и другие народы. Для решения национально-культурных проблем народов Башкортостан активно использует потенциал национальных республик России и зарубежных стран. Правительством республики заключено около 40 соглашений и договоров о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. Эти соглашения и договора стали основой деятельности органов власти по решению проблем диаспор, проживающих на территории субъектов Федерации, а также взаимовыгодного сотрудничества во многих сферах социально-экономической и культурной жизни регионов.
Республика Башкортостан поддерживает курс на всестороннее обновление образования, намеченный Государственным Советом Российской Федерации и нормативно закрепленный в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Активно включился Башкортостан в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере образования, инициированных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
В Республике Башкортостан каждый четвертый житель является учеником или студентом (1,2 млн. чел), ежегодно открывают свои двери 35—40 новых школ.
Благодаря огромному вниманию руководства республики и ее Президента М. Г. Рахимова в Башкортостане уверенно утверждается общественная значимость культуры и искусства.
Благоприятная ситуация сказывается на всем. Сохранена и приумножается сеть музеев, клубов, библиотек, театров, филармоний и выставочных залов.
Завершается строительство уникального по технической оснащенности и архитектурной выразительности зданий Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури, Уфимского государственного татарского театра «Нур». Ведется реконструкция Сибайского государственного башкирского театра им. А. Мубарякова и здания Национального молодежного театра Республики Башкортостан, построен Республиканский музей Боевой Славы.
Национальный симфонический оркестр, художественная галерея народного творчества «Урал», галерея современного искусства «Мирас», киностудия «Башкортостан» свидетельствуют о том, насколько значительна и разнообразна культурная жизнь республики.
Созданы и действуют музеи, в которых можно познакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, писателей, политических деятелей.
Опыт решения национально-культурных проблем в Республике Башкортостан имеет, несомненно, общероссийское значение. Это признают и федеральные органы власти. Так, при встрече с руководителями национально-культурных объединений Башкортостана 10 июня 2001 года в г. Уфе Президент Российской Федерации В. В. Путин, высоко оценив проводимую в этой области работу, подчеркнул: «В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием культур, религий, языков, дружбы народов… Мы будем брать с Башкирии пример и будем дорожить тем, что достигнуто Россией за сотни лет».
Память народа сохранила до сегодняшнего дня мудрость наших предков, принявших в XVI веке решение присягнуть России. Мудрость, которая сегодня является залогом межнационального согласия.
Поддерживая и укрепляя духовное единение граждан, консолидацию общества, последовательно воплощая национально-культурную политику в жизнь, Башкортостан вошел в XXI век динамично развивающейся республикой в составе Российской Федерации с высоким производственным, научно-техническим, образовательным и культурным потенциалом.
Россия для нас — это содружество граждан всех народов, объединенных не только общей исторической судьбой, общностью многонациональной культуры, традиций, но и общим делом возрождения и развития родного Отечества.
И мы уверены, что Россия будет сильной державой, лишь опираясь на достоинство и уважение национальных, культурных, религиозных традиций всех живущих в ней народов.
Говоря словами народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима, нам вместе жить и подниматься вместе к сиянию сверкающих вершин.

Примечания:

1 Бикбулатов Н. В. Об изучении проблемы происхождения и этнической истории башкирского народа / Вопросы этнической истории Южного Урала. — Уфа, 1982. С. 132—142.
2 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974. С. 509; Юлдашбаев Б. Х. От племени к народности и нации // Научная сессия по этногенезу башкир. — Уфа, 1969. С. 133—134.
3 Валеев Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. — Уфа, 1995. С. 16.
4. Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. — Уфа: УНЦ РАН, 1995. С. 5.
5 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 439.
6 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. С. 100.
7 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 509.
8 Мустафина Ф. Х. Расцвет народного образования в Баш. АССР. — Уфа, 1968. С. 31—32.
9 Материалы о функциональном развитии башкирского языка (Раздел 1: «Издание книг на башкирском языке» подготовлен З. Г. Ураксиным) / Развитие общественных функций башкирского литературного языка. — Уфа, 1987. С. 86—87.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле