> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 04'04

Эдуард БАЙКОВ

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

НА ПЕРЕПУТЬЕ

Экология, как особая дисциплина, изучающая проблемы антропогенного воздействия на окружающую человека среду и выдвигающая конкретные меры по преодолению глобального кризиса, поставила перед мировым сообществом архиважную задачу. Насущная потребность современности заключается в выработке действенных способов решения экологических, ресурсных, демографических, технологических и других проблем, а также в поиске путей выхода из различных кризисов, приобретающих планетарный масштаб.

Научно-технический прогресс (НТП), на который всегда возлагали столь большие надежды, что сделали из науки и техники идола, на деле оказался неуправляемым процессом и привел человечество на грань всеобщего кризиса цивилизации. Разрушение природы, загрязнение окружающей среды, обострение социально-политических и экономических проблем и как следствие — порождение насилия в невиданных масштабах, нивелирование и отчуждение человека, низведение культуры до грубых инстинктов и пошлости, искажение духовных ценностей и идеалов — вот далеко не полный перечень побочных результатов индустриализации общества в XIX—XX вв., победного шествия НТР и бурного расцвета новейших технологий во второй половине XX века.

Проблема экологии, экологической безопасности заключается не только в антропогенном и техногенном воздействии на среду обитания, в результате которого нарушаются все устоявшиеся связи в живой и неживой природе, то есть в биосфере и геосфере. Это еще и нравственная проблема, вопрос морали и этики.

Не случайно виднейшие ученые современности, общественно-политические деятели, творцы и лучшие умы человечества подчеркивают, что одними лишь научно-техническими, производственными и политическими средствами кризисную ситуацию не переломить. Необходимо изменение качеств самого человека (Аурелио Печчеи), его духовное и нравственное преобразование, поворот мозгов в определенную сторону (Александр Зиновьев).

Настойчивые призывы в этом отношении, как и поиск путей преодоления кризиса цивилизации, слышатся со стороны Римского клуба — международной общественной организации, объединяющей ученых и политиков всего мира. Деятельность этой футурологической организации заключается в разработке проектов тенденций мирового развития, имеющих целью изучение глобальных проблем современности.

Согласно докладу «Пределы роста» было установлено, что основные природные и энергетические ресурсы планеты будут исчерпаны уже в первой половине XXI века, в результате чего наступит мировой экономический коллапс, если развитие мировой экономики, промышленный рост и потребление ресурсов будут продолжаться при существующих темпах. Этот доклад развенчал иллюзию безудержного роста капитала, максимального потребления, веру в неисчерпаемость земных ресурсов — сырья, продовольствия, энергии, чистой воды, пригодной для обитания человека.

Следующий доклад «Человечество на перепутье» подтвердил выводы предшествующего исследования, указав на недопустимость сложившегося в мире положения, при котором разные страны, регионы и политические блоки исходят лишь из своих меркантильных, сиюминутных интересов, руководствуясь принципом «после меня хоть потоп». Доклад показал, что действовать нужно немедленно, чтобы предотвратить надвигающийся глобальный кризис.

В докладе «Перестройка международного порядка» поднимается вопрос о порочности сложившейся практики международных отношений, основанных на превосходстве во всех сферах Запада, на противостоянии богатых и бедных стран, Севера и Юга, Запада и Востока. Необходимо включить слаборазвитые и развивающиеся страны и народы в международную систему разделения труда на паритетных началах.

Четвертый доклад «За пределами века расточительства» делает упор на возможности НТП в решении глобальных задач современности. Вывод доклада таков: современный уровень науки и техники позволяет решить все проблемы дефицита ресурсов, стоящие перед человечеством. Мешает же этому несовершенство социально-политической сферы.

Бессменный (вплоть до своей смерти в 1984 г.) президент Римского клуба Аурелио Печчеи в своей книге «Человеческие качества» обосновывает вывод о необходимости совершенствования человечеством своих качеств на основе гуманистических тенденций. Он осуждает основные ценности западной цивилизации, капиталистическую действительность, превращающую человека в обезличенное атомизированное существо. Человек в современном индустриальном, а сегодня на Западе — уже в постиндустриальном обществе растерял большинство своих традиционных ценностей и духовных ориентиров. Растворившись, с одной стороны, в безликой толпе, в массовом обществе и массовой культуре, а с другой — обособившись от всех и вся в качестве отчужденного индивида, современный человек превратился в деперсонифицированный винтик механизма общественных отношений.

Печчеи заявляет, что, прежде всего, необходимо перенести акцент с принципа удовлетворения потребностей и интересов сейчас и любой ценой на принцип улучшения человеческих качеств и способностей, выявление и раскрытие душевных и культурных возможностей человека.

Отсюда шесть целей, стоящих перед человечеством: во-первых, необходимо четко обозначить предел воздействия антропосферы на планете, распространение влияния человечества на природу; во-вторых — уяснение пределов физических и психологических возможностей человека, границы его интеллектуальной и душевной адаптации ко все ускоряющимся переменам в мире и обществе; в-третьих — сохранение достижений культуры как общечеловеческого наследия и достояния отдельных стран и народов; в-четвертых — задача построения единого мирового сообщества на равноправных и взаимовыгодных началах; в-пятых — охрана среды обитания человека, экосферы; в-шестых — комплексная реорганизация экономической сферы, действенные преобразования в производственной системе.

Следует выделить три важнейших принципа новой стратегии мирового развития. Это переориентация общества с удовлетворения потребностей на совершенствование внутренних качеств человека. Принцип разумности, подразумевающий соотнесенность человеческого разума с гуманистическими ценностями, нравственными идеалами, но не идолами, когда тенденции созидания возобладают над слепой стихией разрушения; обуздание инстинктов и безудержного потребления. И наконец, осознание человеком ответственности за все живое на планете, выдвижение принципа гармонии взаимоотношений в системе «человек-общество-природа» как главного условия выживания и человека, и природы.

Сегодня на первый план выходит проблема коэволюции — совместного и непротиворечивого развития общества и природы (антропосферы и биогеосферы), от решения которой зависит наиболее насущный и злободневный вопрос — выживание человечества, а значит, сохранение жизни как уникального феномена во Вселенной. Основной императив ныне должен звучать так: не завоевание Природы, а сотрудничество (кооперация) с ней, а где-то и подстраивание под нее. До сих пор, с момента возникновения и развития цивилизации, человек реализует однажды избранный определенный способ своего отношения к окружающему миру — экологию он заменил на технологию. Поясним подробнее.

Технология и экология есть, соответственно, специфический и неспецифический способы взаимодействия человека с окружающей средой. При этом, если экология (как способ взаимодействия) присуща всем живым организмам (биологическим системам) и означает подстройку к среде путем самоизменения в результате эволюции, то технология, означающая способ воздействия на среду путем целенаправленного проектируемого воздействия, присуща только человеку, как разумному (мыслящему) общественному существу.

Таким образом, мы видим, что существуют два способа существования организма в окружающей среде: приспособление к системе, свойственное всем без исключения живым организмам (биосистемам), и преобразование системы (для своих нужд), свойственное именно человеку. Стало быть, человек как разумное социальное существо в большей степени преобразует природу вокруг и внутри себя, нежели приспосабливается к ней. Подобное преобразование достигается за счет технологической деятельности человечества — в первую очередь, за счет конструирования вокруг и для себя подходящих условий с целью поддержания нормальной и успешной жизнедеятельности, то есть за счет создания техносферы — мира техники, служащей целям и потребностям человеческого общества.

Но технология — это не только техническая деятельность людей, ибо человек может воздействовать на природу и без применения орудий труда (то есть технических средств), используя, например, мускульную силу своего тела, психическую энергию. Действительно, если, к примеру, человек вручную перенес несколько крупных камней и перегородил ими ручей, создав плотину, то таким образом он, исключая использование каких-либо орудий, воздействовал на окружающую среду, исходя из своих потребностей, то есть в соответствии с намеченными целями — а значит, создал технологический прецедент. Психической разновидностью технологии можно считать технику самовнушения (аутотренинг, аутогенную тренировку), благодаря которой (при известной степени мысленной концентрации) изменяются те или иные процессы в биоорганизме — то есть человек опять же воздействует на природу (здесь — на свою собственную биофизическую систему). Использование биотехнологий, то есть продуктов и организмов, созданных природой без промышленно-технического вмешательства человека, но помещенных человеком в особые природные же условия и среды, и управляемые им — также относится к нетехническим разновидностям технологии.

Например, можно использовать определенные микроорганизмы для борьбы с насекомыми — вредителями сельского хозяйства. А вместо отравляющих окружающую среду и деструктивно воздействующих на нас самих искусственных (химических) удобрений применять удобрения естественные, безвредные.

Но и здесь нужно учитывать массу всевозможных нюансов. Связи в системе «биогеосфера» порою настолько тонки и так взаимно переплетены, что, нарушив какую-то одну, можно повлечь тем самым обвал остальных. Речь идет, прежде всего, о результатах генной инженерии. Генномодифицированные (ГМ) продукты уже сейчас вызывают ожесточенную полемику в обществе. Не опасны ли они для здоровья? Не влекут ли перестройку генотипа? Не влияют ли отрицательно на устоявшиеся связи и функциональную деятельность на клеточном и внутриклеточном уровнях? Какие побочные эффекты наблюдаются при использовании кормов, состоящих из ГМ-растений, для домашних животных? Как видим, острых и актуальных вопросов предостаточно. При этом не следует забывать, что тончайший механизм природы нарушается в результате деятельности человека, активно вмешивающегося в этот механизм на протяжении многотысячелетней истории. Вмешательство это пережило подлинный взрыв с начала промышленной, а затем и научно-технической революции. И подчас человек в этой своей деятельности вел и продолжает вести себя подобно слону в посудной лавке. В результате мы имеем целый сонм проблем и стоящих перед нами вызовов.

Жизнь на Земле эволюционировала поэтапно: от геосферы — неживой природы, косной материи, через биосферу — живую природу, оживотворенную материю, к ноосфере — разумной природе, одухотворенной материи.

В свое время В.И. Вернадский (одновременно с Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом) предрекал торжество ноосферы, ведущей к скорому наступлению эпохи высшего расцвета разума. Имелось в виду, что человеческий коллективный разум, всепознающий и всепреобразующий, основанный на принципах высочайшей духовности и проникнутый добродетелью и нравственностью, выйдет на планетарный и даже космический уровень, сделавшись определяющим фактором и основанием эволюции природы в целом и человеческой цивилизации в частности. С позиций нашего времени мы можем констатировать, что прогнозы выдающегося ученого касательно «разумной геологической силы» осуществились лишь частично, точнее, сбылась оборотная сторона его предсказания.

Разум действительно сделался преобладающей силой в общественном развитии, приведя человечество к информационному обществу. Но разум этот напрочь лишен своей духовной основы, этической составляющей. Это — голый рассудок, бездушный интеллект, тотальная и всеохватывающая информация, индифферентная по отношению к принципам духовности и гуманизма. Это — дьявольский разум, создавший свое особое информационное поле (информосферу), в котором современные граждане постиндустриального общества существуют на положении информационных рабов. Вместо ноосферы — информосфера, вместо расцвета разума — торжество кибер-Сети (информационной Паутины). Стоит только вдуматься в смысл этих терминов, внедренных в общественное сознание западными идеологами и властителями дум. Сеть (Net), в которую улавливают потерявшиеся одинокие человеческие души, и Паутина (Web), затягивающая индивидов для прокорма ненасытного американо-атлантистского Паука. Эта Сеть-Паутина (Интернет вкупе с электронными СМИ и сотово-спутниковой связью) раскинута устроителями «нового мирового порядка» надо всем миром, никто из живых существ — людей, животных, растений — не может ныне выпутаться из нее. Биосфера пронизана и опутана информосферой, управляющей антропосферой (техносферой, социосферой и этносферой). Своим содержанием (информационным содержимым) она все более несет лишь духовное убожество, моральное разложение, психофизическое уродство и, в конечном итоге, истерию всеобщей гибели людей — обладателей развитого разума, — и всего живого вещества планеты. Зловещий информационный Паук-кровопийца своим деструктивным воздействием опустошает сознание и психику жителей планеты Земли, обрекая духовно чахнуть и физически вымирать. Цель — удовлетворение паразитических потребностей «ловцов» «золотого миллиарда». Интересы жрецов мондиализма и глобализации ни в какой точке не пересекаются с интересами и судьбами человечества и каждого гражданина.

В традиционном обществе человек жил, прежде всего, в окружающей среде и лишь затем в обществе себе подобных. В современном обществе человек живет уже преимущественно в социуме, а природная среда отходит на второй план. В информационном же обществе человек живет, в основном, в условиях информационной сферы, окутанный и пронизанный ею, все более обособляясь индивидуально от общества и прерывая всяческие связи с окружающей природной средой, возводя вокруг себя искусственную среду обитания, опять же основанную целиком на информационных технологиях. Так происходит постепенное (процесс этот растянут на века) отчуждение человека от природы, от общества, от техносферы и от самого себя.

Технико-технологическая деятельность присуща человеку с тех самых пор, как люди превратились в разумные общественные организмы. Ныне же «гомо информатикус» окружил себя миром техники и технологий, отгородившись от той среды, откуда вышел сам, по крайней мере, несколько миллионов лет тому назад, и не осознавая глубоких неразрывных связей с биосферой. Все необходимое для нормальной жизнедеятельности человека создано исключительно биосферой — совокупностью живого вещества планеты, — то есть главное, основное значение для существования антропосферы приобретают в процессе эволюции опять же биокосные (то есть вещественные, но порожденные биогенными процессами) компоненты биосферы. И давно уже следует признать себя не «венцом творения», а звеном (пусть и важнейшим на сегодняшнем этапе) единой высокоорганизованной биосоциосистемы — системы «человек-общество-природа». Говоря языком современной теологии и философского идеализма, человечество предназначено Творцом к преодолению с помощью разума мировой энтропии. К сожалению, мы вместо обуздания хаоса лишь способствуем энтропийным процессам. Самое важное, но и самое трудное заключается в том, чтобы духовно и нравственно изменить самого себя и свое отношение к миру каждому Человеку разумному.

Чтобы выжить самому и не погубить жизнь на планете, человеку необходимо научиться жить в ладу с самим собой и со всем окружающим миром. Социальная эволюция должна гармонировать с биологической эволюцией. Таков принцип коэволюции — совместного непротиворечивого развития человека и природы. Принцип коэволюции становится в настоящее время основополагающей потребностью современности. Устранить сложившееся противоречие между обществом и окружающей средой, встать на позиции действительно мыслящего существа и обеспечить единое развитие — в этом заключена насущная задача, неотложно стоящая перед всем человечеством.

Прежде всего, речь идет о становлении планетарной этики, в основание которой положен принцип личной ответственности за все живое. Не человек должен стать мерой всех вещей, а сама жизнь во всех ее проявлениях. Живая природа и среда ее обитания — вот подлинная самоценность бытия в мире. Антропоцентристская самоуверенность человека, полагающего себя «венцом творения», и пренебрежительное отношение ко всему, что его окружает, в том числе и к «братьям нашим меньшим», может обернуться гибелью самого человека. Во взаимосвязанном мире, в котором живет человек, уничтожение одного важнейшего компонента, звена, приведет к уничтожению всей системы. Относясь к природе потребительски и захватнически, человек рубит сук, на котором сидит.

Сегодня перед человечеством встали конкретные экологические, социальные и нравственные проблемы, проблемы выживания. Это и безудержный рост населения планеты, обеспечение его продовольствием, питьевой водой, территориями проживания, медикаментами. Это и отрицательное техногенное воздействие человечества на окружающую среду, вызывающее проблемы парникового эффекта и глобального потепления, разрушения озонового слоя, вырубки лесов и опустынивания, загрязнения земли, вод и атмосферы промышленными выбросами, химическими удобрениями и ядовитыми веществами, истребление живых существ, сопровождающееся невосполнимым исчезновением представителей флоры и фауны. Это и бездумная гонка потребления, непродуманный экономический рост, неэффективное использование природных ресурсов, заключающееся в проблеме дефицита энергии, нехватки сырья, накопления огромного количества неперерабатываемых отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. Это и состояние физического и психического здоровья человека, ставящее перед обществом проблемы генетических мутаций и уродств, вспышек массовых инфекционных заболеваний, радиоактивного и химического загрязнения среды обитания, повседневных затяжных стрессов и социальных конфликтов, увеличение числа психических заболеваний, СПИДа, наркомании и алкоголизма. Наконец, это и противостояние бедных и богатых, как в масштабе социальных групп, так и в масштабе целых регионов, стран и народов, что влечет за собой проблемы социального, экономического, политического (в том числе военного) и культурного неравенства. Терроризм, шовинизм и национализм, религиозный фундаментализм и крайний трайбализм, с одной стороны, и глобализация, мондиалистские устремления, культурная и политико-экономическая экспансия, неоправданная экстраполяция ценностей какой-то одной страны (США) и цивилизации (Запада) всему миру, с другой стороны — противостояние культур.

Стоящие перед человечеством проблемы влекут за собой кризисы, катастрофы, которые, раз возникнув, будут нарастать лавинообразно. И происходит это на фоне тотального отчуждения человека. Вначале, с развитием капиталистических отношений и становлением индустриального общества, человек отчуждается от природы. Затем в процессе мировых потрясений — экономических кризисов, мировых войн, становления тоталитарных режимов, а также создания техносферы (сферы техники) и информосферы (информационной среды) человек отчуждается уже от общества. Сегодня происходит отчуждение и от техносферы, так как человек разочаровался в возможностях науки и техники. В дальнейшем человеку грозит отчуждение от самого себя, когда он потеряет последнюю веру в здравый смысл и действенность моральных императивов, в гуманистический принцип общественного бытия. Это чревато нравственной и интеллектуальной деградацией и в прямом смысле слова одичанием человека.

Человечеству достало сил и мощи создать искусственную природу, подчинить себе естественную природу, стать определяющим фактором эволюции на планете и подчинить своему контролю многие процессы, происходящие на Земле. Но человек не в состоянии контролировать антропогенное воздействие, обуздать вырвавшиеся на волю стихийные силы технического монстра, демона НТП. Человек из сожителя и соседа превратился в диктатора природы и одновременно в раба и заложника собственной неуемной деятельности.

Перед людьми всего мира встала одна-единственная главенствующая проблема: или изменить себя и свое отношение к миру, к окружающей действительности, или… исчезнуть с лица земли, прихватив с собой в ад остальные живые организмы, населяющие планету. Необходим диалог, взаимопонимание и гармоничные отношения как между личностью и обществом, так и между человеком и природой.

Гуманистическое отношение к миру и к самим себе должно основываться на таких человеческих качествах, как сострадание, уважение, ответственность и долг, стыд и совесть. Жизнь — величайшее достижение, непреложная ценность бытия и самый драгоценный подарок Вселенной миру. Сохранить ее и приумножить — долг, потребность и цель человечества!

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАТЬЕ

ЭКОЛОГИЯ — 1) комплексная наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой, а также наука о среде их обитания; 2) всестороннее изучение воздействия человеческой деятельности на окружающую природу, а также изучение взаимоотношения природы и общества; 3) комплекс научно-практических мер по охране растительного и животного мира, по защите окружающей человека среды, то есть природоохранная деятельность человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЛАНС (экологическая обстановка) — равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС — отрицательное изменение биосферы, ведущее к резкому ухудшению среды обитания человека, нарушению экологического баланса.

БИОСФЕРА — область земной жизни, среда обитания живых организмов и системная совокупность флоры и фауны, живая и активная оболочка Земли.

НООСФЕРА — мыслящая оболочка Земли, область распространения разума, среда взаимодействия человечества и природы.

КОЭВОЛЮЦИЯ (кооперативная эволюция) — совместное, взаимообусловленное и взаимосвязанное развитие общества и природы, человека и окружающей среды, принцип гармоничного сосуществования биосферы и антропосферы под направляющим и определяющим руководством ноосферы.

АНТРОПОСФЕРА — человеческая оболочка Земли, совокупность всего человечества и среды его непосредственного обитания и деятельности. Включает в себя этносферу (совокупность народов, наций), техносферу (продукты материальной культуры) и информосферу (продукты духовной культуры), а также социосферу (общество в целом, включая социальные отношения и связи). По своему основанию (человек как разумное общественное существо) антропосфера и ноосфера совпадают.

 

Написать отзыв

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле