> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 04'04

Зугура РАХМАТУЛЛИНА

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Этикет в культуре свадебных ритуалов башкир: история и современность

Свадебный ритуал, как известно, вбирает в себя фрагменты всех эпох развития культуры народа: от древнейших верований и магических действий до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время.

Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада. Он представляет собой одно из ярчайших творений национального коллективного духа. Башкирская свадьба имеет большое типологическое сходство и содержательную близость с традиционной свадьбой татарского, казахского, киргизского, туркменского народов, перекликается с определенными мотивами алтайских, монголо-бурятских, северокавказских свадебных ритуалов. Существует очень много смысловых параллелей со свадебными церемониями народов Европы (финнов, саамов, шведов, норвежцев, датчан, народов Великобритании и Ирландии)1. Как подчеркивает Р. А. Султангареева, башкирский свадебный ритуал представляет собой среднеазиатско-тюркский тип с богато орнаментированным многожанровым поэтическим репертуаром и с выраженным национальным колоритом и национально-специфическими мотивами (потасовки за постель, церемониальное получение именной скотины, обрядовые избиения и т.д.)2.

С древнейших времен в башкирской культуре заключение брака, воспитание и в физическом, и в духовном отношении здорового потомства считались делом достойным настоящего человека, заботящегося не только о своем личном благополучии, но и о судьбе своего народа. “У того, кто не женится, корни иссохнут”, “И у птицы есть гнездо”, “Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет”, “У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет”, — предупреждало взрослое поколение тех, кто легкомысленно относился к своему долгу, будущему своего рода, судьбе нации.

Понятия “брак” и “семья” в народном сознании неразрывно переплетались с понятием “любовь”.

Любовь для башкира — возвышающее и облагораживающее начало (“Краса жизни — с любимым”, “В любящей душе лжи не бывает”). Это вдохновенное, страстное состояние души, вырывающее человека из привычного и обыденного мира, заставляющее его страдать и мучаться (“У невлюбленного душа спокойна”, “Любить — огонь глотать”). Мифопоэтические произведения, сказочный фольклор, песенное творчество башкир изобилуют яркими образами влюбленных, защищающих чистоту и неприкосновенность своих чувств, право на любовь и счастье. В беззаветно и преданно любящих друг друга эпических образах Урал-батыра и Хумай, Хаубана и Нэркэс, Заятуляка и Хыухылу, Абляя и Мактымхылу, Кузыкурпяса и Маянхылу, Алдара и Зухры и др. народ выразил свою мечту об абсолютной взаимной любви, не омраченной сомнениями и не оскверненной физическими и нравственными уродствами. Любовь для башкир — основа жизни, обретение осмысленности своего пребывания в мире.

Как известно, в мифологии многих народов существует легенда об андрогине, двуполом существе, в котором соединились два начала: мужское и женское3. В незапамятные времена боги якобы лишили их могущества и душевного покоя, разделив надвое. Отсюда архетипическая память о первоначальном слиянии обусловливает извечное эротическое и любовное стремление мужчины и женщины к обретению первоначального состояния. Этот мотив присутствует и в башкирском понимании любви как достижения первоначального (духовного и физического) единства, что, в частности, нашло отражение в пословицах: “Души двух молодых едины, как узел шелковой нити”. Эта же мысль вложена в слова Старшей Матери из “Долгого-долгого детства” М. Карима, деревенской повитухи, олицетворяющей собой многовековую мудрость и житейский опыт народа: “Дети человеческие от матери только половиною рождаются. Ладного человека я в мир принимаю, руки-ноги целы, глаза-голова на месте, а у самой душа болит: “Эх, бедняжка, — думаю, — найдешь ли свою половину? Уж только бы нашел… А если не найдутся, не сойдутся бессчастные люди, то, как вот эти бесчисленные звезды, блуждать будут, Земле мигать, а друг друга не видеть. И соединить их не во власти даже Бога всемогущего. Было бы во власти, не ходило бы по миру столько одиноких душ. Вон Ак-Йондоз и Марагим… Из двух половин одну душу должны были составить. Не встретились вовремя и теперь блуждают, томясь бесконечным ожиданием”4. Башкирский дух, осмысливая любовь как живую одухотворяющую силу, овладевающую внутренним существом человека, утверждает ее в качестве метафизической субстанции гармоничных, духовно-возвышенных отношений между мужчиной и женщиной.

Брак для башкир — это гармония, соединение двух и физически, и духовно здоровых начал, ответственных за продолжение рода, за воспитание подрастающего поколения, способного достойно продолжить национальную традицию. С древнейших времен башкиры с особой заботой относились к нравственной чистоте будущей матери. В частности, большое количество пословиц и поговорок, отражающих представления людей о девичьей и женской чести, социальные требования к нравственному облику женщины позволяют судить о том, какое значение придавалось подготовке башкирской девочки к предстоящим изменениям ее онтологического статуса.

Целомудрие в общественном сознании считалось одной из главных духовных характеристик башкирской женщины. “Хоть круговая, да дорога хороша, хоть слепая, да девушка хороша”, “Хоть сорок лет невесте, но пусть будет девушкой”, “Пусть казан плох, да был бы в нем суп; пусть девушка некрасива, да был бы ум в голове”, — говорили в народе. Башкиры называли девиц легкого поведения испорченными и порой варварскими методами пытались оградить духовное и физическое здоровье нации от разлагающего влияния беспутного образа жизни. И сегодня целомудрие, нравственная чистота, скромность являются доминирующими в мироотношении башкирской молодежи, и никакие издержки “сексуальной революции”, переживаемой современным российским обществом, и ценности свободной любви, пропагандируемые западной поп-культурой, не смогли вытеснить их из общественного сознания.

Как известно, у башкир было довольно негативное отношение к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. В общественном сознании развод понимался как непристойное, аморальное явление. “Первый муж — богом дан, — говорили в народе, — второй — стыд на лице”. Развод воспринимался как тяжелая жизненная драма, калечащая человеческие судьбы и глубоко травмирующая души людей. “На свете существуют две смерти: одна — развод, другая — сама смерть”, “Чем метаться от мужа к мужу, лучше блуждай от могилы к могиле”, — предостерегали аксакалы молодых от опрометчивого и необдуманного шага. На протяжении веков народная нравственность утверждала ценность и общественную значимость добропорядочной и тихой семейной жизни (“В доме, где согласие, — изобилие, счастье; в доме, где раздор, — несчастье и горе”), подчеркивала значение и роль положительной духовно-душевной атмосферы в воспитании детей (“В доме, где раздор, дочь беспутной вырастает”). Уважение к работящим, верным и мудрым супругам народ выразил в афоризмах: “На прилежной жене дом держится”, “У отца, который не стреляет в оленя, сын и в кулана стрелять не будет”, “И возвышает мужа жена, и унижает мужа жена”, “Непутевый муж хуже зубной боли”, “В дружную семью блуд не забирается” и др. Соблюдение норм и ценностей семейной жизни, воспитание детей всегда были важными ориентирами в организации повседневного существования башкир, они сохраняют свое значение и сегодня.

Благополучную семейную жизнь и счастье супружеской пары башкиры связывали с совершением на должном уровне свадебного ритуала.

Свадебные торжества знаменуют начало нового этапа в жизни взрослого человека. Сожительство без этих церемониалов народ приравнивал к служению шайтану — черту и страшному греху (хараму). Мужчина и женщина считаются состоящими в браке только после проведения свадебного ритуала. Свадьба начинается в доме невесты, в котором проводятся и все последующие звенья ритуального комплекса: бракосочетание (никах), свадебные пиршества и угощения, первая брачная ночь, проводы невесты к жениху и т.д. Повторение свадьбы в доме жениха предполагает совершение ритуалов с символикой приобщения родов5.

Свадебный ритуал башкир — единый комплекс религиозно-мифологических воззрений, нравственных установок, эстетических предпочтений и этикетных требований народа. Каждый его символ, атрибут, эпизод, этап есть не что иное, как путь к достижению при помощи конкретных ритуальных действий (умилостивлений-жертвоприношений, магических актов) и этикетных запретов согласия с природой, родовыми божествами, духами-покровителями, гарантирующего благополучие новой семейной паре. Доминанту женского начала в свадебном ритуале, особое почитание и внимание к невесте как части природы, обеспечивающей деторождение, ритуальное оформление особого ее статуса с момента нареченности до вхождения в дом жениха можно идентифицировать с умилостивлением природы, жизнетворных сил в образе невесты. Справедливо, на наш взгляд, мнение, что отсутствие “публичных” ритуальных обругиваний невесты (в отличие от жениха), юмористических куплетов-высмеиваний в ее адрес правомерно рассматривать не как “проявление определенного такта по отношению к невесте”6, а как знак культового поклонения природе и ее силам, символизирующим плодородие в женском лице7. С культом плодородия связан, в частности, ритуал дарения невесте самки животного (овечки, телки, коровы). Приход невесты в дом жениха, каждый ее шаг (перешагивание через порог, под которым, по представлениям, находится захоронение мифических предков, первое усаживание и т.д.) ритуально фиксировались одариванием — умилостивлением духов и хозяев этих мест во имя благополучия и плодовитости молодой жены.

К ритуальным действиям, фиксирующим переход невесты в новый социальный статус (замужней женщины), относятся: изменение прически (заплетались две косы), смена девичьего головного убора — такия — на женский — кашмау, завязывание пояса, символизирующего “завязывание” и прикрепление счастья, добра, благополучия к предстоящей семейной жизни. Все эти действия сопровождались благопожеланиями, представляющими собой нравственные императивы и требования народной морали и этикета. Общественное сознание понимало, что успех брачного союза не в меньшей степени зависит и от личностных качеств будущей жены (снохи), от ее терпимости, тактичности, умения адаптироваться к новой среде и новым условиям.

Как и у других народов, у башкир существовал ритуал приобщения невесты к огню, новому очагу, в основе которого лежит культ огня как могучей природной стихии, обладающей магической очистительной силой. Знакомство с огнем чужого рода сопровождается жертвоприношениями его духу (кусочки мяса, жира). Чем выше поднималось пламя, тем благополучней, счастливей, надежней представлялась судьба молодой.

Приобщение жениха к новой социальной роли (мужа, главы семейства) имеет три этапа. Первый — от получения согласия отца до первой брачной ночи; второй — период визитов (тайных посещений) жениха к своей нареченной; третий — начало самостоятельной семейной жизни9. Его окружали особой заботой и вниманием, прибегали к различным предохранительным мерам. Существовал ряд запретов, ограничивающих привычный круг общения, а также регулирующих взаимоотношения жениха с родственниками невесты. Огромное значение придавалось этическому и половому просвещению. Зрелые мужчины и аксакалы учили молодого основам семейных отношений, делились своим жизненным опытом. В ходе свадебной церемонии жениху приходилось сталкиваться с самыми различными препятствиями-испытаниями, оценивающими его физические и духовно-душевные качества, преодолевать многочисленные трудности, выслушивать колкости и иронические выпады в свой адрес, сохранять выдержку и стойкость духа, завоевывая авторитет и уважение окружающих.

С древнейших времен свадьба оформлялась в яркое, красочное зрелище, имеющее свое специфическое национальное лицо, сопровождающееся шумными пирами, состязаниями, песнями и плясками. Существовал комплекс обрядов, характерный для данной местности. Отличия и варианты обуславливались, как правило, социальными факторами и заключались в разном количестве приглашенных, продолжительности свадебного церемониала, в богатстве подарков и т.д. Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством. Свадебные ритуалы преследовали главную цель: обеспечить молодой паре совместное будущее в согласии и в достатке.

Современная свадьба проводится скромнее, без особого размаха. По обоюдному согласию уменьшились размеры приданого, взаимных даров, сократилось время ее проведения и количество застолий. Сегодня не придерживаются категорической обязательности в соблюдении ритуалов, характерных для традиционного быта. Свадебный сценарий во многом зависит от желания молодых, от материальных возможностей сторон и т.д. и особенно в городских условиях проводится по более упрощенной схеме: сватовство, торжественная регистрация брака, застолье. В то же время этикет современной свадьбы вбирает в себя передающиеся от поколения к поколению нравственные и эстетические требования традиционной свадебной культуры. Сохраняется модернизированный вариант сватовства: получение согласия родителей девушки на предстоящий брак. Приход в дом невесты родителей жениха является как бы началом более близкого знакомства друг с другом роднящихся сторон. По древним башкирским поверьям, “пустой”, или неудачный день для ведения переговоров — вторник. В этот день, как правило, не начинают и свадебные торжества. “Одиозной”, как и в прошлом, остается фигура свата, на роль которого выбирают кого-нибудь из родственников либо друга семьи — человека уважаемого, острого на язык, с чувством юмора, в то же время хорошо знающего этикет подобных церемоний. Отец невесты вручает свату достойный подарок.

При встрече родители уточняют сроки проведения свадьбы, договариваются о количестве гостей с обеих сторон, о месте проведения свадебных пиров, о взаимных подарках и т.д. во избежание недопонимания и взаимных обид. После получения согласия родителей молодые люди подают заявление в загс, за 2—3 недели рассылают красочно оформленные приглашения с указанием места и времени проведения свадебных торжеств.

Обе стороны начинают подготовку к свадьбе: тщательно убирают в квартире, доме, приобретают подарки для родственников и гостей (как правило, мужчинам дарят рубашки, женщинам — отрез на платье, платки, полотенца и т.д.), заготавливают продукты для застолья. Для свидетельницы специальный подарок готовят родители жениха, для свидетеля — родители невесты, тем, кто помогает в организации застолья, также полагаются подарки.

Тщательно составляется сценарий. Свадьба требует четкой организации: как правило, в качестве ведущих заранее подбирают 1—2 активных человека, умеющих петь, плясать, эмоционально и свободно говорить, способных “заразить” гостей своим задором, энергией, озорством. Некоторые обращаются к профессиональным организаторам подобных торжеств. Заранее необходимо пригласить музыкантов, певцов и т.д. Если есть хороший организатор и музыкант, то на свадьбе много веселья, игр, песен и танцев. 2—3 молодых человека обычно следят за порядком, чтобы не возникло ссор и драк. Во избежание обид и недопонимания местные обычаи и игры не следует настойчиво предлагать и навязывать гостям.

Сегодня меняется сама атмосфера свадебного застолья за счет многочисленных игровых моментов, как традиционных, так и заимствованных из свадебных ритуалов других народов или из практики профессиональных организаторов свадебных торжеств. Это шуточные пожелания жениху и невесте, указы, телеграммы, поздравления в стихах, вручение различных дипломов, присвоение почетных званий и т.д. Шуточные испытания молодоженов и гостей, различные игры, соревнования придают свадебным торжествам дух приподнятости, веселья и особый жизнерадостный настрой.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в свадебную одежду молодых. Специальная свадебная одежда разового пользования (белое платье, белые туфли для девушки, строгий классический костюм и белая рубашка для молодого человека), обручальные кольца — новое веяние для башкир, обусловленное повсеместным распространением в конце 60-х годов прошлого века практики регистрации брака в официальной обстановке. Как правило, свадебный наряд для девушки и обручальные кольца были предметом заботы жениха, но сегодня, в сложных социальных условиях, молодые действуют учитывая свои возможности. Многие девушки покупают (заимствуют) свадебный наряд у близких, знакомых или берут в пунктах проката. Свадебное платье — символ чистоты, больших надежд и веры в свое счастливое будущее, свидетель самого светлого, неповторимого и ответственного периода в начинающейся новой жизни, и оно должно быть только твоим, частью твоего “Я”, не вобравшим в себя чужую энергию и другую судьбу. Некоторые поступают мудро: покупают или заказывают стильное свадебное платье или костюм, которые затем можно смело носить как нарядную одежду. Красиво, удобно, практично!

И сегодня живет, особенно в сельской местности, обычай встречать прибывающих на свадебный пир гостей. Это красочная церемония с взаимными приветствиями, любезностями, легким угощением. Хозяева заранее договариваются с родственниками, с соседями о месте для ночевки многочисленных гостей, родители жениха (невесты) остаются в доме хозяина.

Вручение подарков гостям со стороны невесты (жениха) также предполагает выполнение определенных правил: подарки должны быть аккуратно упакованы в пакеты, дарящий называет гостей по имени и вручает подарки с благопожеланиями.

Сегодня становится традицией приглашение муллы для проведения религиозного обряда бракосочетания (чтения никаха), который обычно проводится в доме невесты перед началом свадебных торжеств. На никах, как правило, приглашаются взрослые люди, родственники жениха и невесты. Заранее готовится сладкая вода, которую накрывают белым полотенцем, по поверьям, оно приобретает защитные свойства и оберегает молодых в их супружеской жизни от бед и неприятностей. После чтения никаха освященную воду дают выпить молодым.

Во время церемонии в помещении должна быть тишина: нельзя выходить или заходить в комнату, перебивать или отвлекать муллу. После никаха начинается застолье (никах ашы): присутствующие ведут неторопливый разговор о семейном долге, высказывают благие пожелания. В обязательное меню входит суп-лапша на мясном бульоне, бэлеш — большой круглый пирог, мясо с отварным картофелем, чай со сладостями, медом, печеными изделиями. Категорически запрещается употребление спиртных напитков.

Центральное место в современном свадебном обряде занимает торжественная регистрация брака. Молодожены приходят (приезжают) на место регистрации в сопровождении гостей и музыкантов. Эта церемония — свидетельство того, что родилась еще одна полноправная молодая семья с обязанностями перед собой, родителями, обществом и государством. Как известно, сегодня широкое распространение получает совместное проживание молодой пары без официальной регистрации брачных отношений. Нет смысла говорить о многочисленных негативных аспектах этого явления: будущее подобных семей и их детей весьма проблематично.

Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: “В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Под ноги невесты кладут белую подушку, приносящую счастье и удачу на которую она наступает правой ногой. В зависимости от местных обычаев мать (старшая сестра, тетя) жениха угощает медом, маслом, хлебом-солью, дает выпить сладкой воды или молока (айрана, кумыса), являющегося у башкир священным продуктом. В прошлом под ноги невесты часто бросали камень, приговаривая: “Камень тяжел там, куда он падает”. Этот отголосок древнего поклонения камню подчеркивает, что будущее молодой семьи, ее счастье во многом зависят от мудрости, основательности, твердости и силы духа молодой жены, ее способности противостоять жизненным испытаниям.

В сельской местности и сегодня живет ритуал ознакомления невесты с дорогой на родник (реку, озеро). Невеста берет в рот монету и, дойдя до водоема, бросает ее в воду (духу — хозяину) и приговаривает: “Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни!”8 Перед тем как набрать воды, она омывает лицо и руки. Данный ритуал, сохранившийся и сегодня, представляет собой важный этап в зарождающейся семейной жизни. Это не только ознакомление невесты с деревней и ее окрестностями, умилостивление духа воды, но и приобщение к своим женским обязанностям, своего рода испытание, которое нужно преодолеть с достоинством и честью (по поверьям, если из ведер невесты выплескивается вода, то судьба ее будет неудачной). После ритуального чаепития (“чай снохи”) молодая женщина вступает в свою новую роль — жены, снохи, хозяйки, хранительницы домашнего очага.

Из традиционных ритуалов, связанных с переездом невесты в дом жениха (как в сельской местности, так и в городских условиях), и сегодня сохраняется обычай развешивания в доме вещей из приданого. Молодая заправляет новым бельем свою постель, накрывает стол скатертью, диван — покрывалом, развешивает полотенца и занавески.

Есть этикетные требования и к одариванию молодых. Подарки сегодня очень разнообразны в зависимости от материальных возможностей и фантазии дарящих. Как говорили башкиры, “и пуговица — подарок, и верблюд — подарок”. Молодые благодарят каждого, кто от души преподнес им подарок. Когда принимают поздравления и подарки, жених и невеста не встают.

Отгремели свадебные торжества. Вступление молодоженов в разряд супругов очерчивает перед ними целый ряд нравственных обязательств по отношению друг к другу, к близким, родственникам, окружающим, обществу. Суть этих обязательств в лаконичной форме определяется пословицей: “Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, очаг сохранится”. Испытательным сроком для молодой семьи является годовой период, в течение которого она находится в переходном состоянии, когда советы и помощь родителей и родственников жизненно необходимы. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей со всеми вытекающими отсюда правовыми и этическими нормами, продиктованными родительским долгом и ответственностью за сохранение брака.

Литература:

1. См.: Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. — М., 1990. С. 3—155.

2. См.: Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. — Уфа, 1994. С. 12.

3. См.: Мифологический словарь. — М., 1991. С. 38, 222, 331, 385 и др.

4. Карим М. Долгое-долгое детство. Повесть; Не бросай огонь, Прометей! Трагедия в стихах. Пер. с башк. — М., 1987. С. 166.

5. Описание основных этапов башкирской свадьбы см.: Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX — XX вв. — М., 1991. С. 8—80; Султангареева Р. А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. С. 15—141.

6. Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Указ. соч. С. 69.

7. См.: Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. — Уфа, 1998. С. 135.

8. См.: Башкирское народное творчество. Т. 1. Обрядовый фольклор (На башк. яз.). — Уфа, 1995. С. 416.

9. См.: Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. С. 98—99.

 

Написать отзыв

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле