> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 7'05

Александр Немков

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Имя любви моей — Родина

Волна нигилизма и осуждения недавнего прошлого, кажется, пошла на убыль. Началось возвращение к отечественным ценностям. В обществе утверждается понимание, что без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, надежных защитников Родины не воспитать.
Резкое снижение военно-патриотической работы в 80—90-х гг. XX века вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту числа нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывников.
Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.
Появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных Сил.
Учитывая особенности и интересы современной молодежи, происходящие в обществе изменения, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания.
Наличие новых, более высоких требований к интеллектуальным, профессиональным и психологическим качествам воинов в условиях развития научно-технической мысли и новых технологических возможностей привели к появлению на рубеже XX—XXI веков «бесконтактных» (информационно-технологических) войн.
Сегодня самая большая геополитическая игра развернулась вокруг России за обладание ее ресурсами, которые составляют больше половины всех ресурсов мира. Этой стратегии подчинены все средства массовой информации, направленные на расчленение и ослабление России. Откровенно и цинично высказался бывший премьер Англии Джон Мейджер: «Задача России после проигрыша холодной войны — обеспечить благополучные страны, но для этого ей нужно всего пятьдесят-шестьдесят миллионов человек». Самые заветные стратегические устремления мировой «элиты» направлены на уничтожение российской державности, в ход пускаются колоссальные политические, идеологические и финансовые усилия.
К сожалению, ушло в небытие то время, когда воспитание патриотизма и развитие подрастающего поколения происходило естественным путем: нас окружали ветераны гражданской и Великой Отечественной войн. Мой дед М. П. Немков прошел три войны, трижды его водили на расстрел в гражданскую, в 1943 году он лежал в штабеле мертвых под Ленинградом, но остался жив. Мой дед по материнской линии A. M. Федоров прошел две войны, потерял ногу, ослеп, но прожил до конца 70-х годов. Фронтовик — мой отец; дядя — профессиональный военный, в отставке; двоюродный брат моей матери Н. Федоров дослужился до генеральского звания. Через дом от нас жил чапаевец Ф. Тучкин, любил с нами беседовать участник рейда Блюхера Дмитрий Степанович Акшенцев. Все эти люди сформировали наше мировоззрение, обогатили нашу память бесценными сведениями из истории нашей Родины. Их воспоминания — настоящий клад для воспитательной работы с учащимися. Мы мечтали стать офицерами, по собственному желанию являлись в военкомат и ехали поступать в высшие военные училища. Мой сосед, ровесник, Михаил Николаевич Шалёв имеет звание генерала и является военным советником Лукашенко.
Я думаю, что основным институтом патриотического воспитания является и будет являться система образования, в первую очередь школа и учительский корпус. И если сохранить преемственность поколений, сохранить бесценный опыт работы с ветеранами, то задача по воспитанию любви к своей Родине, своему народу, национального самосознания, верности гражданскому и военному долгу будет решаться значительно эффективнее. В нашей школе долгие годы работал директором и учителем Иван Владимирович Воинцев, участник войны, боец отрядов СМЕРШ в послевоенное время. До закрытия Романовской начальной школы работал там учитель Василий Петрович Макаров, летчик, потерявший на войне глаз и руку. С огромной благодарностью мы вспоминаем майора Н. Н. Песикина, капитана Николая Федоровича Победу, прошедшего всю войну. Учащиеся ласково называли его дедушка Победа, любили бывать в его саду, а День Победы у нас в селе называли День Победы Николая Федоровича, так как он был бессменным председателем Совета ветеранов, выступал с докладом на митингах. Наш педагогический коллектив, наши односельчане совершили великое дело: на сходе граждан в 2002 году приняли решение и назвали улицу в Тягуновке именем Н. Ф. Победы, а в Казанковке — именем И. В. Воинцева, одна из улиц названа в честь И. Р. Мячина, который около пятнадцати лет успешно возглавлял колхоз «Новый путь». Эти традиции у нас зародились давно, когда мы вместе с родственниками восстановили историю жизни красноармейца Андрея Герасимовича Гурова, организатора колхоза, убитого кулаками. Ему торжественно был установлен памятник в Романовке. В свое время ветеранов войны у нас в селе было немало, как говорил Н. Ф. Победа «два неполных взвода», у памятника не умещались, а сейчас осталось их всего пять человек. Ежегодно проводим с ними встречи, чаще всего дома, помогаем им. Ветеран Николай Родионович Прокудин, прошедший концлагерь, которому в этом году исполняется восемьдесят лет, до сих пор частый гость нашей школы, в войну он потерял отца, погиб его семнадцатилетний брат Василий на фронте. Мы сохранили в школе стенды с именами и фотографиями ветеранов, двести шестьдесят человек ушли на фронт из нашего колхоза, сто тридцать три человека из них погибли (в том числе тетя нашей учительницы — Е. Д. Никанорова). Наша задача — сохранить память о них, не зря говорят, что до тех пор жив человек, пока жива память о нем.
Результаты социального опроса, проведенного в Москве, показали, что 52,6% старшеклассников не удовлетворено состоянием патриотического воспитания в школах, проводимые воспитательные мероприятия носят часто формальный характер и не достигают желаемого результата.
Что же можно сделать для повышения эффективности этой работы?
Полноценно использовать учебно-воспитательный процесс. На уроках истории, основ военной службы (ОВС) и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) раскрывать величие Родины, народа. В патриотическом воспитании многое значит знание истории земли, на которой живешь, своей деревни, своего города.

Трактом, проселками, бродами
Путь заповедный пролег.
Имя любви моей — Родина,
Каждый ее василек.
Каждая рощица дикая,
Каждый над речкой рассвет...
Не удивляет великое,
Если в нем малого нет.

Валерий Шамшурин

Больше тридцати лет я изучаю историю Мелеузовского района и родной Башкирии, именно родной, так как не первую сотню лет живут на этой земле мои предки. Меняются поколения, но память вечна, как вечна гора Кунгак.
Изучение истории Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Е. И. Пугачева на территории нашего края дает возможность раскрыть образ просветителя, патриота и военноначальника Кинзи Арсланова, нашего земляка, близкого помощника Е. И. Пугачева. История п. Воскресенское, медеплавильного завода рассказывает о работных людях, отливавших пушки и ядра, принявших активное участие в освободительной борьбе, о дружбе русских и башкир. Заводской крестьянин Григорий Туманов стал повстанческим атаманом, в плен к Михельсону попали сорок восемь воскресенских заводчан, двоих их них — Карпа Григорьевича Хохлова и Якова Владимировича Одинцова власти объявили «важными преступниками».
История этого старинного русского села дает огромные возможности для военно-патриотического воспитания, например, изучение жизни Александра Михайловича Семавина, кавалера трех Георгиевских крестов, который в годы первой мировой войны в одиночку взял в плен роту австрийских солдат.
История войны 1812 года рассказывает о том, как башкирские джигиты прощались с Родиной на горе Кунгак-тау, как пройдя славный боевой путь в 1814 году в составе казачьих войск девять башкирских полков под командованием Кахым-тури первыми вступили в Париж. С гордостью я рассказываю о том, как М. И. Кутузов высоко ценил личную храбрость и боевые заслуги «Северных амуров» и хвалил их: «Любезные вы мои башкирцы, хорошо деретесь, молодцы!».
Богатейший материал использую на уроках из истории Октябрьской революции и гражданской войны. Наш край оказался на пересечении военных планов чехословацкого корпуса, армии Колчака и казачьего войска атамана Дутова, все это было осложнено и контрреволюционными восстаниями. О тех событиях напоминают памятники в г. Мелеузе, в поселке Зирган, в поселке Воскресенское, селе Нордовка.
В свое время учащиеся нашей школы совершали походы по местам, связанным с рейдом В. К. Блюхера, имеются альбомы, оформленные следопытами. Жизненный и гражданский подвиг жителей деревни Николаевка Михаила Александровича Спиридонова, Ефима Федоровича Трясина не оставляют равнодушными никого из моих воспитанников. Эти герои предпочли добровольно пойти на пытки, даже смерть, чтобы до конца исполнить свой долг: спасти родные села от огня, а жителей — от массового расстрела. А улица Смоленская — это же история Смоленского полка, а каменный дом у въезда на центральную площадь нашего города, где размещался штаб Красной гвардии, — это ли не история? В свое время наши учащиеся вместе с учителями регулярно путешествовали по городам-героям, я сам побывал в Москве, Ленинграде, Волгограде, городах Харькове, Калининграде, Донбассе, проехал всю Прибалтику. Впечатления на всю жизнь. Сейчас финансовые возможности ограничены, но можно ходить в походы по району и республике. Кругом история: шоттский лес, «барский колодец», кордон, памятник Андрею Гурову в Романовке, исчезнувшие деревни Загребайловка, Надеждино, Воздвиженка... А какие леса, луга, ручьи! Два-три года ведутся раскопки курганов за деревней Загребайловка, найдены захоронения, в том числе сарматского воина-богатыря. Это вызывает неподдельный интерес и восторг учащихся, это и есть то малое, без которого нет великого, это и есть истоки патриотизма, не поддельного, а живого, истинного.
Из нашего района призваны на военную службу в 1941—1945 гг. пятнадцать тысяч мелеузовцев, более шести тысяч не вернулись к отчим домам. Но не все имена павших в «Книге памяти», далеко не все. Например, нет там брата моего деда, брата моей бабушки. Я давно составил свою родословную, много работаю в этом направлении с учениками и взрослыми. Память о фронтовиках должна жить. Одиннадцать Героев Советского Союза и двух полных кавалеров ордена Славы дала наша мелеузовская земля, вырастила пять генералов. Уроженец села Сарышево Михаил Никандрович Бойков рано осиротел, воспитывался в детском доме, но закончил академию Генерального штаба, дослужился до звания генерал-майора, награжден высшими орденами Советского Союза. Сведения о таких людях отрывочны, есть где поработать нам, озабоченным военно-патриотическим воспитанием.
Бесконечно много можно говорить об истории нашего края. Мне исключительно повезло представлять наш город и район в течение нескольких лет делегациям всех уровней: и профессорам, и главам городов и районов, голландцам, немцам, американцам... История нашего края, природа, культура, предания, легенды неизменно восхищают гостей.
Написана история школы (ей сто двадцать лет в этом году!), история колхоза, нефтепромысла. Много лет изучаю историю казачества, ибо сотни лет казаки были на передовых рубежах нашей Родины, на самых опасных участках всех войн и восстаний, своего рода спецназом. Казаков любили и уважали Суворов, Кутузов, Брусилов; конная армия Буденного стала грозной и непобедимой лишь после того, как значительную ее часть составили казаки, а роль конников генерала Доватора под Москвой 1941 года, нашей Башкирской кавалерийской дивизии генералов Шаймуратова (я побывал на его родине — село Шаймуратово Кармаскалинского района) и Белова?! К сожалению, изучению истории этого рода войск уделяется в учебниках минимальное внимание.
Патриотизм — это любовь к Родине, стремление сделать ее краше, умение (а не только желание!) защитить ее. К сожалению, порой эти качества утрачиваются, предаются забвению, а это дорого обходится всему обществу и стоит судеб и жизней молодого поколения России.
При формировании умения защищать Родину немалую роль играла охота. М. М. Пришвин писал: «Народная охота у нас существует повсюду, это есть школа воинов с простой, открытой душой», и дальше: «Но как сделать, чтобы наша молодежь могла идти по этому трудному пути образования себя самого от простого охотника до охотника-охранителя природы и защитника своей родины?». Ф. М. Достоевский: «Человек — существо ко всему привыкающее. Привыкает человек и к тяготам войны, и быстрее других охотник, ему легче перенести лишения, постоянную угрозу жизни, ощущение ежедневной опасности. Бдительность и маскировка на войне куда как важны».
Вспомним, что самые блестящие победы Суворов одержал с воинами-егерями; разведчики, снайперы Великой Отечественной — в первую очередь охотники. С 2000-го года в Забайкальском военном округе готовят снайперов: из двенадцати тысяч солдат отбирают всего пятьдесят человек, это в основном охотники и биатлонисты, много якутов, бурят, тувинцев. Этот вопрос изучен в моей работе «Охота в отечественной истории».
При изучении ОВС, на занятиях стрелкового кружка использую оружие «Сайга» (на базе АКМ), карабин «Тигр» (на базе снайперской винтовки СВД), различные типы оптических прицелов. Огромную помощь оказывает мне моя библиотека охотничьей литературы.
В правлении охотников и рыболовов Мелеузовского района я отвечаю за работу с молодежью.
Для подготовки стрелковой базы при строительстве нашей школы были построены просторные подвалы, где можно разместить тир для стрельбы из малоколиберной винтовки, имеется тир для стрельбы из пневматической винтовки, помещение для хранения оружия. Стрелковый кружок работает регулярно. У нас в школе стреляют не только ученики, но и большинство учителей.
До прошлого года в школе не было кабинета ОБЖ и ОВС, теперь он создан.
Экспозиции небольшого краеведческого музея пополняются историческими экспонатами, боевыми реликвиями и документами.
Для развития интереса к военному делу широко используются 3 современных компьютера: по имеющимся программам учащиеся изучают современное стрелковое оружие, основы тактики, особенности боя в различных условиях. Интерес их к этому необыкновенный.
Патриотизм — важнейшее качество гражданина и защитника Отечества. Сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них будет зависеть безопасность и благополучие государства. Замечательно сказал поэт:

Каждый холм — золотая могила,
Каждый дол — вековая любовь.
Не загинь, богатырская сила!
Не застынь, богатырская кровь!

В черный день я недаром тоскую,
Стерегу хлебозвонную сыть.
Надо выстрадать землю родную
Для того, чтоб ее полюбить!

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле