> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 9'05

Елена Шарова

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Круг чтения

Дополнение к урокам

«ФОРПОСТ ЗЕМЛЯ — СВИДАНИЕ С СУДЬБОЙ»

Третий номер «Бельских просторов»: три поэтессы встретились под одной обложкой. Это очевидно объясняется тем, что март — «женский» месяц.
Стихи Анисы Тагировой напоминают выцветшие пожелтевшие фотографии. Такие есть, наверное, в каждой семье, затронутой войной, — однорукий любимый старший брат, соседский дед, потерявший на фронте всех своих сыновей, плачущая от счастья (или горя) мать в День Победы, девочка в белом платьице, с большими бантами в тоненьких косичках, танцующая под патефон, — кончилась война! («Следы в сердце»).
В других стихах возникает образ девушки, которая испытывает очень земные чувства: любовь, страх разлуки, обиды и потери. Эти чувства сливаются с образами народных обычаев и примет («Стану светлой подковой тулпару…», «Украшеньем взойду на кушак…», «Буду шелком в руке загорелой…»).
Неожиданно подборка стихов кончается почти по-русски, стихотворением «Колечко», похожим на безыскусную песню — страдание.

«По воде идут круги —
Быль и небыль тонут.
Ты кольцом с моей руки
Закатился в омут…»

Лирическая героиня Анисы Тагировой радуется белым березам, что «нежны как девушки во сне», рвется стрелой к любимому… Поэзия Зинфиры Абдульмановой другая, размышляющая, прощающая и понимающая. Через пробы и ошибки, через паутину мелких чувств, обид и упреков («разъедающих сердце как моль» — такое вот сравнение — пыльное, серое и неотвязное, как утро понедельника), через прощения и прощания, спокойно и мудро приходит человек к пониманию простых и бесценных истин: «Друзья… вы рядом и без денег я богата…», «Возвращайся к деревьям и травам о высоком и вечном молчать…».
В сущности жить счастливо достаточно просто: не тащить за собой чемодан мелочных упреков, сбросить с души боль обид, жизнь принять как дар («Ведь мы рождаемся на время, а умираем навсегда»), понять, что нет прошлого, будущее неопределенно, и научиться радоваться настоящему. В этом настоящем «время — не противник вовсе, а старость — долголетия залог. Весна и лето переходят в осень, чтоб быть зиме — и мудрым стать ты смог!».
Героиня Зинфиры Абдульмановой через пробы и ошибки, надежду и отчаяние ищет суть земной жизни. Поэзия Светланы Хвостенко иного — космического масштаба. Поэтесса распахивает ворота своего мира, где есть «сплетенье солнц, дыханий, судеб», где можно спокойно «выспросить у тьмы ее различья». Этот мир не знает полумер, получувств, намеков и недоговоренностей. Здесь нет юности, старости, зрелости, временные категории другие («Возьми меня, Возьми к себе, от вечности на время оторвав»). Здесь место действия «Форпост Земля. Баталия и брань, бой, битва, сеча…». Хвостенко выпустила душу свою не как птичку из опостылевшей клетки, а как ангела, которому доступно все, все близко и все возможно, который под грозовое биение крыл летит по «одному только компасу «люблю».
Все мы любим, печалимся, живем, но в меру, не надорваться бы. Хотя… кто определил рамки для этих чувств? Но иногда приходят в мир двое. Услышав слабое биение своих сердец, они идут навстречу друг другу наперекор предрассудкам. Только бы дойти, коснуться, а там хоть умереть…
Три поэтессы, три ипостаси одного чувства: от робкой нежности, застенчивости до окаянной страсти космического масштаба.

УФИМСКИЕ КРЕЗЫ

У нашей бабушки есть три потрепанных фотоальбома, уже один внешний вид которых вызывает в душе чувство сопричастности к старине, некоторое сожаление об утраченном и неповторимом. Бархатная, потертая на сгибах обложка, металлическая застежка, толстые, будто деревянные, листы, но главное — люди на фотографиях. Их давно уже нет, бабушка уже и не помнит, кто эти мужчины в высоких воротничках с обязательными усами, дамы в кружевах, в ореолах темных русалочьих волос.
Они выглядят нездешними, настолько отличны от моих замотанных и нервных современников. Взгляд спокойных и невозмутимых глаз, чувство собственного достоинства в прямой посадке головы, в уверенном развороте плеч. И не надо говорить про другое время и другую жизнь. Им выпал на долю не самый лучший отрезок нашей истории: первая мировая война, революции… Что-то знали они о смысле жизни, о судьбе, может быть, это вера, столь поспешно принятая послеперестроечными россиянами. Может быть, вела их по жизни уверенность в своем предназначении. Кто знает? Они давно ушли, а им на смену пришли задерганные, запуганные, сбитые с толку и блуждающие во тьме. Какой уж тут покой…
Я вспомнила бабушкины фотоальбомы, читая статью З. Гудковой «Предприниматели Южного Урала» — об уфимских лесопромышленниках Чижовых, владельце пароходной компании Н. В. Мешкове. Говорят, история развивается по спирали и возвращается в одну и ту же точку, но на другой высоте. И в наше время, я думаю, много энергичных и деятельных граждан сколотили немалое состояние, поднявшись из низов, как Ф. Е. Чижов, происходивший из крепостных крестьян, или Н. В. Мешков, родившийся в малоизвестном Весьегонске в семье разорившегося купца. Вот только тратили нажитое тогда не на яхты и самолеты, а на дома для больницы и переустройство семинарской домовой церкви как Ф. Е.Чижов. Мечтой же Н. В. Мешкова было основание в городе Перми университета, которому он построил большой дом для просветительских целей с химической лабораторией, минералогическим, геологическим и физическим кабинетами.
Ныне синоним «предприимчивый» зачастую ассоциируется с человеком, сумевшим хапнуть побольше там, где другие зазевались, но век назад «предприниматель» означало «хозяин, меценат, покровитель», не забывающий, конечно, и о развитии своего дела, а фамилия, к примеру, «Мешков» служила, как сейчас говорят, брэндом, гарантией честных деловых отношений.
У нас много и охотно толкуют о патриотизме, не имея в виду ничего конкретного. Человек не любит свою страну, если не ценит памятников истории своей родины, людей, связавших свою жизнь и деятельность с благополучием родного края. Нас окружает не только природная среда, но и среда, созданная культурой предков. Без нее невозможна духовная жизнь, воспитывающая в нас уважение к окружающим, к прошлому. Уничтожение культуры начинается с уничтожения памяти.
Статья З. Гудковой могла бы служить прекрасным дополнением к урокам истории и культуры Башкортостана. Школьникам следовало бы знать, что жизнь таких людей, как Н. В. Мешков, «была лучшим доказательством того, что богатство, капитал… могут служить благу народа и его культуре».

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле