> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

11'04

Нелли Ахметжанова

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Феноменальный певец

XX век вписал в историю традиционного исполнительского искусства Республики Башкортостан ряд блистательных имен — Г. Альмухаметов, С. Абдуллин, И. Султанбаев, М. Хисматуллин. Среди них имя народного артиста РБ, лауреата государственной премии имени С. Юлаева — Абдуллы Султанова вызывает особое восхищение у многочисленных ценителей песенного наследия башкирского народа.
Абдулла Афзалович Султанов родился 25 сентября 1928 года в семье крестьянина в деревне Кубагушево Тамьян-Катайского кантона БАССР (ныне Учалинский район Республики Башкортостан).
Загруженная домашним хозяйством, неразговорчивая мать — Махиямал общалась с любимым ребенком языком задушевных песен. От отца — Афзала с детства он узнал и запомнил классические образцы «озон-кюй» — «Урал», «Томан», «Буранбай»... Мальчика задели за живое мелодии, доносившиеся из патефона соседей Гиниатуллиных.
Учительница начальных классов Мафтуха Суфьяновна, услышав пение семилетнего Абдуллы, была поражена его музыкальной одаренностью. Она стала выводить его на школьную сцену. Слушатели были очарованы талантом маленького самородка, искусством пения «озон-кюй». Жители деревни спрашивали у организаторов концертов: «Будет ли выступать «кубагушевский соловей»?..»
С 1939 года, после окончания начальной школы, одиннадцатилетний Абдулла стал пасти совхозное стадо. Он проработал пастухом до самой пенсии. Каждое утро Абдулла исправно выводил стадо на пастбища. Сельская природа побуждала его к импровизации. На тростниковом курае, деревянном кубызе, на свистульках, сделанных из листьев деревьев и травы.
В деревне Кубагушево, на родине певца, от жителей пожилого возраста можно услышать разные истории, легенды о пастухе — певце и кураисте. В одной из них говорится: «Впереди идет кураист, под мелодичные звуки курая стадо коров строем возвращается с пастбища».
В 1950—70-х годах А. Султанов активно участвует в районной художественной самодеятельности.
В 1955 году в Москве проходила Декада башкирской литературы и искусства. На заключительном концерте кураист А. Султанов аккомпанировал юной талантливой исполнительнице башкирских народных песен, уроженке Учалинского района Н. Аллаяровой.
Зачисленный в состав танцевального ансамбля «Юлдаш» (впоследствии «Лэйсан»), он принимал участие в различных смотрах художественной самодеятельности, проходивших в городах СССР, выезжал на гастроли в Германию, Португалию, Польшу.
В 1977 году на I Всесоюзном фестивале лауреатов художественной самодеятельности А. Султанов в сопровождении ансамбля кураистов Зианчуринского района с огромным успехом исполнил на сцене Кремлевского Дворца съездов знаменитую башкирскую народную песню «Урал».
В 1990 году мощному завораживающему голосу А. Султанова рукоплескали концертные залы России, Румынии и Франции.
1991 год, декабрь месяц. Дворец строителей г. Магнитогорска заполнен до отказа. Для участия в торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения легендарного героя гражданской войны, комбрига, историка и публициста Мусы Муртазина, приехали и представители Учалинского района. После завершения торжественной части был большой концерт с участием мастеров искусств.
...На сцену вышел в национальном костюме коренастый певец. Он начал петь...
Листы, ай листы, еще раз белый лист,
Буранбай нам письма написал.
Буранбая письма читая вслух,
Горько плачут старики деревни...

Голос певца льется широко, словно по просторам родных полей и гор. Достигнув кульминации, он опускается к самому низкому грудному звуку... Певец завораживает слушателей своим голосом, глубокой образной передачей душевной боли башкирского народа по свободолюбивому сыну Буранбаю... Певец закончил петь. После минутной паузы публика, очнувшись от пережитого потрясения, начинает громко рукоплескать и вызывать певца на сцену... И Абдулла Султанов в сопровождении кураиста М. Ямалетдинова исполняет песни, воссоздающие историю, картины родного края: «Колый кантон», «Бииш», «Таштугай»...
В 1992 году в прессе появляется сообщение о присуждении Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева группе деятелей литературы и искусства. Среди награжденных был А. Султанов. Он был удостоен премии за выдающееся исполнительское мастерство и за большой вклад в пропаганду народного песенного искусства.
В 1993 году состоялся творческий вечер, посвященный 65-летию певца. Администрация г. Учалы в знак признания дарит ему благоустроенный дом в родной деревне Кубагушево.
Но в том же году случилась беда. Он шел после репетиции торжественного концерта из оперного театра и попал в аварию. Несмотря на все усилия врачей, Абдулла Султанов навсегда потерял зрение.
В 1996 году певец вместе с ансамблем «Уралым» (Учалинский район) принимает участие в I Московском международном фольклорном фестивале. По возвращении из Москвы Указом Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова за выдающиеся заслуги в развитии башкирской музыкальной культуры, за пропаганду народных песен и высокое исполнительское мастерство А. А. Султанову было присвоено почетное звание «Народный артист Республики Башкортостан».
Песенное наследие певца самобытно и многогранно. Значительную часть его репертуара составляют протяжные лирические песни — озон-кюй.
В его богатом и разнообразном репертуаре песни о войнах и походах («Кахым-туря», «Караван-сарай», «Сыр-Дарья», «Эскадрон», «Армия»), о ссыльных и беглых («Буранбай», «Бииш», «Гумеров», «Шагибарак» и др.), о кантонных начальниках («Колый-кантон», «Альмухамет-кантон», «Тевкелев», «Турэкей»), о тяжелой доле башкирских женщин («Зюльхизя», Зюльхабира», «Гильмияза»). Немало песен посвящено красоте родной земли («Соловей», «Тюяляс», «Кук-тау»).
У А. Султанова абсолютный музыкальный слух и память. В одном из концертных выступлений он с блеском исполнил песни, выдержанные в стиле озон-кюй, затем спросил у ведущего: «А сейчас какая песня должна прозвучать?» «Сибай», — сказал ведущий. Певец ответил: «Ярай» (в переводе с башкирского — «ладно») — и затянул протяжную лирическую песню. Ему хватило минуты, чтобы вспомнить и безукоризненно исполнить народную песню.
Абдулла Султанов немногословен. Не любит он рассказывать истории и легенды, связанные с исполняемыми песнями, хотя является хранителем и знатоком устного поэтического творчества башкирского народа.
Перед выступлением А. Султанов никогда не распевается, сидит молча, задумавшись.
Голос его обладает поразительной полетностью, необычайной широтой диапазона, большой силой звучания. По-видимому, одна из главных причин прекрасного владения голосом и певческим дыханием состоит в том, что Султанов виртуозно играет на курае. Впрочем, сам певец утверждает, что он не кураист, а прежде всего певец и на курае играет для души.
С особым вдохновением поет А. Султанов лирические песни. Он завораживает слушателей присущей только ему тембровой окраской голоса и удивительным по звучанию, чисто национальным «моном». Это надо слушать и слышать!
А. Султанов говорит: «Когда я пою, меня посещают разные мысли. Я невольно взлетаю в небеса, вижу там родные горы, леса, реки... И душа наполняется светом, я нахожусь в стихии народной музыки...»
В своих воспоминаниях основатель Башкирской хоровой капеллы, Т. С. Сайфуллин пишет: «Он «Буранбай» так спел, что я просто онемел! Подобного пения я в жизни не слышал! Это такой голос! Здесь есть и внутренняя глубина, и потрясающий диапазон, голос легко поднимается вверх и легко опускается вниз...»
Вокальному искусству А. Султанова присуще тонкое знание культуры пения озон-кюй с ее выразительной мелодикой, непостоянной, меняющейся метроритмикой. В процессе исполнения песни, отдаваясь сиюминутным творческим порывам, певец как бы предопределяет объем вокализации. Отсюда слоги поэтического текста звучат как разнообъемные мелодические попевки. При таком свободном музыкальном интонировании происходит продление объема строк поэтических текстов.
Абдулла Султанов смело отодвинул устоявшиеся правила одноголосной трактовки озон-кюй, раскрыв слушателям их многоголосную природу. Он доказал, что на основе тембрового сочетания двух разных типов голосов могут возникать скрытые многообразные полифонические приемы развития в классических образцах башкирских озон-кюй.
Творчество Абдуллы Султанова воплотило в себе лучшие достижения народных певцов юго-восточного Башкортостана. Феномен его многогранного певческого таланта всегда будет удивлять слушателей и исполнителей башкирских народных песен.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле